ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
Казаков Д.
Уржум православный: храмы и люди. – Набережные Челны:ВАМиК,2012.
Электронное издание, посвященное истории и развитию православия в Уржумском районе Кировской области (в прошлом - Уржумский уезд Вятской губернии).
Для тех, кто интересуется историей родного края и религии, а также генеалогическими исследованиями.
© Казаков Д., 2012
© "ВАМиК”,2012
Да ведают потомки православные
Земли родной минувшую судьбу…
А.С. Пушкин
От автора
Книга, которую, вы держите в руках или читаете на экране компьютера, посвящена храмам Уржумского района Кировской области, православным традициям, людям, составлявшим когда-то славу Уржумского православия.
Первые храмы на Уржумской земле появились сразу же после присоединения ее территории к Российскому государству в XVI столетии. Были то небольшие неказистые крепостные церкви, в которых первые русские люди, пришедшие на эту землю, молились Богу и совершали необходимые требы и таинства. К началу XX века на территории Уржумского уезда насчитывалось уже более 50 храмов, из них непосредственно на территории Уржумского района – более 20, в каменном и деревянном исполнении. При большинстве приходов было множество часовен, также в каменном и деревянном исполнении, зачастую тоже очень древних, как в Рождественском, Цепочкино, на Белой Речке. Любопытно, что свое великолепное внешнее и внутреннее убранство каменные церкви начали приобретать только с конца XVIII века. До этого они имели довольно бедный вид, стоявшие без живописи, без побелки, с деревянными крышами, с отдельно стоявшими колокольнями…. Масштабные иконописные работы в Уржумских храмах начинаются только с конца XIX века. Многие церкви Уржумского района до сих пор остаются шедевром архитектурно искусства – Свято-Троицкий собор в г. Уржуме, храмы в Петровском, Рождественском, Байсе, Шурме. И не удивительно, ведь на Уржумской земле когда-то творили такие мастера архитектуры как Дружинин, Чарушин, Росляков. К сожалению, многие храмы, особенно деревянные, безвозвратно исчезли в советское время. Некоторые из них стояли в Уржумском районе еще в 1980-е годы, но неумолимо время….
Еще А.С.Пушкин в свое время сказал, что каждая церковь это музей, картинная галерея и концертный зал одновременно. С полным правом эти слова можно было бы применить к каждой церкви Уржумского района начала XX века. Каждый храм, городской ли, сельский ли, блистал великолепной настенной росписью, золотом сосудов, огромным богатством библиотек; при некоторых храмах хранилось до тысячи томов различной литературы. Зачастую не одно столетие поколениями священнослужителей содержались уникальные древние раритеты – книги, рукописи, сосуды, иконы, иногда с памятными надписями, которые могли бы занять почетное место в любом музее. Увы вместо этого они были безжалостно разворованы в советское время. При всех храмах тщательно сохранялись приходские метрические и исповедные книги, в которых была зафиксирована вся жизнь с прихода, велись ежегодно клировые ведомости и описи имущества, благодаря которым мы теперь можем знать какие сокровища хранились когда-то в храмах Уржумского уезда и кто в них служил.
К началу XX столетия Уржумская земля имела уже многовековые православные традиции, которые вели свое начало с глубокой старины. В некоторых приходах и в граде Уржуме бытовали крестные хода, приуроченные к различным празднествам. С XVII в. Уржумскую землю посещал Понизовый крестный ход из губернской Вятки, старавшийся обойти большинство православных приходов, особенно в южной части уезда, где жило много язычников-марийцев.
Большую роль в жизни Уржума и уезда играли священнослужители, которых к 1917 г. насчитывалось более 100 человек, - окормляли духовно, занимались просветительской и миссионерской деятельностью, иногда и исследовательской работой; например священники Лаврентий Бехтерев и Феодор Тихвинский оставили после себя интересные работы по миссиологии. В каждом учебном заведении, независимо светском или церковном, была должность законоучителя – преподавателя Закона Божьего. Учитывая то, что до 1917 г. Православная церковь была частью государственного аппарата Российской империи, служителям Церкви приходилось заниматься и светскими функциями – например, вести метрические книги и исповедные росписи, в которые заносились сведения о каждом прихожанине. Многие священнослужители были любимы своими прихожанами безмерно, поскольку те отдавали им частицу своей души, несли в народную массу свет добра, культуры, просвещения, учили жить по заповедям евангельским, делали немало добрых дел для своих духовных чад. Часто Уржумскую землю посещал такой высокий гость, как Епископ Вятский и Слободской. Несмотря на огромное расстояние от губернской Вятки, почти каждый храм между 1901 и 1917 годом Владыка успел посетить несколько раз; например церковь с. Байсы до революции 1917 г. он посетил три раза.
После 1917 г. пришли совсем иные времена – репрессии духовенства и верующих, закрытия храмов на волне огульного атеизма. Множество священнослужителей Уржумской земли и уезда было сослано в лагеря или расстреляно. Многие не смогли уже вернуться из сталинских лагерей, попав в нечеловеческие условия жизни. Первые аресты и расстрелы духовенства пришлись на 1918 г., сразу после подавления т.н. Степановского мятежа, в разгар «красного террора», и продолжались с большими перерывами до конца 1940-х годов, когда по новому закону вновь стали арестовывать вышедшие из мест заключения «врагов народа»; сосланные на вечное поселение, они были освобождены только после смерти Сталина. Все духовные лица были арестованы безвинно; в вину им приписывали антисоветскую агитацию, агитацию против колхозного строительства, нелегальные собрания; священник с. Лебяжья Петр Марамзин был аре-стован за то, что «радовался убийству Кирова». Иногда поводом для ареста служили сплетни и доносы. Если при обыске у духовенства находили патроны, оружие, бланки госучреждений, шрифты, это считалось признаком антисоветской деятельности или участием в антисоветских организациях, и за это давали тюремный срок. Иногда поначалу незначительное обвинение чересчур ретивые чекисты раскручивали до огромного дела с целым перечнем нелепых обвинений, и часто измученный священник, доведенный до предела морально и физически, признавал себя виновным во всем.
