Вторник, 19-03-24, 09.44

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [24]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [66]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [37]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [58]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [1]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Промыслы и ремёсла

Плетение из лозы

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ

 
Плетение изделий из корня, черемуховой и ивовой лозы, в Вятской губернии предположительно возник в средине XVIII столетия. В Уржумском уезде плетеночный промысел появился в 1840-х годах. В свое время этот факт обнародовал губернский кустарный техник в Уржумском уезде В.Е. Моисеев (1912 год ). Он же сообщил, что промысел этот вначале появился в селе Цепочкино. Сюда (неизвестно из какого уезда) пришел ремесленник – плетеночник, который поочередно работал у местных домохозяев. Местное население заинтересовалось этим ремеслом, благо, что материал для изделий был под рукой, черемухового и ивового прута в нашей местности было хоть «пруд пруди».
Изделия плетеночников в то время были востребованы, промысел постепенно вошел в обиход. По губернской статистике к 1878 году в Уржумском уезде, в Теребиловской и Большешурминской волостях до 12 человек выделывали плетеные кузова. Кроме того, в Теребиловской волости до 15 человек плели «рыбачьи корзины и морды».
К 1884 году по данным губернской статистики . В Уржумском уезде плетеночников (плетюшников) насчитывалось уже 46 человек, из них 35 мастеров жили и работали в Теребиловской волости.
В начале ХХ столетия плетеночное ремесло сгруппировалось, в основном, в четырех населенных пунктах. В Теребиловской волости плетением занимались в селе Цепочкино, деревне Дюково и деревне Чепаево. Четвертым пунктом, где работали плетеночники - была Шурма.
Ремесленники плели плетюшки, корзины, рыболовные снасти (морды). Изготовляли из лозы и мебель.
По статистике собранной Уржумским уездным кустарным техником В. Е. Моисеевым в уже указанных населенных пунктах, плетением занимались более 150 человек. Из них более десятка были подростками (старше 12 лет), которые плели, в основном, корзины-ручники.
Условно ремесленников плетеночников можно было разделить на две группы. Первая – плетеночники, их было порядка 100 человек. Вторая – корзиночники – их было до полусотни. Мастера корзиночники, считались более высокой квалификации.
Как и другие, плетеночное ремесло было подсобным к сельскохозяйственным занятиям населения. Крестьяне занимались им в свободное от сельхозработ время. Как правило, плетеночники работали с осени (с Покрова) до 1 мая.
Те из крестьян, в хозяйстве которых было достаточное количество молодых подростков («лишних работников»), занимались плетением и в летнее время.
Отдельных помещений для занятия ремеслом у плетеночников не было. Зимой мастера работали в избах, а летом - «на воле» (на улице возле дома). Наемных работников мастера, как правило, не имени. Помогали старшим плетеночникам их сыновья мальчики-подростки, которые готовили материал для работы. Женщины в этом ремесле заняты не были.
Инструмент ремесленника – плетеночника был простым: дубовая колотушка, нож, топор и кочедык. У корзиночников набор инструментов был шире.
Оковка, обивка и отделка плетеночниками своих изделий не производилась. Эти виды работ выполняли мастера, работающие в пригородах Уржума. Хотя некоторые плетеночники и предварительно вели предпродажную доработку изделий – красили плетюшки сажей, разведенной на масле.
Материал для производства изделий заготавливали в определенные сроки. Ивовую лозу рубили весной (в мае). Черемуховый прут заготавливали с 15 сентября по 15 ноября.
Заготовкой пруда занимались, в основном, подростки из семей плетеночников. Черемуховый, заранее заготовленный прут продавался в Уржуме. В основном его заготавливали марийцы, которые продавали его по 80 копеек (в зависимости от качества цена доходила до 1 рубля 20 копеек) за тысячу штук. Иногда торговали прутом, заготовленным в Козмодемьянской даче – по 3 рубля за кубическую сажень.
Самым распространенным сырьем был ивовый прут, который заготавливался на пойменных покосах, самими кустарями. Причем самым лучшим, сырьем считалась ива зеленая, так как была более мягкой и гибкой. Неплохим прутом считалось сырье из ивы красной («чернотал»). Более жесткой была лоза из ивы малахитовой и ивы талой.
Для укрепления и развития плетеночного промысла, Уржумское уездное земство в 1898 году открыло в селе Цепочкино корзиночную мастерскую. Она здесь работала до 1903 года. Затем мастерская была перебазирована в село Шурму. В Шурме мастерская также действовала 5 лет, до 1908 года.
Ремесло развивалось, постепенно стали появляться мастера, которые изготовляли плетеную мебель, оплетали тарантасы (экипажи).
