Белорецкая ярмарка
Самой старой в Уржуме была осенняя ярмарка в октябре. Ярмарка эта проходила в городе с 19 по 27 октября, во время прибытия в Уржум крестного хода со святыми иконами из города Вятки.
Осенняя ярмарка проходила в течение недели на соборной площади. Сюда приезжали торговцы со всего уезда. Изобилие товаров, стечение народа привлекала сюда купцов из других уездов Вятской губернии, из Казани и Вятки. Продавались на этой ярмарке скот, лошади.
Вторая ярмарка в городе – Троицкая. Она была Указом Сената учреждена в 1842 году. Проходила она во время празднования Святой Троицы, длилась в течение недели. Троицкая ярмарка в Уржуме вскоре стала второй по значению в Вятской губернии (после Алексеевской ярмарки в Котельниче).
Ярмарка проводилась вначале на площади возле Свято-Троицкого собора в Уржуме, а с начала XX века - за городом, в районе Белой Речки. Поэтому ярмарка получила еще одно название - Белорецкая.
Подготовка к Троицкой ярмарке начиналась заранее. Строились торговые ряды, устанавливались балаганы, палатки, оборудовалась площадка для бегов и выставки крупного рогатого скота, коней.
Ярмарка обычно открывалась в среду на Троицкой неделе с молебна с выездом на место нарядов пожарных и полиции, а разгар ее приходился на пятницу, субботу и воскресенье. Из ближайших деревень люди шли пешком, а из дальних приезжали на машинах, оборудованных скамейками для сидения, и когда машина проезжала по мосту через Уржумку, то открывался великолепный вид на грандиозную Белорецкую ярмарку.
И. Т. Твардовский в своей книге "Родина и чужбина” так описывает это праздничное ярмарочное настроение: "… мы пошли в Уржум каким-то, по старинному порядку, праздничным днем. Погода была редкостно хорошей: в меру тепло, но и не сухо — только радоваться, и по большаку, обсаженному Бог весть когда березами, шло много народу в этом же направлении — на Уржум. Люди торопились на ярмарку, которая проводилась ежегодно в этот день на речке Белой, что протекает на подступах к городу. Ярмарка так и называлась — Белорецкая”.
На месте проведения ярмарки, на Белой Речке, была Часовенка, выстроенная возле родника. Здесь и проходил молебен. Отслужив его, священники благословляли торговцев и освящали воду.
Особым зрелищем и удовольствием были карусели. Здесь людей развлекали два гармониста, наряженные в яркие рубахи. Как вспоминала Алика: "В Уржум в раннем детстве меня возили на ярмарку, купили плащик "марокеновый" и катали на карусели за 10 копеек. Карусель толкал мужик по кругу, а другой рядом весело играл на баяне...”.
Валерий Казаков так описал уржумскую Карусель:
"Колхозный тракторист Михаил Вяткин и медсестра Анна Просвецкая познакомились на ярмарке в Уржуме. Славился тогда Уржум веселыми ярмарками, что устраивались на Белой речке в самом начале июня. На эту ярмарку приезжали плутоватые цыганки в пестрых юбках, бородатые художники в огромных шляпах, коренастые татары и низкорослые марийцы. Каждый старался здесь что-нибудь купить или продать.
Михаил на всю жизнь запомнил, как ехали они с ярмарки на колхозном мерине Гнедке. С холма до холма, от перелеска к перелеску. Михаил молчал, а она говорила:
– Вы уже к такому зрелищу привыкли, а у меня до сих пор душа поет. Никогда не видела ничего подобного, но знала, что понравится. Тоже ведь русский человек: что-то есть такое в душе. Странное, что ли. Понимаете? И потом эта карусель – такая прелесть. Я раз пять успела прокатиться. Лечу, лечу – душа замирает, а рядом музыка звучит, и все улыбаются, всем хорошо. Только вот...
- Что?
