Четверг, 26-04-18, 20.27

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [30]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [38]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [46]
Образование [28]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [4]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [7]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [35]
Совхоз "Буйский" [10]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Совхоз "Буйский"

Директор-орденоносец совхоза-миллионера вспоминает о былом...

Директор-орденоносец совхоза-миллионера вспоминает о былом...

Директор у ферм племзавода

1 декабря Александру Васильевичу Потапову исполнилось 80 лет. Старшие поколения уржумцев помнят этого талантливого и заслуженного руководителя, в бытность которого директором в «Буйском» на работников хозяйства, можно сказать, пролился дождь орденов и медалей.

Все награды работников «Буйского» были заслужены добросовестным трудом на полях и фермах. Директор тоже был награждён орденами «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», бронзовой медалью ВДНХ СССР. Он носит звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РСФСР» (1986 г.). Что ему вспоминается сейчас?

«Я в колхозе работал с 12 лет...»

Александр Васильевич родился в небольшом починке Покровском тогда Тарасовского сельсовета. Там был тогда 51 двор. Родители, Василий Петрович и Екатерина Ивановна, вступили в колхоз «Трудовая семья». Он имел около 500 га угодий, в основном это была пашня. Сенокоса было перед войной меньше 3 га, пастбищ - 7 га. Тогдашние колхозы занимались в основном полеводством, скота было мало. Екатерина Ивановна, кстати, работала как раз на ферме. Сын вспоминает, что на ферме было сколько-то овец, 5 свиней (взрослых), несколько коров. В общем, вся ферма - словно двор зажиточного единоличника. Основное внимание уделялось коню - рабочей силе колхоза.

- Я в колхозе работал с 12 лет, может быть, даже раньше начал, - вспоминает Александр Васильевич. - Конечно, лошади многое значили. Но основную работу на вспашке выполняли не они. Была уже Буйская МТС. Её открыли в 1935 году. Сохранилось здание её конторы, там потом наша совхозная контора была. В сельсоветах были её тракторные отряды, трактористы были местные жители. Много было девушек, особенно в войну. Мужчины ушли на фронт, многие не вернулись. Мой отец пришёл инвалидом второй группы, вернулся в колхоз. Но девушки до 20-летнего возраста садились на трактора, тогда такое молодёжное движение было.

В Покровском, между прочим, в конце 30-х годов построили механическую мельницу. Она работала

с перебоями - не хватало горючего. Эта мельница, колёсные трактора Харьковского завода и первые ГАЗы-полуторки - примета наших довоенных и послевоенных колхозов. Наверное, тогда у деревенского паренька проснулась тяга к технике.

Учился он в трёх школах. Четыре класса окончил в Тарасовском, в семилетку за три километра ходил в Луначарский, а среднее образование получил в Буйском.

Целинник, танкист, машинист электростанции...

А.В. Потапов обучался в Уржумском училище механизации сельского хозяйства №17. Оно располагалось в том здании, где сейчас наш краеведческий музей. На втором этаже были учебные классы, внизу - помещения с машинами для практического обучения.

Молодой специалист получил распределение на целину. Собрал чемоданчик, сел в поезд и вышел из вагона на станции Шипово под Уральском, центром Западно-Казахстанской области. Возле станции был райцентр Каменка, бывшая казачья станица. (Ныне - посёлок Таскала.) Местный чернозём и поднимал Александр Потапов.

А потом он пересел в башню танка. Тогда служили в армии три года. Старший сержант А.В. Потапов был командиром тяжёлого танка Т-10. В экипаже - четверо. Это была грозная машина с двигателем в 700 лошадиных сил. Первоначально танк был известен под названием ИС-8 («Иосиф Сталин»). Т-10 стоял на вооружении до 1993 года.

Экипаж машины боевой (А.В. Потапов крайний слева).

Служба шла в Калининградской области, в посёлке Первомайское (бывший Кугген). Остались фотографии сослуживцев и отцов-командиров. Все молодые, весёлые...

В 1959 г. А.В. Потапов демобилизовался. К тому времени в родных его местах был один укрупнённый колхоз «Маяк» (бывший «Правда»). Там он и работал. Когда колхоз-гигант им. М.В. Фрунзе был преобразован в марте 1960 г. в совхоз, в его составе оказался и бывший колхоз «Правда».

