Четверг, 19-10-17, 21.09

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [30]
Здравоохранение [19]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [61]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [32]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [42]
Образование [26]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [4]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [7]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [34]
Совхоз "Буйский" [9]
Спецслужбы [2]
Топонимика. Ономастика [6]
Транспорт и дороги [1]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Образование

АРТЕПАЛИХИН Георгий Алексеевич

Вспомним всех поимённо

Артепалихин Георгий Алексеевич

(1918-1988)

Артепалихин Георгий Алексеевич директор Буйской школы (1956-1966)

Артепалихин Георгий Алексеевич родился в 1918 г. в д. Конинцы Омутнинского района Кировской области, в семье крестьянина. В семье было восемь детей.

В 9 лет окончил начальную школу, после окончания которой уехал из деревни и поступил в фабрично-заводскую семилетку (ФЗС) г. Омутнинска, где кроме общего образования, получил знакомство с трудовыми приёмами и процессами.

В 13 лет Георгий Алексеевич окончил ФЗС и поступил в Омутнинский педагогический техникум (педучилище), который окончил в 1937 году. В педагогическом училище был комсоргом своей группы.

После окончания Омутнинского педучилища был направлен учителем физики и математики в Зюздинский (Афанасьевский) район Кировской области. В эти годы одновременно работал председателем сельского комитета работников начальных и средних школ Езжинского куста.

В 1939 году был призван в армию и по 1940 г. являлся курсантом полковой школы 365 стрелкового полка 119 стрелковой дивизии 52 стрелкового корпуса Сибирского Военного округа с дислокацией в г. Красноярске.

29 ноября 1939 года началась Советско-Финская война, а 1-го января 1940 года 119 дивизия получила приказ о следовании на Советско-Финский фронт, где пробыла до 17 марта 1940 года. Дивизия располагалась в районе Кирконоки по побережью Ладожского озера.

После возвращения с Советско-Финской войны в г. Красноярск Георгий Алексеевич был помощником командира пулемётного взвода 365 стрелкового полка.

Для усовершенствования командного состава Георгий Алексеевич был направлен в 1-е Томское артиллерийское училище, которое было кадровым, считалось элитарным. Томское артиллерийское училище произвело 54 выпуска. На фронт отправлено более 4000 офицеров. Тысячи выпускников награждены боевыми орденами и медалями. На стенах поверженного рейхстага есть одна выразительная надпись: “Знайте сибиряков, мы из ТАУ - Томского артиллерийского училища”.

На фото: Артепалихин Георгий Алексеевич, курсант 1-го Томского артиллерийского училища (1941 г.)

После окончания 1-го ТАУ был направлен в 5-ю отдельную бригаду моряков Приморской Оперативной Группы Ленинградского фронта, где ослабленные соединения 8-ой армии были отрезаны от основных сил фронта и образовался Приморский плацдарм, или, как его называли за малые размеры, Ораниенбаумский «пятачок». Он занимал полосу земли, протянувшуюся вдоль берега Финского залива на 65 км – от Петергофа на востоке до р. Воронки на западе, где и находилась 5-я бригада моряков.

На карте показано место, где находилась 5-я отдельная бригада моряков Приморской Оперативной Группы Ленинградского фронта.

В течение 1941-1943 годов войска, находящиеся на плацдарме отвлекали от Ленинграда до 50 тысяч солдат и офицеров немецкой армии.

После октября 1941 в районе Ораниенбаума наступило "позиционное затишье". Численность Приморской Оперативной Группы Ленфронта в январе 1942 составляла 19 тысяч бойцов и командиров (включая части береговой обороны и тыловые части). Немцы держали на этом участке фронта три-четыре дивизии.

В конце октября 1941 советское командование приняло решение эвакуировать основные силы 8-й армии из района Ораниенбаума.

В районе Ораниенбаума оставили 48-ю стрелковую дивизию, 2-ю и 5-ю бригады морской пехоты, а также артиллерию береговой обороны. Из них 2 ноября 1941 создали ПОГ – Приморскую Оперативную Группу Ленинградского фронта и для их усиления из Ленинграда, Кронштадта и с островов Финского залива в Ораниенбаум морем переправили около 14 тысяч бойцов и командиров. В основном их зачисляли в морскую пехоту, без различия – служили они раньше на флоте или нет.

