Пятница, 16-11-18, 02.19

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Новости сайта [202]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Буйского
 
Конкурс проектно - исследовательских работ учащихся
«Сотрудничество. Поиск. Исследования»

 

Номинация: Общественные науки
Историческое краеведение

 

Музыка, которую можно видеть

 

Выполнил:
Созонов  Александр Сергеевич
ученик  9 класса
МКОУ СОШ села Буйского
Руководитель:
Питерских Надежда Петровна
библиотекарь, педагог дополнительного образования
МКОУ СОШ села Буйского
 
 

2012 год

  Аннотация

Село Буйское - это наша малая родина, такая  близкая, родная, которую можно понять всей душой, телом и сердцем. Можно её не только видеть глазами, но и услышать плеск волн, шорох  камыша, песни птиц, шелест деревьев. Можно войти в неё, красавицу природу, потрогать руками, насладиться её красотой. Это и есть самое простое человеческое счастье.
А ещё славна земля наша буйская  народными умельцами, создающими своими руками  шедевры, которые живут в веках и радуют людей.
Цель нашей работы – знакомство с народными ремёслами художественной деревообработки, сохранившимися в нашем селе с глубокой древности, чтобы воспеть и восславить  «сердце доброе, щедрость да разум, руки искусные люда мастерового, дабы не рассыпался по крупинкам, не затерялся во времени богатейший опыт предков – рукодельников».
А чтобы их знания и умения не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто. Забыть да закрыть …… недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.
В нашем селе и мастера есть и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло. Чтобы и дальше жило оно рядом с нами. [16; с. 22]
В своей работе мы познакомились с мастерами лозоплетения и художественной деревообработки села Буйского, их изделиями. Мы  сделали презентацию их изделий и пришли к выводу, что знакомясь с  их творчеством, мы становимся человечнее, добрее, потому что в народном искусстве слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа, который может возрождаться, если хоть капелька памяти сохранится в душах людей.

Видеофильм о буйских мастеровых можно посмотреть здесь.
 

Оглавление
 
Введение                                                                                                    
1. Актуальность и необходимость развития народных промыслов и ремёсел в вятском крае.
2. Музыка, которую можно видеть.                                            
2.1. Всё начиналось со школьного двора.                                                 
2.2. Мастера лозоплетения.                                                                     
2.3. Древесные мотивы.                                                                           
2.4. Ярмарка – смотр мастеров.                                                            
Заключение.
Список ресурсов.                                                                                   
Словарь терминов                                                                                        
Приложения.                                                                                         
 

Введение

 

«…И любимое дело человеком владеет.
Безраздельно и властно и славится им. [25]

Москва, Санкт-Петербург, Новгород. Какие звучные, громкие названия! Любой школьник без труда отыщет их на географической карте. За каждым названием – славная история нашей Родины.
А вот другие: Уржум, Петровское, Лебедёвское, Лазарево…
Тихие, скромные названия. Но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от них! Не отыщешь этих названий на карте. Затерялись они где-то в российской глубинке.
Сёла России! Как их много! И все они неповторимы и сказочно красивы!
Село Буйское  не исключение…
Земля наша буйская испокон веков славилась своими добрыми мастеровыми, одарёнными людьми, создававшими своими руками сказочную красоту.
Проблема -  остались ли в селе такие люди, не растеряли ли мы свои древние традиции?
Цель – знакомство с народными ремёслами художественной деревообработки, сохранившимися в нашем селе с глубокой древности.
Задачи:
- выявить  мастеров села, занимающихся  народными  ремёслами  художественной  деревообработки и познакомиться с ними;
- систематизировать и обобщить материал о них;
- познакомиться с технологией изготовления предметов народного творчества;
- выполнить  презентацию изделий народных умельцев художественной деревообработки. 
Мы считаем, что наша исследовательская работа, посвящённая познанию своей малой родины, через  сбор краеведческого материала о народных умельцах является актуальной, потому что, мы хотим вырасти  патриотами своей родины, достойными своих предков.
Гипотеза  – если мы будем изучать  историю своей малой родины, её культуру, обычаи и традиции, в том числе   ремёсла,  чтобы «воспеть и восславить  сердце доброе, щедрость да разум, руки искусные люда мастерового, дабы не рассыпался по крупинкам, не затерялся во времени богатейший опыт предков – рукодельников» [17; с.16 ], то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение буйчан будет хранить и  помнить прошлое своей малой родины,  будет гордиться и своим селом, и его жителями,  и тем, что они здесь родились и живут.
Предмет исследования - ремёсла и народные умельцы села Буйского.
Формы  и методы работы - поисковая деятельность, обзор периодики и других краеведческих источников литературы, беседа с мастерами – умельцами.
Являясь членами детского объединения «Краеведение», мы участвуем в поисковой деятельности, которая  направлена на изучение  традиционной культуры своих предков, развитие творческой деятельности по  возрождению, сохранению и развитию её через знакомство с народными обычаями, традициями, ремеслами.
Для занятий краеведением не нужно больших затрат и длительных поездок. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую  экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, множество таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И вдруг станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы неполной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Изменится отношение к родному краю, возникнет необходимость бережного обращения с ним как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.
Информационными ресурсами в данной работе послужил обзор статей газеты «Кировская искра», справочная литература, издания  краеведческого музея,  журналы по народным промыслам, изданные Уржумским центром занятости.

