А в родимом краю и березки другие…
(Возрождение и гибель деревни Сюкся)
Малая Родина
А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России
Может каждый по сердцу найти уголок.
Может, где-то, в лесу, в чистом поле, быть может,
Может, у океана, на дикой скале
Человек своей жизни фундамент заложит
И свой выстроит дом, лучший дом на земле.
И введет в дом жену, без хозяйки он пуст,
И ребенок родится, как положено, в срок,
На большой своей Родине, с именем Русь,
Назовет малой Родиной, тот уголок.
Николай Турченков
Большая и малая Родина. Практически все россияне считают, что человек должен знать, откуда он родом. Страна большая, и, чувствуя свою причастность к большой стране, человек чувствует и потребность в своей маленькой Родине, к тому месту, где он родился, где его окружают родные и близкие люди. И поэтому ощущение огромной страны живет в нас параллельно с привязанностью к маленькой родине. Каждый из нас должен понять, что любой человек, независимо от возраста, – часть своего народа. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что всё взаимосвязано.
Мы живём на своей малой родине, такой близкой, которую можно понять всей душой, телом и сердцем. Можно её не только видеть глазами, но и услышать плеск волн, шорох камыша, песни птиц, шелест деревьев. Можно войти в неё, красавицу природу, потрогать руками, поцеловать, как красивую девушку, насладиться её красотой. Это и есть самое простое человеческое счастье.
Существенной составляющей отношений между человеком и его Родиной является чувство патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, любовь к тем местам, людям, которые в какой-то степени одинаково с нами мыслят, чувствуют.
А что же означает слово «патриот»? За разъяснением мы обратились к этимологическому словарю М. Фасмера и узнали, что слово «патриот» [4] впервые было использовано Петром I и означало «сын Отечества» или «земляк».
В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова [3] «патриот» - человек, преданный своему народу, любящий своё Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».
В толковом словаре В. И. Даля [1] записано: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». Мы поняли, что патриот должен обладать такими качествами, как любовь и служение родине. А ещё он должен быть знатоком истории своей Родины. Нельзя утверждать, что любишь Родину, не любя свой край, свою деревню. Именно с малого начинается большое.
А знаем ли мы историю своей малой Родины – места, где мы родились, росли, где живём, где жили наши родители, дедушки и бабушки? Можем ли мы, дети XXI века, назвать себя патриотами? Наверно, да, если мы будем изучать и знать историю своего края. В наших силах, пока ещё не поздно, найти очевидцев событий, происходивших в нашем крае, узнать как можно больше о тех, кто подарил нам жизнь, – наших предках. История чем-то напоминает огромное дерево. Прошлое, подобно мощным корням, уходит вглубь веков, как в толщу земли, и питает сегодняшний день опытом всех минувших поколений.
Мы убеждены в том, что:
- Человек, не знающий истории своей Родины, не может называться патриотом;
- Чтобы любить свою Родину и знать её историю, мы должны любить свою малую родину и знать её историю;
- Нельзя прерывать связь поколений. Знания и умения должны передаваться из поколения в поколение.
Из уроков истории и литературы мы знаем, как много страданий, много горя и бед выпало на долю России и её народа в ушедшем XX веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. В России изменился строй в результате Великой Социалистической революции, знаменательные вехи в истории страны: НЭП, индустриализация, коллективизация. Неизгладимый след в памяти народа оставили гражданская и Великая Отечественная войны, послевоенные лихолетья и распад Советского Союза. Но вспоминая ушедший век, мы понимаем, что нам есть чем гордиться. Великая Победа в 1941 – 1945 годах – наша. Первый шаг человека в космос – наш. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма!…
Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Населённые пункты, что существуют сегодня в нашем Уржумском районе - лишь незначительная часть от тех, что некогда были. Десятки деревень, починков сняты с регистрации после того, как покинул их последний житель. А ведь веками жили, пускай даже в самых малых деревнях, люди. Радовались и огорчались, занимались трудом повседневным. С названиями исчезнувших деревень мы смогли познакомиться на карте Уржумского уезда за 1910 год. [1]
Социологический опрос, проведённый среди жителей села Буйского, показал уровень осведомлённости жителей о наличии в окрестностях села в разное время количества населённых пунктов.