Здесь придётся напомнить читателям, что Единая энергетическая система СССР, шедевр мировой энергетики, сложилась не сразу. Буйское подключили к ней в 70-е годы. До этого свет в дома и на фермы шёл от местных электростанций. Первой была ТЭС Буйской МТС. На пруду работала ГЭС райпромкомбината на 105 кВт. Она снабжала электроэнергией жилой сектор. Зимой, когда уровень воды в пруду понижался, света по ночам на бывало. Потом пруд «ушёл». И всё электроснабжение сельсовета взял на себя совхоз.

В совхозе было три электростанции по 250 киловатт каждая. Одной из них «командовал» машинист А.В. Потапов. Сначала был паровой двигатель (локомобиль). Сжигали в топке дрова, которые сами заготавливали. Потом установили немецкий дизель-генератор мощностью 400 лошадиных сил, это вышло 750 кВт.

Александр Васильевич не только набирался практического опыта работы, но и учился. Он заочно окончил Кировский сельхозинститут. С 1965 г. - инженер-электрик, с 1968 г. - главный инженер племсовхоза «Буйский».

В 1963 г. в совхоз приехала молодой ветврач. Она работала в первом (Тарасовском) отделении. Сейчас Александр Васильевич и Раиса Петровна уже отметили свою золотую свадьбу. Их сын Евгений - механизатор ООО «Пригородное». Другой сын Валерий, отставной майор и выпускник экономической академии, живёт в Санкт-Петербурге. Дочь Надежда - директор школы в селе.

Богатый «наследник»

14 августа 1972 года А.В. Потапов был назначен директором Буйского племсовхоза. Он принял наследство от Нины Николаевны Тимошенко, кавалера ордена Ленина и двух орденов Трудового Красного Знамени, кандидата ветеринарных наук, переведённой директором областного племтреста.

Наследство было богатое. Даже после выдела Лебедёвского и Овсянниковского совхозов в племсовхозе осталось 7500 га угодий, в том числе 5535 га пашни. За годы директорства Александра Васильевича площадь угодий выросла до 8 тыс га.

Фермы были и в селе, и в Мазарах, и в Пакшае, и в Сюбе, и в Чугуевском. Даже в Таловке и Самоделках ещё жили люди, были рабочие, и там были если не фермы, так летние лагеря для стад. На свинокомплексе в Буйском было 200 свиноматок, а всего 3200 свиней уржумской породы. Крупного рогатого скота имелось до 1600 голов, включая 550 коров. Это были голштинизированные холмогорки.

100% поголовья стало чистопородным. В 1975 г. А.В. Потапов добился того, что племенной совхоз был преобразован в государственный племенной завод. Это уже другой уровень производства. Ежегодно ГПЗ продавал 100 племенных телят и 500 свиней. Это хозяйство знали во всей стране.

В апреле 1972 г. совхозу вручили Красное знамя Минсельхоза СССР и ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок с денежной премией. В 1976 г. ГПЗ премировали машиной «Волга». В 1978, 1983, 1984, 1985 годах госплемзаводу вручали переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. На базе племзавода проводились областные семинары по охране труда и пожарной безопасности, госплемзавод в 1983 г. был награждён почётным дипломом ЦК профсоюза за образцовую организацию питания рабочих.

Но всё это - результат огромного многолетнего труда большого коллектива людей. Не считая сезонников, в ГПЗ было до 380 штатных работников. Коровы доили каждая до 4,5 тонн молока в год. Это по нынешним временам немного, но тогда ГПЗ производил и много мяса. Вместе со свининой - 550 тонн в год. На поля выходили 100 тракторов, 50 грузовых автомашин. Количество комбайнов сократилось при А.В. Потапове до 24 единиц - на смену СК-4 и СК-5 «Нива» пришли первые мощные «Доны». Появились картофелеуборочные комбайны. Бывало, копали картофель руками, а потом его стало 300 га. Работали на подборе клубней и кадровые рабочие ГПЗ, и школьники, и студенты, и городские «шефы». До 100 га занимала кормовая свёкла. Рабочим распределяли полоски для прополки и уборки.

Александр Васильевич вводил в совхозе культуру борщевика Сосновского. В хороших руках это было безопасно: соблюдалась агротехника, луга выкашивались, пастбища стравливались выпасом скота, и этот сорняк не расползался по округе. Потом тот же директор и прекратил выращивать борщевик, когда выяснилось, что силос из него вреден для животных.

Созидатель

Велики ли были дотации государства? «Да какие нам-то дотации, - вспоминает ветеран. - Мы ведь были прибыльные, по миллиону тех, советских рублей, в год. Строили - да, на бюджетные деньги, но это были не безвозмездные дотации, а кредиты».

