Под влиянием крестьянской войны начались восстания и на юге Вятской земли, густо населенной черемисами, под знаменем борьбы против взошедшего на престол Василия Шуйского. И в пламени крестьянских мятежей прошел на Вятке весь XVII век.
Сохранение в неприкосновенности особо почитаемых урочищ, местностей и отдельных природных объектов — скал, утесов, источников, озер, деревьев, рощ, камней — древнейшая форма охраны природы, уходящая истоками в дорелигиозное прошлое культур всех народов нашей планеты.
В большой крестьянской семье взрослая девушка, не вышедшая вовремя замуж, была «лишний рот», и потому дорога в монастырь была для нее одной из самых вероятных, а часто и желаемой.
Если быть точным, к 1917 году на той территории Уржумского уезда, которая ныне входит в состав Уржумского и Лебяжского районов, вместе с приходами сел Кичмы и Кукнурского, насчитывалась 42 часовни – уникальных культовых сооружений старины.
Работа церковного сторожа была небезопасной: безбожные тати могли позариться на церковную казну и богатую утварь из чистого злата-серебра и, ослепленные блеском последнего, не остановились бы и перед убийством сторожа...
По воспоминаниям детей Егора Гавриловича, колокола были его слабостью, звонить он очень любил. Церковь была для него вторым домом, в ней он проводил много времени.
Пономарь – самый низший церковный чин, даже ниже дьяческого. Это был, можно сказать, самый низ церковной иерархии. В обязанности пономаря входило звонить в колокола, зажигать и выносить свечи, приготовлять и подавать священнику кадило, наводить чистоту во храме. В отличие от некоторых дьячков, пономарь имел однако и благословение входить в алтарь.
Вы решили составить родословную своей семьи, написать историю своего рода, деревни или села. Документы архива Кировской области помогут Вам в этом трудоемком, но увлекательном занятии. Наградой послужит ветвистое родословное дерево, а также слова искренней благодарности и восхищения родных, близких и знакомых. В добрый путь!
В Государственном архиве Кировской области есть большое количество документов, которые, так или иначе, касаются прошлого нашего района. Работая в архиве в 1998 году, я столкнулся с одним интересным документом. Дело «О золотой и серебряной руде при деревне Камайково» (фонд 582, опись 49, единица хранения 217) небольшое - десятка полтора листов. Но история, заключенная в нем интересна.
Поздравление Благочинного Уржумского округа священника Андрея Лебедева:
"Сердечно поздравляю вас братия и сестры и ваших близких со спасительным праздником Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и с Новым годом — Новолетием благости Божией!..."
Но никто не рисковал схватиться один на один с Шайтаном. Успевал Шайтан ходить рядом с каждым человеком, был невидим, вездесущ и безжалостен. Зимой морозил тело и душу, летом по-комариному сосал кровь. Круглый год морил людей голодом, напускал трахому и несчастья, сеял вражду и ненависть.
… Было это более ста лет назад. Ватага парней направилась к озеру. По дороге рассказы о страшных, леденящих душу проделках Шайтана, споры. Кажется, только Сергей Терентьев, не верящий в бога, ни в чёрта, был спокоен и скептически поглядывал то на одного, то на другого...
Но неумолимо течет река времен. Исчезают с лица земли маленькие деревушки, и вместе с ними уходят в небытие их имена, унося с собой свою неразгаданную тайну.
Для краеведов, кто интересуется историей населенных пунктов небезынтересно узнать о том, какие изменения претерпели географические названия нашего района, когда это произошло.
Ах, какой в те времена это был чудеснейший край! Здесь красота естественной природы и творения рук человеческих идеально дополняли друг друга, сочетаясь в единой божественной гармонии.
Здесь впервые собраны воедино все факты, которые удалось найти автору этих строк об о. Василии, и объединены в смыслоемкий труд, который, надеюсь, пригодится в будущем не одному исследователю истории гонений на Церковь Христову на Вятской земле.
Здесь впервые собраны воедино все факты, которые удалось найти автору этих строк об о. Василии, и объединены в смыслоемкий труд, который, надеюсь, пригодится в будущем не одному исследователю истории гонений на Церковь Христову на Вятской земле. Разделы: 3. Бессмертный подвиг мученичества.
Сегодняшний мой рассказ о малоизвестных ныне блаженных Уржумского района. Немало их Вятской земле подарило маленькое село Шурма, что находится на границе Уржумского и Малмыжского районов…
V Площадь Уржумского района составляет - немногим более 3 тысяч квадратных километров, или 302 475 гектаров. Из общей земельной площади района 162,2 тысячи гектаров составляют сельскохозяйственные угодья. Леса занимают площадь 136,2 тысячи гектаров, из них на 112 тысячах гектаров ведет лесное хозяйство Уржумский лесхоз.
V Уржумский район расположен на юге Кировской области. Он занимает, преимущественно, приподнятый и расчлененный водоразделами правый берег реки Вятки, хотя часть территории расположена на лесистых низинах левобережья Вятки.