Пятница, 19-04-24, 04.59

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [24]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [37]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [58]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [2]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Сказание о монахе Тихоне земли Уржумской Чудотворца.
Андрей Лебедев
Сказание
о монахе Тихоне
земли Уржумской Чудотворца
 
По благословению Высокопреосвящейнейшего
Хрисанфа
Митрополита Вятского и Слободского
 
Вятка
2008
 
    Почти сто лет назад, в начале 20 века жил на вятской земле, близ Уржума дивный подвижник-отец Тихон. От юности вел добродетельную жизнь, усердно посещал Божий храм, не желая никакой человеческой славы и внешних почестей своему искреннему, а не показному благочестию, святой муж принял на себя подвиг юродства, или мнимого безумства Христа ради.
    Образ жизни юродивых есть род самоотвержения, в котором человек отказывается от всего житейского и суетного. Требования плоти, телесный комфорт и приличия, обычно принятые в обществе ими отвергаются. Забыв о себе, они в глазах света действительно были безумны (1Кор.3,18), но только не по отношению своего разума, а по отношению к злу и той мудрости века сего, которая по выражению апостола Павла, есть безумие пред Богом…(1Кор.3,19). Их цель - быть «нищими духом» ради Царствия Небесного. И вследствие такой цели юродивые как святые составляют в Новозаветной церкви отдельный чин подвижников благочестия. Этот чин святых не очень многочисленен и это, конечно, потому, что юродство есть путь к спасению очень трудный и опасный, кто пойдет на такую полную лишений жизнь, тем более что земной награды за нее не предвидится. Святые мужи, отрекавшиеся себя по доброй воле на подвиг юродства, жили и действовали не только не согласно с правилами этого суетного мира, но помня слова Священного Писания: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным» (1Кор.3,18) они с дивным терпением переносили поругания, презрение, и нередко, побои от людей, голод и жажду, зной лета и холода зимы и не имели постоянного пристанища. Как ни безрассудны, по-видимому, были поступки блаженных, однако ничего не делали напрасно, все «странности» имели глубокий смысл… Они всегда сохраняли возвышенный дух и всем своим существом устремлялись к Богу; «ругались» миру и в то же время обнимали всех совершеннейшей любовью, проводили всю свою жизнь в тайных слезах и молитвах за своих ближних, погибающих во грехах, а равно и за тех, от кого принимали поношения и обиды с еще большим усердием.
    Причина, по которой появились юродивые, скрывается в крайне тяжелом для них сознании своих грехов. По чувству глубочайшего смирения и самоуничижения эти святые люди почитали себя достойными презрения от всех людей Поэтому , эти строгие к себе праведники, составлявшие сор для мира(1Кор.4,13), не понимавшего их, и не стоившего их (Евр.11,38), в действительности были облагодетельствованные чада света (Еф. 5,8), соль земли, по учению Христову (Мф.5,13), и будучи младенцами по духу и незлобию (Мф.18,3; 1Кор.14,20) - они при всей кажущейся простоте, очами духовными легко и ясно прозревали будущее, разрешали трудности настоящего и четко раскрывали прошлое. «Как Ангелы - Лоту в Содоме и Агари в пустыне, как пророки Нафан - Давиду и Илия - Ахазу, явились они современникам своим (говоря словами Герасима, епископа Ревельского) -незваные, неожиданные, но в самую пору нужную для людей; одним со словами надежды и милости Божией, другим- с угрозой суда Божьего».
    Юродивыми нередко становились иноки, которых не удовлетворяли обычные монашеские подвиги. Так в 6 веке крест юродства приняли преподобные Серапион Сенданит, Фома Сирийский, Симеон Палестинский. Однако нигде не было такого количества святых-юродивых, сколько на Русской земле. Из русских иноков и священства подвиг юродства принимали на себя преподобный Исаакий Затворник, преподобный Михаил Клопский, иерей Максим Тотемский, а из 20 века иеросхимонах Феодосий Кавказкий, пока местночтимый Ставропольской епархии живший с 1841 по 1948 год.
    К числу таких избранников относился и Христа ради юродивый иеродиакон Тихон оставивший о себе незабываемую память в местах около Уржума.