В анкету входили следующие вопросы:
- Знаете ли вы о том, что в 60 – 90 годах на территории Буйского сельского совета деревень было больше, чем сейчас?
- Назовите их, если знаете.
- Откуда вы об этом знаете? (читали, слышали, вам рассказывали, вы сами там жили).
- Что вы о них можете рассказать? (Много ли проживало народа? Сколько дворов? Чем славилась эта деревня? Кем славилась? Долго ли она существовала?)
- Как вы думаете, почему сейчас эти деревни не существуют? Нужны ли они были?
На первый вопрос почти все анкетируемые ответили, что знают. Многие вспомнили названия исчезнувших деревень: Невский, Таловка, Самоделки, Пинженерь, Сюкся, Ташкем, Просвирята, Пакшай, Покровский, починок Петров, д. Победа и др. Респонденты молодого поколения ответили, что об этих деревнях они слышали от родителей и на уроках краеведения в школе. Люди среднего возраста – там жили их родственники. Пожилые - в них жили. Точного количества дворов не назвал никто. А вот о своих земляках люди помнят.
Основной причиной исчезновения деревень местные жители считают отсутствие работы, закрытие школы, магазина, тягу молодёжи к благам цивилизации, политику государства по укрупнению сельхозпредприятий. Все респонденты едины во мнении, что деревни были нужны, так как в них жили люди со своими традициями, укладом жизни. Они любили свою родину и мечтали о счастливом будущем, связывали его именно с тем местом, где они родились, росли, где всё знакомо и любимо сердцу. Как мы и предполагали, учащиеся нашей школы мало знают об исчезнувших деревнях. С каждым годом восстанавливать информацию об этих деревнях становится всё сложнее и сложнее, так как прямые свидетели умирают, а в музеях и архивах информации на эту тему почти нет.
Города, посёлки и деревни, как и люди, имеют свою судьбу.
Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Как, когда и почему появилась деревня? Кто построил первый дом на берегу? Почему её не стало? Как история страны отразилась на судьбе деревни?
На эти и другие вопросы мы и попытаемся ответить в нашей исследовательской работе:
Цель настоящей исследовательской работы – восстановление памяти об исчезнувшей деревне, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили, чему радовались и огорчались их жители, а также попытка показать историю малой деревни в истории страны.
Объект исследования – история Отечества. В ходе анкетирования выяснилось, что многие жители села Буйского были выходцами из деревни Сюкся. Поэтому об истории этой деревни мы и хотим узнать как можно больше.
Предмет исследования – история и судьба исчезнувшей деревни Сюкся.
Методы исследования – анкетирование, интервью, фотосъёмка, работа с научной литературой, музейными и архивными документами.
Гипотеза – если мы не будем изучать историю своей малой Родины, то утратится связь поколений, начнётся процесс духовного обнищания нации.
2. Образование деревни
Велика Россия, широки её просторы, но для каждого из нас нет ничего роднее малой Родины, где мы родились. Наши предки любовно, со знанием дела выбирали места своего поселения. Потому маленькие деревеньки стояли на красивых, защищённых от холодных ветров местах. Каждое название из несуществующих ныне населённых пунктов звучит, словно народная музыка, указывает на особые приметы тех мест, где стояла деревенька. Сколько с ними связано было судеб крестьян, сколько радости и забот! Они вычеркнуты из списка живых. Одной из таких деревень и была деревня Сюкся.
Жители деревни Нижняя Сюкся
Сюкся – марийское название, которое переводится с финно-угорского языка от слова «вода», «залив». Деревень, в название которых входил топоним «Сюкся», было несколько. В данной работе мы поведём о них рассказ, как о едином целом.
Возникли они в 1830 году и входили в состав Покровско-Мазарского района Уржумского уезда. Из «Материалов по статистике Вятской губернии» за 1898 год [20] мы узнали, что они имели названия:
д. Верхняя Сюкся - Поличи;
д. Нижняя Сюкся - Пауты;
д. Ташкем - п. Большие Тошкемы;
д. Верхняя Сюкся - Аленур.
