Суббота, 20-04-24, 13.35

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [24]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [37]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [58]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [2]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Из истории обновленческой викарной кафедры в г. Уржуме:
Д. Н. Казаков
Из истории обновленческой викарной кафедры в г. Уржуме:
первые годы
 
В очерке «Соборный батюшка» я кратко рассказал о том, как зародилась в городе Уржуме проказа обновленческого раскола, разбившая общину верующих на два враждебных лагеря на многие годы. Теперь же хотелось рассказать, как укреплялось и развивалось в Уржуме это течение, и кто стоял во главе его.
Если хорошенько разобраться в дошедшей до нас документации тех лет, можно сделать смелый вывод, что еще ДО передачи Троицкого собора обновленцам, в Уржуме успела образоваться обновленческая викарная кафедра, пока без епископа, возглавляемая бывшим священником собора Филаретом Домрачевым. Произошло это, скорее всего, вскоре после возникновения в Уржуме обновленческой группы верующих (точная дата пока не установлена), в короткий срок распространившей свое влияние на другие приходы Уржумского уезда - обновленцы не теряли времени даром.
Об этих событиях может косвенно говорить тот факт, что уже на следующий день после передачи Уисполкомом Троицкого собора обновленческой группе 27 ноября 1923 г., 28 ноября, Уржумский «викарный совет» разослал «отношение» верным своим сторонникам по уезду, в частности, благочинному 2-го благочинного округа, целиком (кроме одного прихода из 11) перешедшего на сторону обновленцев о том, что «получено официальное известие о созыве Епархиального собрания между 19-30 декабря, на каковое собрание требуется избрать делегатов...» Этот документ прямо указывает на то, что к моменту захвата Троицкого собора в Уржуме уже БЫЛО викарное обновленческое управление и, более того, имевшее сторонников в уезде. Незадолго до этого, подобные обновленческие викарные кафедры возникли еще в двух местах обширной Вятской епархии -в Яранске и Сарапуле, уже возглавляемые к этому времени собственными епископами. Впоследствии в сферу этих викариатств подпало большинство районов Кировской области, и в целом на юге губернии как бы образовался «обновленческий пояс», просуществовавший до заката обновленческого движения.
30 ноября 1923 г. в с. Синцово второго благочинного округа состоялось заседание окружного духовенства, на котором было выбрано несколько делегатов на епархиальный съезд, которые снабдили «наказом для заявления... о нуждах верующего округа и о пожеланиях настоящего собрания». Примерно такие же собрания произошли и в других обновленческих округах и приходах. А 12 декабря 1923 г. в истории Уржумского обновленчества произошло «знаменательное событие» - его возглавил первый уржумский викарный «епископ», в которого был рукоположен о. Филарет Домрачев.
В следующем, 1924 г., Уржумское викариатство было упразднено и до 1927 г. входило в состав Яранского обновленческого викаратства, которым управляло сразу два «епископа» - с 15 августа 1924 г. по 25 февраля 1925 г. Василий Бехтерев (переведен на Архангельскую кафедру) и с 1924 г. по 31 января 1925 г. Филарет Домрачев; по всей видимости, один «иерарх» управлял восточной частью викариатства, а другой - западной. Достоверно известно, что сам Филарет Домрачев проживал даже не в Яранске, а в п. Советск, видимо управляя восточной частью викариатства - бывшим Уржумским викариатством. В Советске его «кафедральным храмом» стала Спасская церковь.
Управляя викариатством из п. Советск, Филарет Домрачеев не забывал время от времени посещать с визитом вверенные ему обновленческие приходы. До нас дошла сводка ОГПУ, в которой сообщалось, что 24 декабря 1924 г. «епископ» Филарет прибыл в г. Уржум, в Троицком соборе которого сделал «доклад о взаимоотношениях обновленческого движения с тихоновцами», убеждая горожан не поддерживать последних. Из Уржума, в котором «владыка» начинал свой духовный путь, он проследовал в с. Буйское, в котором сделал такой же доклад.
В 1925 г. и само Яранское викариатство было упразднено, а его «епископ» Филарет, после отъезда Василия Бехтерева управлявший им единолично, переведен на Лукояновскую кафедру Нижегородской епархии, сохранив за собой управление бывшим викариатством, до 1927 г., а, возможно, даже сохранив и прежнее место жительства.
С 1927 года открылась новая страница в истории Троицкого собора, когда в Уржум прибыл новый обновленческий «епископ» Иннокентий (Копейкин) и вновь было воссоздано Уржумское викариатство. Первый Уржумский обновленческий «епископ» Филарет был перемещен еще в 1925 году на Лукояновскую кафедру («Акты патриарха Тихона…»). В ГАКО сохранилось любопытное прошение лебяжских обновленцев с просьбой остаться ему на старом месте «для укрепления в нашем округе обновления церковной жизни».
21-22 декабря 1927 года на пастырско-мирянском собрании было избрано Уржумское викарное управление, утвержденное Вятским епархиальным (обновленческим) Управлением в следующем составе – председатель «епископ» Иннокентий, товарищ председателя новый соборный «священник» Симеон Балезин, членами – «протодиакон» Александр Зубарев, мирянин Митрофан Иванов – будущий священник Митрофаньевской церкви. В Уржумском архиве сохранился протокол того собрания, в начале которого «епископ» Иннокентий призвал всех « к неустанной работе на Ниве Христовой путем внедрения в сознание самих себя и верующих идей светлого обновления». На собрании были заслушаны доклады: о церковной жизни в настоящий момент, о «просветительской» работе Уржумского викарного управления, о причислении новых сел в состав викариатства. Сам Троицкий собор стал считаться Кафедральным. 
В 1927 г. Филарет Домрачев переводится еще дальше от Уржума - на Курганскую обновленческую кафедру с оставлением управления им уржумскими и яранскими обновленцами, чему те яростно воспротивились, оставшись без своего «архипастыря».
Сохранилось «прошение» лебяжских обновленцев за 1927 г., в котором косвенно указываются все вышеприведенные факты.
Привожу его полностью:
 