 
Путь старца.
 
    Не много пока известно о подвижнике Тихоне, часто жизнь юродивых остается тайной. Тайну юродства Прокопия Вятского, благословленного архимандритом Трифоном Вятским на подвиг молчальничества, узнали лишь после его смерти. Так многое и у отца Тихона покрыто завесой неизвестности, о жизни мы знаем благодаря воспоминаниям о дарах прозорливости, исцелений и другим чудесах которые сопровождали которые подвиг блаженного.
    Известно, что отец Тихон родился в деревне Кугерь Уржумского уезда Вятской губернии около 60-х годов 19 века. Его родители были набожные крестьяне Кожевниковы. Они занимались сельским хозяйством и имели средний достаток, а в своем сыне видели опору и продолжателя своего хозяйства. Очень рано умирает его мать, а затем отец, но так как материальное благополучие не привлекало его, то он вместе с монахинями-односельчанами уезжает в монастырь, скорее всего это была Киево-Печёрская лавра.
    Прошли годы, и теперь уже монах Тихон появляется вновь на родине. Причины появления точно не известны, но возможно настоятель заметил у него необыкновенные способности и благословил отца Тихона на подвиг юродства в мир, тогда он возвращается в родные края, где подвиг юродивого нести тяжелее: здесь живут родственники и люди, которые его знали с детства. Вернувшись в родные места, отец Тихон поселился в родной деревне Кугерь. Там он жил в семье своего дяди Даниила. Здесь впервые люди стали замечать, что он ходит в старом вытертом тулупе и рваных валенках и зимой и летом. Но самым странным жителям деревни казалось то, что он летом часто одевал валенки, а зимой ходил босиком по снегу. Лишь не многие поначалу стали догадываться, монах Тихон идет трудным путем служения Господу - юродства Христа ради.
    Так одна женщина увидела его идущим летом в валенках и очень «удивлялась». «Хорошо, когда смеются» -ответил ей отец Тихон. Намеренно унижая себя, он показывал людям смирение. По словам лреп. Исаака Сирина: «… совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения. Кто истинно смиренномудр, тот, будучи обижен, не возмущается и не говорит ничего в свою защиту о том, в чем он обижен, но принимает клевету, как истину». Поэтому снося внешние унижения, он смирял себя внутренне. Тот же преподобный Исаак Сирин говорит: «…пока человек не смирится, не получит награды за свое делание. Награда дается не за делание, а за смирение.».
    Вот за такое смирение и явил Господь на своем угоднике плоды всемерной любви к ближнему и дары чудотворений и прозорливости. Вот пример: в семье, где жил он, родственница накричала на дядю Даниила. Отец Тихон сказал ей: «Может, ты в последний раз на него кричишь», а потом, указывая на двор, добавил: «У нас сараев-то здесь не будет, будем картошку садить». Сказав это ушел из дома. Днем произошел пожар и дом со всеми постройками сгорел, а дядя Даниил, который побежал в хлев спасать жеребенка погиб. После этого подвижник уходит жить в избушку, которую построил в логу около деревни. К нему начинают приходить за советами и помощью люди, но монах не остается здесь жить, а избегая земной славы сжигает избушку и переходит жить в деревню Фролята (в полутора километрах от деревни Кугерь) к своей племяннице Насте.
    Все это время он всегда держался строгого поста, совершенно не вкушая мяса, был совершенно равнодушен к богатству. « Люблю я бедных - говаривал он и добавлял, -богатый зазнается, а бедный обманется.» И, действительно, он обходил стороной богатых, но часто посещал дома бедняков.
    Для него самым большим богатством были доставшиеся от родителей иконы, которые в два ряда стояли в красном углу, и книги религиозного содержания. До нас дошло название одной из них: «Загробный мир». Хотя он и помогал своим родным в хозяйстве, но основным его делом было проповедовать и желание послужить спасению ближних своих Уржумского района и поэтому отец Тихон ходил из деревни в деревню, из дома в дом. Он своей жизнью и постоянным словом напоминал всем о высших целях жизни, всеми способами стараясь утвердить сознание людей в том, что мы не имеем здесь, на земле, постоянного града, но должны искать будущего (Евр.13,14), достигая, верой и добрыми делами, благ духовных и вечных.
