Вторник, 20-11-18, 16.51

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [47]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [52]
Образование [30]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [4]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [7]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [35]
Совхоз "Буйский" [11]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Вятские заводы Мосоловых

Буйский железоделательный завод Мосоловых

Буйский железоделательный завод 

Крупнейший исследователь российской древности 
академик Д. С. Лихачев
в свое время с огорчением заметил:
«У России, как у большого дерева, 
большая корневая система и 
большая лиственная крона, 
соприкасающаяся с кронами других деревьев. 
Мы не знаем о себе самых простых вещей. 
И не думаем об этих простых вещах».
Лихачев Д. С. Заметки о русском. – М., 1984. – С. 7.

В конце 1763 года владелец Шурминского медеплавильного завода Максим Перфильевич Мосолов узнает, что примерно в 30 км к западу от Уржума, вблизи поймы реки Буй (пойма - часть дна речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков) обнаружены месторождения меди и железа. Он немедленно скупает эти земли и в августе 1764 года принимает решение о строительстве нового медеплавильного завода с шестью печами на реке Буй. Но с реализацией своих планов не спешит, т. к. не уверен в количестве руды на месторождениях. В первую очередь он уточняет запасы руды в недрах и лишь в августе 1766 года впервые обращается в Берг-коллегию, прося дозволения на строительство на реке Буй шести медеплавильных и шести доменных печей.

К этому времени планы его несколько изменились, он решает строить не только медеплавильный, но и передельный заводы. В своем прошении Максим Перфильевич Мосолов обосновывает свое решение "...Река Буй по довольствию воды может обеспечить помимо работы шести медеплавильных печей, также работу шести молотов, которые могли бы перековать чугун, доставляемый со Златоустовского завода".

Обследовать место, где должен был появиться завод, приезжал чиновник от казанского горного начальства, который признал это место пригодным для постройки завода. Место для завода было выбрано весьма удачно. Обилие леса, строительных материалов, воды, плотина на реке Буй позволяли создать завод сравнительно в короткие сроки.

28 сентября 1767 года Берг-коллегия своим указом разрешила строительство завода на реке Буй. Только завод этот должен был быть молотовым. А о медеплавильных печах было сказано, что позволение на их строительство Мосолову будет предоставлено лишь по предъявлению гарантий "... наличия окрест благонадежных руд".

Однако претворить свои замыслы Максим Перфильевич Мосолов не сумел. В ноябре 1767 года Максим Перфильевич умер. Два его сына - Василий и Антипа Мосоловы - полюбовно поделили оставшееся после отца наследство. Правда, кроме наследства, пришлось делить и долги, которые возникли из-за больших капиталовложений в строительство Златоустовского и расширение Мышегского заводов.

Старшему, Василию Максимовичу Мосолову, достается Златоустовский завод, младшему, Антипе Максимовичу Мосолову, Мышегский, Шурминский и Буйский завод, вернее место для его строительства. Но при этом между братьями составляется договор, согласно которому Василий Максимович обязуется в течении трех лет снабжать чугуном Златоустовского завода Шурминский завод и выплатить государственный долг в размере 40153 рублей. Остальная часть долга должна быть погашена Антипой Максимовичем.

Как и отец, Антипа Максимович был весьма энергичным человеком, но отличался от него исключительной жестокостью. Он не щадил не только здоровье человека, но даже его жизнь, поэтому принадлежавшие ему крепостные люди жили и работали в невероятно тяжелых условиях.

Главное внимание Антипа Максимович уделяет строительству нового завода. Приехав на место постройки завода, он был поражен красотой местности. Узнав, что здесь кроме изобилия материалов, необходимых для строительства завода, земли вполне пригодны для пашни, в лесах много зверя, а в реке - рыбы, принимает решение построить здесь для себя усадьбу и сделать ее "столицей" своего хозяйства. В короткий срок Антипа Максимович скупает дополнительно новые земли вместе с расположенными на них деревнями и становится владельцем крупной территории. Согласно описаний  Ивана Германа “Описание заводов…” леса Антипе Мосолову достались от новокрещёных татар: еловые, пихтовые, берёзовые, осиновые, липовые и частично сосновые.

