Вторник, 22-08-17, 16.05

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Новости сайта [200]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА

СВЕТ ОСТАЁТСЯ НАВСЕГДА



Крюковских Николай Анатольевич
 
Ровно год назад, 9 декабря 2009 года, ушёл из жизни замечательный художник, влюблённый в тосненскую землю, наш земляк Николай Крюковских. Он оставил после себя не только великолепные картины, в его творческом наследии и реставрации памятников православной культуры – храмов нашего района. Вместе с художником Андреем Боровским им был расписан храм в Тосно.
Н. Крюковских был причастен к возрождению церкви Петра и Павла в Любани, храмов в селе Ушаки, церкви в посёлке Войскорово…
Николай Крюковских был руководителем творческого объединения "Русь”.
Журналисты районной газеты не раз брали у него интервью, писали о его творческой деятельности. Это был истинно русский человек, с богатой душой, настоящий патриот. Хочется надеяться, что и его имя наряду с именами других наших православных художников будет вписано в летопись тосненской земли. О том, каким был Николай в жизни, о времени, когда в Тосно существовало руководимое им творческое объединение "Русь”, вспоминает его друг и соратник по творческому цеху художник Виктор Андреев.
 
Виктор Андреев

 
ПРОЛОГ
 
"...Ну что, кочевники, куда дальше поедете?" – приветствовал нас невысокого роста мужчина, подошедший со стороны крепостной стены на площадку у памятника Пушкину во Пскове, заставленную штабелями упакованных модулей нашего выставочного салона. Это был хозяин кафе, что разместилось на отреставрированной части старой крепостной стены, у которой мы и собирались выставляться. Месяц прошёл незаметно. И теперь, в суете сборов и поиска машины, крана, грузчиков, мы совсем забыли отсоединить свой электрический кабель. Грузимся на Калинин, затем – в столицу.
- Сколько с нас за свет?
- Нисколько, счастливого пути!..
 
НИКОЛАЙ
 

Крюковских Николай в изостудии

Если говорить о художнике Николае Анатольевиче Крюковских, то надо начать с ХОМа, что когда-то был в Тосно. Для тех, кто не знает: ХОМ – это художественно-оформительские мастерские, в задачу которых входило оформление Тосно и района лозунгами, транспарантами и всякой другой наглядной агитацией. Мастерские "мигрировали” по Тосно: сначала размещались на Балашовке, потом – у старого Дома культуры. Позже – в доме, где теперь офисный центр. А закончили своё существование в здании, где сейчас находится краеведческий музей.
В ХОМ входило с десяток художников: Николай Крюковских, Валентин Герасименко, Александр Гуревич, Сергей Торгашков, Наталья Барклай, Геннадий Рогозный, Владимир Духовлинов, Игорь Синявин, Михаил Злобин и Владимир Пинашин. Бригадиром был Виктор Балабанов. Художники располагали своими мастерскими, что позволяло им работать, писать картины, заниматься скульптурой, организовывать выставки – словом, вести нормальную творческую жизнь.
В то время, а это середина семидесятых, за плечами у Николая Крюковских были две персональные выставки. На второй, во Дворце культуры им. Ленсовета побывали и мы, члены изостудии при мастерской. Надо сказать, что его работы произвели на нас сильное впечатление. Темы картин Николая были навеяны его малой родиной – Уржумом (Николай Крюковских родом из села Буйское - admin), что в Кировской области. Путешествие по Русскому Северу, по вологодским дорогам на мотороллере, встречи с людьми и, как следствие этих встреч, - множество портретов, эскизов. То, что потом ложилось в основу композиций. Русская провинция всегда была и останется кладезем творческой энергии для писателей, художников, музыкантов. И Николай не мог пройти мимо этого.
 
