Дневники являются в большей степени не правилом, а исключением в крестьянской повседневности.
Подобный записи вел и Семен Константинович Саламатов (1863–1930). Он начал писать дневник в 1906 г. под названием «Книга. Жизнь Семена Саламатова»4. Несколько страниц в нем посвящено происхождению рода. По словам автора Саламатовы – пахотные крестьяне, потомки стрельцов, которые служили в гарнизоне крепости Уржум в XVI–XVII вв.5 Некоторые представители рода стали мещанами к началу ХХ в.
Если ехать в сторону Буйского, проехать Архангельское и повернуть, спустившись с горы, направо на полевую дорогу (есть указатель — п. Луначарский) и ехать по ней какое-то время, можно увидеть слева остатки какого-то кирпичного сооружения. Это бывший телятник, за ним бывшие дома бывшего починка Покровский.
Василий Васильевич Меркулов (1881- 13.12.1957) был одним из первых жителей починка Степановский.
Василий Васильевич служил в царской армии, где научился читать и писать. После армии служил надзирателем в тюрьме в с. Кичма.
Мой муж Николай Иванович Баженов родился 21 мая 1934 г. в п. Лебедёвский в крестьянской семье.
В 1958 г. Н.И. Баженов окончил училище и проходил службу в г. Крымск Краснодарского края. В 1958-63 гг. он был слушателем Киевского высшего радиотехнического училища (КВИРТУ). После его окончания он был направлен на полигон Капустин Яр Астраханской области. Служил там до 1984 г.
Починок Степановский появился в лесах Буйской лесной дачи после прекращения работы Буйского завода. Он находился на расстоянии менее ста метров с восточной стороны от пос. Лебедёвский.
На улице Солнечной, единственной в Сюбе, есть и детская площадка, и волейбольная. Как подсчитала помощник старосты и бывшая староста деревни Надежда Александровна Окунева, в деревне 15 детей дошкольного и школьного возраста. Двое из них - в этом доме на верхнем конце Сюбы. Есть несколько многодетных семей.
21 января глава района Виктор Васильевич Силин посетил населённые пункты Буйского сельского поселения и встретился с трудовыми коллективами, с активом и просто с рядовыми жителями деревушек возле их заснеженных домов.
Был некогда совхоз «Овсянниковский» - и нет его. Был некогда Овсянниковский сельсовет – зачем он, когда не стало совхоза и население стало разбегаться из этой глубинки? Всё, что осталось – отделение ООО «Надежда-Хлеб НА». Здесь работают около 20 человек – животноводы, механизаторы. Жители деревни и села Пустополья благодарны «Надежде». Здесь, говорят, и зарплата хорошая. А главное – это их надежда: пока есть субъект хозяйствования, не пропадёт и село, поскольку его жители остаются действительно востребованы обществом.
Прежнее название нашей деревни – починок Студёный ключ. Название получило от места, где было много ключей с очень холодной водой. Основан починок в 1740 году.
Деревенька Дубровка находится на самом краю Кировской области почти на границе с соседней республикой. "Добро пожаловать в Республику Марий Эл"- пришла на сотовый телефон SMS-ка, когда мы с фотокорреспондентом, неся на плечах охотничьи лыжи, подошли к первому дому этой деревни.
Если сравнить старую и новую карты Уржумского района, придешь к выводу – земля наша, уржумская, опустела. Сколько раньше было на ней деревень, починков. На реках, мелких речках, например, Мазарке, Чамке, Сюбинке мельницы были сплошь и рядом. Впрочем, эти речки только сейчас мелкие. Раньше мельницы держали в них более высокий уровень воды. А сейчас к реке-то иногда не подойдешь – пойма заросла борщевиком…
Починок Александровский – самое отдаленный из деревень и починков Буйского сельского поселения. По прямой от Буйского — 10-11 км, по дороге примерно 16. Это уже пограничье – совсем рядом (километра три) Верхний Чам, деревня, относящаяся к другому сельскому поселению - Уржумскому. Основан починок был переселенцами из Буйского завода, как и другие его «коллеги»-починки: Лебедевский, Покровский, Спасский (Луначарский), Тарасовский…
Прочитал газету «Кировская искра» за 16 января 2014 г. В ней была статья «В память о починках» и не нашел я в ней своей деревни своей малой родины Тихоны.
Вообще бане придавалось в наших починках особый почет и уважение, это целый ритуал был. Бани стояли на Соколовском бугре, в конце нижнего огорода у спуска к речке. Каждую субботу топилась баня, несмотря ни на что.
Иконников А. Н. "История сельсоветов Уржумского района. Часть 2. Сельсоветы Буйского района в границах Уржумского района" - Уржум: 2011. Деревни и починки Буйского сельсовета на 1926 год.
Исчезнувшая русская деревня, находившаяся в 6 км к северо-западу от деревни Сысоево. Основала деревню семья Кузьминых, приехавшая из Буйска. Землю для хозяйственных нужд первые жители очищали от леса. Жили средне. Более зажиточными были семьи Н. Монакова, А. А. Ларионова, Г. И. Арефьева. В годы коллективизации все они были раскулачены и сосланы.
Был когда-то починок Тарасовский центром сельсовета. Были здесь сразу два колхоза. Потом один, большой. Потом — отделения Буйского и Лебедёвского совхозов. Мычали стада, гудели моторы... Ребятишки носились по траве деревенских улиц, а с туесками и корзинами степенно обходили соседние перелески: грибов и ягод и сейчас в округе много, а раньше, говорят, ещё больше было.
И вот въезжаем в заснеженную деревню.
В текущем году исполняется 135 лет со дня прекращения существования железоделательного завода в с. Буйском, что и положило начало возникновению починков: Соколовский, Лебедёвский, Самарцевский, Конюховский, Алексеевский, Рассановский, Степановский, Ивановский, Кургановский.
Города, посёлки и деревни, как и люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают различные периоды истории и порой умирают. Как, когда и почему появилась деревня? Кто построил первый дом на берегу? Почему её не стало? Как история страны отразилась на судьбе деревни?
Но неумолимо течет река времен. Исчезают с лица земли маленькие деревушки, и вместе с ними уходят в небытие их имена, унося с собой свою неразгаданную тайну.
Для краеведов, кто интересуется историей населенных пунктов небезынтересно узнать о том, какие изменения претерпели географические названия нашего района, когда это произошло.
Ах, какой в те времена это был чудеснейший край! Здесь красота естественной природы и творения рук человеческих идеально дополняли друг друга, сочетаясь в единой божественной гармонии.