Расположены они компактно. Несколько близ лежащих деревень сливались в одну, разделяясь логом. Здесь же бил «кипун» (бьющий из-под земли родник), недалеко протекали речки Аленурка, Чикулайка и Буй.
В большинстве дома в деревнях были деревянные. В верхнем конце жили русские, а в нижнем – русские и мари вместе. Имелась водяная мельница, пожарная каланча, кузница, где подковывали лошадей со всей округи. Пахотные земли, главным образом, суглинистые, расчищенные из-под ели и пихты. При обработке земли употреблялись как двухлемешная, так и однолемешная сохи. Бороны по преимуществу были железные. [20]
Жители деревень занимались земледелием, выращивали рожь, ячмень, пшеницу. Ходили на охоту, рыбалку, добывали пушнину, мясо, лес, занимались сбором ягод и грибов. Излишки вывозились на ярмарку в город Уржум. [2]
Крестьяне носили одежду из домотканой холстины, лапти с онучами.
Чтобы представить себе крестьянский быт того времени, мы побывали в районном краеведческом музее, с целью посмотреть на деревенскую избу начала XX века с утварью и орудиями труда. [4]
3. Периоды развития деревни
Коллективизация
Время шло. Ни одно важное событие в жизни страны не обходило эти места стороной. Жизнь людей в этих далёких деревнях непрерывно переплеталась с судьбой огромной России. В 1917 году докатилась весть об октябрьской революции и до глухих вятских деревень. В 1918 году повсеместно стали создаваться Советы. Образовался и Сюксинский сельский совет, в который входило четыре населённых пункта: Верхняя Сюкся, Нижняя Сюкся, Ташкем, Аленур. В 1868 году в сельсовет добавилась ещё одна вновь образовавшаяся деревня Чугуево. Дальнейших сведений по этому периоду мы не нашли, так как информации нет ни в музее, ни в архиве.
Шли тяжёлые тридцатые годы. В стране полным ходом шла коллективизация. Повсеместно создавались артели, коммуны, общины, колхозы. Не обошло это движение и наши деревни.
По «Переписи населения» за 1926 год [21] в этих деревнях проживало:
Населённый
пункт
|
Число
хозяйств
|
Население
|
В т. ч.
мари
|
Мужчин
|
Женщин
|
Обоего
пола
|
Верхняя Сюкся |
44
|
79
|
96
|
175
|
102
|
Нижняя Сюкся |
52
|
109
|
147
|
256
|
51
|
Ташкем |
42
|
92
|
106
|
198
|
-
|
Сюксинская мельница |
1
|
2
|
2
|
4
|
- |
Из материалов Уржумского архива мы узнали, что работа по коллективизации на территории Сюксинского сельсовета продвигалась с большим трудом.
Основной фигурой в деревне был середняк, который имел в хозяйстве лошадь, корову, земли 20 соток, собственный труд. Бедняки, вопреки широко распространённому мифу, в колхоз не спешили. Бедняк был освобождён от налогов и всех закупок и отработок. Ему ещё и помогали, а колхознику нужно было работать и платить сельхозналог: сдавать мясо, молоко, картофель.
В резолюции пленума Уржумского РИКа «О ходе коллективизации» от 7 мая 1931 года [2] говорится, что «… ряд сельсоветов, в том числе Сюксинский, свою работу не перестроили и полностью лицом к делу не повернулись (в Сюксинском нет ни одного колхоза)».
Очень часто обсуждались сами сельсоветские работники. Почти на каждом заседании сыпались выговоры, шло снятие с работы, часто – отдание под суд.
23 марта 1932 года РИК заслушал доклады о работе Сюксинского и Буйского сельсоветов. [20] «… До их роспуска дело не дошло, но высказаны большие претензии к сюксинскому председателю Смышляеву. Работа с батрачеством и беднотой…совершенно не развёрнута, группа бедноты при сельсовете до сих пор не создана, бедняцкие собрания в деревнях проводятся от случая к случаю. В результате оппортунистической недооценки работы с батрачеством и беднотой и прямой бездеятельностью со стороны сельсоветов и в особенности председателя товарища Смышляева. Сюксинский сельсовет до сих пор не имеет на своей территории ни одного колхоза…».