Прибыль позволяла делать некоторые экстравагантные вещи. Когда я слышал рассказы о том, что коров на буйских фермах кормили конфетой-помадкой, а свиней - хеком, то это воспринималось как анекдот. Но так оно и есть. Животноводы на помадку не зарились: дело было задолго до перестройки, и они предпочитали покупать шоколадные конфеты в деревенских магазинах. «Рыбу нам везли с Дальнего Востока, - вспоминает бывший директор, - вагонами везли. Мы не могли всю её скормить нашему поголовью. Она маркировалась как «кормовая» рыба, но это были доброкачественные треска, хек, минтай, - иногда почти метр длиной рыбины. Эта рыба, которая для нас была лишней, шла на прилавки магазинов райпотребсоюза». Где теперь она? Всю выловили, или за границу везут, да и не каждому она стала по карману...

А на поля у Буйского садились Ан-2. Сохранились фотографии, на которых А.В. Потапов стоит у этого «кукурузника» с главным агрономом Петром Григорьевичем Заболотских. С Ан-2 удобряли поля.

П.Г. Заболотских и А.В. Потапов на площадке сельхозавиации возле Буйского.

Директорство Потапова - это эпоха большого строительства. Именно при нём построили новый животноводческий комплекс, который служит ООО «Пригородному». Построено три склада минеральных удобрений, АВМ, КЗС, зерносклады. Построен водопровод, служивший несколько десятилетий. Имелось 5 скважин в селе, по 2 в Чугуевском и Сюбе, скважины в Мазарах и в Пакшае. В Мазарах построили новый маслозавод, способный производить сыры. Правда, работал он как сепараторная установка. Теперь от него ничего не осталось. Построены были две новых улицы.

В 1984 году сдали в эксплуатацию участковую больницу с очистными при ней. Госплемзавод выступал как заказчик и главный контролёр работ. «Сколько нервов мне стоила эта больница - не дай Боже, а теперь она оказалась не нужна, - вздыхает Александр Васильевич. - И так почти всё разрушено, по кирпичику разобрано».

Строили, кстати сказать, из собственного кирпича. Совхозу от райпромкомбината достался кирпичный завод. Комбинат его бросил под тем предлогом, что глина плохая. Но завод при А.В. Потапове выдавал до 100 тысяч штук кирпича в год.

По лугам и полям в эти годы протянулись километры стальных труб. А.В. Потапов орошал сенокосы, культурные пастбища и посадки корнеплодов дождевальными машинами «Фрегат». Для этого ГПЗ восстановил сельский пруд, вырыл бассейны-накопители (в них люди купались, а малышня и окуньков удила). Построили пруд у Чугуевского. При этом «Фрегаты» работали рентабельно. Давно сданы на металлолом...

Вообще, по словам Александра Васильевича, главной проблемой тогда было материально-техническое снабжение. Средств было много, а вот материалов... Советская экономика бурно развивалась. Именно в эти годы на севере Западной Сибири в тундре вокруг нефтяных и газовых скважин выросли большие современные города, строилась Байкало-Амурская магистраль с рекордно длинными тоннелями и ожерельем городов вдоль пути. В начале 70-х пущены вторая и третья очереди Волжского автозавода. В 70-е годы вырос город Набережные Челны с Камским автозаводом, капвложения в который превысили вложения в ЗИЛ, ВАЗ и ГАЗ, вместе взятые. В таких условиях многого не хватало - широко шагала страна на фоне хронической стагнации (застоя) на Западе.

Проблемой были и местные дороги. Госплемзавод пытался решать её своими силами. Так, в ходе установки дождевальной системы построили дамбу на Пакшай. Она была без щебёночного или гравийного покрытия и вытерпела всего лет десять. Построили дамбу от нового комплекса до Мазар, уже защебенённую. Теперь её перекопали, вытаскивая водоотводные трубы...

С рабочей силой особых проблем не было. Людей хватало, и дисциплина в ГПЗ была жёсткой. Пьянка и прогул вели к таким материальным и моральным потерям, что мало не покажется. Кстати, как и везде в СССР, механизаторы и лучшие животноводы зарабатывали гораздо больше и специалистов, и самого директора. Он был не барин, а лишь первый среди равных в трудовом коллективе госплемзавода. Тех руководителей, кто заносился сверх меры, тогда просто снимали с работы.

