Вторник, 19-03-24, 13.07

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [24]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [66]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [37]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [58]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [1]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Наши земляки

Ушедшим навечно в глубины морские


УШЕДШИМ НАВЕЧНО В ГЛУБИНЫ МОРСКИЕ

О Боже! Я молю Тебя о близких!
Храни родных - мою любимую Семью.
Я с теми, кто ушёл - побуду в мыслях,
За тех, кто рядом - я Тебя благодарю!

19 марта - День подводника. И это не только профессиональный праздник военных моряков и ветеранов подводного флота, но и еще одна возможность отдать дань памяти тем, кому уже никогда не вернуться из темных океанских глубин.

ПЕСКОВ Евгений Константинович, 1947 года рождения, уроженец села Буйского  Уржумского района Кировской области. Был призван на срочную военную службу. Служил на дизельной ракетной подводной лодке «К-129» - матрос, старший моторист-трюмный (стажер) 453-го экипажа. ПЛ с тремя баллистическими ракетами затонула 8 марта 1968 г. в Тихом океане. Погибли 98 человек.
За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 1998 г. №1285 каждый член экипажа ракетной подводной лодки К-129 Тихоокеанского флота был посмертно награжден орденом Мужества.

 

28 июля 1996 года, в день Военно-Морского флота, в г. Вилючинск-3 (поселок Рыбачий -  поселок моряков-подводников. Поселок расположен в бухте Крашенинникова.) открыт мемориал памяти героев-подводников, где увековечены имена подводников, погибших при выполнении боевых задач как в годы Великой Отечественной, так и "холодной" войн. Одна из площадей города получила название площадь Героев-подводников.
 

Площадь Героев-подводников
 
Памятник экипажу подводной лодки Л-16, погибшей в 1942 году.
 
Перед памятником Л-16 установлены гранитные мемориальные плиты погибшим членам экипажей подводных лодок К-129 и К-429.

Памятник экипажу К-129

Список членов экипажа подводной лодки "К-129”, погибших 8 марта 1968 года

Штатный офицерский состав:

  1. КОБЗАРЬ Владимир Иванович, 1930 года рождения, капитан I ранга, командир подводной лодки.
  2. ЖУРАВИН Александр Михайлович, 1933 года рождения, капитан II ранга, старший помощник командира лодки.
  3. ЛОБАС Федор Ермолаевич, 1930 года рождения, капитан III ранга, зам. командира лодки по политической части.
  4. МОТОВОЛОВ Владимир Артемьевич, 1936 года рождения, капитан III ранга, помощник командира лодки.
  5. ПИКУЛИК Николай Иванович, 1937 года хождения, капитан-лейтенант, командир БЧ-1.
  6. ДЫКИН Анатолий Петрович, 1940 года рождения, лейтенант, командир электронавигационной группы БЧ-1.
  7. ПАНАРИН Геннадий Семенович, 1935 года рождения, капитан III ранга, командир БЧ-2.
  8. ЗУЕВ Виктор Михайлович, 1941 года рождения, капитан-лейтенант, командир группы управления БЧ-2.
  9. КОВАЛЕВ Евгений Григорьевич, 1932 года рождения, капитан III ранга, командир БЧ-3.
  10. ОРЕХОВ Николай Николаевич, 1934 года рождения, инженер-капитан III ранга, командир БЧ-5.
  11. ЖАРНАКОВ Александр Федорович, 1939 года рождения, старший лейтенант, начальник РТС.
  12. ЕГОРОВ Александр Егорович, 1934 года рождения, инженер-капитан-лейтенант, командир моторной группы БЧ-5.

Прикомандированный офицерский состав:

  1. ЧЕРЕПАНОВ Сергей Павлович, 1932 год рождения, майор медицинской службы, врач ПЛ Приказом ГК ВМФ N 0106 от 18.01.1968 года в связи с тяжелыми семейными обстоятельствами был переведен во Владивосток преподавателем медицинского института. По разрешению ОК КТОФ был оставлен на ПЛ для обеспечения похода.
  2. МОСЯЧКИИ Владимир Алексеевич, 1942 года рождения, старший лейтенант, командир группы разведки ОСНАЗ. Прикомандирован на период выхода в море. Командир группы разведки ОСНАЗ ПЛ "Б-50”.