Впоследствии выяснилось, что председатель Сюксинского сельсовета Смышляев растратил 1103 рубля, а секретарь Соломатин растратил 150 рублей и подделывал документы (оба они сели за растрату).
И всё-таки по призыву XVII Съезда Советов СССР, который «….провозгласил преимущества колхозов перед единоличными хозяйствами, так как этот путь проверен миллионами крестьян и оценён ими как единственный путь, освобождающий их от кулацкой кабалы и ведущий к свободной жизни,[20] в каждой деревне был создан свой колхоз.
На территории Сюксинского сельсовета в 1932 году значилось 5 колхозов: [18]
Колхоз «1 Мая» - д. Ташкем
Колхоз «Красный Мариец» - д. Аленур
Колхоз «У-Вий» - д. Верхняя Сюкся (с марийского «Новый путь»)
Колхоз «Шудор» - д. Нижняя Сюкся («Красная звезда)
Колхоз Чугуевский – д. Чугуево
Трудно жилось жителям деревень. Они и так еле-еле сводили концы с концами, а тут ещё всевозможные налоги, поборы, отработки:
- Сельхозналог существовал с 1921 года. Максимальный налог с колхозной семьи в 1935 году составлял 39 рублей.
- Госзаготовки более тяжёлым грузом лежали на деревне:
Хлеб – до 1/3 урожая;
Картофель – 12 ц с га, поставляли на север и в г. Киров;
Мясо – от 50 до 80 кг с семьи, брали даже с тех, у кого не было скота;
Молоко – до 200 кг в год;
Масло, шерсть, яйца, льносемя и др.
- Самообложение сохранялось со старинных времён от 2до 7 рублей.
- Единовременный сбор на нужды и жилищного и культурно-бытового строительства от 33 до 46 рублей.
- Дорожная повинность сохранялась со времён Киевской Руси – обязанность давать транспорт для нужд государства, также отработка на ремонте дорог выше местного значения.
- Лесозаготовки – самая тяжёлая повинность. За уклонение от неё штрафовали и отдавали под суд. Хуже всего пришлось Архангельскому и Сюксинскому сельсоветам, обеспечивающим дровами город Уржум.
Если учесть, что средняя зарплата рабочих в 1934 году была от 35 до 60 рублей, а колхозники вообще работали за трудодни, то можно представить себе, каким тяжёлым бременем ложились на простой народ эти выплаты.
Ещё одним бедствием были социальные болезни, которые представляли большую опасность. В конце 1932 года разразилась эпидемия сыпного тифа. В результате санэпидемических мероприятий эпидемию удалось победить, но в 1935 году снова был сыпной тиф и дифтерит.