Работа Николая Крюковских.
"Встреча Нового года в пос. Войскорово”

"Художник должен говорить с народом посредством своих картин, если ему есть что сказать”, - любил он повторять, приглашая нас посмотреть очередную картину, ещё не снятую с мольберта.
"Народом" тогда условно можно было назвать художников ХОМа и нас, школьников, – членов изостудии при Тосненском Доме культуры. А в мастерских было выделено две комнаты для занятий всем желающим. Кстати, несколько слов надо сказать и об изостудии, созданной в 1974 году. Вел ее Николай за небольшую плату. Тогда еще не было художественной школы в Тосно, и появилась она, собственно, на базе студии. Впоследствии все желающие – и новички, и уже опытные художники, и просто любители порисовать – два-три дня в неделю собирались сначала в Доме культуры, а затем в деревянном здании, что раньше стояло на месте кафе у старого ДК. Атмосфера в студии была творческой, иногда сами художники заходили поработать, обсудить какие-то работы, посоветоваться. Очень жаль, что в Тосно перестала существовать изобразительная студия. Но, вероятно, придет время, и она возродится. Думаю, было бы правильно назвать эту студию в честь Николая Крюковских.
Надо, конечно, немного сказать и о том, в каком состоянии находилась культура в то время. Не совсем понятно, особенно нынешней молодежи, почему писатели писали "в стол", а художники – "в стенку". Сейчас, за дальностью лет, это уже кажется чем-то нереальным, будто у нас и не было этого. Ну а тогда в студии на общем собрании было решено создать творческую группу, чтобы заниматься выставочной деятельностью, донести до зрителя свое отношение к современности, продолжать традиции русского художественного творчества, развивать новые направления. Кстати, одним из направлений в экспериментальной живописи был так называемый "временной реализм". Это было связано с тогдашней тенденцией в живописи, попыткой на материальном, физическом уровне отображать четвёртое измерение – время. Саму концепцию придумал Николай, а мы ее систематизировали и превратили в некое подобие школы. Элементами этого направления художники пользовались давно – со времен византийской и русской иконописи, Рубенса и нашего современника Ильи Глазунова. Но выстроить внятную стройную схему удалось именно Николаю.
Николай Крюковских был организатором реставрации памятников православной культуры в нашем, да и не только в нашем районе. Им и участником творческой группы художников Андреем Боровским (трагически погиб в 1987 г.) при содействии настоятеля Тосненской церкви Казанской иконы Божией Матери отца Иоанна (Миронова) был расписан храм в Тосно. Позже он руководил возрождением церкви Петра и Павла в Любани, запустил процесс реставрации церкви в Ушаках, что стоит у шоссе. А в последние годы занимался постройкой храма у вокзала в селе Ушаки, начал строительство храма в поселке Войскорово, реставрировал церковь в Тайцах, занимался восстановлением храмов в Новгородской области.
Думаю, что Николай Крюковских за свою творческую жизнь создал не только произведения живописи, но и некую культурную среду и вокруг себя, и в обществе. И главное, он дал нам ответ на вопрос, каким должен быть художник.
 
РУСЬ
 
Творческое объединение художников "Русь" сформировалось на перестроечной волне в 1988 году.
 
