Вторник, 20-11-18, 16.52

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [47]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [52]
Образование [30]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [4]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [7]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [35]
Совхоз "Буйский" [11]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Род Мосоловых

Усадьба заводчиков Мосоловых в Буйском заводе

Усадьба заводчиков Мосоловых
в Буйском заводе

 

Особое внимание Антипа Максимович Мосолов уделял строительству своей усадьбы. Для этого он выписал из Москвы архитектора, который прямо на месте, с учётом требований хозяина, составил проект дома, подсобных помещений и парка. Главное условие, чтобы дом был “не хуже московских”.

Из Новгорода приглашается “мастер кирпичных дел”, который создаёт “кирпичный сарай” и начинает выпуск кирпича из местного материала…

Строительство усадьбы закончилось в 1770 году после пуска Буйского железоделательного завода. Она была великолепна.

Рисунок дома в краеведческом музее г. Уржума

Представленные фотографии позволяют представить фасад дома и место его расположения.

Вокруг дома был разбит большой парк, делившийся на три части, которые располагались в виде террас. Их называли: верхний, средний и нижний сад. Для выравнивания строительной площадки среднего сада между нижним и средним садом была построена разделительная кирпичная стена, которая сохранилась до настоящего времени.

А вот между средним и верхним садом архитектор не стал строить разделительную стену, т. к. по границе среднего и верхнего садов стояли каменные хозяйственные постройки, фундаменты которых и укрепляли край верхнего сада от осыпания в сторону среднего сада. В этих хозяйственных постройках до сих пор можно найти разбитую посуду.

На концах стены со стороны фасада дома и со стороны пруда были воздвигнуты сторожевые башни: заводчик Мосолов строился навечно. Фундамент сторожевой башни со стороны фасада дома сохранился. В центре среднего сада и был построен дом Мосолова, который состоял из двух этажей с огромным подвалом и мезонина из трех летних комнат.

Чувствовалось во всем, что дом был построен мастером не только отлично знающим свое дело, но и обладающим большим вкусом. При строительстве этот неизвестный архитектор во всей полноте сумел учесть особенности окружающей местности, в результате чего панорама усадьбы была необыкновенно красивой.

На уровне второго этажа дом как бы опоясан широким балконом, на который можно было выходить из различных комнат и гулять, любуясь красотой окрестностей. Большие окна соответствовали общим размерам здания, обеспечивали освещенность всех комнат, которых было около 50.

На первом этаже находился большой зал с лепными украшениями, где Антипа Максимович Мосолов устраивал обеды для гостей и пышные балы. Для танцев был отведен другой зал с балконом, где помещались крепостные музыканты. Пол во всех комнатах был из паркета. Стены украшали зеркала и дорогие картины. Мебель была куплена за границей или изготовлена искусными мастерами по специальному заказу в Москве. Ажурные лестницы, резьба по дереву и красота обстановки приводили в восторг всех гостей Мосоловых.

На втором этаже дома был кабинет барина, охотничья комната, украшенная дорогим оружием, чучелами и шкурами животных, убитых лично Антипой во время охоты. Рядом располагалась комната, где хозяин держал своих любимых собак.

В подвальном помещении дома был склад, а также своего рода тюрьма, где держали наказанных крестьян и мастеровых. Однако при строительстве Дома Культуры, в среднем саду, данные подвалы не были обнаружены, т. к. дом стоял немного дальше в глубине сада. Подвалы должны сохраниться, т. к. потолки в них были кирпичными.

На чердаке (мезонине) были три летние комнаты. Там Антипа любил устраивать обеды и чаепития.

Центральный вход в дом украшало крыльцо из фигурного чугуна. Изготовлено оно было из местного металла только что пущенного завода.

В краеведческом музее г. Уржума находится очень редкий экспонат, стол садовый со знаками Зодиака, находившийся до 1917 года, возможно в саду дома Мосоловых в Буйском заводе.

Стол чугунный круглый, на одной ножке. Модель с односторонним ажуром, имеет чётко выраженный рельеф рисунка. В центре столешницы стилизованный цветок, вокруг которого 12 растений, соответствующих 12-ти знакам Зодиака, расположенным далее по окружности в фигурных розетках в форме клейм, соединённых между собой ажурной ромбической сеткой. Основание ножки массивное, квадратное по форме, с узором из завитков, растительного орнамента.  Переход от ножки к основанию оформлен четырьмя вертикальными обратными волютами.