По Указу Государственной Берг-Коллегии, Канцелярии Главного Заводов Правления и Казанского городового начальства дворянином Антипой Мосоловым и началось строительство Буйского железоделательного завода. Начало строительства нового завода - 15 сентября 1768 года. 

Три с лишним сотни мастеров и рабочих привез с собой из Тулы, других своих владений Антипа Максимович Мосолов на место строения завода. Для подсобных работ из деревень сгоняются крепостные крестьяне. Руководил строительством специалист, приглашенный из Петербурга. Одновременно с заводом началось строительство рудников на всех известных месторождениях, которые были удалены от строившегося завода на 5-50 км.

Благодаря настойчивости Антипы Максимовича Мосолова, старанию и мастерству рабочих, завод был воздвигнут быстро. 2 января 1769 года были завершены первоочередные сооружения, и завод был пущен в дело - выдал первый металл.

Плотина и часть железоделательного завода Мосолова

С тех пор поселение рабочих завода, сам завод - вообще место в пойме реки Буя, где впоследствии стали появляться новые рабочие слободки - стало называться Буйский завод.

Вначале на единственном молоте был начат передел чугуна доставляемого из Златоуста.

В 1778 году Антипа Максимович Мосолов решил выделить своего единственного сына поручика Ивана Мосолова, которому 22 мая 1779 года он и отписал Буйский завод. 

Постепенно завод расширялся. Началась выплавка чугуна. Железоделательный и чугунолитейный заводы в Буйском стали работать и на местных рудах, из более чем 70 рудников, находившихся от завода на расстоянии от 5 до 50 верст. Последняя четверть XVIII столетия была отмечена кризисом металлургического производства. Тогда многие заводы простаивали из-за отсутствия спроса на железо. Какое-то время бездействовал и Буйский чугунолитейный завод. Но постепенно положение стало выправляться. Правда, производство чугуна было прекращено по причине невысокого содержания железа в местных рудах.

Однако продолжала действовать молотовая фабрика. Была она с семью горнами и пятнадцатью молотами. При ней были: кузница, резная и плющильная, два амбара и кирпичный сарай. Раньше молот не паровой был, а на воде работал. Там не скажешь "стой!" Вода хлещет и хлещет. Правили железо кровельное, которое из Сылвы привозили. Когда остановить надо молот, под молот подставку ставили.

В XVIII в. слово «фабрика» употреблялось вовсе не в специально-промышленном значении, а представляет собою точный синоним слова «строение». Встречается выражение «пейзаж с фабриками», взятое буквально с французского или итальянского языка. Только впоследствии «фабрика» из обозначения просто отдельного строения на заводе, отдельной мастерской получило значение специально производственное.

Заводу в начале XIX столетия принадлежали 25 тысяч десятин земли, занятой преимущественно лесами. В 1796 году на Буйском заводе было выплавлено более 30300 пудов железа.

К 1804 году на Буйском заводе работали 102 крепостных рабочих и временами от 100 до 140 человек - вольнонаемных.

Иван Герман в “Описание заводов…” в 1808 году так описывает состояние Буйского завода:

- горнов кричных 7;

- действующих чугунных молотов 5;

- запасной молот 1;

- фурмы медные и железные;

- меха чугунные цилиндрические;

- водяные колёса вышиною 4 аршина (2,8448 м), шириною 3 аршина (2,1336 м);

- при 2 горнах и 2 молотах 4 мастера по ковке железа;

- железо-обжигательной печи не имеется;

- при каждом горне 6 человек, на 6 горнах 36, запасных 18;

- надзирателей 2;

- всего 56 человек;

- плющильный стан 1;

- прорезной стан 1;

- горн для дела стали с одним молотом 1;

- кузнечных 4;

- слесарная 1;

- меховая 1;

- колёс водяных 15.