Мы побывали в гостях у старейшей жительницы нашего села – ровесницы века, которой исполнилось 90 лет. Зовут её Распопина Надежда Максимовна. Она приходится родной сестрой Мухину Александру Максимовичу, полному кавалеру ордена Славы (о нём мы расскажем позднее). Надежда Максимовна родилась в деревне Ташкем в 1920 году. Семья была большая: мать, отец, 4 брата и сестра. Отец умер рано в 37 лет, и все жизненные тяготы взяла на себя мать Анисья Ивановна. Помнит Надежда Максимовна, как привезли первый трактор в Буйское, и она с девчонками бегала на него смотреть. Богатых и бедных в деревне не было, жили все одинаково – "никто никому не завидовал”. В каждой семье была корова, лошадь, другой мелкий скот. Когда образовался колхоз, всех лошадей свели на колхозный двор. Если урожай, зерно давали на трудодни, а если неурожай, плохо жили. Собирали кашку, пестовник. Мололи на Фролятской мельнице, расположенной на лугах. Ездили на неё «бутыряне и просвиряне, кугерцы» молоть зерно. Хорошо помнит, что рядом с ними жил настоящий помещик Чикулаев. Жил он в стороне от всех деревень, сам по себе. Много земли у него было и весь лес в округе - его. Часто ездил он в Уржум, проезжая по их деревне. Во время раскулачивания его не тронули, «так как старый был, да и не мешал никому». Одного жителя деревни раскулачили. Наумова Петра Фёдоровича вместе с женой сослали в Болохню. Через несколько лет они вернулись и вместе с женой работали в колхозе. Такой работящий мужик был, «кладухи» в поле клал из снопов овса, пшеницы, ячменя. Однажды пришли они домой пообедать, так как поля рядом были с деревней, подъезжает чёрный «ворон». Посадили мужика в машину и увезли. Вот тогда он уже не вернулся, только похоронка пришла. «И за что мужика отправили? У него дом хороший был каменный, кладовая, клеть. Достались ему от деда. Кто-то написал донос». [23; 6]
И сколько таких случаев. Самых трудолюбивых, способных хозяйственников уничтожали. По архивным документам [14] в Сюксинском сельсовете в 1930 году были лишены избирательного права 15 человек. В том числе в деревне Верхняя Сюкся раскулачили всю семью Созонова Михаила Степановича, бывшего торговца 1876 года рождения. Вместе с ним выслали его жену, дочь и двух сыновей.
Распопина Н. М. помнит, по рассказам своей мамы, что дорога на Уржум до 30-х годов была грунтовая, затем, где-то во второй половине 30-х, ее начали мостить булыжником. Была такая трудовая повинность: каждый колхоз должен был выделять людей на мощение этой дороги. Сестра её мамы одно лето от колхоза работала на "дорожном", как они ее называли. Тяжелая работа для хрупкой девочки-подростка: целый день таскать камни, укладывая их в дорожную пыль.
Верхняя (Большая) Сюкся и Аленур располагались рядом. «Деревня была очень красивая, - говорит Надежда Максимовна. Был ключ. Его «запрудили», там стояла колода, где женщины полоскали бельё. Поля и луга располагались рядом. В пойме реки Буй было много клубники, а на опушке леса росла земляника. [7] Идёшь с работы домой и сразу в речку. Речка Буй была широкая и глубокая, не как сейчас, водилось много рыбы, даже лес по ней сплавляли».
Во время войны на полях работали одни женщины. В колхозе был бык, на нём и пахали. Председателями колхоза были Мухин Николай, Репин Иван. Жали вручную, пахали личные подворья на себе. Соберутся несколько женщин, встанут в «упряжку» и ходят друг к другу отрабатывать. Плохо жили, но весело и дружно. В страду по 18 часов работали, от зари до зари. Особенно ей запомнились сенокосы. Оденутся чисто и пойдут раненько с песнями:
Просыпалась наша деревенька
В сенокос на утренней заре.
Разбудила мать меня раненько,
Петухи ещё молчали во дворе.
Как на праздник мама провожала,
И сама нарядная была
Сенокос ведь, Надя, – мне сказала
И рубашку белую дала.
Ой, свисти, коса яркая!
Накались добела!
Земляничная ягода
По косе протекла.
Первым сильного ставили.
Над крутым бережком
Запотелая травушка
Полегла широко.
Придёшь, бывало, с работы, со страды, - темно, - говорит Надежда Максимовна, - Женщины соберутся под окошком. Поговорят, песен попоют. Вся усталость и пройдёт. Молодые были! - вздыхает она.
А ещё помнит она, как забирали жителей деревни на войну.
То ли правда, нарочно ли?
Только шутка страшна.
Красный всадник на лошади:
- Война!..
Кто-то стал ошарашенно,
Не желая понять.
Кто-то всадника страшного
Стал крестом осенять.
Кто-то стал торопливее
Косу править бруском!..
Вдруг всё кинули, вскрикнули
И в деревню – бегом!
Почти никто с той войны живым не вернулся. Погибли и её четыре дяди.