Стол имеет клеймо «Кус. з.», то есть Кусинский чугунолитейный завод Челябинской области. Чугунная отливка конца XIX века по западноевропейскому образцу 1860-х гг. Известно, что производство архитектурного литья на Кусинском чугунолитейном заводе началось с 1852 г., а Буйский железоделательный завод был передан в государственную казну в 1876 году, то вполне возможно, что чугунный садовый стол со знаками Зодиака был из сада Мосоловых Буйского завода.

Обычно такие столы входили в комплект садовой мебели: столы, кресла и диваны.

Возможно, со временем найдутся и другие предметы архитектурного литья из усадьбы Мосоловых Буйского завода.

Интересна и судьба Кусинского завода, которая тесно связана с заводчиками Мосоловыми:

1754 год - у горы Моховой владельцы Косотурского завода братья Мосоловы приобрели у башкирцев-вочинцев так называемое "Кусинское место" для строительства завода.

- 18 февраля 1754 год: оформление промышленниками Мосоловыми на имя Ивана Перфирьевича меньшего Мосолова купчей на землях по берегам рек Куса и Ай общей площадью 400 квадратных километров у башкир-вотчинников в Айлинской волости.

- 27 октября 1754 год: покупка земли у башкир вотчинников Айлинской волости Илецкой провинции Уфимской губернии "Кусинского Места" по рекам Куса и АЙ имя Ивана Перфирьевича-меньшого Мосолова за 50 рублей ассигнациями.

- 14 января 1760 год: Иван и Григорий Алексеевичи Мосоловы подали прощение в Берг-Коллегию с просьбой разрешить построить железоделательный завод в "Кусинском месте" на реке Кусе, доставшемся им после раздела имущества Мосоловых в 1759 году.

- 1768 год: Иван Алексеевич Мосолов подает вторую челобитную в Берг-Коллегию с просьбой построить железоделательный завод на реке Кусе. Промышленник Ларион Иванович Лугинин подает встречную челобитную с просьбой не строить завод на реке Кусе, так как от приобретенного им Косотурского завода расстояние было меньше пятидесяти верст и просил Берг-Коллегию принудить И. А. Мосолова продать ему "Кусинское место".

- 1770 год: Берг-Коллегия разрешила продажу "Кусинского Места" Л. И. Лугинину, он заплатил за него 1000 рублей.

 

На фронтоне дома находился фамильный герб Мосолова, который представлял собой щит, на котором изображена восьмиконечная звезда, полумесяц и меч. Над щитом дворянская корона и рыцарская рука, держащая меч. Однако этот герб не тульских Мосоловых, а Мосоловых, род которых происходит, по преданию, от выехавшего при великом князе Василии Васильевиче из Золотой Орды мурзы Ахмета, в крещении Мартемьяна. Данный герб был установлен на фронтоне дома Иван Андреевичем Мосоловым, помещиком Казанской и Тамбовской губерний, после женитьбы на Олимпиаде Ивановне Мосоловой, дочери тульского заводчика Ивана Антиповича Мосолова.

Герб рода Мосоловых

Тульские Мосоловы, после долгих ходатайств, были восстановлены в дворянском звании 31.08.1797 года. Герб их рода помещен в VII ч. Общего Гербовника (с. 127).

Дом был обнесен каменной оградой с чугунной узорчатой решёткой и с каменными башенками на углах ограды и у входных красивых литых ворот. Предположительно чугунная решетка была установлена после 1778 года, когда Буйский завод был передан Антипой Максимовичем Мосоловым своему сыну Ивану. На одном из фрагментов чугунной решетки, найденном в 2009 году во дворе дома по улице Зелёной, был обнаружен знак "J", т. е. Иван Мосолов.

В целом в композиции прослеживаются вертикальные линии, что придаёт рисунку определённую строгость в отличие от рисунка полукружия.