Плющильный стан применялся для производства кровельного железа, плющения кричной заготовки в полосу или лист, разделения откованной полосы по длине на более мелкие профили квадратного или прямоугольного сечения (т. н. "резные" станы).

Плющильные станы относились к типу прокатных машин, на которых первоначально только сглаживали неровности металла, получаемые при ковке.

На железорезном стане получали резное железо. Железорезный или прорезной стан вместо гладких прокатных валков имел два более тонких валика с насаженными на них дисками (кругами).

Именно в Саксонии увидел в 1719 г. будущий строитель и начальник Уральских горных заводов В. И. Геннин производство железных прутков с помощью плющильных и резательных станов. В усовершенствованном варианте зто оборудование было впервые создано и установлено В. И. Генниным в плющильной и железорезательной фабриках Екатеринбургского завода в конце 20-х – начале 30-х годов XVIII в.

Устройство железорезного, резательного или “прорезного” стана было точно такое же как и стана прокатного. Различие состояло исключительно в форме и размерах валков. В прорезном стане вместо двух гладких валков применяли два валка с дисками. Число дисков определялось тем, на сколько частей надо было разрезать полосу. Так, для получения из полосы 3-х полос на верхний валок насаживалось 3 диска, на нижний – 4. Диски устанавливались таким образом, чтобы диски верхнего валка входили в углубления между нижними.

Плющильные и прорезные станы располагались в самостоятельных фабричных зданиях и каждый имел собственный гидравлический двигатель. Для их привода применялись двигатели с гидравлическими колесами диаметром 5,14 аршина (3,7 м), шириной 1,4 аршина (1,03 м).

Достаточно было заменить плоские валки валками дисковыми, как прокатный стан превращался в прорезной. Эта любопытная особенность взаимозаменяемости рабочих органов станов свидетельствует о тщательно продуманной системе конструирования машин и их рациональном применении в производстве. Плющильные и прорезные станы изготовлялись собственными силами.

Общий вес плющильного стана составлял 2130 кг. Ремонт станов выполняли работающие на них “мастера с подмастерьями и работниками”.

Мастеру вменяли в обязанность наблюдение и уход за машинами, чтобы “во время работы принуждать и за ними смотреть, чтоб у валов шипы, шестерни и протчее змазывано было салом и маслом чаще…”.

Плющильная фабрика по де Геннину (1735 год)

Пильная мельница по де Геннину (1735 год)

Очень интересно посмотреть, а как же работал завод.

На территорию завода доставляли и складировали чугун с Залазнинских и Шурминских заводов и топливо для горнов (древесный уголь) – с заводской лесной дачи. Основным производством в Буйском заводе являлась Кричная фабрика. Там “вываривали чугун” (полученный в доменных печах Залазнинских и Шурминских заводов) в специальном кричном горне: на слой горящего древесного угля над фурменной зоной помещали чушки (доски) чугуна. Раскалённую чугунную доску извлекали из горна и выковывали под вододействуемым кричным молотом, с неоднократным повторным разогревом, с целью уплотнения и выжимания шлака, в кричное железо. В пробной избе производили “пробу” изготовленной на кричной фабрике партии железа “на излом” и проставляли клеймо фабрики. Испытание “на излом” - испытание, при котором образец сломан, и поверхность излома исследована невооруженным глазом или с микроскопом малой мощности, чтобы определить такие факторы как состав, размер зерна, толщину цементированного слоя.

Как и на всех Мосоловских заводах на клейме был изображён соболь:

Клеймо Буйского Ивана Мосолова завода/соболь

Опробированную партию готовили к дальнейшей транспортировке или складировали в амбар. В пробной избе также делался анализ подвозимых руд – своего рода «центральная заводская лаборатория».