Умели сюксинцы, и трудиться и веселиться. Да ещё как! Узнали мы об этом из воспоминаний Костриковой Е. И., бывшей жительница деревни Ташкем. [22; 8] Кострикова Елена Ивановна, в девичестве Наумова,1931 года рождения родилась и выросла в деревне Ташкем. Деревня насчитывала 42 дома. Родители – простые крестьяне. Отец погиб на фронте. Семья получала за потерю кормильца пенсию 3 рубля, а в семье было пятеро детей. Её мама Александра Николаевна была последним жителем этой деревни. Перевезла её Елена Ивановна в Буйское в 1964 году. Уезжать и деревни она очень не хотела, так как родилась здесь и выросла, трудилась, долго была членом правления. Сама Елена Ивановна вспоминала свою молодость, которая прошла в этой деревне, со слезами на глазах. «Мирно жили – одной семьёй, дни рождения отмечали так: все шли и несли всё, что могли, и кумышку, и гармошку. Пели и плясали до утра. Так же и работали до утра, со временем не считались, а к труду с детства были приучены. С малолетства собирали колоски на полях, подгребали сено, подтаскивали снопы. Обязательный план хлебозаготовок всегда выполняли, а награда одна «Молодцы!» Елена Ивановна в колхозе работала на лошади, которую звали «Салютка». «Куда пошлют, там и работаю»,- говорит она. Затем работала счетоводом в починке Чугуевском. После замужества в 1954 году отработала 24 года счетоводом, а затем бухгалтером в совхозе «Буйский».
В сюксинских колхозах, вспоминает Елена Ивановна, занимались овцеводством, был телятник, держали больше 20 голов лошадей, была своя молотилка. Колхозники садили картошку, лён, с которым было много работы: жали, стлали на лугах, собирали, сушили в бане, мяли, трепали и увозили в Уржум, а остатки чесали и пряли для себя, ткали полотно на стане и шили одежду, полотенца, скатерти. Лена в любой работе в передовиках была. Была она и первой заводилой на деревне, далеко слыла о ней слава организатора и весельчака. «Не пела, а плясала»,- говорит Елена Ивановна,- так плясуном меня и прозвали». Она организовывала праздники. Молодёжь говорила: «Ленка пришла – весело будет!» Она умела плясать Семёновну, Гулевые, Сормовскую, Краковяк, Коробочку, На реченьку. Но особенно любили игру Фантики. Все, что нужно было для веселья, это: изба, чугунок парёнки, чугун отвара из трав, запаренной анисом, ромашкой и мятой. Любила к ним молодёжь на гулянки ходить. Ходили и сюксинские в гости. Раз пошли в деревню Кугерь «Гулевые» петь и плясать. Пришли в подшитых валенках да фуфайках, а там молодёжь в жакетках плюшевых и в чёсанках (выходные тонкие валенки с галошами), что было очень модно. Сначала стеснялись и жались у стенки. Гармонист сказал: «Ленка, давай!»,-
Мы в гостях с тобой плясали.
От подмёток - синий дым.
Задушевную сторонушку
В обиду не дадим!
- и удивили всех.
Да и потом ещё приглашали не раз. А у задорной Ленки лучшие подружки – парни. И сейчас она не теряет бодрости духа – весела, задорна и этим очень красива. Особенно помнится ей речка Аленурка, так её называли в том месте, где деревня Аленур была. Описывая красоту деревень, родных мест, Елена Ивановна говорит: «Всё в памяти, глазах. Умру – жалеть буду». [9]
Здесь когда-то была деревня,
А сейчас кругом ни души.
Только ветер качает деревья
В этой с детства знакомой глуши.
Люди жили, скотину держали
Всякую на дворе.
Резво шли кони, ржали
С ночного на заре…
Здесь когда-то была деревня…
Бьёт родник с хрустальной водой,
Тополя распускают почки
И блаженный царит покой.
Ликвидация неграмотности
Наступил период в жизни страны, когда нужно было решать после гражданской войны мирные проблемы. Одной из главных была борьба за ликвидацию неграмотности. Правительство России выпустило «Директиву по использованию для школ, конфискованных у кулачества домов».
Начальная школа в Сюксе образовалась, по некоторым данным, в 1929 году и располагалась несколько в стороне от деревни Нижняя Сюкся.