Ученики школы на фоне чугунной решетки

Фрагмент чугунной решетки дома Мосоловых

Дом снабжался водой из родника, расположенного в логу, так называемом Алмаке. Вода текла самотеком по деревянным, а затем по чугунным трубам и подводилась по желобам в ванную комнату и на кухню. Деревянные развалины вокруг родника можно и сейчас увидеть. Если стать напротив родника на открытом месте, где виден верхний сад, то можно увидеть, что родник находится чуть выше верхнего и тем более среднего сада. По утверждению местных жителей в верхней части сада стояла башня для воды. Фундамент этой башни можно и сейчас увидеть. Если это башня, то в неё вода уже поступала под давлением. С башни вода поступала на хозяйственные нужды.
По рассказам местных жителей вдоль современной улицы Зеленой располагалось тепличное хозяйство Мосолова, для которого требовалось огромное количество теплой воды.
Вокруг дома и в парке были разбиты цветники и аллеи, перед которыми были установлены летние беседки. Липы, посаженные вдоль аллей в верхнем саду, сохранились до сих пор.

Из средней части парка в нижнюю часть спускалась каменная лестница.

На фотографии видно место нахождения лестницы, слева от которой видна стена между средним и нижним частями парка. На краю стены, со стороны Алмака стояла сторожевая башня.

Из нижней части парка к плотине были проложены деревянные тротуары, которые были расположены вдоль берега плотины пруда и предназначались для прогулки семьи Мосолова. В пруд выдавался причал, сделанный из досок, около которого стояла искусно сделанная лодка. Посреди лодки был поставлен столик.

Лодка заводчика Мосолова

При выходе на улицу между Покровской церковью и усадьбой Мосоловых расположена небольшая площадь, предназначенная для игрищ и развлечений. В праздничные дни крестьяне развлекали семью Мосолова своими плясками и хороводами.

Площадь перед домом Мосолова

“Ещё в 1922 году, - отписался уездный исполком, - здание охранялось”, но за неимением денег, “караул был снят”, а за два последующих года “населением растащены все части, какие только можно было унести; на две трети раскрыта железная крыша, повалились стропила, накаты, и сейчас остались только стены, которые тоже начали разваливаться”. Последняя треть крыши была увезена уже с разрешения исполкома…

Так закончило своё бренное существование некогда великолепное мосоловское имение. А начиналось всё так прекрасно…

Известно, что директор уржумского краеведческого музея Е. И. Долгушин и преподаватель естествознания В. П. Спасский проводили экспедиционные выезды по уезду для обследования древних курганов и городищ, берегов семи рек района для сбора палеонтологических экспонатов; на Буйском заводе они сделали описание помещичьей усадьбы заводчика Мосолова, типичной для конца XYIII века.

Так в отчете об обследовании дома (усадьбы) «помещика Мосолова – владельца Шурминского медеплавильного и Буйского чугунолитейного заводов» имеется описание усадьбы: «Усадьба состоит из большого каменного дома, окруженного развалинами каменных стен и башен. Вокруг усадьбы раскинут парк из различных древесных пород. В начале гражданской войны были расхищены забор, окружавший парк, в доме были вынуты окна и двери. Но окончательное расхищение началось после того, как с дома была снята железная крыша. В данный момент (июль 1930 года – прим. автора) потолки на обеих этажах уже провалились. Штукатурка, паркет, барельеф, алебастровые вазы и другие украшения приведены в негодность. От дома остались только стены, сложенные из старинного тяжеловесного кирпича с крепкослежавшимся цементом. При обследовании (7-8 июля 1930 года) для музея были собраны части барельефов, образцы обоев и фамильный герб Мосолова, который находился на фронтоне дома».

Фасад дома Мосоловых в 1930-м году

В 30-х годах дом окончательно разрушили, кирпич от дома возили на строительство конефермы, но из этого ничего не получилось. Впоследствии перед бывшим фасадом дома Мосоловых было построено серое невыразительное здание Дома культуры.

Источники информации:

1. Е. И. Самарцева. О Мосоловых - владельцах Шурминского и Буйского металлургических заводов.

2. В. Ширяев. Из истории Буйского завода. "Кировская искра", № 115, 23 сентября 1999 г.

3. В. Ширяев. Из истории Буйского завода. "Кировская искра", № 102, 25 августа 2005 г.

4. “Уржумская старина”, № 1, 1991 г.