    Подобные посещения блаженным жителей Уржумской стороны всегда имели важное значение, они привыкли видеть в юродивом монахе Тихоне - человека Божия. А началось такое почитание после службы в церкви села Архангельское (деревня Кугерь и деревня Фролята были приходом этой церкви). Однажды он в качестве диакона помогал служить священнику, и хотя был праздник и необходимо было надеть светлые одежды, отец Тихон одел темную. Увидев это, священник сказал: «Ты что? Одевай светлые…» В ответ же услышал: «Я ведь ошибся», но в тот же день после обеда священник скончался. Люди решили, что своим необычным поступком отец Тихон пророчествовал эту смерть.
    К нему начинается настоящее паломничество: люди спрашивали советы в различных делах, узнавали о судьбах своих близких сражавшихся на войнах: с Японией, 1 мировой, гражданской, будет ли счастливым брак… Народ стал внимать всем его словам, в надежде услышать мудрый совет, притчу или наставление. Так Господь, возвышающий смиренных прославил блаженного подвижника даром прозрения и хотя он никому не отказывал в ответе, но отвечал не прямо, а туманно, присказками, иногда «показывая» свой ответ. Часто отвечал, не глядя даже в лицо человека, без труда узнавал мысли и думы каждого, читая их, как в раскрытой книге, прозревая будущую судьбу.
    Прозорливость- это высший дар, ниспосылаемый Богом. Человек, по падении прародителей «слеп», но с того момента, как человек в смирении приступает к Богу и постом и молитвою соделывается избранным сосудом - покрывало духовной слепоты его снимается и человек духовными очами начинает постигать окружающие его предметы в новом свете. У кого открыты духовные очи, - тот видит, как в зеркале, думу и мысли каждого человека.
    Когда этот дар появился, не известно, но уже в юные годы будущий монах Тихон, придя однажды домой, сказал маме: «Какие люди молодые умирают». Она удивилась, так как в деревне все были живы и спросила: кто? Тихон назвал людей и скоро люди о которых было сказано действительно отошли в мир иной.
    Так проходя по деревне Кугерь, он увидел мужчину, который долбил колоду для скота. Тут же бегали двое мальчишек- сыновей. Юродивый попросил лечь в колоду одного из них, Сашу. Тот лег, отец Тихон тогда добавил: «Нет, тебе не подойдет, а вот другому, Степану, подойдет, ты и ложись», вскоре Степан умер.
    Иногда ответы давал не словами. Когда женщины приходили узнать о судьбе мужей ушедших на фронт, то отец Тихон подчас подводил их к роднику, где давал в руки камень. Это означало, что их ждет тяжелая доля. Часто он предвидел события, лишь взглянув на то место, где ему надлежит совершиться. Однажды в Уржуме он проходил по улице Воскресенской (ныне Советской). Посмотрел на дом богачей, сказав: «Погоди, пройдет время, и все эти вороны их верхних этажей вылетят». В это время он проходил мимо дома Локтиных. Когда произошла революция, большевики выбросили из верхнего этажа дома старуху- хозяйку.
    Насчет Уржума, в котором часто бывал, о. Тихон сказал, что на площади в Уржуме будет кладбище Прошли годы, и здесь устроили могилы погибших большевиков, поставили памятник.
    Его святая душа - прозревавшая глубину испорченного сердца человеческого (в нем же гади, им же есть числа, Пс. 103,25) сокрушалась и болела о погибели ближних. Подражая сострадательному Иову, который о всяком немощном плакал, так как видел в беззакониях людей оскорбление величия и благости Божией (Иов 30,25) отец Тихон, как любящий отец, всех увещевал покаяться и отвратиться от греха.
    К отцу Тихону пришла молодая женщина узнать о муже. В подарок принесла ткань. Он взял и говорит: «Ходи по рядкам, где лучше, то и бери». Женщина упала пред ним на колени и призналась, что материал украла.
