Вторник, 22-08-17, 04.30

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [30]
Здравоохранение [19]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [61]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [27]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [37]
Образование [24]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [4]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [7]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [34]
Совхоз "Буйский" [9]
Спецслужбы [2]
Топонимика. Ономастика [6]
Транспорт и дороги [1]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Уржумские и Лебяжские ветви славного рода Мышкиных.
Д. Н. Казаков
Уржумские и Лебяжские ветви
славного рода Мышкиных
 
Среди многочисленных представителей священнических фамилий, служивших в приходах Вятской губернии и, в нашем случае, Уржумского уезда еще в начале XX столетия, было не мало представителей древних родов, уходящих своими корнями аж в XVII-XVIII века, многие славные представители которых были безжалостно уничтожены в последующем в молотилке советских репрессий. В предреволюционные годы в приходском мире наблюдалось странное замещение. Многие сыновья священников, зачастую представители древних священнических родов, оставляли дело своих предков и, как просвещенные дети своего времени, поступали в столичные институты, университеты, а некоторые даже в революционные кружки, где напрочь ломалось их былое религиозное воспитание. Им же на смену в духовные семинарии зачастую шли выходцы из крестьянства, той среды, где религиозность была еще очень крепкой, и потому из таких людей получались настоящие Христовы пастыри, горевшие огнем апостольской веры. Может быть, в этом был даже Промысел Господень: ведь впереди стояли годы лютых гонений и раскола, время, когда Господь поистине проверял людей на прочность веры…
Одним из таких древних родов был духовный род Мышкиных, многочисленные представители которого в начале XX в., можно сказать, служили почти во всех уездах Вятской губернии. Не мало их было и в Уржумском уезде, и здесь из славного рода Мышкиных вышло несколько выдающихся личностей, имена которых были известны зачастую далеко за пределами родного прихода и уезда.
Вятский род Мышкиных представлял собой не только самую распространенную священническую фамилию на Вятской земле, но и одну из самых старинных, уходившей корнями родословного древа в глубь веков. К примеру, еще в первой половине XVII ст. служил в с. Кырмыж Хлыновского (затем Вятского) уезда пономарь Иоанникий Мышкин, уже имевший позади богатую родословную. Его сыновья пошли по стопам отца. Федор и Иван стали священниками, Никифор – пономарем. В свою очередь и их дети, внуки и правнуки становились священниками, диаконами, псаломщиками, разъезжаясь во все концы обширной Вятской земли. С каждым веком род Мышкиных становился все более и более многочисленным, уподобляясь могучему ветвистому дубу. В 1820 г. только в духовных заведениях Вятской губернии обучалось более 50 юношей Мышкиных! И это не считая женского пола…[1].
Первым из рода Мышкиных еще 14 марта 1838 г. в Уржумский уезд прибыл Гавриил Автономович Мышкин, определенный дьячком к только построенной церкви с. Байсы. Сын дьячка, Гавриил Мышкин окончил низшее отделение Вятского духовного училища, после чего был определен на должность дьячка, а 13 сентября 1832 г. Владыкой Кириллом был посвящен в стихарь. Прослужив не долго на клиросе храма Байсы, уже 13 октября того же года он был переведен сначала к церкви с. Лебяжье, а затем в с. Пектубаево Яранского уезда. Неожиданно 21 декабря 1839 г. Гавриил Антонович, уже в сане диакона, вновь возвращается в Байсу, теперь уже навсегда. Он рано овдовел и поэтому был одиноким и бездетным всю жизнь. За 1875 г. в «послужном списке» диакона Мышкина сообщалось, что он имел в селе казенную квартиру и поведения был одобрительного. С 1869 по 1875 гг. о. Гавриил обучал грамоте детей байсинских прихожан [2].
