Как застраивался город Уржум
Н. Б. Пентина
Наталья Борисовна Пентина (1913–2001) – известный краевед и коллекционер – происходит родом из знаменитой вятской семьи Спасских. В нашем альманахе опубликованы её статьи: «Открытки г. Вятки, изданные до 1918 года», «О связях старинных вятских семей Рязанцевых, Арбузовых, Васнецовых и Спасских» (Вып. 3); «Л. А. и И. А. Спасские», «Земский врач П. А. Спасский» (Вып. 4). См. также статью Н. П. Гурьяновой «Из истории одного дара» о Н. Б. Пентиной (Вып. 3). В этом выпуске публикуется статья об Уржуме, подготовленная Натальей Борисовной для краеведческого сборника «Вятка» в 1987 г.
Город 200 лет назад
Город Уржум в 1984 г. отпраздновал своё 400-летие. Внимание гостей города неизменно привлекали памятник архитектуры Троицкий собор, старинные дома на Советской и на других улицах. Однако о застройке города и его зданиях известно очень мало, вопрос этот был почти обойдён вниманием исследователей, хотя на уржумских улицах есть здания, представляющие определённую архитектурно-художественную ценность и историческое значение. Вот это и заставило нас попытаться найти в государственных архивах ответы на многие неясности в строительстве города.
Уржум, как и всякий старинный город строился не сразу, а создавался постепенно. Один из первых известных планов города относился к 1784 г., когда для планировки города на перспективу был составлен план существующей застройки. В мелком масштабе план 1784 г. имелся в Уржумском краеведческом музее, в более крупном – в Центральном государственном историческом архиве г. Ленинграда[1], на нём совмещена застройка 1784 г. с новой планировкой. Город был расположен вдоль левого берега реки Уржумки, узкие улицы его шириной не более половины современных улиц, имели различные направления и образовывали неправильной формы участки разных размеров, по длинным сторонам которых стояли дома, а внутри участка были дворы и огороды. Застройка города в 1780-х годах отражала те времена XVII в., когда Уржум был ещё посадом и жили в нём, как писал в 1906 г. историк Вятского края А. С. Верещагин: «Только служивые люди да стрельцы».
По данным четвёртой ревизии 1782 г. число жителей в г. Уржуме «без числа священнослужителей, чиновников и лиц военного ведомства» составляло 366 человек; из них мещан было 221, крестьян 111, купцов 12, записавшихся из крестьян в купечество 13 и дворовых людей 9 человек. Город Вятка имел в то время 1579 жителей. Уржум в те годы был очень невелик, имел в длину около 500 сажен или немногим более одного километра. Митрофановское кладбище было уже за городом. Северная граница города проходила где-то в районе улицы Белинского, западная граница в Нагорной части была по Красной улице, южная часть города под горой была застроена вдоль р. Уржумки, примерно до ул. Некрасова, а на запад в нижней части дома стояли до Трудовой улицы, которая тогда существовала и была занята местной инвалидной командой, и называлась поэтому Инвалидная слобода. От старинной планировки города в наше время осталась эта Трудовая улица – Инвалидная слобода, которую в прошлом называли также слобода «Светлицы», и часть Набережной улицы.
В городе существовала Главная площадь, на которой стоял старинный Троицкий собор, недалеко от него Воскресенская церковь с небольшой площадью. Это был центр города. На этих площадях в базарные и праздничные дни производилась торговля, были, по-видимому, и деревянные лавки, торговали съестными припасами и необходимыми привозными товарами и изделиями местного производства. На главной площади в небольших деревянных домах размещались также городские учреждения – городническое правление, казначейство и другие, городовой магистрат находился в другом месте – примерно на углу Советской и Подгорной улиц, здание тоже было деревянное. В наше время на бывшей Главной площади города стоит Троицкий собор (это уже третий собор, он построен в 1895–1900 гг.), и расположен городской сад. Дома граждан были маленькие, имели большие одворицы, занятые огородами. На реке Уржумке в те годы уже существовала «пильная мельница» с мукомольными поставами малмыжского советника Юшкова. Расположена она была несколько ниже существующего моста через реку Уржумку.