В начале 1920-х годов на Уржумское Православие пришлась еще одна напасть – обновленческий раскол, разделивший верующих на две враждебные стороны. Это было страшное и странное время, когда верующие писали доносы друг на друга, боролись за церковные здания, будучи марионетками в руках властей, иногда независимо от своего желания помогая им в репрессиях духовенства и в закрытиях храмах. Свидетельства этого времени в виде судебно-следственных дел в большинстве своем сохранились в архивах города Кирова.
Параллельно с борьбой между группами верующих и репрессиями шли закрытия храмов. Начавшись с первых лет советской власти, они достигли апогея во второй половине 1930-х годов. Антирелигиозная пропаганда, осуществляемая кое-как Союзом воинствующих безбожников, не имела успеха, и власти большую ставку сделали на силовые и нечестные методы, не гнушаясь никакими способами. Как была закрыта каждая церковь, описано на страницах данной книги. Если еще в конце 1930-х годов православная жизнь в Уржумском районе била ключом, то уже в начале 1940-х годов в Уржумском районе были закрыты последние храмы: Казанская в Уржуме в 1940-м и в с. Рождественском в 1941 г. Последняя была закрыта незадолго до начала войны. Запрещались все православные традиции, даже держать и иконы и церковные книги в доме было страшно – за это можно было получить 5 лет лагерей. Запрещалось детям посещение церкви. Иногда бывало такое, что прямо во время занятий учитель срывал с ученика крестик и ставил его «на вид»; часто верующего ученика «пропесочивали» через карикатуры в стенгазете.
Однако благодаря неустанной борьбе верующих за свои закрытые святыни, уже с тех же 1940-х годов началось открытие церквей. В 1942 г. открывается первой Александро-Невская церковь в с. Шурма. В последующие годы открываются храмы в Уржуме, Байсе, Рождественском, Решетниках. Открывшиеся церкви работали до начала 1960-х годов, несмотря на вновь усиливающееся противоборство власти. Это был как бы небольшой церковный «ренессанс». В Уржумских храмах служили такие замечательные пастыри, как о. Симеон Гарькавцев, Анатолий Малиновский, Петр Марамзин, Николай Курочкин и др.
Увы, недолог был этот миг «церковного возрождения». В начале 1960-х годов властями вновь закрываются три церкви из пяти. И вновь власти не гнушаются никакими методами, хотя и на смену физическому насилию пришли административные меры. Подобным образом была закрыта церковь в с. Решетниках, когда священник о. Илия Силичев был обвинен в нелегальном крещении детей на дому; и хотя он и даже местный сельсовет отрицали это, нашлись «свидетели». После этого о. Илия вынужден был покинуть приход, а церковь была закрыта.
До 1990-х годов остаются только храмы в Уржуме и Рождественском. В эти нелегкие годы Уржумское благочиние, в которое теперь вошло несколько районов с единичными действующими церквями, возглавляет талантливый священник о. Симеон Гарькавцев, которого очень почитали православные уржумцы. Только с конца 1980-х годов в новых условиях началось возрождение православия на Уржумской земле благодаря трем благочинным – о. Александру Звереву, Анатолию Калинину и Андрею Лебедеву. О периоде трудного возрождения лучше всего расскажет сам о. Андрей Лебедев во вступительном слове к этой книге.
Первая книга «Уржум Православный: храмы и люди» вышла в свет в 2008 году на средства Уржумского благочиния, изданная в типографии г. Нолинска. На книжной ярмарке вятских книжных новинок за 2008 г. книга была оценена «как интересная, но бедно изданная». Данное издание является вторым, качественно лучшим по сравнению с первым в плане содержания. Были исправлены ошибки, допущенные в первом издании, добавлены новые и современные фотографии, новые статьи по данной теме; в тоже время автор убрал вступительную вводную статью по истории Уржумского благочиния и списки священнослужителей Уржумского района с 1901 по 1990-е гг., сократив число их фотографий, поскольку это уже входит в формат рукописей других книг (по истории Уржумского православия и мартиролог всех священнослужителей Уржумского уезда), которые в скором времени появятся в продаже в виде электронных книг. В данном издании из биографической части оставлена только глава по священникам-уроженцам Уржумского района, которая была дополнена новыми именами и фотографиями. Материал по храмам района оставлен в практически неизменном виде, поскольку с самого начала здесь был подан исчерпывающий материал, и, следовательно, данное второе издание является последним. Дополнения если и будут, то довольно незначительные для того, чтобы переделывать формат книги. Скорее всего они войдут в формат других книг по данной теме. В целом, надеюсь, читатель останется доволен новым изданием. Пожелания и материалы для дополнения можно отправлять мне на мой электронный адрес: shura79-1979@mail.ru или на мой сайт «Уржумский уезд: православное прошлое» (http://urzhum-uezd.ortox.ru).
С уважением, Дмитрий Казаков.
P.S. Полностью электронный вариант книги можно заказать у автора. |