После кончины о. Гавриила в конце 1870-х годов его добротный каменный дом был унаследован другим диаконом Мышкиным – Александром Гаврииловичем, очевидно, приходившегося ему родственником, незадолго до этого приехавшего в Байсу из соседнего с. Лаж. В с. Лаж, тогда маленькое село, затерянное в центре одноименного благочиния Александр Гавриилович прибыл в качестве пономаря в конце лета 1848 г. после изключения из низшего отделения Вятской семинарии. 18 сентября 1851 г. преосв. Елпидифором Александр Мышкин был посвящен в стихарь дьячка, а в марте 1856 г. определен на штатное дьяческое место к той же церкви. В 1850 г. в семействе Александра Гаврииловича жены его Матрены Ильиничны росло 3 детей – Михаил, Василий и Екатерина. Позднее родились дочери Августа и Серафима. После рукоположения в сан диакона Александр Мышкин и был переведен в Байсу [3].
Любопытно, что одно время в церкви с. Лаж какое-то время служило два псаломщика Александра Мышкина, не исключено, что находившихся в близком родстве. Александр Григорьевич Мышкин был направлен в с. Лаж по собственному прошению 18 августа 1852 г., но позади у него, сына дьячка, была богатая событиями биография – высшее отделение Нолинского духовного училища (окончил в 1853 г.), клиросы церквей сел Кобрского Котельнического уезда (с 1853 г.) и Колково Орловского (с 1855 г.). Подобно Гавриилу Мышкину, с 1870 по 1880 гг. Александр Григорьевич занимался безмедным обучением грамоте поселенских детей, пожертвовав ради этого благого дела не только свой дом (в котором шла учеба), но и свои средства, на которые покупал «училищные принадлежности». «Читает и поет хорошо и катехизис знает удовлетворительно, поведения хорошего»- сообщалось в его «послужном списке» за 1880 г. [4].
В семействе самого Александра Григорьевича и жены его Марии Ивановны получили прекрасное воспитание вкупе с хорошей грамотностью четверо детей – Александр, Раиса, Анна и Екатерина. Средняя дочь Анна в 1880 г. училась в Уржумской прогимназии на средства отца, а в те годы такую роскошь мог позволить себе далеко не каждый псаломщик. Про дочь Раису в 1880 г. сообщалось: «при домашнем образовании читать умеет». Раиса всю жизнь проживала в Лажу, ведя безупречную жизнь «христовой невесты», а с 1902 г. служила просфирницей при церкви [5].
Диакон Александр Гаврилович Мышкин совсем недолго прожил в Байсе, отойдя в Царствие Небесное в 1880 г. Диаконский дом перешел к третьему владельцу – сыну почившего Василию Мышкину. Василий Александрович стал третьим байсинским диаконом из рода Мышкиных, но на нем эта преемственность и замкнулась – по промыслу Божьему детей у него не было. Василий Мышкин после окончания курса в Вятском духовном училище был направлен 20 июня 1880 г. в с. Байсу псаломщиком. Здесь он сочетается браком с дочерью замечательного байсинского благочинного Аполлонием Буевским Лидией, которая работала учительницей церковно-приходской школы и служила регентом хора в храме Байсы, была женщиной незаурядных способностей [6].
4 июня 1900 г. в жизни Василия Мышкина произошло знаменательнейшее событие – он был рукоположен в сан диакона, но, увы, за всю жизнь ему так и не посчастливилось хотя бы раз перекинуть орарь через плечо или провозгласить ектенью, поскольку он так и оставался на должности псаломщика до самой своей преждевременной кончины в 1916 г., а в 1914 г. должность диакона и вовсе была упразднена при церкви Байсы, но три диакона Мышкина в одном храме… В этом поистине был какой-то Божий замысел!
Лидия Аполлоновна на многие годы пережила своего мужа, отойдя ко Господу 14 апреля 1955 г. Самое удивительное было в том, что Буевские состояли в двойном родстве с Мышкиными. Это повторное «породнение» состоялось в 1899 г., когда племянница Лидии Аполлоновны (дочь сестры Александры) вышла замуж за сына священника из с. Кузнецово Иоанна Иоанновича Мышкина.
Отец Иоанна Иоанн Петрович Мышкин прибыл в с. Кузнецово еще в далеком 1850 г., положив здесь начало могучей Уржумской ветви Мышкиных (хотя отдельные представители этого рода жили здесь, как видим, еще за долго до его приезда). Он являлся прямым потомком того самого Иоанникия Мышкина, о котором говорилось в самом начале, и отец Иоанна Петровича служил пономарем в алтаре церкви с. Ижмаринского Яранского уезда.
В1855 Иван Петрович окончил курс богословских наук в Вятской духовной семинарии и в том же году был посвящен в иереи к церкви родного села, из Ивана став Иоанном. Здесь молодой священник прекрасно зарекомендовал себя, проявив старание в сборе средств по приходу на нужды армии во время Крымской войны, за что был удостоен ношения наперсного бронзового креста на Владимирской ленте.
 