"Его Преосвященству
Преосвященному Филарету
Епископу Яранскому духовенства
и представителей от мирян
благочинного округа
Уржумского уезда,
состоящих в Яранском викариатстве
 
Прошение
 
Назад тому 4 года, когда в Русской Церкви появился т.н. тихоновский раскол Вы, Ваше Преосвященство, приняли на себя архипастырство над нашим викариатством в приходах нашего округа, состоящего из 10 приходов, а после разделения викариатства из 6, тогда как и везде началось брожение Тихоновщины. Для отражения тихоновской пропаганды приходы нуждались в мудром руководстве. Вы от появления тихоновского раскола и по сие время мудро и энергично руководили и воодушевляли пастырей и пасомых в стоянии на синодальной платформе церковной жизни. Три года Вашего архипастырства, за исключением одного прихода, весь Благочинный округ, состоящий из 10 приходов, оставался в ведении св. Синода. Пастыри и пасомые духовно сроднились с вами и не думали о разлуке со своим Архипастырем. Но вот ныне нам стало известно, что св. Синод перемещает Вас на другую кафедру и мы, опечаленные этим известием, решили сделать попытку об удержании Вас в нашем викариатстве, а потому обращаемся к Вашему Преосвященству с просьбой не найдете ли вы возможность остаться у нас, а мы готовы ходатайствовать перед св. Синодом о том, чтобы он оставил Вас в нашем викариатстве еще некоторое время для укрепления в нашем округе обновления церковной жизни.
 
К сему прошению
Вашего Преосвященства
Благочинный с. Красноярского
Протоиерей Григорий Ушаков"
 
Ходатайство лебяжских обновленцев не помогло - «епископ» Филарет был отправлен в Курган (но в 1930-е годы он вновь вернулся на Яранскую обновленческую кафедру), а в конце 1927 г. было вновь воссоздано уржумское обновленческое викариатство, просуществовавшее до 1936г., с назначением «епископа» Иннокентия (Копейкина), о судьбе которого следует рассказать особо, как о человеке, сыгравшем особую роль в истории обновленческого движения г. Уржума. С его прибытием в г. Уржум началась новая история Уржумской обновленческой кафедры.
12 августа 1930 года в Уржум вновь прибыл обновленческий архиепископ Иннокентий по назначению синода. В район его деятельности входил весь юго-запад области, начиная от Богородского и Лебяжского районов. 30 сентября 1930 года в Казанской церкви состоялось общее собрание верующих общины Троицкого собора, на котором были решены вопросы о ремонте храма, его содержании, избрании должностных лиц и их содержании. Председателем был избран архиепископ Иннокентий, он же настоятель собора.
Звезда обновленчества склонялась к своему закату. Даже советская власть уже не поддерживаала обновленцев так широко как и прежде. Былая заинтересованность в поддержке раскола отпала, поскольку Православная Церковь вновь сплачивала свои ряды и была сильна как никогда прежде. Сильна духом и верою в Господа своей паствы. И теперь главное средство в борьбе с Церковью власть видела только в тотальном терроре, который начинал принимать все более страшные обороты. 29 апреля 1935 года обновленческий синод принял решение о самоликвидации. Все прошло тихо, даже не созывали собор. Не из кого было собирать собор… Какое громкое было начало и какой тихий конец.
Спустя несколько месяцев прекратила свое существование и обновленческая община города Уржума, а ее имущество Казанской церкви передано в пользу Патриаршей церкви о чем был составлен акт от 23 сентября 1935 года. После этого бывший архиепископ Иннокентий вышел в заштат и переехал на жительство в село Буйское, где церковь, правда, уже была закрыта. Мне не известно, покаялся ли на склоне дет этот 65-летний человек в совеем уходе в раскол, но власть не преминула расправиться и с ним: в феврале 1937 года он был арестован и Кировским областным судом осужден на 8 лет тюремного заключения.
 
Источники и литература:
«Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти». 1917-1943: сб. в 2ч./ сост.. М.Е. Губонин.
-М., 1994. ГАКО ф 274 оп 1 д 5л 4.
ГАКО ф Р- 2168 оп 1 д 166 л 5, 14
ГАСПИКО ф 2 оп 7 д4 л 48
УАО ф 10 1 д 57 лл 23-24
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (08-06-10) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 1352 | Теги: Иннокентий Копейкин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024