    Одна женщина принесла ему каравай хлеба и, отдав, подумала, что этого хлеба хватит ее детям на целый день. Он тут же отдал ее хлеб обратно, сказав ей: «Бери, весь день ребята с хлебом будут». И добавил: « Погибнешь ты от этого хлеба». В 1939 году в Цепочкино ломали Церковь, а всем желающим принять участие в этом кощунстве давали хлеб. Эта женщина, прельстившись хлебом, тоже приняла участие в уничтожении храма.
    Другим Божьим даром были исцеления отцом Тихоном приходивших к нему болящих и недугующих. А началось все, когда однажды в водах пробегавшего около кельи монаха он увидел маленькую иконку Божией Матери, на месте впадения первого ключа в речушку Кугерка. Взяв ее из воды, сказал: «Боже милостивый, надо купаться. Народ будет исцеляться. Источник будет святой».
    Так однажды обратилась женщина, у которой пятилетняя дочь не могла ходить. « Привези мне девочку на Рождество»-сказал монах. Настал праздник, и женщина привезла дочь. Все вместе поехали к ключику в деревне Кугерь. Было очень холодно, но отец Тихон налил в колоду воды из источника и сказал матери разуть чадо. Та испугалась, ведь вода была ледяная, но старец успокоил, а когда девочка разулась, омыл ее ноги в воде. Потом сказал: «Надевай валенки, поедем домой, будем чай пить». Поехали к нему. Все сели за стол, а девочка сидела на печи. Когда подали чай, отче обратился к ней: «Мария, слазь, иди сюда». И все увидели, что девочка, которая не могла передвигаться, пошла к столу, то есть исцелилась. Что это, чудо? Да, истинно чудо! Но что удивляться? Ибо Бог творит бо…,- через Своих избранников - елико хощет (Пс 113,11). Таким «чудотворящим избранником» и был юродивый старец. «Много может молитва праведника поспешиствуема» (Иак.5,16), примером этому служит другой случай исцеления. 
    Появился как- то мужчина, больной лихорадкой: «Я шел в больницу, надо пахать, а я не могу». Отец Тихон в ответ: «Пойдем на ключик». Налил в колоду, мужик лег в нее, и отец Тихон начал поливать его водой. Через некоторое время спросил: «Хорошо?». Больной ответил: «Так хорошо, что не вылез бы»- почувствовав, что болезнь прошла. «Ну тогда- сказал чудотворец –вылезай и завтра поезжай пахать».
    За обильные дары Божии - чудотворения и прозорливость его очень любил народ, но часто подозрительно относилась власть как при царе: когда в деревню приехали полицейские, взяли отца Тихона и увезли, но вскоре он вернулся. Одна женщина посочувствовала, видевшая как его грубо вели: « Как тебя мяли отец Тихон». В ответ услышала: «Березовую кору мяли, а меня не задели. А как у них теперь коленки болят». Так при коммунистах приезжали милиционеры. Заранее зная об их появлении, насыпал в колоду глины, смешал с водой и лег прямо в одежде. Приехавшие «гости» увидели его в таком виде, посмеялись. «Что ж с него взять, дурачок»- сказал старший и они, не тронув его, уехали.
    Хотя при таком отношении властей к подвижнику, он оставался спокойным и всеми своими словами и поступками как бы показывал, что не стоит обращать внимания, но совершенно по другому отец Тихон относился к раскольникам, так называемым обновленцам. Известно, что в село Архангельское ехал священник, поддерживавший «Живую церковь», а юродивый вышел ему навстречу и очень сильно обличал «гостя», да так, что тот развернулся и уехал обратно.
    А к нашей Матери Русской Православной Церкви он относился очень трепетно, сам всегда ходил и других призывал, так в людской памяти сохранился такой завет праведника: «В храм надо ходить, пока ноги ходят».
    Примерно в 1920 -1922 отец Тихон заговорил о своей кончине. Накануне смерти он сказал своей родственнице, у которой жил: « Настя, ты теперь крепко-то не спи, а то я завтра умру"» Настя спросила: «Ведь ты не болеешь, зачем умирать?». В ответ услышала: «Знаешь, какая жизнь будет. Скоро опять придут забирать» - это он сказал в Страстную неделю в храме села Архангельское. Только тогда поняли жители села, что значат слова, которые сказал блаженный одной женщине, когда она спросила его, проходящего мимо села Архангельское: «Отец Тихон, ты чего к нам не заходишь?» Он ответил: «Ладно, я к вам на целую неделю в Пасху приду». Так юродивый пророчествовал о своей кончине. Тело его после отпевания похоронили на местном кладбище. А запомнили окружающие, что он был красив лицом, среднего роста, носил бороду, худощав, с русыми волосами.