Члены творческой группы "Русь”
Н. Крюковских, В. Полякова, А. Боровской
 
Тогда сверху были спущены директивы о неформальных объединениях молодежи на хозрасчетной основе. Эта хозрасчетность была, в общем-то, и раньше, поскольку все выставки организовывались за свой счет. Но теперь стала возможной самоокупаемость, легальная реклама и продажа самих картин. Поэтому на собрании творческой группы мы решили использовать эти возможности и попытаться действовать в новых условиях. Собственно сама группа была организована в 1979 году и занималась выставочной деятельностью в Тосно. Крупная выставка прошла в 1986 году во Дворце культуры Ленэнерго на Марсовом поле.
Мы пробовали как-то легализовать свою деятельность, обращались даже в областной отдел культуры, но чиновники и сами не понимали, как им быть в этих обстоятельствах, потому отказывали нам. Кстати, и из-за названия тоже возникали проблемы. "Ну почему "Русь"? Это что, царская, что ли? И зачем "Русь"? Лучше назовитесь как-нибудь по-другому", – часто говорили Николаю.
Появление закона о неформальных объединениях позволило нам зарегистрировать творческое объединение "Русь" при Тосненском Доме культуры, директором тогда был Ф. Седельник. Далее встал вопрос о самих выставках. Выставочных площадок было немного, да и не все администрации шли навстречу, а многолетние скитания в поисках размещения выставок наделили нас здоровым скептицизмом в этом вопросе. И опять Николай выдвинул идею: предложил использовать опыт французских передвижников. Мы внимательно изучили и историю русских передвижников 19 века. В общем, было выдвинуто предложение, и, как сейчас видится, достаточно здравое: построить передвижной павильон или салон и уйти из залов совсем. Вряд ли кто-нибудь тогда понимал, что будет в реальности. Но план был сверстан, согласован с дирекцией Дома культуры, и 28 февраля 1988 года в Тосно прошла однодневная экспозиция творческой группы "Русь" в первом выставочном салоне.
 
Подготовка к выставке
 
Дальше были выставки в Колпине, Пушкине и в парке Победы в Ленинграде. В парке Победы по просьбе инициативной группы из числа посетителей выставки было проведено собрание, на котором постановили создать творческое объединение "Русь". Основу экспозиции на выставках составляли работы на религиозные, военные, философские темы.
Первые наши посетители в Тосно, а их было немало, с интересом рассматривали столь необычное явление. Салон был совсем прост – деревянные модули, обтянутые холстом по периметру, еще и без крыши. Забегая вперед, скажу, что всего салонов за время вернисажей и в Тосненском районе, и потом в Ленинграде, и в городах России было построено четыре. Площадь предпоследнего, что четыре месяца проработал у Казанского собора, была 120 квадратных метров. Там было помещение для кассы, поскольку все выставки были платными, небольшая сцена, аудиовоспроизводящее оборудование. Были и охрана, и самое необходимое – крыша.
Поскольку нам вполне хватало для экспозиций своих картин, при создании объединения мы сделали упор не только на художников: сюда вошли люди самых разных профессий, интересов, разного возраста и проч. Единственное, что всех объединяло, – любовь к русской культуре и желание пропагандировать её в обществе.
Наша деятельность регламентировалась уставом и утвержденной программой. Помимо выставок, выступлений музыкантов, бардов, поэтов, проводились лекции по русской истории, студенты Духовной академии организовывали дискуссии для посетителей. По поводу студентов надо сказать отдельно. Дело в том, что тогда большинство храмов было закрыто, и на встрече с ректором и студентами академии мы предложили им свой салон для общения с посетителями. Тогда у нас уже были типографская реклама и билеты, поэтому мы анонсировали все мероприятия. Тем более что в 1988 году отмечалось тысячелетие Крещения Руси. Среди молодых священников тогда витала концепция "выхода в народ", и если в Северной столице это прошло нормально, то в Новгороде и дальше мы встретили полное непонимание: устроить встречу не удалось. Действовала там тогда только одна церковь, куда попасть из-за большого количества прихожан было нелегко.
Кассовые сборы шли на перевозки и обслуживание салона, ремонт и постройку нового, и выплату процентов. Конечно, если говорить о коммерческой эффективности, то в наши задачи входило использование средств на затраты по передвижному клубу. Мы тогда еще не задумывались, насколько все это было рентабельно. Но деньги всегда требовались: на какие-то работы по созданию салона, на выплату музыкантам и другим участникам. И их, конечно, не хватало.
Единственный раз мы прервали работу салона (тогда мы работали в парке Победы), когда в 1989 г. выставлялись во Дворце молодежи. Тогда там собрались все объединения Ленинграда и области. Находясь у стен Казанского собора, мы проводили сбор подписей за возвращение его верующим.
Последний салон перед выставками по городам России был спроектирован Николаем и построен на временной базе в помещении старой поликлиники в Тосно. Он имел уже металлическую несущую конструкцию, домик для хранения картин при перевозке, модули для стен и крыши, перевозился шаландой с прицепом и имел цветовой дизайн в виде триколора – в цвет российского флага. Этот передвижной клуб за полгода посетили жители Новгорода (на площадке у скульптуры Садко), Пскова (на Октябрьском проспекте у памятника Пушкину), Калинина, нынешней Твери (у театра), и Москвы (в парке им. Горького на набережной Москвы-реки). Хотя при организации объединения Николай был выбран председателем, на самом деле все решалось демократично, на общих собраниях. Поэтому договариваться с властями по работе объединения в городах мы ездили с ним по очереди. А переговоры, надо сказать, вести было непросто. И как-то даже уже работающий салон пытались закрыть. Были попытки заставить нас перебраться в рабочие районы. Так было в Новгороде – тогда пришлось давать телеграмму из Пскова в центральный аппарат.
К музыкальным вечерам и другим проектам в рамках деятельности салона мы привлекали и местных любителей русской культуры. Были встречи со священнослужителями, проводились выставки народного костюма, приезжали и наши питерские музыканты и поэты. Один из них, бард Валентин Дождь, побывал на всех выставках с концертной программой на стихи Николая Рубцова.
В Москве мы участвовали в международном фестивале "Нон-стоп". Интересное знакомство было во Пскове. Поклонница таланта Юрия Морфесси, этого "бояна русской песни", как его прозвали музыкальные критики в начале 20 века, принесла в салон патефон с записями выступлений певца на старых пластинках. И таких встреч, очень искренних, было немало, как было много и благодарных зрителей. Может, ради этого и стоило устраивать такие встречи и вечера? Наш проект предполагал после Москвы дальнейшее путешествие по городам Волги, но разгром салона и разграбление выставки в парке им. Горького осенью 1989 года не оставили нам никакого шанса реализовать этот план. Впоследствии мы планировали спроектировать новый салон и даже раздобыли деньги. Были заказаны и изготовлены части несущей конструкции, найдено ее новое инженерное решение, но все это из-за навалившихся проблем и занятости не было реализовано.
В заключение хочу назвать всех художников, участвовавших в создании творческой группы "Русь" в 1979 году в г. Тосно и в выставках объединения с 1988 по 1990 год. Это Николай Крюковских, Андрей Боровской, Дмитрий Емельянов, Вера Полякова, Юрий Крылов и Виктор Андреев.
 