Рядовой и старшинский состав:

  1. БОРОДУЛИН Вячеслав Семенович, 1939 года рождения, мичман, старшина команды рулевых-сигнальщиков.
  2. ЛАПСАРЬ Петр Тихонович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения рулевых-сигнальщиков.
  3. ОВЧИННИКОВ Виталий Павлович, 1944 года рождения, матрос, рулевой-сигнальщик.
  4. ХАМЕТОВ Мансур Габдулханович, 1945 года. рождения, старшина 2 статьи, старшина команды электриков навигац.
  5. КРИВЫХ Михаил Иванович, 1947 года рождения, старший матрос, старший электрик штурманский.
  6. ГУЩИН Николай Иванович, 1945 года рождения, старший матрос, командир отделения управления.
  7. БАЛАШОВ Виктор Иванович, 1946 года рождения, старший матрос, старший электрик оператор.
  8. ШУВАЛОВ Анатолий Сергеевич, 1947 года рождения, матрос, старший электрик оператор.
  9. КИЗЯЕВ Алексей Георгиевич 1944 года рождения, старшина I статьи, старшина команды подготовки и пуска.
  10. ЛИСИЦЫН Владимир Владимирович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения борт. приборов.
  11. КОРОТИЦКИХ Виктор Васильевич, 1947 года рождения, матрос, старший гироскопист.
  12. САЕНКО Николай Емельянович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения старта.
  13. ЧУМИЛИН Валерий Георгиевич, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов.
  14. КОСТЮШКО Владимир Михайлович, 1947 года рождения, матрос, торпедист.
  15. МАРАКУЛИН Виктор Андреевич, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения электриков торпедных.
  16. ТЕРЕШИН Виталий Иванович, 1941 года рождения, мичман, старшина команды радиотелеграфистов.
  17. АРХИВОВ Анатолий Андреевич, 1947 года рождения, матрос, радиотелеграфист.
  18. НЕЧЕПУРЕНКО Валерий Степанович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения телеграфистов.
  19. ПЛЮСНИН Виктор Дмитриевич, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения мотористов.
  20. ТЕЛЬНОВ Юрий Иванович, 1945 года рождения, старший матрос, старший моторист.
  21. ЗВЕРЕВ Михаил Владимирович, 1946 года рождения, матрос, старший моторист.
  22. ШИШКИН Юрий Васильевич, 1946 года рождения, матрос, старший моторист.
  23. ВАСИЛЬЕВ Александр Сергеевич, 1947 года рождения, матрос, моторист.
  24. ОСИПОВ Сергей Владимирович, 1947 года рождения, матрос, моторист.
  25. БАЖЕНОВ Николай Николаевич, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения электриков.
  26. КРАВЦОВ Геннадий Иванович, 1947 года рождения, матрос, моторист.
  27. ГООГЕ Петр Иванович, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, моторист.
  28. ОДИНЦОВ Иван Иванович, 1947 года рождения, матрос моторист.
  29. ОЩЕПКОВ Владимир Григорьевич, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения электриков.
  30. ПОГАДАЕВ Владимир Алексеевич, 1946 года рождения, матрос, старший электрик.
  31. БОЖЕНКО (иногда БАЖЕННО) Владимир Алексеевич, 1945 года рождения, старший матрос, старший электрик.
  32. ОЖИМА Александр Никифорович, 1947 года рождения, матрос, электрик.
  33. ГОСТЕВ Владимир Матвеевич, 1946 года рождения, матрос, электрик.
  34. ДАСЬКО Иван Александрович, 1947 года рождения, матрос, электрик.
  35. ТОЩЕВИКОВ Александр Николаевич, 1947 года рождения, матрос, электрик.
  36. ДЕГТЯРЕВ Анатолий Афанасьевич, 1947 года рождения, матрос, электрик.
  37. ИВАНОВ Валентин Павлович, 1944 года рождения, главный старшина сверх срочной службы, старшина команды машинистов трюмных.
  38. СПРИШЕВСКИЙ (иногда - СПРИЩЕВСКИЙ) Владимир Юлианович, 1934 года рождения, мичман, старшина команды РТС.
  39. КОШКАРЕВ Николай Дмитриевич, 1947 года рождения, матрос, В старший радиометрист.
  40. ЗУБАРЕВ Олег Владимирович, 1947 года рождения, матрос, радиометрист.
  41. БАХИРЕВ Валерий Михайлович, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, химик-санитар.
  42. ЛАБЗИН (иногда - ЛОБЗИН) Виктор Михайлович, 1941 года рождения, главный старшина сверх срочной службы, старший кок-инструктор.
  43. МАТАНЦЕВ Леонид Владимирович, 1946 года рождения, старший матрос, старший кок.
  44. ЧИЧКАНОВ Анатолий Семенович, 1946 год рождения, старшина 2 статьи командир отделения радиотелеграфистов.
  45. КОЗИН Владимир Васильевич, 1947 года рождения, матрос, радиотелеграфист.
  46. ЛОХОВ Виктор Александрович, 1947 года рождения, старший матрос, старший гидроакустик.
  47. ПОЛЯКОВ Владимир Николаевич, 1948 года рождения, матрос, ученик машиниста трюмного.
  48. ТОРСУНОВ Борис Петрович, 1948 года рождения, матрос, электрик
  49. КУЧИНСКИЙ Александр Иванович, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, старший инструктор.
  50. КАСЬЯНОВ Геннадий Семенович, 1947 года рождения, матрос, ученик электрика штурманского.
  51. ПОЛЯНСКИЙ Александр Дмитриевич, 1946 гора рождения, старшина 2 статьи, командир отделения машинистов трюмных.
  52. САВИЦКИЙ Михаил Селиверстович, 1945 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения машинистов трюмных.
  53. КОБЕЛЕВ Геннадий Иннокентьевич, 1947 года рождения, старший матрос, старший машинист трюмный.
  54. СОРОКИН Владимир Михайлович, 1945 года рождения, старший матрос, старший машинист трюмный.
  55. ЯРЫГИН Александр Иванович, 1945 года рождения, старший матрос, машинист трюмный.
  56. КРЮЧКОВ Александр Степанович, 1947 года рождения, матрос, машинист трюмный.
  57. КУЛИКОВ Александр Петрович, 1947 года рождения, старший матрос, командир отделения гидроакустиков.
  58. КАБАКОВ Анатолий Семенович, 1948 года рождения, матрос, моторист.
  59. РЕДКОШЕЕВ Николай Андреевич, 1948 года рождения, матрос, моторист.

