ПУСТЬ НЕ РВЕТСЯ НИТЬ ПАМЯТИ
Снова мы приходим в нашу Буйскую сельскую библиотеку, наш теплый дом. Нынче он стал теплым в буквальном смысле слова – провели газовое отопление.
Как всегда приветливо встречают нас библиотекари З.М. Сгибнева и Л.И. Коростелева. 1 февраля наш клуб «Встреча» собрался в очередной раз. Руководители продумали тему для обсуждения, подобрали разнообразный материал. Сегодня это стихи, посвященные памяти исчезнувших деревень. Мы вспоминали свою малую родину, деревни и починки, в которых прошли наше детство и юность и которые существуют теперь только в нашей памяти.
М.И. Ефремова рассказала о своем починке. Его, как и все другие, основали рабочие чугунно-литейного завода Мосолова. После закрытия завода каждая семья получила от казны бесплатный земельный надел. Вновь возникший поселок назвали починок Покровский.
Очень красивый зеленый починок был. Позади домов садили картошку, овощи выращивали перед домом, поближе к воде. В овраге били ключи, образуя речку с очень вкусной прозрачной студеной водой. Люди работали в колхозе, дома держали коров, овец, птицу, некоторые имели пчелиные семьи. Работы хватало, но были еще в починке мастера-пимокаты, которые катали отличные валенки для семьи, по заказу и на продажу. Кто-то мастерил серпы, хлеба-то вручную убирали. Зимой по вечерам полпочинка собирались в доме отца Марии Ивановны. Женщины пряли, вязали, у мужчин своя работа конскую сбрую починить, обувь, валенки подшить. Ну а летом раздолье для молодежи, собирались у околицы, пели под гармошку, плясали.
…Девчата были – что огонь!
Коль праздник – на три круга
Плясали. Запоет гармонь –
Гуляла вся округа!
Э. Кулаков.
Многие наши починковские стали медработниками, учителями, военными. Но особая наша гордость – заслуженный работник сельского хозяйства Александр Васильевич Потапов и вся его семейная династия хлеборобов.
– А у нас гармошки не было, с балалайкой гуляли, - вспоминает Е.И. Огородова. Деревню Самоделкино предки по горе выстроили, колодцев мало было, воду в бочках возили из-под горы.- На речке Мазарке мельницу поставили, пруд свой был, в нем и сейчас голавли плавают, - добавляет А.М. Архипова. Лапти плели в деревне на продажу, да и ребятишки их за пару дней «до веревок снашивали». В колхозе сеяли зерновые, скот был, внизу у воды овощи садили, особенно много капусты. Запомнилась эта капуста нашим рассказчицам, потому что будили их летом рано-ранехонько, чтобы капусту от вредителей золой обсыпать. И другую работу делали: пололи, поливали, лен дергали. Деревня разрасталась, отделились два выселка Андреевский и Невский, часть семей переехала в Марий Эл, там и сейчас деревня Самоделкино есть. А на месте нашей – весной черемуха да сирень цветут, напоминая, что жили тут люди.
О починке Рассановский рассказала З.А. Пуртова. Рассановский и Алексеевский были по соседству, слыли они починками зажиточными, люди в них жили трудолюбивые, дружные. Рассказчица вспоминала каким праздником был приход в дома электричества. На лугу между починками накрыли столы. Жителям было велено оставить в домах лампочки включенными. И вот заработал генератор, ярко осветились окна в домах. Люди кричали: «Ура», обнимались, плакали. Колхоз «Светлый путь» славился своими урожаями, гордился быстрыми конями, поголовьем свиней. Свинарки А. Ветлужских и М. Меркулова возили своих питомцев в Москву на ВДНХ. А позднее А.Г. Котельникова уже в укрупненном совхозе «Буйский» получила за свой труд звание Героя Социалистического труда.
Дошкольное детство И.Д. Кареевой прошло в деревне Пижмарь. Ей запомнилось как гуляла молодежь на вечорках. Они не только пели да плясали, было много хороводных песен: «Посеяли огурчики», «Береза», игровых «А мы просо сеяли». А вот мата не было, девчата сторонились тех, кто сквернословит, предупреждали: «Не ходи с ним, он матершинник». Отца И.Д. Кареевой направили работать в Сюксинскую школу. И там жизнь кипела. А теперь…
«В глухомань обратились жилые места
Огонек человеческой жизни угас
И сама по себе, для себя – красота,
Нет в округе ничьих очарованных глаз»
(М. Чебышева).
К.Д. Заболотских не смогла в этот раз быть с нами, но она прислала написанную ею историю починка Тарасовский. Она рассказывала о труде и отдыхе, буднях и праздниках когда-то большого, более 70 дворов, починка. В деревне и зимой женщинам не до отдыха было. Лен вырастят – не налюбуются, когда он цветет, недаром песен много сложено. А потом начинается работа. Солому надо высушить, измять, потом его треплют, чешут. Из полученной кудели нитки прядут разной толщины. Это зависит от назначения: на одежду, полотенца и т.д. Часть ниток окрашивалась. В домах устанавливали стан, на котором ткали. Белые новины потом расстилали на снег отбеливать под ярким мартовским солнцем, а ткань в цветную клетку или полоску использовали для шитья одежды. Ушли из жизни мастерицы деревенские, забывается их ремесло, исчезают деревни.
«Сколько лет прошло с того времени,
Но душа моя там – в лугах».
Многое рассказали, многое вспомнили. И слезы на глаза набегали, и посмеялись. Беседа наша получилась, как яркая скатерть домотканая. Основу ее вели наши ведущие, а мы раскрасили ее своими воспоминаниями. Побывали в детстве – юности, а там, говорят, и солнце ярче светит, и трава зеленее. Но это шутка, а по правде очень хочется, чтобы не рвалась нить памяти, чтобы хранили люди традиции украшали и берегли свои деревни и села.
Л. Опалева.
с. Буйское.
Источник: “Кировская искра”, №41 от 04 апреля 2013 |