По Вятке - с «ВК». Тихий маленький Уржум как центр русской культуры
Каждую из частей которого (этого здания) венчают аттик и парапеты, а проемы четырех входов по уличному фасаду оформлены луковичными арками, стены декорированы пилястрами. Продолжая экскурсию, покажут усадьбу богатого лесопромышленника С.И. Стародубцева, затейливо украшенную воротами с аркой и балконом с цветником. И дом для кинематографа “Фурор”, долго не менявший своего предназначения, и здание Благородного собрания, тоже зело украшенное, не оставят без внимания. Здесь дома называют не по номерам, а по фамилиям прежних владельцев или тех, на чьи средства их строили, - преимущественно лесопромышленников, хлеботорговцев, заводчиков: Лохтина, Бушкова, Щелчкова, Горбунова, Девяткина, Татаурова, Шамова, Двинянинова. “Здесь были торговые лавки купцов Пинаева, Рукавишникова, Семахина, Сверчина”, - скажут вам о перестроенном в 1924 году под театр оригинальном здании трехчастного членения...
Пора златого детства
Здесь так душевно поют сложенную жительницей села Русский Турек Т.М. Крупиной оду Уржуму, что легко запоминающимся словам припева:
Городок провинциальный,
Тихий маленький Уржум -
охотно подпевают приехавшие из Кирова на важное мероприятие, посвященное провинции как центру русской культуры, доценты и профессора, кандидаты философских наук и доктора наук педагогических, библиотекари, журналисты и художники.
Здесь руководитель музея Уржумской гимназии Е.Ф. Никулина возрождает традиции театрального искусства, которыми в начале ХХ века был славен этот маленький тихий старинный городок, настроенный судьбой на неспешный ритм патриархальной жизни, но всё чаще называемый южной столицей Вятки. И в стихах педагога, написанных специально к этому мероприятию, так много сказано об особенном провинциальном укладе, в котором ощущаются “обещанные воля и покой, потерянные в суете столицы”...
Впрочем, что это я, уж не саму ли поэзию собрался пересказывать, вспоминая, как вдохновенно читал эти стихи в прологе “круглого стола”, устроенного в районной библиотеке, восьмиклассник Руслан Байназаров. Победитель муниципального этапа всероссийского конкурса “Живая классика- 2013”, и на конкурсе “Театральная весна-2014” среди детских и юношеских коллективов отмеченный в номинации “Лучшая мужская роль”, он искренне проживал написанные от первого лица строки:
“Провинция”, - читаю в словаре.
Давать побеги жизни, государству
Истоки силы, корни власти, царства
Переплелись в разбуженной душе.
И наши души будил уже этот насыщенный, наполненный высоким смыслом поэтический слог. Пусть мы еще не поднимались на здешнюю Отрясовскую гору, с которой открывается такой потрясающий, возвышающий душу вид на Уржум и его окрестности. Пусть только с ротонды разбитого вокруг Свято-Троицкого собора парка видели дорогу на эту знаменитую уржумскую возвышенность. Но нам и сидящим в зале уржумцам благодаря стихам открывалось:
На сотни верст простор, как океан
Сердечных мук и тысячи лишений,
Леса сомнений, бурелом волнений
И одиночества предгрозовой туман...
Говорят: начало - половина дела. А этот поэтический пролог к мероприятию, названному “Провинция как центр русской культуры” создавал необходимую душевную атмосферу открытости и многое объяснял, как провинция может стать центром. Тем более что:
Здесь простенькое гению сродни,
А сложность оскорбительна и бренна.
Здесь человек - часть мира и Вселенной,
Затерянный в общественной тени.
А я еще гадал по дороге сюда, отчего экспромты, так легко складывавшиеся в прежние приезды, на этот раз “не шли” в предчувствии Уржума. Какие экспромты, когда
Уткнувшись в вековые словари,
Перебирая времени наследство,
здесь уже резюмируют:
Провинция - пора
златого детства,
Взрастившая
Отечества умы.
Как не вспомнить тут о великом русском поэте Николае Заболоцком, пора золотого детства которого с провинциальным Уржумом и была связана: он учился в здешнем реальном училище. А наш уважаемый чтец разве не пример того, как буквально на глазах ветеранов библиотечного дела, к которым относится его бабушка Валентина Алексеевна Дрянкова, подрастает новое поколение уржумской интеллигенции. Человек разносторонне увлекающийся, Руслан Байназаров читает исторические романы и фантастику Рея Брэдбери, занимается театром и карате, участвует в гимназической акции “Помоги президенту !” и конкурсе исследовательских работ “Воспитываем таланты - 2014 год”, а еще он работал над созданием рекомендательного плана чтения “Книги страны детства”.
Культура слова, культура поступка
О чтении на встрече “Провинция как центр русской культуры” в Уржумской районной библиотеке говорили много. Потому что какая культура, тем более русская, без чтения. И заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы ВятГГУ доктор педагогических наук, профессор Елена Олеговна Галицких рассказывала об удивительном читательском проекте “Заветное”, в рамках которого своими мыслями о прожитом и пережитом делились с читателями ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев, писатель Виктор Петрович Астафьев, композитор Георгий Васильевич Свиридов, давая возможность ощутить диалог поколений, понять, что это не просто художественные тексты, но записки выдающихся людей о смысле жизни, о значении воспитания и самовоспитания.