Осенью 1943 в район Ораниенбаума по морю была переброшена 2-я Ударная армия, и в январе 1944 этот район действительно стал плацдармом для удара шести дивизий по немцам. Удар завершился успехом – Ораниенбаумский котел был деблокирован.

В 1942 г. Георгий Алексеевич был принят в члены ВКП(б) политотделом 71-й отдельной морской стрелковой бригады (ОМСБ) Ленинградского фронта.

С 1942 по 1946 гг. Артепалихин Георгий Алексеевич - командир миномётного взвода, заместитель командира батареи, командир батареи отдельного миномётного дивизиона 5-й отдельной бригады моряков Приморской Оперативной Группы, начальник штаба дивизиона 10 гвардейской армии Ленинградского военного округа.

На фото: Артепалихин Георгий Алексеевич четвёртый слева в последнем ряду

Великую Отечественную войну закончил на острове Даго Эстонской ССР. Остров Хийумаа (Даго) входит в состав Моонзундского архипелага. Бои на острове Даго проходили в 1941 (Моонзундская оборонительная операция, 6 сентября - 22 октября) и 1944 (Моонзундская десантная операция, 27 сентября - 24 ноября) годах.

Георгий Алексеевич демобилизован из армии в июне 1946 г. в звании капитана.

Награждён орденом “Отечественной войны” 2-й степени за бои в районе Нарвы, медалями “За оборону Ленинграда”, “За победу над Германией” После войны был получен второй орден “Отечественной войны”.

После демобилизации работал преподавателем военной физподготовки Омутнинского металлургического ремесленного училища, заведующим Гниловской начальной школой, директором Гниловской сельской школы, одновременно преподавал историю и учился заочно, а затем и очно на историческом факультете Омутнинского Государственного Учительского института и окончил его в 1951 г.

После окончания Омутнинского Государственного Учительского института работает преподавателем истории и конституции 5-7 классов Лазаревской семилетней школы Шурминского района Кировской области, одновременно является секретарём первичной партийной организации этой школы.

С 1952 г. преподаватель истории в Петровской средней школе, а с 1955 г. преподаватель истории в Лопьяльской средней школе Уржумского района Кировской области. Одновременно с преподавательской работой учился заочно в Кировском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, который окончил в 1956 году и с 1956 г. по 1966 г. являлся директором Буйской средней школы Уржумского района Кировской области.

В это время начал активно развиваться спорт: гимнастика, волейбол, баскетбол, шахматы, лыжи, лёгкая атлетика. В этом огромная заслуга учителя физкультуры Соболева Дея Георгиевича, ветерана отечественной войны.

Показательные выступления по художественной гимнастике

Учитывая, что учащиеся школы учились в две смены и не было настоящего спортивного зала, было принято решение о пристрое к “Белой школе” дополнительного корпуса с учебными классами на втором этаже и спортивным залом на первом. Сказано-сделано и работа закипела. Трудились все и школьники и учителя. Активно помогал буйский совхоз.

Строительство спортзала

Параллельно выравнивалась спортивная площадка, на которой были места для прыжков в длину и высоту, баскетбольная площадка, беговая дорожка по стадиону, стометровка и т. д.

Георгий Алексеевич выступает перед учащимися 1 сентября на спортивной площадке

Было трудно, но построили, и сейчас мы видим нашу школу в таком виде.

Современная Белая школа

А шахматы – это была страсть Георгия Алексеевича, поэтому и проводились в школе соревнования по шахматам и ездили играть на районные соревнования. Приглашали в школу лучших шахматистов из Уржума, которые со школьниками играли не один на один, а на многих досках сразу с группой школьников. Увлекательное зрелище.

Перворазрядник из Уржума играет с Буйскими школьниками, а директор школы болеет за своих ребят

Сам Георгий Алексеевич не боялся играть и с перворазрядниками по шахматам и с кандидатами в мастера спорта.

Судья Буйского района Федюняев и директор школы Артепалихин Г. А. выясняют кто сильнее – суд или школа

Ну, а баскетбол в школе привила приехавшая в Буйское молодая врач Коскина (Чувашова) Галина Васильевна, которая ранее играла в баскетбольной команде мединститута.

