Одно из первых упоминаний Уржума дошло до нас через Патриаршую (или Никоновскую) летопись. Датируется эта запись 1554 годом. Документ повествует о походе воевод на арских “изменников”. Поход этот был организован по указу царя Ивана IV.
V Начало развитию металлургии, в нашем уезде, было положено в V-III веках до новой эры. Памятники археологии - Буйское и Ройское городища, подтверждают это. Во время археологических раскопок этих двух городищ были обнаружены бронзовые слитки, заготовки, тигли, льячки, формы для отливки предметов из металла.
V Условно лесную промышленность в Уржумском уезде можно разделить на четыре, связанных друг с другом направления: лесозаготовки, лесоторговлю, лесопереработку и выработку лесоматериалов и лесопродуктов.
V Промышленность в Уржумском уезде, в сравнении с центральными уездами Вятской губернии, на протяжении XVIII - начала ХХ веков была развита слабее. Тем не менее, благоприятное географическое положение уезда, его климатические условия, сырьевая база, наличие транспортных артерий (тракты и река Вятка), людских ресурсов - создавали основу для развития различных промышленных предприятий.
V Уржумский уезд, среди других уездов Вятской губернии, не выделялся особым разнообразием промыслов и ремесел. На протяжении XIX - начала ХХ столетий ни по числу ремесленников, ни по количеству промыслов Уржумский уезд ...
V Большинство горшечников выделывали простую (черную) глиняную посуду - горшки и корчаги. Были и такие, которые умели изготовлять лаковую посуду, посуду покрытую глазурью.
V Среди мастеров, работающих с серебром упоминались и уржумские серебряники Денис и Ефим Матвеевы, Фока Бронников. К средине XIX века это ремесло в уезде совсем исчезло.
V Бондарным промыслом в Уржумском уезде занимались издавна многие крестьяне. В 1876 году в уезде было более 100 бондарей. Промысел этот был распространен повсеместно. Но, пожалуй, более других в нескольких волостях.
V В 1876 году по сведениям губернской статистики в Уржумском уезде велась добыча алебастра (гипса) у деревни Красная Гора (Мальково) Теребиловской волости. Объем добычи тогда был невелик ...
V Особенно, кирпичное производство было развито в местности, окружающей Уржум, так как в городе была большая потребность в кирпиче для городских строек.
V Развитие системы здравоохранения в уезде, связано с деятельностью уездного земства. С первых лет существования (с 1867 года) Уржумское земство выносило на обсуждение вопросы, связанные с организацией работы медицинских учреждений.
V Среди самых разнообразных экспонатов выставки, доставленных сюда со всех уголков Вятской губернии, были и предметы из Уржумского уезда. На этой выставке экспонировались образцы железной руды ...
V Тем не менее, из письменных источников мы знаем, что уже ко времени образования Вятской губернии, в 1797 году, врачебной управой города Вятки, началось строительство нескольких больниц в губернии. Первые больницы начали строиться в Нолинске, Елабуге и Уржуме.
V Санитарная служба в Уржумском уезде на протяжении XIX - начала ХХ столетий была лишь на стадии формирования. Самостоятельной медицинской единицы - санитарного врача или фельдшеров практически не было (исключая 1881-1883 годы).
Тем не менее, вопросы организации санитарного дела по мере их остроты поднимались на земских собраниях.
V Одним из направлений работы земства - в области улучшения народного здравоохранения - была забота о развитии аптечного дела. Здесь внимание земства было сконцентрировано на нескольких проблемах: ...
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 3 июля 2007 г. N 99/281 О СОЗДАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО ЗАКАЗНИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ "БУШКОВСКИЙ ЛЕС" (в ред. постановления Правительства Кировской области от 31.07.2009 N 19/224)
В южной части Кировской области, на территории Уржумского района, находится один из наиболее известных Государственных гидрологических памятников природы Кировской области загадочное озеро Шайтан. Озеро входит в состав природного заказника "Бушковский лес".
V Идет вот, значит, поп в своей одежде длинной, лектор рассказывал, мимо спортплощадки, а там пацаны на турнике что-то пытаются делать. Увидали его, какую-то насмешку бросили. Он подошел к ним. «Разве так, - говорит, - ребята, на турнике заниматься надо? Вот так надо». Скинул свое облачение, да пошел фигуры вертеть. Пацаны только рты поразевали. Вот, мол, тебе и поп.
V Сегодня от этой часовни осталась всего лишь часть кирпичной кладки. А когда-то это был один из самых известных и красивейших памятников архитектуры в Уржумском районе.
Уржум, как и всякий старинный город строился не сразу, а создавался постепенно. Один из первых известных планов города относился к 1784 г., когда для планировки города на перспективу был составлен план существующей застройки.
В 1784 г. 13 августа были «Высочайшие конфирмованы», т. е. утверждены планы губернского г. Вятки и уездных городов Вятского наместничества, по которым отныне должна была производиться новая застройка городов.
Следующий этап в строительстве города наступил в 1840–1850 гг., когда в 1845 г. был утверждён план Уржума, по существу, ничего не изменивший в его планировке и размещении общественных зданий. До конца 1840-х гг. новые дома строились строго по примерным проектам, и некоторые образцы их можно увидеть и сейчас на наших улицах.
Проблема основания города Уржума в исследованиях местных историков поднимается уже давно. Тем не менее, до сих пор не установлено точной даты образования города.
Автор попытался собрать воедино разрозненные факты из истории Уржума в первое столетие со времени основания города.
История Цепочкинского Спасо-Преображенского монастыря изучена недостаточно.
Значение монастыря для уезда и окружающего населения было большим. Особенная роль принадлежала монастырю в христианизации местного населения - марийцев (язычников). Особенно это было актуальным тогда, в первой половине XVII столетия.Скорее всего это и было главной целью открытия на уржумской земле монастыря.
На месте, где сегодня стоит город Уржум, уже в глубокой древности (полторы тысячи лет назад) жили люди. Открытый в 1965 году археологический памятник азелинской культуры тому яркое подтверждение.
До нас не дошло письменных источников с описанием города в первые годы его основания. Очевидно, Уржум представлял, из себя, укрепленное поселение. Это был город – крепость.
V В далеком 1552 году под натиском войск Государя Ивана Грозного пало, наконец, грозное Казанское ханство, многие годы разорявшее восточные окраины Руси, и после присоединения его территории к России, началась ее интенсивная колонизация русскими. Пришли русские и в низовья реки Вятки (хотя северная часть области ими была давным-давно освоена).
11 ноября 1777 года Вятская духовная Консистория объявила указ о запрещении строить церкви и колокольни без «проектов архитекторских». Золотому веку мастеров-каменщиков, когда можно было строить как угодно и что угодно, пришел конец.
Как раз в это время в России наблюдается новый подъем каменного строительства, запрещенного Петром I везде, кроме Петербурга, и возобновившегося с воцарением Елизаветы Петровны. При этой царице число каменных храмов, в т. ч. и на Вятке, росло с каждым десятилетием. 70 процентов деревянных храмов заменилось каменными.
Изображений их не сохранилось, но, оказывается, представить, какими они могли быть, не такое уж трудное дело, ведь на Вятке существовал только один тип деревянных церквей — клетские. На севере области строили еще шатровые храмы, но они не получили широкого распространения, и уже в середине 17 века были запрещены Церковью.