Каменное строительство в Вятском крае началось в XVII в., когда в г. Хлынове были построены Успенский собор Трифонова монастыря и другие церкви. В Уржуме первыми каменными постройками также были культовые здания – Троицкий собор, Воскресенская и Казанская церкви, построенные во второй половине XVIII в. Этот старинный Троицкий собор, судя по плану г. Уржума, находящегося в Государственном историческом архиве (г. Ленинград), стоял на площади несколько левее современного и ближе к реке, колокольня стояла отдельно. Этот старый собор вследствие образовавшейся в стене трещины в 1811 г. было разрешено сломать. В документе о сломе собора написано: «Старый собор разобрать и с колокольнею до нижнего этажа, в нижнем же этаже средний пролёт или проход закласть и сделать в ней тёплую палатку, а сверху покрыть крышею, дабы повремени сей этаж обращен в жилище причетников по прочей бедности»[2].
Однако на более поздних планах 1835 г., 1845 г. эти строения не показаны, очевидно, и «нижний этаж» не сохранился. В 1811 г. было начато строительство второго Троицкого собора, в 1822 г. собор был освящён. Просуществовал он до 1890 г., но планов или фотографий его до сих пор не удалось найти. Колокольня перед новым собором и тёплая существующая церковь остались от старого собора постройки 1811–1822 гг., это самые старинные здания в Уржуме.
Здание бывшей Воскресенской церкви, где ныне размещается предприятие бытового обслуживания, интересно тем, что внутри него сохранилась часть стен церкви, построенной в XVIII столетии. Каменный двухэтажный храм по указу Казанской консистории был построен в 1761 г. и увеличен в 1831 г. В ЦГИАЛ есть «Дело1844–1845 гг. о расширении Воскресенской церкви в гор. Уржуме», выдержки из этого любопытного документа можно привести: «Хотя в 1831 г. по утверждённому плану означенная Воскресенская церковь с восточной до западной стороны довольно распростанили, устроили прочную колокольню, …но церковь чрезвычайно узка, а длиною соответствует… Изъявили прибавить к оной церкви с южной и северной стороны, пристроить ещё по стене шириною на 10 аршин…» Таким образом, после расширения церкви (с южной и северной сторон) в 1845 г. часть стен 1761 г. оказалась внутри здания. Эти стены – единственный свидетель и образец старинного каменного строительства XVIII века в Уржуме. В проектировании пристройки с северной и южной сторон церкви принимал участие вятский архитектор Костарёв, его подпись есть на планах 1845 г. В настоящее время от внешнего вида этой церкви мало что осталось.
Здание Казанской церкви, используемое сейчас под пивной завод, построено в 1835 г. Однако на плане города Уржума 1784 г. Казанская церковь показана как каменная, следовательно, была старая церковь XVIII в., её сломали и на её месте построили новую.
Примечания
1. Центральном государственном историческом архиве г. Ленинграда (далее ЦГИАЛ). Ф. 1293. Оп. 166. Д. 60. План Вятской губернии города Уржума, каков был в распоряжении до конфирмованного плана с назначением на оном прожекта конфирмованного в прошлом 1784 году августа в 13 день. 2. ГАКО. Ф. 237. Оп. 74. Д. 1234. Дело о сломе Уржумского собора и постройке нового в 1811 г.
Источник:
Герценка : Вятские записки : [науч.-попул. альм.]. Вып. 11 / Департамент культуры и искусства Киров. обл., Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А. И. Герцена ; [редкол.: Н. П. Гурьянова, В. А. Коршунков, В. И. Морозов и др.]. - Киров : Киров. ОУНБ им. А. И. Герцена : Grey Woolf, 2007 (Киров : ООО "Альфа-Ком"). - 239 с. : ил. - ISBN 978-5-85908-237-7. |