По замене:

  1. КУЗНЕЦОВ Александр Васильевич, 1945 года рождения, старшина 1 статьи старшина команды мотористов = 453 экипаж ПЛ.
  2. ТОКАРЕВСКИХ Леонид Васильвич, 1948 года рождения, старший матрос, рулевой-сигналыцик = 453 экипаж ПЛ.
  3. ТРИФОНОВ Сергей Николаевич, 1948 года рождения, матрос, старший рулевой-сигнальщик = 453 экипаж ПЛ.
  4. ДУБОВ Юрий Иванович, 1947 года рождения, матрос, старший электрик-механик = 453 экипаж ПЛ.
  5. СУРНИН Валерий Михайлович, 1945 пода рождения, старшина 2 статьи, старший электрик-механик = 453 экипаж ПЛ.
  6. НОСАЧЕВ Валентин Григорьевич, 1947 года рождения, матрос, старший торпедист = 453 экипаж ПЛ.
  7. ШПАК Геннадий Михайлович, 1945 года рождения, старшина 1 статьи, старший моторист = 453 экипаж ПЛ.
  8. КОТОВ Иван Тихонович, 1939 года рождения, мичман, старшина команды электриков = 337 экипаж ПЛ.
  9. НАЙМИШИН (иногда - НАЙМУШИН) Анатолий Сергеевич, 1947 года рождения, старший матрос, командир отделения радиометристов = ПЛ "К-163”.
  10. ХВАТОВ Александр Владимирович, 1945 года рождения, старшина 1 статьи старшина команды радиотелеграфистов = ПЛ "К-14”.
  11. ГУЩИН Геннадий Федорович, 1946 года рождения, старшина 2 статьи, специалист СПС = 337 экипаж ПЛ.
  12. БАШКОВ Георгий Иванович, 1947 года рождения, матрос, машинист трюмный = 458 экипаж ПЛ.
  13. АБРАМОВ Николай Дмитриевич, 1945 года рождения, главный старшина сверх срочной службы, командир отделения электриков = 337 экипаж ПЛ.
  14. КАРАБАЖАНОВ (иногда - КАРАБОЖАНОВ) Юрий Федорович, 1947 года рождения, старший матрос, старший рулевой сигнальщик = ПЛ "К-163”.