После 1917 года, в 1920-е годы ремесло стало затухать. Здесь сказались события революции, голодные 1920-е годы. Во время НЭПа с появлением кустарных мастерских, ремесло попытались подчинить коллективизации. При артели «Труд инвалидов», которая работала в Уржуме в 1930-е годы, появилась мастерская корзиноплетения, но она первые годы бездействовала.
Если еще в 1939 году корзиноплетение в артели было неосвоенным производством, из-за отсутствия помещения и мастера, то уже в 1940 году мастерская начала работать.
В годы войны в артели «Труд инвалидов» продолжала работать мастерская корзиноплетения, в которой работали 4 человека. Мастерская работала на собственном сырье. Продукция сбывалась через магазин артели. В 1941 году руководством артели были разработаны мероприятия по активизации работы этой мастерской, чтобы повысить выход продукции и расширить производство, было решено наладить заготовку прута, с тем расчетом, чтобы весенняя заготовка обеспечила работу мастерской до сентября. Осенняя заготовка должны обеспечить работу мастерской на весь год . Кстати, тогда же было решено изменить и технологию производства корзин. Если раньше корзины изготовлялись одним мастером, то сейчас предлагалось разделить производство на отдельные операции. Для этого планировалось направить мастера корзиночной мастерской в Зуевскую артель для обучения.
Ассортимент изделий был небольшой. Главный вид продукции – корзины багажные . Но изготовлялись также корзины бельевые, корзины ручные, корзины детские (тележка) .
Естественно, что в это же время работали и ремесленники в деревнях, обслуживая потребности населения в корзинах и других плетеных изделиях.
Но так как постепенно промышленное производство необходимых для быта предметов стало вытеснять спрос на продукцию корзиночников, ремесло стало затухать.
В разные годы были попытки возобновить работу мастерских по плетению из лозы. В 1960-е годы в Уржуме при городской тюрьме работала небольшая мастерская по изготовлению стульев из лозы. Мастер Петр Федорович Винокуров, руководил работой заключенных, занимающихся изготовлением стульев из лозы, обучал их ремесле. Многое делал для обеспечения работы мастерской завхоз Н. А. Гоголев. Заключенные под конвоем, ходили на заготовку прута, помогали им вольнонаемные, обслуживающие тюрьму. Стулья делали на продажу. Продавали в Уржуме, возили и в Аркуль.
Спрос на плетеные изделия в то время был. Торговали корзинами и мытками на рынке и базарах. При необходимости заказывали мастерам и более сложные изделия. Большие овощные корзины для предприятий общественного питания, например.
Уржумское отделение областного объединения «Умелец» было организовано в 1978 году, работало оно до 1996 года. Инициатором организации работы «Умельца» в Уржуме был Николай Григорьевич Градобоев. Человек любознательный, дотошный, в мелочах постигавший азы заинтересовавшего его ремесла, он объехал весь район, знакомясь с мастерами-ремесленниками разных направлений.
Одна из задач – найти местных мастеров лозоплетения, которые бы могли изготавливать мебель из лозы. Побывал Н. Г Градобоев в деревне Дюково. Известно, что именно здесь в свое время было немало хороших мастеров корзинщиков. Встретился он с одним из мастеров-корзинщиков Ямщиковым, он уже тогда был пожилым (в конце 1970-х). Мебелью, к сожалению здесь никто не занимался, плели в основном корзинки.
Стал искать мастеров плетеночников в городе, в других населенных пунктах. Услышал, что один мастеров, в свое время занимавшийся плетением из лозы в Дубровке, сейчас живет в Аркуле, съездил к нему. Он сообщил, что плетением мебели уже не занимается, но сказал, что видел в деревне Марчата, плетеное кресло. Поехал в деревню Марчата. Нашел там это кресло. Оно оказалось старым, сфотографировал его. Кстати, именно этот образец, впоследствии, дал возможность повторить технологию устройства нижней части изделия, креплением толстыми стеблями лозы. Этот элемент повторил впоследствии мастер Б. П. Селюнин.
Узнал Н.Г. Градобоев, что в Татарстане в Ципье есть производственный цех, который занимается плетением мебели, в Балтасях мебель плели на Кородуванской фабрике, были мастера и в Марийской Республике в Мари-Билямори.
Надо сказать, что Ципья заготавливала прут на реке Вятке от Шурмы до Цепочкина. Позднее уржумский «Умелец» даже как-то давал им трактор для вывозки из Цепочкино, заготовленного прута.
Побывал Градобоев везде, посмотрел на организацию производства, ознакомился с технологией. Но, пожалуй, главным толчком для открытия мастерской в Уржуме, послужили контакты с мастером из Нагорского района Клавдием Максимовичем Торкуновым. Несколько раз бывал Градобоев у него, наблюдал за работой, постигал азы лозоплетения. Ну а потом направил к нему на учебу Михаила Алексеевича Бушкова. Бушков раньше работал столяром в ДОКе, технологию дерева знал хорошо. Обучившись у мастера, Михаил Алексеевич, вернулся в Уржум. Вот тогда-то, в зиму 1979-1980 года и начали плести мебель в уржумском «Умельце». Здание тогда было одно на улице Володарского, там и работали. Бушков работал недолго – лет пять. Ушел работать на стройку.
