Часовня при заводе
Часовня-молитвенный дом, храм без алтаря, где можно служить только часы на литургию (чтение установленных псалмов, стихов и молитв).
Построена в 1848 г. заводовладельцем Мосоловым на правом берегу реки Буй , каменная, крыта железом, по фасаду 4 сажени в длину и столько же в ширину. Внутри находился двухъярусный иконостас столярной работы, «окрашенный светло-розовой краской с белой в прилегающих местах прокраской, иконы живописной работы безо всяких металлических украшений». Часовня была освящена в честь пророка Илии, 20 июня, день пророка Илии из храма с. Буйского в часовню совершался крестный ход, но празднество бывало лишь при собрании одних прихожан. Еще один праздник устраивался в Покров Божией Матери.
9 мая 1857 года священник церкви Буйского завода сообщал в рапорте: «Первый крестный ход бывает 1 октября в часовню, находящуюся от завода в полуверсте, для освящения воды. Сей ход учрежден издавна до существования самой церкви в заводе по случаю празднования Покрова Божией матери и второй – 8 июля заводские жители приносят в домы Казанскую Божию матерь для исправления молебствий, и на всех проулках по просьбе их исправляется молебствие с водоосвящением. Сей ход существует с 1848 года по случаю Божьего посещения жителей завода холерой, и продолжается он в память прекращения в тот год оной болезни». 17 марта 1937 г. президиум Уржумского районного исполкома постановил «ввиду того, что здание Буйской часовни пришло в ветхость и разрушается, предложить Буйскому сельсовету передать эту часовню по акту Буйской МТС для использования на строительный материал».
Для справки:
Мастер — зодчий, по-современному — архитектор, на Руси не рассчитывал взаимосвязи и сопряжения размеров, не вычислял золотых пропорций, ибо не знал о них ничего, да и необходимости в этом не было. Поскольку, имея «Всемер», он выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект.
Особенно важным становилось для мастеров отображение потаенной пропорции в композиции духовных сооружений и в первую очередь церквей, соборов, храмов. Церковь как культовое сооружение является Храмом Божьим, Храмом Христа, объектом святости для верующих и даже неверующих. Святость — мерило церкви. Мерило же всегда выражается числом. Числом, за которым может скрываться качество, в том числе и значимость возводимого объекта.
Число Христа 7. Число священное, иными словами — сакральное. И качественная композиция сооружаемой церкви как храма Христа, как сооружения духовного в своей потаенной пропорции включала элементы сакральности, содержащие совмещенное количество сдвоенных мер: мирские, открытые для всех, и потаенные, кратные 7. И включала так, что не посвященные в таинство культовых сооружений христианства не замечали ни сдвоенности, ни кратности. Так же, как не замечалось и то, что в разбиении церкви, имеющей высший статус святости, было задействовано не менее 7 саженей различной длины.
Сажень Сажень, старая русская мера длины, впервые упоминающаяся в русских источниках в начале 11 в. В 11—17 вв. встречалась С. в 152 и в 176 см. Это была так называемая прямая С., определявшаяся размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Так называемая косая С. — размером в 216 и 248 см — определялась расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой по диагонали. Указом 1835 размер С. был определён в 7 английских футов, или 84 дюйма. Это соответствовало 3 аршинам, или 48 вершкам, что равнялось 213,36 см. Производными от С. были: квадратная С., равная 9 квадратным аршинам, и кубическая С., равная 27 кубическим аршинам. После Октябрьской революции 1917 с введением в 1918 в РСФСР метрической системы мер С. перестала употребляться. |