Стажеры:

  1. КОЛБИН Владимир Валентинович, 1948 года рождения, матрос, моторист = 453 экипаж ПЛ.
  2. РУДНИК (иногда - РУДНИН) Анатолий Иванович, 1948 года рождения, матрос, моторист = 453 экипаж ПЛ.
  3. ПЕСКОВ Евгений Константинович, 1947 года рождения, матрос, старший трюмный = 453 экипаж ПЛ.
  4. КРУЧИНИН Олег Леонидович, 1947 года рождения, матрос, радиотелеграфист = 453 экипаж ПЛ.
  5. ПЛАКСА Владимир Михайлович, 1948 года рождения, матрос, ученик радиотелеграфиста = ПЛ "К-116”.
  6. МИХАЙЛОВ Тимур Тархаевич, 1947 года рождения, старший матрос, командир отделения радиометристов = 453 экипаж ПЛ.
  7. АНДРЕЕВ Алексей Васильевич, 1947 года рождения, старшина 2 статьи, командир отделения гидроакустиков = ПЛ "К-163”.
  8. КОЗЛЕНКО Александр Владимирович, 1947 года рождения, матрос, торпедист = 453 экипаж ПЛ.
  9. ЧЕРНИЦА Геннадий Викторович, 1946 года рождения, матрос, кок=ПЛ "К-99”.
  10. ПИЧУРИН Александр Александрович, 1948 года рождения, матрос, старший гидроакустик. Прибыл на "К-129” учеником гидроакустика 1 февраля 1968 года. Приказом командира дивизии был переведен в 453 экипаж. Однако фактически в экипаж не передавался и участвовал в подготовке подлодки к боевой службе. Перед выходом "К-129” старший помощник командира капитан II ранга Журавин о нахождении матроса ПИЧУРИНА на борту субмарины при докладе командиру дивизии не доложил и поданный им раньше список не откорректировал.
  11. СОКОЛОВ Владимир Васильевич, 1947 года рождения, матрос, электрик = ПЛ "К-75”.

Вечная память героям-подводникам!

Дни поминовения православных воинов

В Русской Православной Церкви есть дни особого поминовения православных воинов, за веру и Отечество жизнь на поле брани положивших, в следующие три дня:

Димитриевская суббота (перед 26 октября по старому / 8 ноября по новому стилю). Суббота названа так по имени воспоминаемого 26 октября святого великомученика Димитрия Солунского (ок. 306 г.). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) поминовение павших в ней воинов по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского, установил совершать это поминовение ежегодно пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших.

День усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа по старому / 11 сентября по новому стилю). Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин небесного отечества; его предстательству поручает святая Церковь и своих чад-воинов, которые подвизались за истину и добро и жизнь свою положили за свое Отечество. Поминовение было установлено в 1769 году во время войны с Турцией и Польшей.

День победы над фашистской Германией (26 апреля по старому / 9 мая по новому стилю). Особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов установлено определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 29 ноября - 4 декабря 1994 года.


Тайна гибели подводной лодки К-129

К-129 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-4 с тремя баллистическими ракетами Р-21 в ограждении рубки.
Это была одна из первых лодок с подводным стартом баллистических ракет. Она несла комплекс из трех ракет большой ядерной мощности и две торпеды с ядерным боезапасом. Дальность полета ракет достигала 1400 км, масса каждой из них - 19,6 т, диаметр корпуса - 1,3 м.                                      
Входила в состав Тихоокеанского флота СССР.


Подводная лодка К-129

Затонула приблизительно 7—8 марта 1968 года в северной части Тихого океана, в 750 милях от острова Оаху (в точке с координатами 40°06′ с. ш. 179°57′ з. д. (G) (O)), на глубине порядка 5600 м. Погиб весь экипаж в составе 98 человек.
Позднее, при помощи специально сконструированного оборудования была частично поднята американцами в рамках операции «Проект Азориан».


