|
Сырнева Светлана Анатольевна
Светлана Сырнева родилась в 1957 году в деревне Русско-Тимкино Уржумского района Кировской области. После окончания Кировского государственного педагогического института работала учительницей русского языка и литературы, корреспондентом, а затем редактором уржумской районной газеты, корреспондентом кировских областных газет. Сейчас она руководитель пресс-службы администрации города Кирова. Сырнева — автор книг «Ночной грузовик» (1989), «Сто стихотворений» (1994), «Страна равнин» (1998), «Сорок стихотворений» (2004), романа в стихах «Глаголев» (1997). Она лауреат Всероссийской литературной премии «Традиция» (1996), Малой литературной премии России (1997), Всероссийской литературной Пушкинской премии «Капитанская дочка» (2002). Из детских воспоминаний Светланы, когда мама София Сырнева водила её из Лебедёвского в Буйское:
Помню: осень стоит неминучая, восемь лет мне, и за руку — мама: «Наша Родина — самая лучшая и богатая самая».
В пеших далях — деревья корявые, дождь то в щеку, то в спину, и в мои сапожонки дырявые заливается глина.
Образ детства навеки — как мы входим в село на болоте. Вот и церковь c разрушенным верхом, вся в грачином помете.
Я росла в небольшой вятской деревне и стихи писала с раннего детства. Шила в мешке не утаишь, и уже в начальной школе я выступала со своими виршами на сцене. В третьем классе поехала в большое соседнее село на смотр художественной самодеятельности. Была зима, мороз. Нас, участников концерта, везли на открытых тракторных санях по бездорожью, и поэтому все мы были в валенках. В этих валенках я и вылезла на сцену. Директор школы отчитал мою маму: «У вас талантливый ребёнок, а вы даже туфли ей купить не догадались». Мама вспоминает, что после этого разговора она всю дорогу от школы до дома плакала. Жили мы бедно, и туфли купить было не на что, да и никто из деревенских детей тогда в туфлях не ходил. У родителей и так было полно забот, а тут ещё одна: талантливый ребёнок.
О поэзии Сырневой
Давным-давно сказано: «Печаль мира поручена стихам». Молитва, песня и поэзия – свидетельство подлинности мира и человека. В полноте, глубине и многоликости смыслов, сопряженных с местом и временем. Даже если время называется историей. Стихотворения Светланы Сырневой это и природа, и человек с его чувственным и разумным отношением к ней. В них таинственная многоликость и власть ритма. Несколько строчек Александра Блока здесь весьма уместны: «Только наличностью пути определяется внутренний „такт" писателя, его ритм. Всего опасней – утрата этого ритма. Неустанное напряжение внутреннего слуха, прислушивание как бы к отдаленной музыке есть непременное условие писательского бытия. <…> Раз ритм налицо, значит творчество художника есть отзвук целого оркестра, то есть – отзвук души народной». Слова великого поэта родственны тому, что сочинила Светлана Сырнева. Кстати, творец нашего светского Евангелия подписывал свои письма – «сочинитель Пушкин». В её мимолетной словесной улыбке бездна откровения. Стихи Сырневой по праву принадлежат к высшему, что создано в наше время. Сочинения Сырневой поражают изобразительной мощью, стихией, трудно согласуемой с женственным и женским. Сырнева обладает редкой способностью расковывать косность слов и образов. Знаменательно, что в век судорожной пародийности, вороватой способности жить за счет другого, она ищет не разрешение загадок, а согласие с запечатленным смыслом; неважно как он назван: природой, историей, красотой, истиной, душой, духом и прочими, по выражению Набокова, «озаренными неясностями». Мне пришлось участвовать вместе с Юрием Кузнецовым в вечере памяти Некрасова в Центральном Доме Работников Искусств. Прекрасный русский поэт Юрий Кузнецов, выступая, назвал четыре женских имени, равновеликих судьбе русской поэзии. Среди них и Сырневу. В гулкой тишине он бесстрастно прочитал ее стихотворение «Прописи». Во времена тщеславий, безграничной власти чернил, презентаций и графомании, власти «центона» и дерзости шестидесятилетних постмодернистов, чтение «Прописей» было встречено восторженно. Стихи Сырневой нежны и текучи, с ними хорошо. Они думают сами о нас. Когда-нибудь филологи и литературоведы опишут особенности художественного мира Светланы Сырневой, сегодня же можно признать, что ее стихи обладают чертами истинного и прекрасного. Оценивая поэтический дар Светланы Сырневой, приведу суждение Георгия Адамовича о Марине Цветаевой (1928 год): «Есть в каждом ее стихотворении единое цельное ощущение мира т. е. врожденное сознание, что все в мире – политика, любовь, религия, поэзия, история – решительно все составляет один клубок Касаясь одной какой-либо темы, Цветаева всегда касается всей жизни». Такова и Сырнева. Читатель это поймет и оценит.
Владимир Павлович СМИРНОВ профессор, заведующий кафедрой русской литературы XX века Литературного института (г. Москва), член правления Союза писателей России
Источник:
| |