Иоанн Мышкин
 
Может быть было промыслительным то, что в 1850 г. о. Иоанном было подано прошение на перемещение к только что отстроенной в крохотной деревушке Кузнецово, состоявшей из нескольких дворов, деревянной церкви, которая была выстроена … на средства отставного солдата, вернувшегося с той войны в родные края! Здесь о. Иоанн прослужил до конца своих дней, отойдя ко Господу в 1889 г. в возрасте всего лишь 52 лет, оставив после себя прекрасное описание своего прихода и 18 детей, которым вместе с матушкой Александрой Ивановной дал прекрасное воспитание и неплохое образование [7].
Имногие из детей о. Иоанна пошли по стопам отца, став служителями церкви. Трагичной оказалась судьба младшего сына Иоанна, нареченного тоже Иоанном (1874–1921) и тоже ставшего пастырем церкви. После окончания семинарии Иоанн Иоаннович назначается надзирателем Яранского духовного училища и пробыл на этой должности до 1899 г. В 1899 г. в жизни молодого священника произошло сразу два радостных события: 21 июня он сочетается браком в церкви с. Верхотулье с 18-летней священнической дочерью Евгенией Падариной, а в августе рукополагается в сан священника. На служение молодая пара была направлена в маленькое село Чахловку, где ее и застал приход страшных времен. За неуплату налога батюшка был арестован новыми хозяевами жизни, и в тюрьме заболел тифом. В октябре 1921 г. отец Мышкин был освобожден, но через несколько дней отошел ко Господу.
После праведной кончины о. Иоанна в с. Кузнецово, матушке Александре 17 марта 1889 г. пришлось устроиться при церкви просфирницей, чтобы иметь какую-нибудь материальную поддержку. За это ей платили сначала 24 (1905 г.) р. в год [8], а затем 30 р. (1910) [9]. Позднее ее на этом поприще сменила дочь Анна Ивановна, которая никогда не выходила замуж. (1915 г.). За печение просфор на получала уже 50 р. в год [10]. Видимо, одна из дочерей Мышкиных, Юлия, страдала тяжелым заболеванием, по причине чего сначала мать ее, а затем и сестра Анна получали на нее пособие из Епархиального попечительства: В 1910 г. – 12 р., в 1915 г. – 32 р. Мне не удалось найти сведений о жизни семьи первого кузнецовского священника в советскую годину, но, нетрудно догадаться, какой она была тяжелой: отобрали его добротный дом на церковной земле, Анне Ивановне и ее сестре пришлось существовать лишь на жалование за выпечку просфор.
Села Кузнецово и Лаж, можно, сказать, являлись родовыми гнездами Мышкиных, в которых жила еще и не одна семья с этой фамилией. Отсюда птенцы Мышкинского гнезда разлетались по всему Уржумскому уезду. Так, еще с 1861 г. в с. Кузнецово служил псаломщик Елеазар Иоаннович Мышкин, сын дьячка. Он служил в храме села еще в 1880-е годы, воспитывая вместе с женой Марией Сисипатровной 4 сыновей и 2 дочерей [11].
Кроме упомянутых семейств, в начале ХХ ст. отдельные представители этого славного рода жили и в других уголках Уржумского уезда. Пожалуй, наиболее известными и выдающимися Уржумским Мышкиным был протоиерей Троицкого собора г. Уржума Ипполит Мышкин (1825-1905).
 
Протоиерей Ипполит Мышкин
 
В номере 3-4 «Вятских епархиальных ведомостей» за 1906 г. под сообщением о кончине этого замечательного человека коротко сообщалось о его биографии: «… Родился 1825 г. 17 ноября в с. Полом Глазовского уезда от священника. В 1846 17 июля окончил курс в Вятской духовной семинарии, в 1851 г. 3 марта рукоположен в сан священника в с. Кукнур Уржумского уезда. Был перемещен 1853 г. 30 апреля в с. Пустополье Уржумского уезда, 1861 в декабре к Уржумскому Троицкому собору, 1881 г. 20 мая к Уржумской Воскресенской церкви. В 1885 г. 3 ноября перемещен на протоиерейскую вакансию к Уржумскому Троицкому собору и в 1905 г. 27 ноября уволен за штат». В преддверии нового 1905 г., 28 декабря 1905 г. почтенный старец отошел в Небесное Царствие.
Почти в одно время в Уржумский уезд прибыло с семьями еще два представителя славного рода Мышкиных, определенные на служение один в с. Буйско-Архангельское, а другой в Лебяжье.
В Буйско-Архангельское прибыл бывший учитель Михаил Семенович Мышкин, определенный на священническое место к церкви этого села 30 августа 1909 г., а 22 октября состоялось его рукоположение в священный сан. Михаил Семенович родился 24 декабря 1883 г. в семье священника, окончил курс Вятской семинарии 1 сентября 1904 г. После этого последовала череда школ, в которых он преподавал (очевидно, по закону того времени, «отрабатывая» учительским трудом бесплатное обучение в семинарии): земская Шестаковская Уржумского уезда (1905), образцовая школа при Юмском 2-классном училище Котельнического уезда (1905-1908), церковно-приходская школа с. Молотниково того же уезда (1908-1909).
Став священником, о. Михаил не порывает с учительством и преподает Закон Божий в школах своего первого прихода. 20 марта 1914 года он получает свою первую церковную награду – набедренник, а 16 июля 1915 года назначается следователем 1 округа уезда. В «послужном списке» батюшки за 1915 г. сообщалось: «недвижимости не имеет, поведения отличного. В семействе у него: жена Екатерина Васильевна родилась 5 октября 1899 г. Дочь Лидия 25 октября 1910 г. Евгения 11 августа 1914 г.»[12].
В славное маленькое село Лебяжье, украшенное громадой двухэтажной церкви, 20 июля 1910 г. был направлен диакон Валентин Павлович Мышкин, прослуживший в Лебяжье до осени 1916 года. Жизни этого человека и его семьи посвящен очерк «Старый дом». 20. 06. 2006 г. пгт. Лебяжье.
 