Карта места гибели ПЛ К-129

Причина гибели лодки по настоящее время не установлена, существуют четыре основных версии:
-затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину (официальная версия ВМФ СССР);
-взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызвавший разрушение прочного корпуса;
-столкновение с американской подводной лодкой (неофициальная версия, которой придерживаются некоторые специалисты ВМФ СССР того времени);
-столкновение с надводным судном.

             
А все началось 24 февраля 1968 года, когда из пункта базирования на Камчатке на боевое патрулирование вышла дизельная подводная лодка К-129 с тремя баллистическими ракетами, а также с двумя ядерными торпедами на борту. В течение 12 суток подводная лодка патрулировала в направлении Гавайских островов по заданному боевым распоряжением маршруту. 8 марта К-129 не доложила о прохождении очередной контрольной точки...
На флоте была объявлена тревога. Десятки кораблей вышли в море. В воздух была поднята авиация. Советские подводные лодки выходили на поиски группами и, пренебрегая всеми соображениями скрытности, «молотили» по океанскому дну активными посылками гидролокаторов. Но... как показали дальнейшие события, искали не там, где надо. Точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда обнаружить не удалось.
С середины марта и по май 1968 года проводилась невиданная по размаху и секретности операция поиска исчезнувшей субмарины, в которой были задействованы десятки кораблей Камчатской флотилии и авиация Северного флота. Упорно искали в расчетной точке маршрута К-129. Слабая надежда на то, что подлодка дрейфует в надводном положении, не имея хода и радиосвязи, не оправдалась через две недели. Переполненность эфира постоянными переговорами привлекла внимание американцев, которые точно указали координаты большого масляного пятна в океане, расположенного в советских водах. Химический анализ показал, что пятно соляровое и идентично топливу, используемому на подводных лодках ВМФ СССР. Точное место гибели К-129 в официальных документах получило обозначение как точка «К».
Когда все надежды иссякли, родственникам погибших отправили похоронки: "... С глубокой скорбью сообщаем, что ваш сын (муж)... трагически погиб в океане при выполнении служебного задания..." А в сентябре 1968 г. в загсах вручили казенные свидетельства, в которых графа "Причина смерти" содержала довольно странную запись: "Признан умершим". Будто не погиб матрос или офицер при выполнении боевой задачи, а просто взял и умер.
О 98 моряках-подводниках словно забыли. А главком ВМФ СССР С. Г. Горшков сделал беспрецедентное заявление, отказавшись признать гибель субмарины и всего экипажа. Официальный отказ правительства СССР от затонувшей К-129 привел к тому, что она стала «бесхозным имуществом», таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, считалась бы ее владельцем. И конечно, всего, что находится внутри подводного корабля. Если учесть, что в те времена всем субмаринам, уходящим в поход от берегов СССР, номер закрашивался, то при обнаружении К-129 даже не имела бы опознавательных знаков.
Субмарины США и других стран НАТО постоянно следили за военными кораблями СССР. Советские подлодки отвечали тем же. Эти разведывательные операции, а иногда и акции устрашения, нередко приводили к инцидентам на грани фола, а в случае с К-129 привели к гибели корабля и его экипажа.
Предположить о целях похода можно, зная, что за события происходили в то время в зоне ответственности Тихоокеанских флотов СССР и США, степень напряженности международной обстановки.
Началось с того, что 23 января 1968 года американский разведывательный корабль «Пуэбло» вторгся в северокорейские территориальные воды. Был атакован и захвачен корейскими пограничниками, а его экипаж взят в плен (один американец погиб). Отдать корабль и его экипаж северокорейцы отказались. Тогда США направили в Восточно-Корейский залив два авианосных соединения кораблей, угрожая освободить соотечественников силой. Северная Корея была союзником, СССР обязан был оказать ей военную помощь. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Амелько скрытно привел флот в полную боевую готовность и в начале февраля развернул в районе маневрирования американских авианосцев 27 подводных лодок, эскадру надводных кораблей во главе с ракетным крейсером «Варяг» и самолёты дальней морской разведки. С американских авианосцев стали взлетать палубные штурмовики «Виджелент» и пытались запугать наших моряков, пролетая, чуть не задевая мачты над советскими кораблями. Адмирал Амелько радировал на «Варяг»: «Приказ на открытие огня отдавать только в случае явного нападения на корабли. Сохранять выдержку и меры безопасности«. Воевать «по-горячему» никто не хотел. Но американцев надо было остановить. С наземного аэродрома морской авиации был поднят полк из 21 самолёта-ракетоносца Ту-16 с приказом облётывать авианосцы и другие корабли американской эскадры на предельно низких высотах, демонстрируя угрозу выпущенными из люков ракетами. Это возымело должное действие. Оба авианосных соединения развернулись и ушли в Сасебо — американскую военную базу в Японии. Превращение холодной войны в войну настоящую удалось предотвратить. Но угроза сохранялась ещё год, т. к. экипаж «Пуэбло«» был возвращен американцам только в декабре 1968 года, а сам корабль еще позже.
Вот на фоне каких событий субмарина К-129 получила приказ о срочной подготовке к походу. В любую минуту могла разразиться война. Судя по вооружению, К-129 в случае необходимости была готова к нанесению ядерных ударов двумя торпедами по морским авианосным соединениям и тремя баллистическими ракетами по наземным целям. Для этого и предстояло патрулировать в зоне возможного театра военных действий.
К-129 не должна была выходить тогда в море, потому что всего за полтора месяца до этой трагедии вернулась из планового похода. Экипаж был измучен продолжительным рейдом, а материальная часть требовала восстановительного ремонта. Подлодка, которой предстояло выйти в плавание, оказалась не готова к походу. В связи с этим командование Тихоокеанского флота приняло решение вместо нее отправить К-129 на патрулирование. Ситуация сложилась по принципу «за себя и за того парня». До сих пор не известно, понес ли наказание командир неподготовленной подлодки. Ясно только, что он своим разгильдяйством спас не только свою жизнь, но и жизни всех членов вверенного ему экипажа. Но какой ценой!