– В самой карусели что-то... Кажется, чьи-то шаги слыхать, как будто бегает кто...
– Так бегают и есть, – поторопился ответить Михаил.
–Как?
– Да мужики это. Они изнутри карусель вертят. Перекладина такая в оси, на которой все держится, и мужики бегают там – упираются в её, крутят. Деньги зарабатывают. Со стороны, конечно, не видно, но если прислушаться – топот слыхать.
– А я думала – там механизм какой, – огорчилась Анна.
– Да что вы, – ответил Михаил. – Пока мужик за гроши в любую дыру полезет – никто в России о механизмах не думает. Такая страна.”
Территория ярмарки была большой. Хватало места магазинам, ларькам, палаткам и площадкам для выступления артистов. Ставились здесь небольшие веселые пьесы.
Бывали на ярмарке и поводыри с медведями, шарманщик с попугаем, который вытаскивал билетики, предсказывающие судьбу, шарманщик играл различные мелодии.
Проводилась ярмарка в мае, народу на нее съезжалось множество. Купцы и торговцы отовсюду привозили на ярмарку самые разнообразные товары: железные и чугунные изделия, кожевенные и шорные товары, посуду, кубовую краску, холсты, поярок и шерсть, вина и водки, фуражки и картузы, бакалейные и галантерейные товары. Предлагались на выбор лапти разных фасонов: марийские и русские. Товары на ярмарку доставлялись из Казани, Малмыжа, Нолинска, слободы Кукарки, а также из крупных торговых сел Уржумского и Вятского уездов.
В 1868 году на Троицкую ярмарку было доставлено товаров на 117 тыс. рублей, продано на 44 тысячи. На осенней ярмарке, в этом же году, было продано товаров на 37 тыс. рублей, привезено на ярмарку – на 150 тыс. рублей.
Уржумский городской голова Девяткин по итогам ярмарки 1868 года написал заметку в губернскую газету, где указал, что на ярмарке было продано только мануфактурных товаров на 15 тыс. рублей. На 6500 рублей было продано галантерейных и «… модных» товаров, в гостинице было выручено 800 рублей, на 200 рублей было продано кушаний в харчевнях. Ярмарочный комитет получил в том году дохода более 300 рублей, что было выше, чем за ярмарку в 1867 году.
В 1886 году на Троицкую ярмарку было привезено товаров на сумму в 145 тысячи рублей, продано на 43 тысячи рублей. На осенней ярмарке из привезенного товара на 95 тысяч реализовано было на 26 тысяч рублей.
Самым популярным товаром была водка. Кроме того, открывалась кумысолечебница. Кобылы паслись тут же, на лугу, их доили и продавали кумыс желающим.
Ежегодными на Троицкой ярмарке были конские выставки. Начали они проводиться где-то в 1880 – 1890-х годах. На эти выставки крестьяне уезда приводили коней. Причем каждый раз на выставке было не менее 100 лошадей. Выставочный комитет оценивал как внешний вид лошади, соответствие ее породным качествам, так и силовые возможности лошадей. Победителей ждали награды – серебряные и бронзовые медали, похвальные листы.
В 1903 году на Троицкой ярмарке впервые состоялась выставка крупного рогатого скота и свиней. В дальнейшем на выставках домашнего скота экспонировались овцы, домашняя птица.
В 1917 г. Троицкая ярмарка закрылась.
В 1922-23 гг. вновь её открыли, переименовав в Белорецкую.
В 1929 г. местные энтузиасты раскулачивания ярмарку закрыли. Но по требованию Москвы ее вновь открыли как межрайонную советско-колхозную. Если в начале века был избыток товаров при нищем покупателе, то сейчас – дефицит товаров. Стояли в длинную очередь за «мануфактурой». В годы НЭПа оборот достигал 2 млн. червонцев.
В 1959 г. торговали 40 организаций, имелось 203 ларька, 13 точек общепита. Был своего рода и парк культуры и отдыха.