Дом, приспособленный под школу, привезли из села Архангельского.
Раньше в нём жила поповская семья, некогда он принадлежал отцу Тихону. Его так и называли «поповский». Когда приход в Архангельском закрыли, а вместе с тем вышел приказ о всеобуче, дом перевезли в Сюксю и открыли начальную школу. Это было большое деревянное здание на старинном кирпичном фундаменте, очень добротное и красивое. Пол был двойной и очень тёплый. Школа была красиво обсажена аллеей из акаций. Имелась и площадка для игр. В школе учились ребятишки со всей округи. [10]
Спортивная площадка Сюксинской школы
В школе идёт урок физкультуры, 60-е годы
Взрослое население деревни было неграмотным. По словам Распопиной Н. М., в деревню приходили учителя из Буйского их учить, а ребятишки учились в школе, которая располагалась в Нижней Сюксе. Первая учительница Валентина Васильевна, фамилии Надежда Максимовна не помнит. Жила она в селе Буйском и каждое воскресенье ходила домой. Ещё была учительница Таисья Александровна Слесарева. Она снимала квартиру в Сюксе и домой ходила редко. Была ещё Надежда Тихоновна с Чугуевска.
Дети школьного возраста были охвачены всеобучем на 98-99%.
Коллектив учеников и учителей начальной школы, 1960-е годы
Работе школ уделялось непрестанное внимание в райисполкомах, в сельсоветах, в колхозах. Для них делалась мебель, выделялись деньги на горячие завтраки, готовились педагогические кадры. При школах создавались Ликбезы для малограмотного и безграмотного взрослого населения. Из материалов сессий и исполкомов видно, что пожилые люди учиться не желали. К ним прикрепляли учителей и комсомольцев Буйской школы. И хотя за отказ учиться РИК постановил привлекать к сельсоветскому суду, а упорных – к административной ответственности, полной грамотности старшего поколения так и не добились.
Последним учителем школы была Теплых Татьяна Васильевна. [25; 10] Родилась она в 1923 году в Сюксе. После окончания Кировского пединститута два года работала в Воронеже преподавателем, преподавая историю и конституцию в 5 – 7 классах. Затем вернулась на Родину к родителям и стала работать учителем в родной школе. Через год её переводят завучем в Пустопольскую школу. Здесь в её жизни происходит важное событие: она вышла замуж. В конце пятидесятых годов в Советском Союзе по призыву партии и комсомола шла мобилизация комсомольцев на работу в шахты. На этот призыв откликнулась и молодая чета Теплых. Вместе с мужем они уезжают в Кемеровскую область на работу в шахты. Через год, вернувшись, домой, Татьяна Васильевна снова возвращается в родную школу. Здесь она отработала 18 лет до конца её существования. Вместе с ней в Сюксинской школе работали учителя: Таныгина Зоя Васильевна, Кареев Дмитрий Терентьевич.
Учительницы Сюксинской школы Теплых Т. В. и Таныгина З. В., 1960-е годы
Кареев Д. Т. и Теплых Т. В. со своими учениками
"Это была четырёхлетняя начальная школа с количеством учеников 40 человек, - вспоминает Татьяна Васильевна, - было два класса 1-3, 2-4”. Иногда приходилось работать в две смены. В школе имелась своя столовая – комната, где техслужащая варила суп и второе. Ребята ходили в лес, собирали грибы, ягоды, сушили травы. Ходили в поле собирать горох. Иногда комбайнёры пожалеют детишек и насыплют им гороха прямо из бункера в их портфели, которые на это время освобождались от книг. Отношение к учителям было уважительное, ученики послушные, внимательные, «поругать не за что».
Педагоги школы со своими питомцами, 1960-е годы
Праздники в школе проходили под патефон, на ёлку делали самодельные игрушки». Помогал в работе школы «и словом и делом» председатель Сюксинского сельсовета Елеев Матвей Николаевич, который ушёл на войну и погиб. После войны некоторое время председателем сельсовета был Корнев Иван Степанович.
Когда начинался учебный год, в Сюксе жили школьники старших классов Буйской школы. Ребята жили на квартирах, работали в колхозе на уборке картофеля, а на выходные уходили домой в Буйское.