В срочном порядке К-129 приступила к подготовке нового похода. Из отпуска удалось отозвать лишь часть офицеров. Недостающий состав вынужденно доукомплектовали с других субмарин. Кроме того, на борт приняли группу матросов-учеников из подплава. Свидетели тех событий вспоминают, что экипаж уходил в море в плохом настроении.

Главная версия гибели К-129 наших подводников и экспертов: подводная лодка столкнулась с другой субмариной. Такое случается и не раз приводило к катастрофам и авариям с лодками разных стран.
Надо сказать, американские субмарины постоянно дежурят в нейтральных водах у берегов Камчатки, засекают выходящие с базы в открытый океан наши субмарины. Вряд ли «ревущей корове», как за шумность американские моряки прозвали наши дизель-электрические подводные лодки, удалось оторваться от быстроходной атомарины, а потому, считают эксперты, в районе гибели К-129 наверняка находилась и атомарина-шпион. Командиры американских атомарин считают особым шиком вести наблюдение, сближаясь на критически малые дистанции то с одного борта, то с другого, то подныривая под днище наблюдаемого корабля на грани столкновения. Видимо, в этот раз столкновение произошло, и эксперты называют виновницей гибели К-129 специально предназначенную для подводных разведывательных операций американскую атомарину «Суордфиш» («Меч-рыба»), которой уже приходилось ранее сталкиваться с другим нашим подводным кораблем, правда, тогда обе субмарины отделались небольшими повреждениями. 

Многоцелевая американская атомная подводная лодка, USS Swordfish (SSN-579)