Соратники

А.В. Потапов всегда подчёркивает огромную роль специалистов в организации производства. В Буйском с ними повезло. Вернее, их умели подбирать. Раиса Петровна Потапова - заслуженный ветврач РФ. Главный зоотехник Василий Иванович Домнин - заслуженный работник сельского хозяйства СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и «Знак Почёта». Зоотехник по к.р.с. Людмила Николаевна Сергеева была депутатом Верховного Совета РСФСР. Опорой директора были зоотехник по искусственному осеменению Александра Васильевна Самоделкина, зоотехник по свиноводству Галина Ивановна Марьина, главный агроном Анна Ивановна и агроном-семеновод Николай Петрович Беспятых (супружеская чета), главный экономист Татьяна Анатольевна Иванкова, главные инженеры братья Евгений Иванович и Владимир Иванович Половниковы и Владимир Семёнович Лапшин.

С коллективом работали секретари парткома Виктор Семёнович Самоделкин и Николай Иванович Зараменских, председатели профкома Виктор Николаевич Ветлужских и Мария Ивановна Ефремова. Управляющий отделением Иван Григорьевич Сбоев был кавалером орденов Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта».

Звездопад орденов и медалей, впрочем, касался больше рядовых работников, чем специалистов. В 1971 г. четвёртым и последним в истории района Героем Социалистического Труда стала свинарка Антонина Григорьевна Котельникова. Свинарка Валентина Ивановна Чикулаева и доярка Валентина Андреевна Карпова получили ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. Трудовым Красным Знаменем были отмечены свинарки Надежда Васильевна Буторина (её премировали ещё и автомобилем «Москвич» в 1976 г.), Анна Матвеевна Казакова, доярка Мария Адамовна Елеева и в качестве председателя совхозрабкоопа - В.Н. Ветлужских (в 1986 г.). Орденами «Знак Почёта», Октябрьской революции, Дружбы народов, «Трудовая слава» разных степеней и медалями - десятки работников ГПЗ.

Контроль в СССР был действительно народным

В 1985 году А.В. Потапов получил новое назначение. Он был рекомендован на пост председателя районного комитета народного контроля.

Это была важная форма социалистического самоуправления трудящихся. Штатных работников в комитете было двое - председатель и инспектор. Внештатных инспекторов - ещё пятеро. Но в каждом трудовом коллективе и при исполкомах сельсоветов были созданы группы народного контроля. Туда рекомендовали кандидатов сами работники.

- Сейчас развелось множество надзорных и контрольных органов, а порядка нет, - сетует Александр Васильевич. - А тогда был один КНК, но работали мы эффективно.

По рассказам А.В. Потапова, в ту эпоху руководители не крали. Во всяком случае, ему не пришлось разбираться по таким вопросам. КНК выявлял факты бесхозяйственности, должностного бездействия, нарушения производственной и технологической дисциплины. Основные потери экономика несёт именно от таких вот явлений. Часто КНК проводил проверки по жалобам и обращениям людей. Те, кто листал старые подшивки «Кировской искры», встречал передовицы под рубрикой «В комитете народного контроля». Проверки КНК обычно проводил совместно с райфо и редакцией газеты, так что журналисты были в курсе событий. От редакции часто выезжал зам. редактора Владимир Борисович Карпов.

Руководители предприятий и организаций в СССР находились под пристальным вниманием их коллективов. Нерадивый или хамоватый начальник получал суровые внушения на партийных, профсоюзных собраниях, сессиях сельсоветов и горсоветов. Коллектив мог его просто снять с работы. А члены профкомов и КНК были защищены законом: зажим критики, преследование за критику могло привести даже к уголовному преследованию руководителя (ст. 137 и 139-1 УК РСФСР).

Не случайно одной из первых мер президента Б.Н. Ельцина и его соратников было принятие закона 16 мая 1991 г. о ликвидации Комитета народного контроля при Совете Министров РСФСР со всеми его структурами. Всенародный контроль, активное самоуправление в трудовых коллективах для новой власти было страшнее КГБ. Полгода Александр Васильевич был без работы, а потом пришёл экономистом в Буйское отделение «Агропромхимии». Оттуда и вышел на пенсию.

А. ИКОННИКОВ

Фото из семейного архива Потаповых

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 51, 23 декабря 2017 г.

Категория: Совхоз "Буйский" | Добавил: Георгич (24-12-17)
Просмотров: 49 | Теги: сельское хозяйство, потапов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2018Яндекс.Метрика