ПЕРЕРАБОТКА ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Шерстобитный и валеный промыслы
Шерстобитный промысел в уезде был одним из старинных. К 1885 году в Уржумском уезде насчитывалось до 525 мастеров-шерстобитов. Из общего числа, 14 процентов шерстобитов жили в Мазарской волости, 7 процентов в Пилинской. Имелись шерстобиты в Большешурминской и Малошурминской волостях (от 6 до 8 человек). Промысел этот носил, частично, характер ближнего отхода. То есть, иногда шерстобиты уходили на заработки в соседние деревни, волости. Мастера начинали работать с октября и продолжали до марта. Материал - шерсть, предоставляли крестьяне, которые нанимали шерстобитов. Овец в деревнях начинали стричь с Семенова дня, стригли и перед Новым годом. С овцы получали от 2 до 4 фунтов шерсти (фунт равняется 400 граммам).
Орудия производства мастеров были простыми: биток, решетка и лучек.
Особых машин для битья шерсти тогда в 1880-е годы, в уезде еще не было. В день шерстобит избивал до 10-15 фунтов шерсти. Избитая шерсть шла на пряжу. Из пряжи вязали носки и чулки, варежки. Иногда пряжа шла на изготовление сукна для зипунов. На один зипун шло 13 фунтов шерсти.
До 70 шерстобитов жили в селе Архангельском Мазарской волости. Имея малый земельный надел, крестьяне вынуждены были на зиму уходить в поисках заработка. На 50 верст в округе расходились шерстобиты из села Архангельского. На зиму в уезд прибывали и "верховые" - шерстобиты из Костромской и Нижегородской губерний.
К началу XX века в уезде насчитывалось 334 местных мастера-шерстобита. Валеным промыслом в уезде в 1880-е годы занимались более 270 человек. Более всего валенщиков было в Пилинской волости - 17 процентов от общего их числа. От 1 до 7 человек мастеров жили в Теребиловской, Большешурминской и Малошурминской волостях.
Валенщики занимались изготовлением валенок, войлока, войлочных шляп, зимних калош.
Число валенщиков в XIX, начале XX столетий в Уржумском уезде стабильно росло, так как местные мастера начали конкурировать с костромскими. Если в 1875 году мастеров, промышляющих валеным промыслом в уезде было немногим более 100 человек, то к 1885 году уже 278 человек, а в 1901 году - 308 человек.
Валенщики уходили на промысел по деревням с 1 октября по 21 марта. Останавливались и жили в деревнях, где катали валенки для крестьян из овечьей шерсти, которую давал заказчик. Если же валенщик работал у себя дома, то на валенки порою расходовал свой материал.
Мастер-валенщик обычно имел помощника-подростка, который расчесывал шерсть, когда валенщик ее бил.
Инструмент валенщика был несложным: валек, деревянный рубчик, струна и колодки для валенок и шляп.
На пару валенок уходило обычно 4 фунта шерсти и 5 фунтов муки, на 4 шляпы - 3 фунта шерсти и 5 фунтов муки. За день мастер изготавливал пару валенок или же четыре шляпы.
Из шерсти изготовляли хомуты, в уезде работали 20 мастеров умевших делать их. К началу XX века 42 человека в уезде были сукновалами (валяли сукно). Из волоса животных изготовляли сита и решета. В уезде эти предметы изготовляли 19 человек. Был в уезде и один мастер, который умел выделывать изделия из рога.
Выделка кож
В 1876 году скорняжным промыслом в уезде занимались более 60 человек. В основном это были овчинники - мастера, выделывавшие овечьи шкуры. Лишь одна треть этого количества могла выделывать кожи. Чаще всего мастера выполняли частные заказы. Лишь в Теребиловской и Большешурминской волостях выделывались овчины на продажу. Овчинники в этих волостях скупали овечьи шкуры, выделывали их, а затем продавали.
Выделывались овчины белые и дубленые. Работали овчинники обычно зимою, с октября и до весны были загружены работой. Занимались выделкой шкур в жилых избах. Лишь некоторые имели специальные помещения-мастерские при своих домах. Технология выделки белых овчин была следующая: в деревянный квасильный чан на 15 ведер, заливался раствор (пуд овсяной муки и 15 фунтов соли) и на две недели в чан закладывали кваситься до 60 овчин. Затем овчины вынимали, сушили и мяли деревянным крюком. Овчины теребили (вычесывали некрепко сидящую шерсть) особым гребнем в виде согнутой железной вилки. Затем соскабливали с кожи остатки жира и мездру, посыпали очищенную поверхность мелом.
Чтобы выделать дубленую овчину, вначале приготовляли специальный раствор. В чугунном котле варилась мелко нарубленная ивовая или таловая кора. Овчина замачивалась в теплом растворе, затем вынималась, сворачивалась в трубку. Потом овчину клали на сутки под лавку, а уже после - вывешивали для просушки. Выделывали овчинники за весь период работы по 500 и более овчин. Некоторые мастера обрабатывали до 1000 овчин и более за сезон работы. Из числа овчинников 23 мастера выделывали кожи. Кожевники выделывали, в основном, сыромятные кожи, которые шли на изготовление конской сбруи. Кожи выделывались из коровьих шкур, которые отдавали на выделку крестьяне - заказчики.
Производство кож было небольшим. Выделывали кожевники по нескольку десятков кож в год.
