Вторник, 20-11-18, 16.52

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [47]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [52]
Образование [30]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [4]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [7]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [35]
Совхоз "Буйский" [11]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Реки, озёра, пруды и родники

Легенда об озере Шайтан

Легенда об озере Шайтан 

Ежегодно с ранней весны до поздней осени продолжается настоящее паломничество к одному из красивейших мест во всей нашей округе – озеру Шайтан, что расположено в Бушковском лесу Кировской области Уржумского района. Взрослые и дети, студенты и научные работники, подогреваемые любопытством, считают своим долгом посетить этот живописный уголок родной природы. Кроме кировских, сюда нередко заглядывают люди из Татарии, Мордовии. Видать, рассказы о нём разошлись далеко-далеко…  Да и неудивительно: легенда об озере обостряет интерес, манит взглянуть на озеро с таким странным и загадочным названием…
 


"Во времена далёкие, как млечный путь, жило в этих буйских лесах марийское племя – "мере”. На полянах, по берегам речушек были расставлены хижины и шалаши. Мужчины на малых полосках земли растили хлеб, ходили на охоту, женщины отдавали силу и энергию детям, изготовлению одежды да рогож. Многим из тех, кому удача сопутствовала в охоте на белку и зайца, приходилось сходиться в единоборстве и с бурым таёжным медведем, и с диким кабаном, и отбиваться от стаи волков. Были в племени богатыри, которые искали случая проверить свою удаль и отвагу.
Но никто не рисковал схватиться один на один с Шайтаном. Успевал Шайтан ходить рядом с каждым человеком, был невидим, вездесущ и безжалостен. Зимой морозил тело и душу, летом по-комариному сосал кровь. Круглый год морил людей голодом, напускал трахому и несчастья, сеял вражду и ненависть.
В священных рощах "кусо” женщины племени не столь усердно молились своему доброму богу Пуюрша Юма, сколько злому Шайтану-Керемети. Веками умоляли его сменить гнев на милость. Веками в священных рощах стоял звон монет, нашитых на женских колпачках "шака-шоваче” и платьях, – так усердны были моления. Охотники пытались задобрить злого хозяина, клали на полянах под самые могучие деревья свои трофеи, приносили в жертву лошадей. Но разве можно задобрить лесное чудовище?
Ночью в священной роще свалил Шайтан молнией могучий дуб и сжёг его вместе с приношениями – медвежьими и конскими шкурами. Стал гроза людей бесноваться ураганом и ливнем. И терпению племени пришёл конец. Огнём ненависти вскипели сердца "мере”. Схватились люди за луки и топоры, бросились в чернильную темноту на врага. В шум урагана вплёлся грохот великой битвы. Стаями птиц летели стрелы, от стона и грохота по всей лесной земле из края в край нёсся гул и отдавался далёким эхом. В ту ночь мало кто из охотников вернулся к родным хижинам…
Вставало серое, туманное утро. Уцелевшие "мере” бросились на поле боя, припали к телам павших и поняли, что бились между собой, - Шайтан попутал!
Все погибшие были свои, все поражены стрелами, изготовленными в племени. Так и остался недоступным лесной великан, всё так же сулил беды и несчастья. Слёзы печали и отчаяния ручьём полились из глаз женщин – и в старину женщины умели любить и оплакивать своих сыновей и мужей-кормильцев.
 
Фото с альманаха "Уржумская старина"
 
Поток слёз лился бесконечно. На месте ночной битвы, в вытоптанной сотнями ног земляной чаше, женские слёзы перемешались с мужской кровью. Мать-земля не вынесла этой тяжести, провалилась на месте битвы. Образовалось озеро, глубину которого измерить так же трудно, как тяжесть и горе того марийского племени. Вода в озере кажется чёрной, как потемневшая от времени кровь, а возьмёшь в руки – чиста, как слеза.
А Шайтан скрылся в озере.
С горя. Была причина. Не тот народ и не по-старому стал жить на этой земле. Не стали марийцы признавать и почитать Шайтана. Ещё люди говорят, что недоволен он своим подводным положением. Временами сердится, и тогда рождаются новые острова, вода на поверхности ходит валами, а когда взбунтуется, то выкидывает её вверх фонтанами на десятки метров. Но это бывает редко, видимо, стар и немощен стал Шайтан. Однако в своё подводное царство никого не пускает. Пытались ныряльщики проникнуть в глубину – хватает отважных ледяными клещами и где-то на дне запирает под пудовые замки."
 
Так записал эту легенду журналист В. М.  Козлов, долго изучавший рассказы об озере, которые и по сей день передаются жителями из уст в уста, хотя смелые давно уже доказали, что рассказы про Шайтана не более как небылицы.
 
А. Юргин. Шайтан-озеро. "Кировская искра”, 4 октября 1965 года. 

P. S. Пуюрша Юма - из числа начальных богов, почитаемых в Башкирии живущими Черемисами. Его молят о скоте, о хлебе, о пчёлах и о всём, что в жизни человеческом потребно.

Категория: Реки, озёра, пруды и родники | Добавил: Георгич (06-12-10)
Просмотров: 2753 | Теги: отдых, легенда, туризм, Озеро, метеоритное, шайтан, карстовое, природа, Буйское | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2018Яндекс.Метрика