Заводская кузница предназначалась для починки инструментов, использовавшихся в нуждах завода, для бесперебойной работы всей фабрики, не допуская остановки производства.

Исходя из выше изложенного, можно представить работу механизмов и самом заводе, его строительных конструкциях, внешнем и внутреннем облике. Производство Буйского железоделательного завода являлось передельным – без первичного доменного производства чугуна. Здесь из привозного сырья – чугуна, производили сталь.

Работа водяных колёс

Устройство кричной фабрики

Составляющие горна

Устройство боевого молота

Устройство кузницы мелкого дела

Место под строительство плотины было выбрано удачно, и объем воды в пруду оказался весьма значительным. Это позволило, в свою очередь, поставить вдоль рабочих прорезов большое количество "вододействующих" колес в качестве приводов ковочных молотов и воздуходувных мехов для домны и нагревательных горнов.

После устройства плотины и ее прорезов вдоль ларя выстраивали «фабрики» или отдельные цеха, мастерские завода. Ближе всего к плотине ставились обычно доменные фабрики и, если имелись, пильные. Это вызывалось тем, что и в тех и других основное сырье должно быть подаваемо высоко: в доменные печи руда, известняк и уголь засыпаются сверху, в пильной бревна также пилятся на верхнем помосте, так как подпилами располагается водяное колесо и движущий пилы коленчатый вал. Обе мастерские соединялись обычно мостом с плотиной, и материалы подвозились прямо по ней с берега, чем избегали каких-либо сооружений для подъема этих материалов. Ниже по течению реки следуют мастерские в порядке уменьшения количества потребной для их работы воды, так как постепенно отводимая из ларя вода в конце его уже не имела того напора, как в начале. Поэтому за доменной ставилась большею частью кричная фабрика; если их было две, то другая ставилась напротив, за пильной; далее шли фабрики, работавшие с кожаными мехами, укладные, стальные, якорные. Если были плавильни медной руды, их придвигали к домнам или также к самой плотине. В общем поблизости к плотине группируются все вододействующие фабрики, далее вдоль речки располагаются мастерские с ручным действием: кузницы мелких вещей, меховые, слесарные, фурмовые (если они не объединены с доменной) и т. п. Дальше от речки ставятся складочные помещения, сараи для «припасов», т. е. руды, полуфабрикатов, угля, готовых изделий, смазочных материалов и съестных продуктов. Следующий ряд образует жилые здания с заводской конторой и «домом для начальников» во главе. Все эти постройки располагаются, смотря по конфигурации местности, то по одному, то по обоим берегам реки и часто обносятся тыном, острогом, а иногда и валом со рвом, по крайней мере в первой половине XVIII в. Такой план расположения был намечен еще в XVII в.

В Кировском областном архиве имеется несколько документов – сведения о заводах Вятской губернии. В одном из них за 1831 год конторщик Василий Усачёв пишет докладную о состоянии завода. Документ интересен тем, что в нём прослеживается связь времён, а читая его, можно оказаться в том историческом времени и ощутить его дыхание.

Так о чём же говорит данный документ:

"Буйский железоделательный завод состоит в Вятской губернии Уржумского уезда в Сабатской волости черемис и оброчной казённой земли по указу Правительствующего Сената 16 июля 1803 года.