1. Актуальность и необходимость развития народных промыслов и ремёсел в вятском крае

Хороша сторонушка вятская, и люди, что её населяют, хорошие да пригожие, а ещё мастеровые, славящие родной край своими промыслами. Слава та издавна гремела на всю страну: именно у нас  зародились и развивались более 70 видов народных промыслов и ремёсел. Во второй половине XIX века Вятская губерния была третьей в России по развитию кустарных промыслов после Московской и Нижегородской. А в 1910 году занимала 1-е место по числу кустарей. [ 28 ]
Как не гордиться таким наследием, как не беречь его! По богатству народных художественных промыслов Кировская область и сегодня занимает одно из ведущих мест в России. [10 ]
Почему же так важны народные промыслы в нашей глубинке? Да потому что суров и беден вятский край. Лето продолжается не дольше пяти месяцев. Полевые работы, начинаясь обыкновенно с Ерёмия Запрягальника (1мая), к Покрову  (1 октября) оканчиваются. Если к этому прибавить пол-апреля на подготовку к летним работам, до пол-октября – на обмолот хлебов и зимнюю заготовку кормов и топлива, то весь земледельческий труд займёт около шести месяцев. Но шестимесячный труд далеко не обеспечивает вятского крестьянина. «Пашенные земли губернии тощи и едва пропитывают пахаря. Луга редкотравны и только при соломе обеспечивают зимнее прокормление скота. Чтобы удовлетворить свои материальные и духовные потребности, вятчанин должен промыслить, то есть выработать на промыслах. Он и промышляет то дома, если научен ремеслу, то в отходном промысле или наймом на случайные работы. Исходя из вышесказанного, мы видим, что  для вятского крестьянина промыслы служат большим подспорьем в их жизни, а в годы же недородов промыслы уже являются в роли спасителей и играют  громадную роль, давая заработок  тысячам  рабочих  рук. [24]  
Сейчас, когда мы живём в условиях мирового финансового и экономического кризиса есть определённые опасения по ухудшению ситуации на рынке труда.  И сейчас, как никогда, в целях предотвращения массовой безработицы, становится всё актуальней дальнейшее развитие  народных промыслов и ремёсел.  Для этого правительство области разработало специальную программу поддержки и развития производства в приоритетных отраслях экономики, развития малого бизнеса и предпринимательства.  Одно из направлений этой работы – дальнейшая реализация муниципальной целевой программы «Изучение и оказание содействия в развитии традиционных ремёсел и промыслов в  Уржумском районе».  Обучающее направление  включает в себя выявление всех желающих обучаться ремёслам среди незанятого населения, организацию преподавания, создание межпоселенческих учебных центров, в том числе в селе Буйском. [12; с..3]

  

2. Музыка, которую можно видеть


2.1.Всё начиналось со школьного двора.
Чего только не делали на Вятской земле руки мастеров! Дерево, береста и лоза – любимый природный материал. Лесов на Вятской земле много – только выбирай! И сосна хороша, и ель подойдёт, а из податливой липы такая ажурная резьба получается – любо-дорого посмотреть. [8; с.31]
И в нашем селе есть удивительные дома, украшенные искусной резьбой. Оконные наличники, карнизы, фронтоны домов,  ворота привлекают внимание красотой резьбы и мастерством исполнения. Наши умельцы использовали в работе самые обычные инструменты: нож, пилу, топор, долото.
Почти все местные мастера учились и окончили Буйскую школу.
Средняя школа в Буйском знаменита мастерством своих учеников. Кружевоплетение, художественная роспись и лепка, резьба по дереву [29], танцы, спортивные секции, краеведение – их премудрости постигают ребята в детских объединениях. Школьники  приходят на кружковые занятия с охотой. Многим пришлось это дело по душе: есть где проявить свою фантазию, есть в чём выразить свои интересы. Желающих в совершенстве овладеть этими видами народного искусства есть немало. Сами посудите. Кому не хочется хоть ненадолго почувствовать себя чуточку волшебником, чтобы под вашими руками распускались великолепные, почти как живые цветы, зеленела листва деревьев, а в листве селились птицы, изумляли своим ажуром тканые и деревянные кружева.[19]


Изделия детей, посещающих детские объединения 2000 г.
Изделия обучающихся часто были призёрами районных и
 областных выставок по прикладному искусству.

Учат детей мастера своего дела преподаватели дополнительного образования, и всё бы хорошо, но мешает бедность – сокращается год от года количество часов кружковых занятий. В 2003 году кружки резьбы по дереву вели два преподавателя, на занятия к ним приходили порядка 40 человек, а в 2004 году число часов сократили и остался один преподаватель.  [18 ]  
Сейчас  в школе нет детского объединения «Резьба по дереву».

Продолжение

Архив записей

Календарь
«  Ноябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2018Яндекс.Метрика