Построенную новую спортивную площадку первым освоил ветеран войны участник Сталинградской битвы учитель труда Бутов Пётр Фёдорович.

Знаменитый показательный прыжок в длину Бутова П. Ф.

Учитывая военный опыт Георгия Алексеевича и Петра Фёдоровича, около Красной школы был построен тир для стрельбы из малокалиберной винтовки, который возглавил Пётр Фёдорович.

Артепалихин Георгий Алексеевич и Бутов Пётр Фёдорович проверяют первые стрельбы в новом тире

Бутов Пётр Фёдорович за разборкой стрельб

Сельская школа неразрывно связана с жизнью села и его жителей. Многие проблемы села традиционно решались с привлечением школьников. Старшеклассники, а часто и учащиеся среднего звена, привлекались в летнее время на сельхозработы. Именно здесь ребята получали своё первое трудовое крещение, зарабатывали свой первый трудовой рубль. Для многих из них именно эти моменты стали отправной точкой в трудовой биографии.

В 1958-65 гг. в учебный план школы было введено производственное обучение, предполагавшее овладение каждым учащимся определённой профессией. Но для этого требовались оборудованные помещения и квалифицированные грамотные учителя по трудовому обучению. Поиск помещения, приобретение оборудования ложились на плечи директора школы Георгия Алексеевича, а уж обустройство внутри, профессиональное обучение и поиск несложных заказов ложились на плечи мастера производственного обучения Бутова П. Ф.

И мастерские были построены.

Учебные мастерские рядом с почтой

Работа в школьных мастерских

Однако трудовое обучение не сводилось только к работе в мастерских, где получали знания, умения и навыки, связанные с обработкой металла, дерева, с основами электротехники, металловедения, графической грамотой. Для получения профессии, которая могла пригодиться учащимся после окончания школы директор школы и руководство Буйского совхоза определили по каким специальностям лучше обучать учащихся школы и чтобы эти специальности были востребованы в совхозе. Были выбраны профессии тракторист-машинист, шофер, оператор машинного доения.

А для всего этого необходимо было снова искать подходящие помещения и учебное оборудование к ним. В Белой школе в подвальном помещении были оборудованы два класса: для обучения трактористов и шоферов, которые затем переехали в деревянное здание около Красной школы. И здесь на выручку опять пришло руководство совхоза. Были поставлены детали тракторов и машин, а двигатели были распилены для того, чтобы можно было видеть их устройство наяву. В этом здании в одной половине размещались трактористы и шофера, а в другой – операторы машинного доения. Высокие знания техники показал учитель машиноведения Пестов, который так преподавал предметы, что ни один учащийся не подвёл его при сдаче экзаменов по специальности. Все школьники проходили производственную практику в совхозных мастерских и на животноводческих фермах.

Школьники в составе ученической бригады стали получать хорошую практическую подготовку.

Был создан совет ученической бригады. Так сформировалась система профессионального обучения и воспитания, которая действует до сих пор.

Изначально производственная бригада Буйской средней школы была создана с целью углублённой практической подготовки учащихся к профессиональной деятельности и привития им навыков самостоятельного труда. Но со временем важное значение получил и экономический фактор. Прибыль от реализации излишек продукции шла на нужды школы. Для этого около Белой школы была построена столовая, которая обеспечила учащихся горячим питанием. А около Красной школы, между лиственницами, была построена кроликоферма, где за кроликами ухаживали школьники.

Школьная столовая

На пришкольном участке при Красной школе учащиеся изучают влияние различных агротехнических приёмов на урожайность овощных и садовых культур, дополнительно была построена отапливаемая теплица, а для выращивания помидор и огурцов нашлось место и для нескольких парников.

Пришкольный участок с теплицей

Здесь приведён тот минимум работ, которыми приходилось заниматься директору Буйской средней школы Артепалихину Георгию Алексеевичу.

После отъезда Артепалихина Георгия Алексеевича в 1966 году из Буйского на Урал он работал до самой пенсии сначала заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а затем и директором в одной из средних школ Челябинской области.

Артепалихин Георгий Алексеевич умер в 1988 г. и был похоронен в г. Екатеринбурге.

На фото: Артепалихин Георгий Алексеевич

Категория: Образование | Добавил: Георгич (07-05-16)
Просмотров: 875 | Теги: директор, школа | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2017Яндекс.Метрика