В нём строений и фабрик каменных 1, церковь с колокольнею в честь Покрова Божьей Матери во имя архангела Михаила и святого Предтечи Иоанна, дом господский длиною десять, шириною 8 саженей деревянный, церковь кладбищенская во имя апостола Иоанна Богослова, управительский дом длиною 10, шириною 4 сажени со службами, службы при господском доме – кухня, конюшенная изба, два флигеля для гостей, кладовой амбар, погреб, прачечная с баней, конюшни, сенники, хлевы, каретный сарай и скотная изба, контора с малярною – длиною 9,5, шириною 3 сажени, кричная фабрика длиною 25, шириною 9 саженей, при ней 2 цилиндрических кадевых меха в особых амбарах, плющильная, резная и катальная фабрика с 3 отбивными печами длиною 26, шириною 8 саженей, при ней токарная с катальными чугунными вальками, длиною и шириною 3 сажени, пила на 2 рамы с мукомольною мельницей на 2 постава длиною 135, шириною 6,5 сажени; амбары хлебные длиною 14, шириной 4 сажени и другой – у пруда длиной 8, шириною 3,5 сажени; кузница длиною 8,5, шириною 5,5 сажени, меховая и слесарная длиною 16,5, шириною 3,5; рабочий сарай длиною 8, шириною 3,5 сажени, амбар для железа и чугуна 15 и шириною 4 сажени, сараев угольных – 4; сторожка для мастеровых, длиною 3х3 саженей, амбар для дёгтя и смолы длиною и шириною 4,5 сажени, сарай для белого кирпича и глины длиною 7,5, шириною 3,5 сажени; при господском доме сад с оранжереей и теплицею, плотина – длиною 150, шириною 6, высотою 2 сажени с двумя вешняковыми и ларевым прорезами и трубою; завод кирпичный с печью для обжига кирпичей. 
В 1831 году сделано 43642 пуда полосового и сортового, 4517 пудов шинного железа, 158 пудов – разного.

В остатке на 1832 год: 1 – 1011 пудов, 2 – 109 пудов, 3 – 4 пуда. 
При сем заводе крепостных заводских по ревизии мужского пола 318 душ, из коих именно – приказчик – 1, пом. приказчика – 1, конторщик – 1, пом. конторщика – 1, расходчик – 1, пом. расходчика – 1, писарей -4, сторожей при заводе – 8, при церкви – 3, надзирателей – 2, лекарских учеников – 2, казаков – 2, плотинный – 1, мельник – 1, приёмщик угля – 2, меховой – 1, куренной – 1, плотников – 8, гончар – 1, подмастерьев кричных – 13, работников кричной – 22, разных работ – 33, при пристани Уржумской – 1.

В должности конторщика – Василий Усачёв”.

Таким образом, на одном дыхании, применяя запятые и точки с запятыми, служащий завода докладывает о материальном состоянии завода и о физических лицах, работающих при нём.

По тексту узнаём, что существовал особый крично-рудный процесс производства металла (кричная фабрика) – модификация сыродутного производства для переработки бедных труднообогатимых железных или комплексных руд во вращающихся трубчатых печах с целью получения крицы (сырое, ноздреватое железо). Кричный передел, т.е. процесс очищения чугуна в так называемом кричном горне с целью получения ковкого (сварочного) железа, возник в ХIV веке и широко применялся в России в XVII, XVIII веках. В конце XVIII века он был вытеснен в связи с развитием производства чугуна в доменных печах. И сегодня на территории бывшего завода можно найти куски крицы и шлака того производства.

В первой половине XIX века на заводе выделывалось от 24 до 57 тысяч пудов полосового и сортового железа. Железо на лошадях увозилось в Уржум, а затем по рекам Уржумке и Вятке сплавлялось в Вятку, Казань, Лаишев. Торговали буйским железом в Саратове, на Макарьевской ярмарке, а позднее и на Нижегородской. Сбывалось железо в Уржуме и при заводе в Буйском.

В 1865 году на заводу было произведено железа до 50 тысяч пудов на сумму в 56 тысяч рублей.  Чугун для переработки его в железо доставлялся с Шурма-Никольского и Залазнинского заводов.

К 1868 году (к 100 летию существования Буйского завода) на нем уже работали более 1000 человек. Всего тогда при заводе насчитывалось 383 двора, в которых проживали 2645 человек, в том числе 1319 мужчин. По населению в то время Буйский завод был больше уездного города (в Уржуме тогда насчитывалось 2439 жителей). Продукции к тому времени вырабатывалось на 62 тысячи рублей.