    С тех прошло время, но до сих пор среди народа живет память о юродивом отце Тихоне, как о святом человеке, передаваясь, из поколения в поколение и сохраняется живое почитание о нем и его чудных деяниях. Не только в жизни земной он совершал знамения, но и по смерти, выражаясь словами премудрого Сираха, -дивны были дела его (Сир.48,15). Множество людей, с Уржумского района и других мест Кировской области, а также республики Мари Эл посещают могилку подвижника, к ней ведет не зарастающая тропинка.
    Скромная оградка, большой металлический крест, снятый с разрушенной часовни; ухоженный могильный холмик. Надписи о том, кто здесь похоронен, нет, но каждый знает, что под этим большим крестом лежит отец Тихон, монах- прозорливец. Люди здесь молятся, просят у отца Тихона помощи и заступничества, с могилки берут земельку, причем известны случаи исцеления от нее. К одной женщине в село Рождественнское приехали гости и вместе с ними была девочка, у которой был паралич ног и она не могла ходить. Родителям посоветовали свозить её на могилку к отцу Тихону. После того, как девочку привезли на могилку старца, она вдруг почувствовала, что ноги окрепли и немного погодя сама пошла от могилки.
    Но особенно почитается ключик отца Тихона (Кугерский ключ). Здесь люди берут водичку и она помогает от многих болезней и недугов. Так недавно приезжал из Кирова паломник, набрал этой целебной воды и после нескольких обтираний у него проходит «ломота» рук, которая очень его беспокоила. На месте где бьёт ключ стоит часовенка, построена она в лето 1995 года по инициативе главы администрации Уржумского района (сейчас уже бывшего) Даровских В.И. Эта часовня вновь построенная. Первую сожгли пьяные парни из Уржума. Местные жители на свои средства купили строительный материал. Возводили часовню два старика, которые дали обет сделать это, в связи с излечением от болезни. Но районные руководители уничтожили творение их рук. Прислали «пятнацатисуточников» их Уржума и те сломали часовню.
    При входе в нее прикреплена табличка, в которой указано, что вода из источника «Кугерский ключ» обладает необычными свойствами, например, долго не портится. Сам источник принадлежит к охраняемым памятникам природы. Внутри часовенки икона, подсвечник и колода, куда льется вода, вытекая потом из отверстия в этой колоде в речку. Люди постоянно идут сюда, даже зимой, в холода, чтобы искупаться в чудотворном источнике, и она помогает всем, кто с верою в ходатайство отца Тихона прибегает к нему. Все это убеждает нас в том, что отец Тихон и за гробом не прекратил своей любви к тем, кто живет в этом мире. Любовь, как говорит Апостол, действительно, никогда не перестаёт (1Кор. 13,8). Она являет себя тем людям, которые усердно молятся, изнемогая от тяжести жизни, кто ищет утешения, кому необходима помощь и заступничество. Всем, кто прибегает в эти чудные места с верою, что Господь, по молитвам праведника, поможет им, носимым волнами житейского моря донести свой крест до конца.
    Вот такие моменты жития известны о дивном подвижнике- юродивом, истинное величие в жизни которого, состояло в том, чтобы, выражаясь словами святителя Тихона Задонского: «… побеждать и победить самого себя нищетою духа ради царствия Небесного» (Мф.5,3). Память, которую проявляет народ к этому подвижнику не случайна потому, что незадолго до смерти отец Тихон говорил, что его могила откроется, а его останки окажутся на поверхности. А еще говорил: «Я выстрою здесь храм, и его будет далеко видно и слышно».
