Киров умел находить контакты с учеными, интеллигенцией. Ведь старая интеллигенция в начале тридцатых все еще весьма настороженно относилась к партработникам. А Киров все равно был популярен в этой среде. Почему?
Прежде всего, он никогда не навязывал ученым свое мнение. В 1934 году Академия наук СССР находилась в Ленинграде. Когда состоялось награждение группы академиков орденом Ленина, то именно Кирову поручили предоставить список для награждения. Киров же не стал этот вопрос рассматривать в обкоме, а обратился в Академию наук, он попросил их самим решать, кого они считают нужным представить к наградам. Тогда орден Ленина получили академики А.П.Карпинский, А.Н.Крылов, Н.Я.Марр, А.К.Борисяк, А.Е.Ферсман.
Для Кирова в общении с инженерно-технической и творческой интеллигенцией не имела решающего значения их партийность. Прежде всего, он ценил талант, знание. Именно поэтому ученые, писатели, художники, артисты, были сравнительно частыми гостями его смольного кабинета. Беспартийные академики приглашались на партийные активы, конференции. Они были там не просто почетными гостями, они выступали вносили предложения, отстаивали наиболее сложные, приоритетные в то время направления советской науки.
Кировская душевность, тактичность, искреннее желание вникнуть и помочь развитию науки, решению конкретного дела весьма располагали к нему ученых.
«Кирова, - отмечал академик А.А.Чернышев, - отличала удивительная ясность ума, умение «на лету» схватывать существо дела, быстрая реакция на новизну в научно-технических проблемах»
С помощью С.М.Кирова в Ленинграде создавался Институт химической физики.
«У нового научного учреждения, - писал академик Н.Н.Семенов,- не было помещения, не хватало оборудования. Институтом заинтересовался С.М.Киров. Он приехал к нам, провел в институте несколько часов, внимательно осмотрел лаборатории… Вскоре он вызвал меня в Смольный и сам предложил конкретный план быстрого развертывания деятельности института. Своим сотрудникам он поручил помочь институту в осуществлении этого плана»
Еще один пример бережного отношения Кирова к технической интеллигенции. Волховский алюминиевый комбинат - новостройка первой пятилетки. Вот-вот будет его пуск, а идет сплошной брак. Начали некоторые поговаривать: «Вредительство», «Вредители». Киров мудро посоветовал не торопиться с выводами, а создать бригаду из ученых и специалистов – практикантов для изучения сложившегося положения. В результате были обнаружены нарушения в технологическом процессе производства алюминия. Волховский алюминиевый комбинат был пущен несколько позднее, но зато алюминий пошел хорошего качества.
Благодаря заступничеству Кирова была сохранена жизнь и возможность заниматься научной деятельностью целой плеяде будущих советских академиков.
Безусловно, нельзя судить прошлое мерками наших сегодняшних представлений, забывая, что события уникальны. Но уроки извлекать из нашего исторического опыта мы просто обязаны.
Взаимоотношения среди писателей в те годы тоже складывались не просто. Одни перед другими старались показать свои преимущества, хлопотали о том, чтобы именно их произведениям предоставляли «зеленую улицу» для печати, переиздания, тиражирования.
И все в те времена обращались со своими амбициями, претензиями и обидами в обком, к Кирову. Сколько же нужно было такта в таких условиях партийному руководителю в отношениях с деятелями культуры.
Писатель М. Чумандрин в своих воспоминаниях отмечал, что Киров очень много читал и хорошо знал не только классическую русскую и иностранную литературу, но и современную. Однако конкретные оценки старался высказывать очень осторожно, тактично, понимая, что слово партийного руководителя слишком много значит.
И все-таки каждый раз, когда к нему обращались лично и жалобы доходили до него, Сергей Миронович пытался чем-то помочь людям.
Совершенно недавно было найдено письмо к Кирову, которое публикуется впервые:
«Глубокоуважаемый Сергей Миронович, только что получила от Вас три письма в Москву и вашу записку ко мне. Не могу выразить Вам мою горячую признательность за ваше отношение ко мне и моему сыну. Бывают в жизни минуты, когда словами не выразить чувств, которые наполняют душу! Прошу Вас принять от меня в знак моего глубокого уважения и признательности мои воспоминания о брате. Давно хотела прислать вам их, но не решалась обращать ваше внимание на эту уже известную вам книгу. Только дополнение в этом издании – мои пометки об интимных письмах Лейтенанта Шмидта. Уважая Вас. Анна Избаш. 7-е января 1925 год. Баку»
27 марта мы будем отмечать 128-ю годовщину со дня рождения нашего знаменитого земляка. Имя Кирова известно не только в нашей стране, но и за рубежом, это был замечательная, яркая личность. Пусть память о нем не исчезнет никогда! Мы гордимся им!
Материал подготовили сотрудники музея С.М.Кирова
Источник: "Кировская искра", №38 от 27 марта 2014 |