5. В. Карпов. Строили на века… “Кировская искра”

6. Из архива автора и буйской школы.

P.S.

Е. И. Долгушин руководил Уржумским музеем с 1925 года до смерти в 1932 году. Он был музейным работником с дореволюционным стажем, работал в вятском музее в 1891 – 1893 гг., еще юношей участвовал в двух экспедициях вятского зоолога В. В. Белова по изучению птиц и зверей, изготовлял чучела для музея. Был преподавателем, корреспондентом газеты«Вятская речь». Под его руководством уржумский музей работал успешно. За три года с 1925 по 1927 гг. Музей посетили 41935 человек. В Уржуме, кроме музея, имелся ряд школьных краеведческих кружков.

В. П. Спасский, преподаватель естествознания в Уржумском педагогическом техникуме
/педагогическом училище/. В 1925 –1934 гг. он писал в различных газетах и журналах – рассказы, стихи, статьи по вопросам охоты и рыболовства. В журнале «Краеведение» им была опубликована статья, рассказывающая о работе Уржумского музея. Он занимался фенологическими наблюдениями и посылал свои работы по вопросам фенологии Русскому обществу любителей мироведения, Уральскому обществу любителей естествознания и в российский Гидрологический институт.

**

Архитектурное литье из чугуна – это результат весьма трудоемкой работы целого коллектива мастеров архитектурного литья, в который входят формовщик-кусковик (формовщик литейной формы, владеющий мастерством кусковой формовки – старинным методом изготовления сложной литейной формы), мастер-литейщик, чеканщик, специалист по окраске. И, конечно же, в архитектурном литье не обойтись без скульптора-лепщика или скульптора-модельщика.

Популярность архитектурного литья обусловлено несколькими факторами, в том числе качеством, скоростью и стоимостью. С помощью технологии литья появляется возможность быстро и достаточно недорого воспроизводить различные типовые элементы.

В основном, при архитектурном литье применяется чугун, т.  к. этот материал является стойким к коррозии, достаточно прочным и удобным для производства.

Доступность чугуна позволяет изготавливать потрясающие по красоте разного рода конструкции и изделия архитектурного литья, например, мебель, инвентарь для садово-огородных работ и множество других, не менее полезных, вещей.

Архитектурные отливки имеют преимущественно большие размеры и значительную толщину стенок, кроме того, их обычно выпускают большими партиями. Это дает возможность применять машинную формовку и изготовлять специальные металлические модели. Для архитектурного литья применяются шаблонная формовка и ряд других известных способов формовки. Обработанную и хорошо очищенную от пыли отливку покрывают тонким слоем краски, в состав которой входят голландская сажа и олифа.

Ведь не далее как в середине XIX века на выставке в Париже произведения архитектурного литья, изготовленные именно из чугуна, потрясали своей грацией и, одновременно, простотой.

На формирование ассортимента влияла мода, требования рынка, возможность получения и исполнения отливок. Образцы могли быть приобретены у автора, привезены из-за границы, получены с других заводов, выполнены местным скульптором-самоучкой и т. д. Чаще всего моделями служили бронзовые изделия. Переведенные в чугун они приобретали новые качества.

Кусинское художественное литье куда менее известно широким массам, чем раскрученное каслинское, но ничуть ему не уступает. В то же время еще на дореволюционных выставках и Кусинский, и Каслинский заводы имели свои самостоятельные экспозиции. Приглашенные из Каслей опытные формовщики обучили первую группу кусинских рабочих тонкостям формовки и отделки изделий. Предметы Кусинского художественного чугунного литья поражают ощущением долголетия и прочности, если не сказать вечности, несмотря на всю хрупкость и ажурность некоторых отливок.

Кусинское художественное литье вскоре получило признание на всероссийских и международных выставках: похвальный отзыв в Копенгагене (1883), серебряная медаль в Стокгольме (1897), диплом Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896), почетный диплом в Глазго (1901), высшие награды на выставках в Милане (1906), Омске (1911).

Категория: Род Мосоловых | Добавил: Георгич (08-01-15) | Автор: Артепалихин Юрий Георгиевич
Просмотров: 1467 | Теги: Планировка, литье, чугун, архитектура, усадьба, Мосолов | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2018Яндекс.Метрика