Починок Покровский на речке Покровке
Первый день октября богат не только желтой листвой и пасмурной погодой. В этот день очень много праздников, целых тридцать. И это не только известные Международный день пожилых людей, Международный день музыки и День Сухопутных войск.
Но и веселый Всемирный день улыбки, уютный Праздник пледа, сладкий День какао и шоколада, непонятный большинству День вегетарианства. И познавательный и немного грустный День гуляния по улицам исчезнувших городов... Вот его то мы и отметим!
Ну, в нашей местности города не исчезали, наверное. А вот деревень исчезнувших много. На месте некоторых сейчас ровное поле, другие еще хранят останки домов, кирпичных или деревянных, но заросли бурьяном. Так что гулять там проблематично, но мы попробуем — праздник же.
Если ехать в сторону Буйского, проехать Архангельское и повернуть, спустившись с горы, направо на полевую дорогу (есть указатель — п. Луначарский) и ехать по ней какое-то время, можно увидеть слева остатки какого-то кирпичного сооружения. Это бывший телятник, за ним бывшие дома бывшего починка Покровский.
Развалины телятника. Фото 2014 г.
Не знаю, можно ли туда сейчас пробраться, но в свое время нам это удалось. А вы можете посмотреть снимки с той поездки, то есть погулять по улицам опустевшего починка и послушать рассказ его бывших жителей.
Мария Ивановна Ефремова (Вязникова), записано 20.09.2015:
Моя родина - починок Покровский - был основан в то время, когда от Буйского завода отделялись все починки. Когда я еще училась в школе, старики рассказывали, что первый житель приехал сюда как раз в Покров. И потому починок назвали Покровским.
Фото 2015 г.
Починок наш очень красивый. Две улицы, посреди улиц проходит лог и протекает речка. Мы ее называли просто «речка». Впадает она в Невку, а Невка в Мазарку. В конце нашей улицы был большой пруд, и на пруду стояла мельница.
Старожилы рассказывали, что там, где сейчас располагается починок, раньше был лес. Лес вырубили, я даже помню: у нас, как идешь во хлев, даже пеньки были во дворе от того леса. В починке было очень много зелени: тополя, березы, черемухи, вишни. И еще было очень много родников, и поэтому в нашей речке мы никогда не купались - вода была ледяная.
В мою бытность домов в починке было под 40-50. Наш дом стоял на северной стороне, примерно посреди улицы. Там каменных домов у нас было не очень много. Самый первый каменный дом был Резвых Александра Никифоровича, сейчас в Буйском живут его родственники Сергеевы. Потом на нашей стороне еще один каменный дом и один на южной.
Чуть дальше выселок Невский был. Там речка по названию выселка – Невка. Красивый выселок был, черемуха там по обеим сторонам. Невка от нас шла к Мазарке и в нее впадала. Там рыба водилась, усач. У меня муж называл усачей покровской форелью.
Особенностью нашего починка было то, что там жили пимокаты - почти в каждом доме катали валенки. А мой отец Иван Андреевич был самый знаменитый пимокат. Все «знаменитости» ему заказывали валенки. Вот Вера Александровна Грибоедова, врач, потом Гатэнов с лесоучастка приезжал, и отец к нему ездил, и из Уржума к отцу приезжали.
Уж если отец был валенщик, пимокат, то детство у меня было связано с шерстью. Два брата у меня были старших, они шерсть эту били в бане. Били специальным лучком (как маленький лук), еще его почему-то катеринкой называли. Отец работал дома, но стирали валенки они с мамой в бане. Отец вот приготовит пару валенок, и рано утром они с мамой кипяток в большом самоваре, ведра на два, заварят, унесут в баню и там стирают.
Еще у нас некоторые занимались пчеловодством. А еще в нашей деревне было очень много гармонистов. Поэтому к нам на вечерки из Самоделок, из Невского и из других починков ходили. У меня братья были оба гармонисты.
В починке жили все дружно. Соседи наши все очень хорошие были. Без помощи друг друга мы ничего не делали. Если, например, пора копать картошку подошла, значит, мы к кому-то идем копать, потом к нам идут. Еще помню, что у нас, в нашем доме, наверное, чуть не полдеревни собирались. Каждый вечер, кроме, наверное, субботы, все время были люди. Женщины с вязанием, с прялкой, с шитьем, с вышиванием, с кружевами, кто с чем. Мужики иногда даже в карты играли. Отец валенки тут же делал. И шли разговоры, всякие рассказы, воспоминания. Вспоминали больше как жили раньше, до революции, ну, и о войне, конечно. Гостей, конечно, угощать надо было. Муж у меня все шутил: вы постряпаете пельмени и, пока полдеревни не соберете, не сесть за стол.