Кстати, “записки” - очень важное слово. Потому что следующая книга, о которой говорила Елена Олеговна, называется “Записки сельского учителя”.
- Это книга о русской литературе, написал ее простой сельский учитель из Нижегородской области Лобастов. Да так написал, что оторваться от нее невозможно. Потому что это живые размышления, живое знание человека о том, как собирание себя, своего мировоззрения необходимо для понимания жизни.
И о слове говорила Елена Олеговна, убеждая собравшихся в читальном зале районной библиотеки в том, что не только каждый учитель-словесник, но и каждый человек способен воплощать культуру воспитания через культуру своего слова. И вспоминала, как на уроке в продвинутом лицее учительница подошла к чересчур сосредоточенной маленькой ученице и сказала: “Ну что, воробушек, я готова тебе помочь. Как бы я была рада, если бы ты пошалила немного, побегала на переменке”.
- Одно удивительно слово, а как оно согрело сердце ребенка. В таких словах, как “воробушек”, “голубушка”, “радость моя”, и проявляется тихая людская доброта, без которой не решаются вопросы о смысле жизни, о выборе жизненных ценностей, определяющих потом наш жизненный путь. И какое страшное слово - “училка”, как оно разрушает миссию учителя.
Снова и снова напоминая о книгах как педагогических ресурсах по изысканию слова, которым можно спасти, называла роман Захара Прилепина “Обитель”, признанный лучшим на недавней выставке-ярмарке “Национальная книга”. Говорила о книгах для детей и взрослых нашей землячки Ирины Краевой “Колямба, внук Одежды Петровны”, “Баба Яга пишет”. Приглашала на юбилей кировской писательницы Елены Наумовой в Герценку, где ожидалось много прозы и стихов. И сама читала стихи. Наизусть:
Нас всех друг другу посылает Бог.
На горе иль на радость - неизвестно,
Пока не проживем цикличный срок,
Пока мы не ответим свой урок
И не сдадим экзамен жизни честно.
Мы все друг другу до смерти нужны,
Хоть не всегда полезность очевидна.
Не так уж наши должности важны,
И не всегда друг к другу мы нежны,
Бывает и досадно, и обидно.
Истории звучали, одна поучительнее другой. О том, как в одной японской газете появилось объявление с шокирующим текстом: “Продаются родители...” Много шума наделало это объявление, его обсуждали дома и на улице, словно сенсацию. А выкупить стариков и окружить их заботой решилась только одна молодая семья, которая недавно похоронила своих погибших в аварии родителей. Молодые набрали нужную сумму, пришли по указанному в газете адресу, но, увидев роскошную, утопающую в цветах виллу, подумали, что произошла ошибка. “Вы не ошиблись», - открывая двери, сказал им приятный пожилой господин. С приятной улыбкой объяснил, что у них с женой нет детей и, давая такое объявление в газету, они надеялись обрести их, не без основании полагая, что откликнуться на подобное объявление могут только достойные люди...
И о том, как в Кировской областной библиотеке для детей и юношества имени А.С. Грина игрался спектакль, в котором могли участвовать все, рассказала Е.О. Галицких. “Любишь ли ты читать?” называлась эта постановка, и, по замыслу режиссера, те, кто любит читать, должны были сесть справа, а те, кто не любит, - слева. Елена Олеговна в какой-то момент поняла, что справа расположилась только она. Правда, через некоторое время место рядом с ней заняла маленькая девочка. “Ты тоже любишь читать?” - поинтересовалась Елена Олеговна. “Нет, - честно призналась девочка, - не люблю. Но я хочу вас поддержать, помочь вам...”
А на белом экране, установленном в читальном зале Уржумской центральной районной библиотеки имени Н.А. Заболоцкого, вслед за портретом президента В.В. Путина высвечивались рубрики этой увлекательной, поучительной и душеполезной беседы об учениках и учителях, о детях и родителях, о том, что приехали мы сюда не для того, чтобы учить, а для того, чтобы самим поучиться открытости у жителей тихого маленького города, которых язык не повернется назвать провинциалами. А рубрики были такими: “Культура слова”, “Культура поступка”, “Культура мечты”, “Культура события”. И я поймал себя на мысли, что в любой другой аудитории, в любое другое время, может быть, и другие люди охотнее бы говорили о свободе - слова, мечты, событий, поступков. Но какая свобода без культуры, какие слова, мечты и события без нее - объединяющей, укрепляющей, помогающей понимать, почему нельзя ругать Родину, обижать ее непониманием в не самые простые для нее времена.