    Не это ли прямые указания на то, что отец Тихон за свою жизнь, которая служила Господу тайно от всех под покровом юродства, и который уже воспринял награду от Бога на небесах, пред очами всех небесных сограждан, водвориться и здесь на земле в сомн святых просиявших в чине юродивых Христа ради. Для прославления Единого Бога в Троице, нам на пользу, заступничество и назидание… 
 
 Удивительные чудеса иеродиакона Тихона
 
    Несомненно, множество подвигов и чудес совершенных отцом Тихоном скрыто от нас. Но о некоторых из них все же сохранились воспоминания…
    Однажды в гости к Борису Семеновичу заехал отец Тихон, который, часто бывая в Уржуме, останавливался у него ночевать. Хозяин рассказал гостю о продаже. Тот посоветовал: «Продавай, когда предложат 4 тысячи рублей». Кутышев удивился и не поверил такому исходу дела. Однако вскоре, после ухода отца Тихона к нему пришел человек из Вятских Полян, который хотел купить дом в Уржуме. Вспомнив наказ , Борис Семенович запросил 4 тыс. рублей. Пришедший сказал, что это дорого, но потом купил дом за назначенную цену.
    В другой раз отец Тихон вновь пришел в дом Култышевых и услышал вопрос от деда: «Сколько я еще проживу?». Монах ответил: «Д-о-л-г-о, а умрешь в день смерти своей сестры. И действительно, старик прожил еще больше 10 лет и каждый год накануне дня смерти своей сестры он исповедывался и причащался Тела и Крови Христова, а почил точно в этот день.
    Одна девушка собиралась замуж и зашла к отцу Тихону спросить совета. Тот ей сказал: «Не бери этого. Твой план еще не вышел». Девушка выполнила наказ. А вскоре из армии вернулся парень, сирота, который посватался к ней. На этот раз он благословил. Брак был счастливым, а первый парень вскоре спился.
    Пришла женщина спросить о муже который был на фронте, и принесла хлеб. Отец Тихон хлеб не взял, ничего о муже не сказал, а только проговорил: «Иди домой и неси хлеб». Женщина пошла домой, а там ее ждал муж, вернувшийся с фронта - хлеб пригодился для него.
    Другая женщина, у которой супруг тоже воевал, спросив отца Тихона о его судьбе, услышала: «Вернется твой муж, выкопают для нас с ним окопы, спрячемся мы, никто нас не достанет». Муж женщины вернулся с фронта больным и вскоре, почти одновременно с отцом Тихоном, умер. Их похоронили на кладбище рядом.
    Один старик из деревни сказал: «Я ведь жив без земли. Пойду починок искать» А в ответ отец Тихон: «Вот эта липа и эта земля будут твоими». Вскоре установилась советская власть, и старику дали землю.
    Из города Ижевска пришла пешком на источник женщина больная экземой. Она искупалась несколько раз и ушла домой. На следующее лето она вновь появилась на источнике, но на сей раз на ее лице и руках следов экземы уже не оказалось. После второго года она излечилась полностью.
    Как-то к отцу Тихону пришли две женщины. Когда они еще шли к нему, одна из них сказала второй: «Что он понимает?». Отец Тихон дал совет одной из женщин, но с той, которая сомневалась, даже не стал разговаривать.
    М.И.Распопина, работница Уржумского винзавода, пришла к отцу Тихону узнать о муже-фронтовике. Вместе с ней пожаловала и девушка, интересовавшаяся своим замужеством. Отец Тихон посадил Марию Ивановну за стол пить чай, взял просфору и сказал: «А в плену так же делятся». Потом, помолчав, добавил: «14 лет назад, 14 лет вперед, из приказчиков все в хозяева выходят». Выпив чашку чая, Распопина услышала: « Чертобухни-то вторую чашку еще». Через несколько лет из плена вернулся муж Марии Ивановны, она родила второго ребенка, а через 14 лет была назначена на винзаводе начальником отдела. Девушку, пришедшую с ней, отец Тихон за стол не посадил. Сама она стеснялась спросить о женихе. Однако отец Тихон сказал ей: « А ты поинтересуйся!». Но ответа так ей и не дал. Такое поведение юродивого стало понятно только через несколько месяцев, когда девушка умерла. 