ПОСМОТРИ НА ЗВЕЗДЫ
 
...– Смещается груз, надо останавливаться! – водитель, косясь в боковое зеркало, снизил скорость и съехал с бетонки, идущей из Пскова в Калинин, на обочину. Мы с Николаем посмотрели на покосившийся кузов, на тонущее солнце за лесом и, посовещавшись с шофёром, решили добраться до ближайшей стоянки, чтобы там до утра перебрать съехавшие штабеля модулей салона.
За неспешным разговором у костра на поляне, где мы коротали ночь, водитель, потягивая чай из термоса, спросил у нас:
– Для чего вы все это делаете?
– Посмотри на звезды над своей головой, – ответил Николай. – И спроси у них, для чего они существуют? И для чего этот бесконечный мир вокруг тебя, и для чего ты в этом мире?
Сумерки пригнали прохладу, я засыпал, примостившись в кабине. А над лесом еще долго стоял разговор мужиков о жизни, о звездах.....
Я где-то читал, что свет звезд летит до нас много-много лет. И бывает так, что звезды уже нет, а свет еще летит, еще живет. Вот так и художники, уходя, дарят нам свой свет. Свет, который остается с нами навсегда.

В. Андреев,
заместитель председателя творческого объединения "Русь"
Фото Е. Асташенкова и из личного архива автора.


Источник:
Архив записей

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2017Яндекс.Метрика