О том, что именно «Суордфиш» столкнулась с К-129, считают на том основании, что вскоре после исчезновения нашей субмарины «Суордфиш» добралась до японского порта Йокосука и в обстановке чрезвычайной секретности приступила к ремонту носовой части и рубки с перископами и антеннами. Такие повреждения атомарина могла получить только при столкновении с другим кораблем, причем находясь под ним. Еще одним подтверждением виновности именно американской атомарины служит тот факт, что когда американцы предприняли попытку через пару месяцев после гибели К-129 обследовать её глубоководными аппаратами, а в 1974 году и поднять со шпионскими целями с глубины в 5 км носовую часть погибшей подводной лодки, они точно знали координаты гибели ее и не теряли время на длительный поиск.
Еще в защиту версии столкновения двух подлодок говорит тот факт, что американцы на удивление точно и оперативно определили место гибели К-129. На тот момент исключалась возможность засечь его с помощью американского спутника, между тем они указали район с точностью до 1–3 миль, что, по мнению военных экспертов, могла установить лишь подводная лодка, находящаяся в той же зоне.
В период между 1968 и 1973 годами американцы обследовали место гибели К-129, ее положение и состояние корпуса глубоководным батискафом «Триест-2» (по другим данным, «Мицар»), что позволило ЦРУ сделать вывод о возможности подъема советской субмарины. ЦРУ была разработана секретная операция под кодовым названием «Дженифер».

Все это осуществлялось в надежде добыть шифродокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи и с помощью этой информации прочитать весь радиообмен советского флота, что позволило бы вскрыть систему развертывания и управления ВМФ СССР. А самое главное, это давало возможность найти ключевые основы разработки шифров. В связи с неподдельным интересом к советскому ракетному и ядерному оружию в годы холодной войны такая информация представляла особую ценность. Об операции были осведомлены только три высокопоставленных лица в США: президент Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби и миллиардер Говард Хыоз, финансировавший эти работы. Их подготовка заняла почти семь лет, а затраты составили около 350 млн долларов.
Для подъема корпуса К-129 было спроектировано два специальных судна: «Гломар Эксплорер» и док-камера НСС-1, которая имела раздвигающееся днище, снабженное гигантскими клещами-захватами, напоминающими форму корпуса советской подлодки. Оба судна изготовлялись по частям на разных судоверфях западного и восточного побережья США, словно повторяя тактику создания «Наутилуса» капитана Немо. Важен и тот факт, что даже при окончательной сборке инженеры не имели представления о предназначении этих судов. Все работы велись в полной секретности.


Судно «Гломар Эксплорер»

Операция по подъему К-129 была технически очень сложной, так как лодка покоилась на глубине более 5000 м. Вся работа продолжалась 40 суток. При подъеме советская субмарина разломилась на два куска, поэтому поднять удалось только один, состоявший из первого, второго и части третьего отсеков. Американцы ликовали.


Из носовой части корабля были извлечены тела шести погибших подводников и похоронены в море согласно принятому на советском флоте ритуалу. Саркофаг с телами был накрыт флагом ВМФ СССР и опущен в море под звуки государственного гимна Советского Союза. Отдав последние почести советским морякам, американцы приступили к поиску так интересовавших их шифров, но не достигли желанной цели. Причиной всему был русский менталитет: в период ремонта К-129 в 1966–1967 годах в г. Дальзаводе главный строитель по просьбе командира подлодки капитана 1-го ранга В. Кобзаря перенес шифр-рубку в ракетный отсек. Он не мог отказать этому высокому, плотно сложенному человеку, мучавшемуся в тесной и крохотной каюте второго отсека, и поэтому отступил от проекта.
Но тайна подъема затонувшей подлодки не была соблюдена. Вокруг операции «Дженифер» разразился международный скандал. Работы пришлось свернуть, и ЦРУ так и не добралось до кормовой части К-129.
Единственное, что сделала родина для погибших подводников после подъема лодки – МИД СССР направил Госдепартаменту США ноту, в которой обвинил американцев в нарушении международного морского права (подъем с океанского дна чужого корабля) и в осквернении братской могилы моряков. Однако ни то ни другое не имело под собой никакой правовой базы.
Только в октябре 1992 года пленка, на которой было заснято захоронение шести тел советских подводников, была передана Борису Ельцину, но никакой информации, проливающей свет на причины трагедии, не дала.

Источники:
http://www.vsp.ru/social/1999/03/18/335503
http://republic.com.ua/article/22307-old.html
http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/kp_15_k129.htm
http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/image_kniga/foto_k129/fk_29.JPG
http://shturman-tof.ru/Morskay/kniga_pamyti/image_kniga/foto_k129/fk_33.JPG

Категория: Наши земляки | Добавил: Георгич (05-11-13)
Просмотров: 2690 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024