Сапожным и башмачным промыслами во всех волостях уезда занималось в 1876 году до 60 человек. Некоторые из них занимались лишь только починкой старой обуви, другие - шили новые сапоги и башмаки. Чаще всего работали мастера на заказ, лишь иногда на продажу. Кожаное сырье мастера покупали в местных кожевников, а порою в Вятке и Казани.
Шорников в уезде было немного - 5 человек. Иногда шорным промыслом (изготовлением конской сбруи) занимались мастера-кожевники, выделывавшие кожи. Порою и мастера-шорники могли сами выделать кожи животных.
К началу XX века в уезде насчитывалось 37 кожевников, 377 сапожников и башмачников, 5 мастеров выделывавших конскую сбрую, 228 - человек занимались скорняжным, овчинным и шубным промыслами, 35 - шили рукавицы.
Веревочники
Веревочников в уезде было немного. В 1880-х годах этим промыслом занимались 44 человека. Промысел был развит, в основном, в волостях, территория которых сегодня входит в состав Марийской республики. На 1876 год несколько мастеров-веревочников жили в Большешурминской волости. Здешние мастера изготовляли веревки из пеньки (конопляное волокно), закупаемой в ближайших деревнях или же в соседнем, Малмыжском уезде. Пенька сначала обрабатывалась ("трепалась"), затем ее пряли. Потом - вили веревки. Работали обычно втроем: один человек вращал колесо, двое вили веревки из конопляной пряжи.
В течение свободного от сельхозработ времени веревочники изготовляли от 100 до 150 пудов веревок. В статистическом описании уезда, сделанном губернским статистиком Романовым в 1875 году - приводится пример, когда веревочник из Шурмы, по договору с хлеботорговцем, обязался сделать 600 пудов трехрядных веревок.
Причем, согласно договора, мастер должен был вначале "натрепать" пеньку, напрясть ее, а уж потом свить веревки. Отбросов должно было быть не более двух с половиной фунтов с каждого пуда.
Для работы требовалось иметь два колеса и 8 человек рабочих. В начале XX века в губернской статистике число мастеров-веревочников не указано.
Ткачество
Одно из старинных занятий - ткачество, было развито в уезде издавна. В каждой крестьянской семье женщина - хозяйка умела основать новину, выткать холст. Количественный состав ткачей в губернской статистике до начала XX века не прослеживается. По данным за 1896 год известно, что в Уржумском уезде насчитывалось около 45000 женщин - ткачих.
Ткацкое производство было распространено в каждой волости, в каждом населенном пункте. Ткали холст из льняной пряжи, а в марийских деревнях из конопляной. Прежде чем приступить к работе, женщины готовили пряжу из льноволокна. Перед тем как спрясть, лен мяли, чесали. По необходимости льняную пряжу красили (синили), или же вначале выткав полотно, потом приступали к крашению.
Крашение
В 1876 году в уезде насчитывалось до 110 красилен. Чаще всего красильщики "синили" (красили) холсты или пряжу, которые приносили им крестьяне-заказчики. Работали красильщики зимой, или же весной. В уезде распространенным приемом крашения был способ синения в горячем растворе краски. Краску мастера покупали фунтами у торговцев в Уржуме, Шурме, Кукарке, Нолинске. Некоторые мастера закупали краску пудами в Казани, на Нижегородской ярмарке, на ярмарке в Котельниче (Алексеевской).
В 1885 году в уезде насчитывалось уже 202 красильщика. К началу XX века, с распространением покупных тканей (мануфактуры) необходимость в крашении стала отпадать. К 1901 году в уезде насчитывалось 185 красильщиков.
Портняжное дело
Портных в Уржумском уезде в 1876 году было 130 человек. Занимались портные пошивом зимней и летней крестьянской одежды. Кроме местных портных в уезд приходили и портные из костромской губернии. Чтобы иметь работу в течение зимы, портные со своим инструментом (ножницами, иглой и наперстком) должны были ходить по деревням в поисках заказов. Некоторые портные Теребиловской волости уходили на работу в деревни за 40 верст от своего дома.
В 1880-е годы в уезде насчитывалось уже 985 портных. Из них 73 человека в Пилинской волости , 56 - в Теребиловской, 36 - в Большешурминской и 30 - в Малошурминской, 86 портных было в Мазарской волости.
К началу XX века число портных в уезде возросло до 2886 человек.
Маслобойное производство
Маслобойное производство в 1876 году было обычным делом. Тогда, в каждой волости Уржумского уезда были маслобойни. Производство было небольшим, в основном, для местного потребления. Маслобоен тогда было более 80. Производили здесь льняное масло, а также конопляное. Посевы конопли, особенно в марийских населенных пунктах, были значительными. Оборудование маслобоен было обычным: посредством конного привода выжимали масло деревянными колодами. В то время ни в одной маслобойне не было еще железных винтовых прессов.
Маслобойни работали зимой. Масло производилось из льняного семени, которое привозили крестьяне-заказчики. За выделку масла, владелец маслобойни брал плату, кроме того оставлял себе весь выбой (остатки от производства масла - льняной жмых).
Маслобойни, которые изготовляли масло на продажу, вырабатывали его за год от 50 до 150 пудов. Продавали масло на базарах.
В начале XX века в уезде насчитывалось 304 человека, занимающихся маслобойным производством.
Источник:
1. В. А. Ветлужских. "Очерки истории Уржумского района”. Учебное пособие. Глава 14, "Промыслы и ремёсла”. |