Д. Н. Казаков
Закат века мастеров
Мне неизвестна дальнейшая судьба ильинского мастера, строившего Николаевскую церковь. Можно только предположить, что Е. Кошкин продолжил заниматься строением красноярской церкви, на этот раз её холодной части. 3 июня 1795 года был освящен главный престол каменной церкви во имя Рождества Христова.
Уже, видимо, после своей смерти великий мастер снова был обвинен, на сей раз — в плохом качестве строительства. В 1822 году прихожане Красноярской церкви послали жалобу в консисторию, что «раствор-де не клеевит и мастера-де плохи были». Вскоре церковь, которую строили чуть ли не 2 десятка лет, была разобрана, и прихожане получили новую храмозданную грамоту (текст её уже упоминался). Но в действительности, как вспоминают красноярские старожилы, причина крылась в другом — под церковь подошел овраг, отчего она и начала рушиться.
11 ноября 1777 года Вятская духовная Консистория объявила указ о запрещении строить церкви и колокольни без «проектов архитекторских». Золотому веку мастеров-каменщиков, когда можно было строить как угодно и что угодно, пришел конец. Отныне они должны были строить только под архитекторским надзором. Правда, указ этот был отнесен только к каменным церквям — деревянных он не касался. От обратившихся в консисторию храмоздателей уже в конце 1777 года стали требовать «прислать объяснение для составления плана». Им нужно было лишь указать размеры будущего храма, а стилистика целиком доставалась архитектору, т. е. за мастером оставался только подряд и само строительство. Поэтому неудивительно, что многие вятские мастера вскоре «дружною толпою» отправились на Урал. Каменные церкви в с. Атары в 1809 и Кукнурском в 1816 году Уржумского уезда были, видимо, возведены уже по проектам архитекторским. А новая церковь с. Красноярского в 1822 году строилась мастером Морозовым «на другом отведенном архитектором посреди села месте» из кирпича старой церкви; уже упоминалось, что кирпич этот передавался по цепочке от места старой церкви к строящейся новой. В раствор «били» яйца, принесенные прихожанами. Уже в том же году был освящен левый престол теплой церкви, а в 1837 году закончена холодная церковь. Церковь эта стоит и поныне. Престолы в церкви имел право освящать по указу Консистории только благочинный, не обязательно местный. Известны имена тех, кто освящал престолы Христорождественской церкви. Левый престол во имя святой мученицы Параскевьи: «их коих сей в 1823 году по указу от Консистории от 5 декабря за № 3865 бывшим Кичминским благочинным протоиереем Сергеем Кулыгинским в 19 день того же декабря освящен»; «теплой правой Сретенья Господня освящен 1832 года февраля 2 дня Игнатием Иконниковым благочинным села Н. Торьяла» (ГАКО ф 237 оп 70 д 1373, л 145).
Из грамоты перестройки Христорождественской церкви за 1831 год можно почерпнуть сведения о её убранстве, внешнем и внутреннем: «Осьмерик на холодной церкви покрыт листовым железом, на остальных приделах — деревянными крышами. Крест вызолочен двойниковым золотом. Весь теплый храм с алтарем, 2 палатками и папертью внутри просто выбелен известью, а снаружи также выбелен известью, только палые места около окон выкрашены в желтый цвет. Пол в теплом храме и алтарях выстлан старой опокой из старого храма, а в палатках и паперти кирпичом. В холодном храме и алтаре пол выстлан из новой опоки. Стены и своды в ней выштукатурены по штукатурке и расписаны. В своде холодной церкви написана мозаика звездами. Вокруг окон трафареты с розовыми платами между ними. Колокольни сложено из кирпича 2 этажа, а последний с куполом сделан из дерева». Я привел этот отрывок отчасти потому, что Красноярская церковь напоминала Лебяжскую, и многого у них имелось похожего.
Про все каменные храмы в «клировых ведомостях» писалось одинаково кратко: «Зданием каменная, с таковою же колокольнею в 1 связи, крепка, покрыта железом», «колокольня 3-ярусная» или «колокольня каменная, крепка». В «клировой ведомости» за 1910 год можно найти более подробное, чем других, описание церкви села Юледур 3-го благочинного округа Уржумского уезда 1820 года постройки: «зданием каменная, 1-этажная, с таковою же колокольнею в 3 яруса в 1 связи. Зданием крепка, покрыта железом, окрашенном медянкою на масле, выревченной известью, обнесена каменною с решетками оградою. Ограда выкрашена известью, а решетки окрашены медянкою. Церковь малопоместительная и… нуждается в расширении». Такие подробные описания, однако, были сравнительно редки, и дошли до нас только благодаря добросовестности тех, кто писал эти «Ведомости».
Источник: 1. «Узрим свет…» - Православный краеведческий альманах по истории Лебяжского и Уржумского районов Кировской области. Выпуск №1. Частное (некоммерческое) издание краеведа – любителя Казакова Дмитрия Николаевича. 2005 г. |