    Известны случаи, когда отец Тихон пытался предотвратить несчастья, но его юродивую форму часто не понимали. Так, например, Петр Чулков стоял на улице рядом с санями. Мимо по деревне проходил отец Тихон. Остановился около саней: «Один-то конец надо ощинить, а другой подковать». Пошел дальше, а через два дня Петр поехал с мукой на санях с горы. Лошадь поскользнулась, сани опрокинуло, мешки с мукой разорвало, а Петр, сильно ударившись, стал горбатым. До сих пор местные жители это место ( у села Архангельское) называют «Петькина кобыла».
    Однажды из Уржума в деревню Кугерь пришла женщина спросить совета, разводиться ли ей с мужем, который ушел в коммуну. А отец Тихон не пустил ее в дом, не дал ответа, а когда она ушла, заметал за ней следы.
    Девочку Сашу мать послала к юродивому с только что испеченными ватрушками. Саша была голодна и по дороге две из них спрятала в кустах. Когда она отдала отцу Тихону стряпню, тот сказал: «Матушке спасибо. Садись ешь, тебя не накормили». Девочка поела, а когда стала собираться домой, то услышала: « В кустах-то не забудь ватрушки».
    Однажды несколько крестьян увидели, как по полю впереди их идет отец Тихон, как всегда босиком. Они пожалели его, решив: «унесем ему обувь, а то он исколет и испортит ноги». Этого разговора отец Тихон не слышал. Однако, когда ему принесли обувь, он от нее отказался, сказав, что ноги: «…не исколит и не испортит».
    В 1905 году отец Тихон был в Антонкове, и местная жительница Н.П.Воробьева сказала: «Вот какая война идет» (шла война с Японией). На это монах ответил: «Это не война, а вот война-то будет, у вас в реке Пенбинке кровь пойдет, и у каждых ворот головы валяться будут, как пеньки».
    Пришла к отцу Тихону женщина, а он ей сказал: «Ой, пахнет, ой, пахнет», и когда она вернулась домой, то увидела, что забыла о самоваре и он оплавился. По всему дому стоял запах от этого, тогда только поняла, о чем говорил юродивый.
    Однажды собрался мужик на мельницу, а к нему подошел отец Тихон и посоветовал, чтобы тот не ездил на мельницу, потому что все равно не сможет смолоть зерно. Мужик сначала удивился словам юродивого, но не послушал и поехал. Пока он ехал на мельницу, она загорелась, вот и вышло, что не смог мужик смолоть.
    В 1992 году на Пасху некий пчеловод заночевал в одном из домов заброшенной деревни Кугерь. Окно дома смотрело на часовню. Пчеловоду не спалось, около полуночи он выглянул в окошко и внезапно увидел множество огоньков, которые «спускались» к источнику. Под ними слабо светились белые бестелесные силуэты. Тени с огоньками остановились возле источника, раздалось пение молитв.
    Такое было и раньше. В 1922 года мальчик Ваня ( Иван Иванович Боровиков) на Пасху забыл в Архангельской школе ручку. Сам он жил в Кугере. Проходя на обратной дороге мимо кладбища, он увидел в темноте множество огоньков. Казалось, что все кладбище в огоньках. Он бросился бежать, однако, пробегая по логу мимо часовни, услышал звучание «Херувимской песни», хотя никаких людей там не увидел.
    У одной женщины пропал муж. Она пришла к отцу Тихону, а он сказал: «Я в реку упал, как машина-то прошла, все размял». В последствии оказалось, что именно так ее муж и погиб. 
    Своим соседям, в деревне Фролята Тихон как- то сказал «У Вас ограда до Петрограда». Прошло немного времени и у них сгорело все хозяйство, даже забор.
    Зайдя как- то в Урхуме к Култышеву, о. Тихон увидел его сыновей. Их было двое старший Гера, младший- Валентин. Он поведал о том, что младший будет корнем семьи. Прошли годы, и когда началась Великая Отечественная война, сыновья ушли на фронт. Гера погиб, а Валентин вернулся домой и стал главой семьи.