Однако после отмены крепостного права все труднее и труднее было справляться заводовладельцам с финансовыми трудностями, и производство постепенно стало сокращаться. Хотя еще в 1874 году на заводе было выработано 43 тысячи пудов железа на сумму более чем в 60 тысяч рублей.

На 1874 год на заводе было:

- кричная фабрика о 6 горнах;

- в кричной фабрике работают до 100 человек;

- достают уголь 300 человек;

- столяры 21;

- кузнецы 16;

- слесари 7;

- чеботари 11;

- портные 8;

- печники 8;

- скорняк 1;

- красильщиков 4;

- плотников 30;

- пильщики 20;

- занимаются постоянной работой 5.

В 1876 году завод был закрыт. 
После закрытия заводов за долги наследников Мосоловых завод был передан в казенное управление. Несколько раз выставлялся на торги, но из-за отсутствия покупателя долго его земство не могло продать.

После смерти Ивана Антиповича Мосолова завод достался его сыну Николаю Ивановичу Мосолову. После смерти Николая Ивановича род Мосоловых по мужской линии прекратился. С 1814 года Буйский завод перешел к матери Николая Ивановича (вдове Ивана Антиповича Мосолова) - Марии Ивановне Мосоловой. А с 1823 года наследниками Марии Ивановны Мосоловой, совладельцами завода стали контр-адмиральша Анна Ивановна Карцева, коллежская советница Олимпиада Ивановна Мосолова и малолетние дети Александры Ивановны Загорской. Завод перешел к дочерям и внукам Ивана Антиповича Мосолова.

К 1839 году сын Олимпиады Ивановны Мосоловой (а она вышла замуж за однофамильца, а возможно и дальнего родственника своего Ивана Андреевича Мосолова) - Николай Иванович Мосолов скупил у остальных наследников их части и стал единым хозяином завода.

К 1870 году заводами владели наследники майора Николая Ивановича Мосолова до тех пор, пока завод не был передан в казённое управление.

Династию рода Мосоловых от Тулы до Вятки можно посмотреть в статье "Династия рода Мосоловых".

Что же осталось нам от завода? Одни руины и воспоминания:

Руины железоделательного завода

Территория бывшего железоделательного завода аэроснимок

Источники информации:

1. Е. И. Самарцева. О Мосоловых - владельцах Шурминского и Буйского металлургических заводов.

2. В. Ширяев. Из истории Буйского завода. "Кировская искра", № 115, 23 сентября 1999 г.

3. В. Ширяев. Из истории Буйского завода. "Кировская искра", № 102, 25 августа 2005 г.

4. Д. Казаков. Уржум православный: храмы и люди. 2008 г.

5. В. П. Митрохин. Родословная. Династия Митрохиных ХVIII-XX вв. г. Ижевск, 1999 г.

6. Иван Герман. Описание заводов, под ведомством Екатеринбургскаго горнаго начальства состоявших: В двух отделениях, из коих первое заключает Екатеринбургские казенные, а второе партикулярные Уральскаго хребта заводы: С ситуационным планом золотых рудников. Печатано в типографии Екатеринбургских горных заводов, 1808.

7. Плющильные и резательные станы. 

8. Николай Корепанов. Урал XVIII века заводы и люди.

9. Устройство железоделательного завода XVIII века в Нижней Синячихе/Коровина Г. В. – Екатеринбург: ООО “Грачев и партнёры”. 2011 г.

10. ГАКО ф. 574 оп. 1 д 480 лл 542-542 об.

11. Вильгельм де-Геннин. Описание Уральских и Сибирских заводов. 1735.

Артепалихин Ю. Г., 2011 г.

Категория: Вятские заводы Мосоловых | Добавил: Георгич (25-12-13)
Просмотров: 2588 | Теги: Мосоловы, Буйское, завод, железоделательный | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2018Яндекс.Метрика