У нас в починке было принято называть людей не только по фамилиям, но и по прозвищам. У нас, например, было прозвище Дёмины. Я как-то поинтересовалась почему. Отец и объяснил: он вот Иван Андреевич, его отец Андрей Терентьевич, дед - Терентий Матвеевич, потом Матвей Афанасьевич, Афанасий Афанасьевич, и Афанасий Демидович. Вот по Демиду мы и Демины. В общем, по предкам, может быть, по тем, кто первыми здесь поселились. Женщин по мужу, как в других местах, Иваниха, например, Семениха, у нас не называли.
Говорили у нас больше на «А» и на «И». И немножко растянуто. Например: «бижал, бижал, упал, лижу и ва все глаза глижу». Самодельские говорили по-другому. Как-то округляли. Их еще звали чернотропцы, самодельцы-чернотропцы.
В доме была, конечно же, печь. Казенка была. Это лестница, по которой на печку лазили. Иногда казенку подстраивали потом, а в некоторых домах ее выкладывали сразу, когда клали печь.
Кухню называли почему-то чуланом. Уже позднее, когда мы переехали в новый дом, кухню стали называть кухней, а чулан - это закуток в сенях. Дальше была клеть, подклеть. Клеть - это помещение такое, там, можно сказать, летний дом. Там кровати стояли, сундуки, стол. Зимой туда продукты выносили, мясо вешали. Летом там прибирались и жили.
В пост всегда посреди избы стоял стан, на котором мама ткала половики, даже скатерти, полотенца разные, я помогала ей. Станы были разные: большой для половиков, который поменьше - для ткани. К Пасхе все это убирали, и сотканное выносили на наст отбеливать.
Еще помню бани по-черному. Там внутри каменка была, и все внутри было черно, закопчено. Я однажды в такой бане мылась, пришла вся в саже потом.
Недалеко был у нас Каменный лог. Там добывали камень. Говорят, еще была где-то у нас мастерская, серпы делали. Я сама не помню.
Были лога. Так и говорили - первый ложок, второй ложок, это поближе к Бутыркам. Клубнику там собирали. За земляникой ходили в Лесик. Это с южной стороны небольшой такой лесок был у нас. Еще у нас была Паранина гора, тоже к югу.
Потапов Александр Васильевич, записано 28.09.2014г:
Я родился в п. Покровском и жил до 1972 года. В 1972 году там было 36 хозяйств. Они стояли по обеим сторонам речки. Раньше посреди деревни был мост. Пруд был, даже два.
Пруд. Фото 2000 г.
Речка у нас Покровка называлась, она из ключей состоит целиком.
Речка Покровка. Фото 2015 г.
Сейчас все заросло, по деревне не проехать. Дорога идет за огородами, там кирпичные развалины. Здесь сначала был коровник, потом сделали телятник, овчарник. А последний был там свинарник. У нас было очень мало земли, всего сто гектаров пашни. Раньше, до войны и в войну, был колхоз «Трудовая семья». А потом война кончилась, и начались разные пертурбации в сельском хозяйстве – укрупнения, разукрупнения и т.д.
В 2000 году «Кировская искра» (15.08.2000 г.) опубликовала репортаж С. Шалагиной и С. Коростелёва о живущей в Покровском семье фермеров Филипповых «Нектар» встречает пчелами и медом».
А.С. Филипповых с семьёй. Фото 2000 г.
Глава фермерского хозяйства со сладким названием “Нектар” Алексей Сергеевич Филипповых, основной упор делал на пчеловодство. У фермерского хозяйства в руках оказалось 66 гектаров земли, из них - 56 пашни. Одиннадцать гектаров было занято под горчицу, еще восемь - под просо, еще сеяли пшеницу. Весной и летом, зимой и осенью члены хозяйства «Нектар» по очереди жили в небольшом домике в починке. Сейчас починок пуст.
Текст и фото С. Коростелёва
Источники:
1. «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 40, 2 октября 2021 г.
2. Новости Уржум - Кировская искра 1 окт 2021 https://vk.com/kirovskayaiskra43 |