Библиография.
1. Здесь и далее использованы сведения: Е. Н. Мышкин «Родные и близкие». М. 2001.
2. ГАКО ф. 237 оп 70 д. 1495 лл 475 об 476
3. ГАКО ф 237 оп 70 д 1480 лл 191 об – 192.
4. ГАКО ф, 237 оп 70 д 1480 лл 833 об – 834.
5. ГАКО ф. 237 оп 70 д 1425.
6. ГАКО ф, 237 оп 70 дела 1419, 1530, 1535.
7. ГАКО ф, 237 оп 70 д. 1500 л 292.
8. ГАКО ф, 237 оп 70 д. 1525.
9. ГАКО ф, 237 оп 70 д. 1530.
10. ГАКО ф. 237 оп 70 д. 1535.
11. ГАКО ф. 237 оп 70 д. 1500 л 293.
12. ГАКО ф. 237 оп 70 д. 1535. лл 115-116.
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (11-06-10) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 1743 | Комментарии: 7 | Теги: лебяжье, священник, благочиние, Мышкины | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 7
0
5  
С благодарностью, за внимание к моему вопросу. Автор сайта, Казаков Д.Н. ответил, что фото Мышкина И.П. предоставлено Ветлужских В.А.
Теперь предстоит связаться с Ветлужских. Можете помочь?

0
6  
Ответ в личке.

0
7  
По приведенному адресу, письмо не доставляется. Извините за хлопоты.

0
3  
Спасибо за оперативный ответ. Опечатки могут встретиться у каждого. Для меня важна информация о фотографии Мышкина Ипполита Петровича. Могу я в своей работе сослаться на Д. Казакова? Или кто может еще подтвердить эту информацию?

Свещеннослужителей Мышкиных очень много и это удача, с фото.

0
4  
Если вас интересуют фотографии, то лучше обратиться к самому автору на его сайт
http://urzhum-uezd.ortox.ru/dukhove....1170090

0
1  
"В номере 4 «Вятских епархиальных ведомостей» за 1905 г. под сообщением о кончине этого замечательного человека коротко сообщалось о его биографии: «… Родился 1825 г. 17 ноября в с. Полом Глазовского уезда от священника. В 1846 17 июля окончил курс в Вятской духовной семинарии, в 1851 г. 3 марта рукоположен в сан священника в с. Кукнур Уржумского уезда. Был перемещен 1853 г. 3 октября в с. Пустополье Уржумского уезда, 1851 в декабре к Уржумскому Троицкому собору, 1881 г. 20 мая к Уржумской Воскресенской церкви. В 1885 г. 3 ноября перемещен на протоиерейскую вакансию к Уржумскому Троицкому собору и в 1905 г. 27 ноября уволен за штат». В преддверии нового 1905 г., 28 декабря 1905 г. почтенный старец отошел в Небесное Царствие."
В указанном номере 4, ВЕВ, за 1905 год, Некролога нет. Да и сам кусочек материала содержит опечатки и не стыковки.

0
2  
Вы правы в №4 ВЕВ данного материала нет. Автор статьи ошибся. Данный материал находится в №3-4 за 1906 год на стр. 22. В статье есть ошибка.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2017Яндекс.Метрика