Мы все немножко подпираем небосвод
Снова всплывало слово “записки”. Теперь уже в связи с альманахом “Герценка”, в котором есть всё объясняющий подзаголовок - “Вятские записки”. Рассказывая об этом издании, ставшем голосом провинциальной Вятки, в унисон с которым звучат и другие голоса самобытной вятской культуры, директор областной научной библиотеки имени А.И. Герцена Надежда Павловна Гурьянова поведала и о том, как однажды в библиотеке появился посланник из Федеральной антимонопольной службы и попросил найти для своего руководителя, уроженца Уржумского района, альманах “Уржумская старина”.
- Мы сделали электронную версию этого популярного в России издания и переслали тому человеку, - говорила Н.П. Гурьянова, передавая в дар Уржумской районной библиотеке диск с текстом “Уржумской старины”. Потому что всякое в жизни бывает, вдруг и здесь случится так, что не окажется на книжных полках ни одного бумажного экземпляра, а электронная версия всегда под рукой. И опять многое объясняло прочитанное наизусть Е.О. Галицких стихотворение:
Нас манит даль непройденных дорог,
А друг в дороге - радость и подмога.
И не сочтем высокопарным слог:
Нас всех друг другу посылает Бог!
И слава Богу, нас у Бога много.
А мне на той встрече вдруг вспомнились стихи и судьба Алексея Решетова, пермского поэта, который всю жизнь работал на калийной шахте, но писал удивительно лиричные, духовно наполненные и емкие строки. Про памятник ему в родном городке Березники вспомнил, про портрет, который висит в Доме пермских писателей на Сибирской улице, прямо над кабинетом, в котором он работал литконсультантом, не забыл упомянуть. А прочитал наизусть только:
Любимая, стой! Не клянись, всё равно
Кому-то из нас надоест постоянство.
Но ты меня бросишь, как камень на дно,
А я тебя брошу, как птицу в пространство, -
пошутив некстати: “Вот такая провинциальная любовь”. А мог бы и должен, наверное, припомнить другие стихи поэта из русской приуральской провинции. Вот, например, в одном из таких стихотворений он так пишет о небе, которое опирается “на дымок от русской печки, на три кедра возле речки”, что дух захватывает от широты его мысли, необъятности чувства, глубинной простоты:
Нет конца и края небу,
Нет конца, но до клочка
Эта синь над морем хлеба,
Над пиликаньем сверчка,
Над пробитой в травах стежкой,
Над прищуром добрых вод
Нам близка: мы все немножко
Подпираем небосвод.
Мог бы... Но как-то неплавно перешел к своим, еще не впитавшим всю бездонность уржумского неба, которого и с Отрясовской горы не коснешься, не то что с Теребиловской.
А потом заслушался, как художник Татьяна Дедова, рассказывая о набитом доверху старинными журналами “Родина” и “Нива” сундуке, на котором она спала в детстве в комнате, где стены были оклеены такими же старинными газетами, подводила к разговору о том, что любовь к истории, к старине начинается с наших бабушек.
- Меня бабушка водила в церковь на исповедь. Но учительница сказала :”Бога нет”, и крест с меня сняли. И стала я считать, что бабушка не права, она мне врет, обманывает. Но другая бабушка стояла на коленях перед образами и говорила: “Учи “Отче наш”. А я думаю: “Не буду я молитвы учить. Бога нет”. И вот однажды была гроза, и влетела в форточку шаровая молния. А я сидела на сундуке и видела, как плыл этот огненный шарик, переливаясь и сияя, над бабушкой и вдруг будто кто его в радиорозетку затянул. И раздался взрыв, и всех оглушило. А я, сидя на сундуке, думала: “Наверное, Бог есть. Потому что он бабушку не убил и меня жить оставил. Значит, надо радоваться жизни и молиться Богу, как бабушка говорила...»
И говорили наши библиотекари, поглядывая на Руслана Байназарова: “Как на бабушку Валентину Алексеевну похож...” И признавали: “Уржум, как никакой вятский город, сумел сохранить себя”. Понимая, что центром русской культуры просто так не становятся. Неслучайно, начиная и завершая в Уржумской районной библиотеке разговор о провинции как центре русской культуры, доцент кафедры философии Вятского социально-экономического института, кандидат философских наук Н.И. Злыгостева говорила:
- Такие города, как Уржум, не просто сохраняют традиции русской культуры. Они, по существу, являются культурным кодом нации, тем нравственным стержнем, на котором держится всё, и не только в культуре. И в этом смысле провинция - понятие не географическое, а культурологическое и государственное. Иные европейские центры куда более провинциальны, особенно сейчас. Там всё ровно, приглаженно, примитивно, одинаково. А Россия в нравственном, культурном отношении не равнинна...
“Здесь вам не равнина, здесь климат иной”, - вдруг вспоминаешь, стоя в солнечный погожий осенний день на вершине Отрясовской горы, с высоты которой открывается потрясающий вид на Уржум и его окрестности. И, кажется, понимаешь, отчего так ясна и прозрачна душа этого города. И наконец прорывается:
Вновь отрекусь от городского шума,
Ведь понимает даже суета:
Душа провинциального Уржума
Пронзительна, возвышенна, чиста.
Николай ПЕРЕСТОРОНИН, "Вятский край"
Источник: "Вятский край", №140 от 17.10.2014 |