В шестидесятых годах школу закрыли и Татьяну Васильевну перевели директором и учителем в вечерний класс при Буйской средней школе. После ликвидации деревни школа долгое время пустовала, затем здание школы было перевезено в п. Чугуевский, где его отстроили под начальную школу, которая просуществовала до 2007 года.
Эхо выстрела в Смольном
Трудно сказать, насколько С. М. Киров был известен жителям Уржумского района при жизни. Но его смерть весь район воспринял как большую утрату. По всей стране начались переименования населённых пунктов, предприятий, улиц, школ в честь его. Не остались в стороне и местные власти. В январе 1939 года Президиум РИКа принимает решение «Об увековечивании памяти С. М. Кирова». Некрасовская начальная школа (где учился Сергей Костриков) стала школой имени Кирова. Районную газету «За коллективизацию» переименовали в «Кировскую искру». Были переименованы колхозы и заводы Уржумского района. После войны улица Свободы города Уржума стала улицей Кирова. Коснулось это и колхоза Чугуевский. Он стал колхозом имени Кирова.
Во второй половине тридцатых годов заметно изменилось отношение государства к колхозам. Перестали рассматривать деревню как источник дешёвого зерна и сырья для промышленности, занялись развитием производства с помощью целевого кредитования. Строительство построек на селе взял на себя бюджет. Работали МТС (механизированные технические станции). К началу войны уровень жизни крестьян по сравнению с 1913 годом вырос в 1,8 раза. Но война отбросила деревню снова в нищету начала века.
4. Великая Отечественная война
Особая страница в истории России – Великая Отечественная война. Не обошла она и наши деревни. По переписи 1939 года в области жило 2334 человека.
85% составляло сельское население. Оно и стало главным источником комплектования армии. На фронт ушло почти всё мужское население вятской деревни. Деревня осиротела.
Как и везде, во всех уголках нашей Родины, в это грозное для неё время вся работа в тылу и всё бремя тяжести легли на плечи женщин, стариков, детей.
Крестьяне получали от колхозов менее 300 г зерна и около 100 г картофеля в день. Мясо, масло, молоко им давало личное хозяйство. Бедность граничила с нищетой. Сахар, колбаса, кондитерские изделия, изредка появлявшиеся перед войной, теперь совсем исчезли из деревенского дома. От голодной смерти спас вятского крестьянина картофель. Его добавляли в хлеб, из гнилой картошки пекли лепёшки. А когда не хватало картофеля, хлеба, в ход шли жмых, отруби, клевер, лебеда, крапива, жёлуди. Штопали, перекраивали старую одежду. Крестьяне вернулись к домотканой одежде и лаптям. Стирали «щёлоком» - водой, настоянной на золе.
Низкий жизненный уровень не сказался на высоком патриотизме советских людей. С начала войны развернулось всенародное движение за создание фонда обороны страны. В Уржумском районе проводились субботники и воскресники, собирались посылки с тёплыми вещами на фронт, шла подписка на государственные займы. В 1942 году по почину яранских колхозников начался сбор средств на постройку авиаэскадрильи «Кировский колхозник». К концу года поступило 52 млн. рублей. Дух патриотизма и сострадания жил всю войну. В этих акциях принимали участие и жители деревень Сюксинского сельсовета.
Из деревень на войну ушли почти все мужчины. Многие из них погибли и пропали без вести.
Двери настежь. В пару.
Пляшут женщины «Яблочко»
На колхозном пиру.
А устанут – обнимутся
И поют хорошо
«Хаз Булата», «Рябинушку»
Да про милых ещё
Про живых, невредимых,
Нет которых родней,
Хоть и пали любимые
На прошедшей войне.
Уж на поле не двинутся,
Закатав рукава.
Наша улица длинная!
Что ни дом, то вдова.
Имена воинов, погибших за Великую Победу, увековечены на страницах «Книги памяти».
Это были обыкновенные жители деревни, но в грозный час, когда Родина – мать позвала, они стали героями. И было их много! Нам есть кем гордиться!
|