    Однажды по дороге ехал крестьянин с возом снопов. Навстречу ему шел монах Тихон. Увидев крестьянина, он упал на дорогу, причем явно специально Крестьянин поднял его и спросил: «Ты ведь ушибся?». Тихон ответил: «Нет. Но обидно, ведь на ровном месте я упал». Крестьянин не понял пророчества, а через несколько дней именно на этом месте его лошадь упала и убилась.
    Однажды в г. Уржуме ночевал старец у Бориса Семеновича Култышева. Одет был бедно и у него было много вшей. Борис Семенович, который лег спать рядом с Тихоном на печи, очень боялся, что наберет у него вшей. Однако ничего не говорил и вида не показывал. Но внезапно, устраиваясь спать, юродивый заметил: «Не бойся, ни одна скотинка к тебе не переползет». И, действительно, на утро Култышев убедился, что вшей у него нет.
    Однажды о. Тихон зашел к соседям по деревне. Бабушка послала ребят за яйцами для него. Они, набирая в курятнике яиц, стали говорить между собой: «Лучше бы нам сварили». Когда принесли яйца, то монах Тихон сказал: «Лучше, Михайловна, ребятам свари», и не стал брать яйца.
    У одной старухи сильно болел и гноился палец на ноге. Она пришла к Тихону, а тот сказал: «Пойдем на ключ». Там он взял палец и стал мочить в воде. Старушке сразу стало легче, болезнь стала проходить и вскоре поправилась.
    Жительница г. Уржума Воробьева тяжело заболела. Ночью ей приснился о. Тихон, который сказал: « Ты меня в бутылочку спрячь, да покрепче заткни». Дома у нее была земля с его могилки. Она смешала ее с водой из источника, попила и выздоровела. Когда на следующий раз заболела, то на лошади поехала на кладбище и стала молиться на могилке о. Тихона, поставила свечку. Ей стало лучше и смогла пойти домой пешком.
    Однажды….
 
Список использованных источников:
 
    1) Выражаю благодарность Вячеславу Викторовичу Коваленко за труды по сбору фактического материала:
    а) Посещать храм, пока ноги ходят (об монахе Тихоне)-// Вятский епархиальный вестник-№12/104/-1998;
    б) Прозорливец из Уржума // Вера - Эском – №11(414) –2002- с16-18;
    в) Отец Тихон – чудотворец земли Вятской //материалы конференции «Обретение святых»- в рамках 6 Свято -Трифоновых образовательных чтений- 24 октября 2001 – г. Киров – изд-во «Промиздат» –с27- 31;
    2) В дар Христу ( Воспоминания о юродивой монахине Асенефе Клементьевой). Изд. Данииловский благовестник Московского Свято- Данилова ставропигиального мужского монастыря-М.:1994/репринт Свято-Троицкой Сергиевой лавры- 1917/-32 стр. Два дивных подвижника-М.: 1996 / репринт Задонск 1880/-158 с-ил.
    3) Дмитрий Орехов. Русские святые и подвижники 20 столетия. СП б. - Издательский дом «Невский проспект»- 2001- 252с.-ил.
    4) Жития святых святителя Дмитрия Ростовского-М.:1998.
    5) Мы юроди Христа ради…//Божий мир-7/19/-1999.
   6) Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич (Сайко).- Свято-Троицкая Сергиева лавра. Издательство «Отчий дом».:1995-115с.-ил.
    7) Г. Федотов. Святые Древней Руси. :М., 1990.
    8) Христа ради юродивый старец Паисий, рясофорный инок Киево-Печерской лавры-1993/репринт 1911/-125 с.
   9) Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. - М.:Издание товарищества «Светлячок»-1996 /репринт М.:Издание книгопродавца Алексея Дмитриевича Ступина-1902/-284 с. - ил.
 
    Если, кто знает случаи помощи по молитвенному обращению к отцу Тихону, или чудеса исцелений от его ключика (Кугерского ключа), или могилки просьба сообщать по адресу: Кировская область, г. Уржум, ул Чернышевского, 43 или в Уржумскую церковь, иерею Андрею Лебедеву. Тел: раб. 2-22-09, дом. 89127215365, 89226631902
 
© свящ. Андрей Лебедев
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (10-10-10) | Автор: Андрей Лебедев
Просмотров: 2126 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024