К Троицкой ярмарке обычно приурочивались и выставки сельскохозяйственных орудий. На этих выставках, особенно в начале ХХ столетия, можно бы посмотреть в работе новые сельхозмашины, купить их, приобрести семена зерновых новых сортов. Здесь же крестьяне знакомились с передовыми приемами ведения пчеловодства.
Проводились на выставке беседы по сельскохозяйственной тематике, продавались брошюры.
Торговые обороты городских ярмарок постепенно сокращались. В начале ХХ века обороты Троицкой ярмарки составляли уже 20 тысяч рублей, а осенней – 15 тысяч. Сокращение оборотов ярмарок было обусловлено ростом магазинной и лавочной торговли в городе, на городских базарах.
С развитием магазинной сети на рубеже 70-х (1969 - 1972 гг.) Белорецкая ярмарка прекратила свое существование. В 1990-94 гг. её пытались возродить, но не преуспели. Долго в лугах у лесопарка валялась карусель, пока её не перевезли в город.
Отшумела когда-то ярмарка здесь, у Свято-Троицкого собора. Прекратила свое существование и на лугах у Белой речки. Что-то по частицам, по крупинкам, а то и целыми некоторыми событиями, нашими, кровными и светлыми, национальными, мы теряем навсегда. Невозвратно.
Однако пожилые жители Уржумского района нет-нет, да и вспоминают Белорецкую ярмарку. Так А. Рогов в статье "Народные мастера" так описывает воспоминания одной из жительниц Уржумской земли:
"Когда видишь у старого человека такие руки, невольно жалеешь его: кругом тоненькие, пальцы выгнуты вбок, будто их сводит, кожа прозрачная и какого-то неестественного, линялого цвета. На столе лежат скрюченно, некрасиво. И кусок сырой глины от комка оторвали некрасиво, прямо как кощеевы щупальца. Скатали из них шарик, потом на фанерке в толстую оладью его размяли. И так быстро. А из оладышка стали юбку-колокол вывертывать — основание для куклы: большие пальцы внутрь, а остальные тянут, а затем снаружи и внутри оглаживают. И это еще быстрее. Светло-коричневая глина залоснилась, совсем мягкой сделалась, влажно-кисловатый дух от нее потек. А тоненькие костистые пальцы ее все мнут, мнут, тянут, оглаживают, обстукивают и порой изгибаются так, что даже не верится, что человеческие руки могут так причудливо, так плавно изгибаться, в считанные минуты превращая глиняный колокол в пышную юбку, прилаживать на нее осанистый торс с круглой головкой, а потом, как, бы походя, прилепить к этой круглой головке очень смешной, типично дымковский нос-пипочку. И как красиво любое из этих движений! Как отточено! Как вообще бесподобно красивы эти тоненькие старческие, эти вылинявшие от сырой глины руки, когда они работают!
…— Я не быстро говорю, нет? А то мы казанские - я из Уржума, — у нас разговор свысока, высокий, то есть, и частим как пулеметы. Я вот, например, «Уржумскую ярмарку» вылепила. Раньше, знаете, была вобла, вся земля на ярмарке ее чешуей усыпана. Так дедушка помню, половик брал. Усадит нас на половик, мы сидим и смотрим, как в такие вон балаганы — вон-вон, с балкончиком-то — акробаты и рыжие клоуны зрителей зазывают...
…В высоком, просвеченном весенним солнцем зале была развернута большая юбилейная выставка ее работ. Зое Васильевне Пенкиной исполнилось восемьдесят лет.
