Восьмой десяток живут на свете Валентин Григорьевич и Анастасия Павловна Карповы. Но всё ещё находят, чему можно удивиться, даже на собственном огороде.
Пошёл Валентин Григорьевич прополоть грядки - и наткнулся среди овощей на увесистую каменюку. По виду не то камень, не то сильно обгоревший металл. Не метеорит ли уж?
Вот он, неожиданно тяжёлый (по объёму) кусок породы. Шершавый, пористый, с чёрными прожилками на изломе. Это, конечно, кусок крицы попал в мазарский огород.
Полторы сотни лет тому назад был закрыт завод Мосоловых в Буйском. Не то болотная руда закончилась, не то после отмены крепостного права дело не пошло. Впрочем, в последние десятилетия своего существования завод был передельным (выковывали сталь из готового привозного чугуна), так что крица ещё древнее.
Смешали бурый болотный железняк и берёзовый уголь в домне, поработали мехами - и достали вот такую пористую массу. Потом кузнецы молотами на наковальнях производили второй передел - получали из смеси железа с углеродом чугун либо сталь. В Мазарах, верно, уже тогда была кузня. Кусок крицы потеряли по дороге. Теперь он «всплыл» (во влажных почвах бывает такой эффект выталкивания предметов). Но даже ветераны не узнали крицу: когда супруги Карповы появились на белый свет, чугун, полосовая сталь и прокат давно уже выходили из ворот современных заводов, первенцев советских пятилеток, а не из полукустарных предприятий мосоловского типа. Вот такой артефакт оказался приветом через два века от буйских заводчиков.
А. Иконников.
Фото С. Коростелёва.
Источник: "Кировская искра", №147 от 10 декабря 2013