А к слову сказать, тогда, в первой половине 1980-х в Кировской области известными мастерами плетения мебели из лозы были двое К. М. Торкунов из Нагорского района и наш уржумский М.А. Бушков.
К тому времени уже работали несколько мастеров лозоплетения, среди них был и Александр Викторович Мальцев. Его-то снова несколько раз возил Градобоев к К. М. Торкунову в Нагорский район. Надо сказать, что Клавдий Максимович Торкунов бывал в Уржуме, заходил в «Умелец». Кстати образцы его изделий были под руками уржумских мастеров. Здесь в Уржуме жил его брат. Как-то нагорский мастер даже, посмотрев на нашу лозу, заготовил для работы партию прута. Сырье уржумцы увезли ему в Нагорский район.
Мастерская по плетению мебели из лозы работала, изделия – столы, стулья, кресла раскупались. Возили в Киров, продавали на месте в Уржуме.
Мастера менялись, увольнялись, приходили новые. В разное время работали на лозоплетении Сычев, Юркин, Бочкарев, Кряжевских и другие. Многие из тех, кто работал в мастерской, и сейчас живут в Уржуме. Навыки ремесла у них сохранились. В одно время работал на лозоплетении Николай Федорович Куклин. Он, также поднаторев в мастерстве, ушел из «Умельца», устроился охранником, но плетение мебели продолжал уже как частник.
Работа по возрождению промысла – лозоплетения мебели, была интересной. Н. Г. Градобоев считает, что сам во первых узнал очень многое. Раньше плетеночники работали не только с ивовой лозой. В Лопьяльской стороне иву иногда заменял черемуховый прут. А как-то на глаза Николая Григорьевича попался плетеный детский стульчик из жимолости. «Экземпляр был уникальный, я больше таких и не видел. Мне даже захотелось снять с него копию. Попытался, сплел из ивовой лозы» - рассказывает Градобоев. А вообще жимолость материал прочный, зря его недооценивают в ремесле лозоплетения.
Не только материал, но и сама технология лозоплетения была тоже интересна. К примеру, мастер К. М. Торкунов из Нагорска, распаривал ивовый прут перед началом работы в русской печи. Н. Г. Градобоев наблюдал эту процедуру. Только, только начнет прут пощелкивать, как бы пузырьки лопаются, тут Торкунов его и достает, и сразу кору снимает. Потом изделия из этого прута приобретают золотистый оттенок.
Другое интересное наблюдение касается технологии работы. То старинное кресло из Марчат, было изготовлено из цельного очищенного прута. Причем спинка кресла не была украшена ничем. Нагорский же мастер, спинки стульев и кресел украшал вставками и тонкого плетения с отверстиями на плоскости в виде «шайбочек», для этого он шинил прут. То есть изделия его включали элементы плетения из шинок (полосок расщепленного и очищенного от сердцевины прута). Эту технологию и стали внедрять в Уржуме.
К слову сказать, ремесло лозоплетения прижилось в Уржуме. На протяжении всего периода работы объединения «Умелец» (1978-1995) мастера совершенствуя технологию, укрепляя материальную базу, работали – плели мебель. В конце 1980-х начале 1990-х годов плетением мебели занимались Б.Г. Сбоев, Б.П. Селюнин, сын Н. Г. Градобоева – Сергей. К тому времени направление работы «Умельца» - лозоплетение было оборудовано необходимыми инструментами, шаблонами.
Борис Павлович Селюнин свои изделия плел оригинально. За основу несущей конструкции столиков из лозы он взял тот старинный образец кресла и Марчат. Пожалуй, больше никто из местных мастеров не повторил этого.
Позднее лозоплетение было одним из направлений работы уржумского Дома ремесел (1992-2001).
Сейчас мастера работают самостоятельно. Сами ищут заказчика, сами заготавливают материал. Работают в этом ремесле единицы и то непостоянно.
Один из современных мастеров плетения мебели из лозы Сергей Юрьевич Кононов – он молод, живет в селе Буйском. Учиться плетению начал еще до службы в армии. Ремесло перенимал у мастера из республики Марий Эл Сергея Григорьевича Ремезова. Сегодня в своей мастерской плетет молодой мастер из лозы кресла-качалки, диваны, столы, табуреты. Работает под заказ. Изделия его пользуются спросом, приобретаются в Уржум, Киров.
Работает мастер круглый год. Основной материал для работы лоза, которую мастер заготавливает весной. Кроме лозы для отдельных элементов мебели использует липовую доску. Набор инструментов традиционный – кочедык, нож, резаки, стамески, сверла. Многие орудия труда изготовил сам.
Особенностью технологии плетения мебели С. Ю. Кононова является то, что работает он с цельным прутом, очищенным из коры. В отличии от уржумских мастеров он не расщепляет прут на шинки. Изделия С. Ю. Конова имеют светлую окраску, за счет того, что изготовлены из очищенного цельного прута кажутся объемными.
 
В. А. Ветлужских, г. Уржум
2012 г.

Категория: Промыслы и ремёсла | Добавил: Георгич (01-01-13)
Просмотров: 6889 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024