…«Уржумская ярмарка» Зои Васильевны расположилась у стены. Именно расположилась, так как это огромнейшая составная композиция из многих отдельных сцен и фигур. Целое своеобразное повествование: ларьки с продавцами и товарами, покупатели, повозки с седоками, карусели, балаганы с балкончиками, с которых кричат зазывалы, гуляющие парочки, группы и одиночки, деревья, собаки. Как хочешь, так все это и двигай, составляй новые композиции, новые панорамы широкого и звонкого народного торга-праздника. И любого человечка можно рассматривать бесконечно хоть в группе, хоть отдельно — все они совершенно разные, и в каждом есть какая-то своя особинка, непременно смешная: то фигура слишком грузная, то наряд очень пестрый, то поза у человека забавная или калоши на ком-то немыслимые, прямо по вятской частушке:
На ногах калоши зеют,
На груди часы блестят…”
И как тут не вспомнить замечательного кинорежиссера, патриота своей многострадальной Родины Станислава Говорухина и его давний уже фильм перестроечных времен «Россия, которую мы потеряли». "Не растерять бы до гиблого конца совсем всё наше – исконно русское”, всякий раз, проезжая и покидая Уржум мимо лугов, где шумела ярмарка, через Отрясовскую гору (в простонародье называемую «попьим пузом», ), прозванную так в народе из-за того, что на ее склоне, крутом и затяжном, через который шел тракт, в былые времена «отрясали», грабили разбойники людей, особо торговых. Опасно было одиночному купцу с той же ярмарки вертаться домой. Лихие люди с кистенями и дубинами могли поджидать его на Отрясовской горе.
Отрясовская гора. Автор Valery Ruban из его альбома "Россия-Уржум”.
Вид с Отрясовской горы на Уржум. Автор Надя г. Киров.
В настоящее время на Отрясовской горе при въезде в город установлен восьмиметровый крест. Изготовлен он из лиственницы и поднят на столбы. Издали кажется, что так называемый поклонный крест парит над городом.
Поклонный крест на Отрясовской горе.
На табличке, установленной на восьмиметровом кресте, - слова «Господи, сохрани град наш Уржум силой честного креста, молитвами Богородицы и всех вятских святых от всякого зла».
Состоялось торжественное освящение Поклонного Креста в 11.30 на въезде в град Уржум 26.09.2010 года.
Торжество началось после Божественной Литургии служением молебна, который предварил Крестный ход из Троицкого Собора на Отрясовскую гору, к месту где установлен Крест.
Там был отслужен чин освящения Креста, на котором присутствовали прихожане, благотворители и также проезжающие мимо люди.
Удивительно, что все последние дни шли проливные дожди, а в этот день светило яркое солнце.
По окончании службы были вручены благословенные грамоты Уржумского благочиния благотворителям братьям Головизниным Евгению и Владимиру, а также Валерию Хилькевич, непосредственному строителю Креста.
Для более благородного вида Поклонный Крест на Отрясовской горе украшенен посаженными кустарниками.
Сейчас Поклонный Крест стал местом, которое посещают молодожёны, беря благословение на начало семейной жизни.
Источник информации:
2. Реферат. По дисциплине: История вятского и российского предпринимательства. Тема: «Вятские ярмарки ХIХ – начала ХХ вв.». Студентки: 3 курса УД-34 группы. Михеевой Ирины Викторовны. Преподаватель: Поздеев П. В., г. Уржум, 2009 год.
3. Твардовский И. Т. Родина и чужбина : Книга жизни / предисл. В. Ивановой ; послесл. В. В. Ильина. - Смоленск : Посох : Русич, 1996. - 351 с. : ил.
4. А. Рогов. Народные мастера. А кому песня вынется - часть 13.
5. Валерий Казаков. Карусель. Современная малая проза. Киров. 2000 г.
6. В.А.Ветлужских. ДРЕВНЕЕ ПРОШЛОЕ УРЖУМСКОЙ ЗЕМЛИ глава 12 учебного пособия "Очерки истории Уржумского района” (на правах рукописи), "Торговля и финансы в уезде в XVIII - начале XX веках”, § 53. Ярмарки и базары в Уржумском уезде.
|