190 лет назад, в 1834 году, был «кладкою окончен, кроме колокольни» храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Буйское. Строился он с 1831 по 1839 годы, службы начались в 1835 году.
В постановлении о закрытии церкви от Кировского краевого исполнительного комитета за № 2221 от 8 декабря 1936 г. причиной для этого значился распад двадцатки. Постановлялось здание «передать для оборудования колхозного клуба», в коем качестве бывший храм и пробудет практически до конца столетия…
Не часто на уржумской земле появляются такие художники. Талантливые, скромные, плодотворные, трудолюбивые. Один из них Виталий Григорьевич Красников. Вместе с другими работниками реставрационных мастерских Виталий Григорьевич занимался проектом предстоящей реставрации Покровской церкви села Буйского нашего района. Осень 1990 года. На столах в импровизированном кабинете были разложены наброски, рисунки, чертежи фасадов здания, выполненные карандашом и тушью.
В январе 1787 года Казанский архиепископ Амвросий выдал новую храмозданную грамоту на построение в селе вместо ветхой деревянной Михайловской церкви каменного храма во имя Вознесения Господня ...
V Идет вот, значит, поп в своей одежде длинной, лектор рассказывал, мимо спортплощадки, а там пацаны на турнике что-то пытаются делать. Увидали его, какую-то насмешку бросили. Он подошел к ним. «Разве так, - говорит, - ребята, на турнике заниматься надо? Вот так надо». Скинул свое облачение, да пошел фигуры вертеть. Пацаны только рты поразевали. Вот, мол, тебе и поп.
V Сегодня от этой часовни осталась всего лишь часть кирпичной кладки. А когда-то это был один из самых известных и красивейших памятников архитектуры в Уржумском районе.
История Цепочкинского Спасо-Преображенского монастыря изучена недостаточно.
Значение монастыря для уезда и окружающего населения было большим. Особенная роль принадлежала монастырю в христианизации местного населения - марийцев (язычников). Особенно это было актуальным тогда, в первой половине XVII столетия.Скорее всего это и было главной целью открытия на уржумской земле монастыря.
11 ноября 1777 года Вятская духовная Консистория объявила указ о запрещении строить церкви и колокольни без «проектов архитекторских». Золотому веку мастеров-каменщиков, когда можно было строить как угодно и что угодно, пришел конец.
Как раз в это время в России наблюдается новый подъем каменного строительства, запрещенного Петром I везде, кроме Петербурга, и возобновившегося с воцарением Елизаветы Петровны. При этой царице число каменных храмов, в т. ч. и на Вятке, росло с каждым десятилетием. 70 процентов деревянных храмов заменилось каменными.
Изображений их не сохранилось, но, оказывается, представить, какими они могли быть, не такое уж трудное дело, ведь на Вятке существовал только один тип деревянных церквей — клетские. На севере области строили еще шатровые храмы, но они не получили широкого распространения, и уже в середине 17 века были запрещены Церковью.
Под влиянием крестьянской войны начались восстания и на юге Вятской земли, густо населенной черемисами, под знаменем борьбы против взошедшего на престол Василия Шуйского. И в пламени крестьянских мятежей прошел на Вятке весь XVII век.
Сохранение в неприкосновенности особо почитаемых урочищ, местностей и отдельных природных объектов — скал, утесов, источников, озер, деревьев, рощ, камней — древнейшая форма охраны природы, уходящая истоками в дорелигиозное прошлое культур всех народов нашей планеты.
В большой крестьянской семье взрослая девушка, не вышедшая вовремя замуж, была «лишний рот», и потому дорога в монастырь была для нее одной из самых вероятных, а часто и желаемой.
Если быть точным, к 1917 году на той территории Уржумского уезда, которая ныне входит в состав Уржумского и Лебяжского районов, вместе с приходами сел Кичмы и Кукнурского, насчитывалась 42 часовни – уникальных культовых сооружений старины.
Работа церковного сторожа была небезопасной: безбожные тати могли позариться на церковную казну и богатую утварь из чистого злата-серебра и, ослепленные блеском последнего, не остановились бы и перед убийством сторожа...
По воспоминаниям детей Егора Гавриловича, колокола были его слабостью, звонить он очень любил. Церковь была для него вторым домом, в ней он проводил много времени.
Пономарь – самый низший церковный чин, даже ниже дьяческого. Это был, можно сказать, самый низ церковной иерархии. В обязанности пономаря входило звонить в колокола, зажигать и выносить свечи, приготовлять и подавать священнику кадило, наводить чистоту во храме. В отличие от некоторых дьячков, пономарь имел однако и благословение входить в алтарь.
Поздравление Благочинного Уржумского округа священника Андрея Лебедева:
"Сердечно поздравляю вас братия и сестры и ваших близких со спасительным праздником Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и с Новым годом — Новолетием благости Божией!..."
Здесь впервые собраны воедино все факты, которые удалось найти автору этих строк об о. Василии, и объединены в смыслоемкий труд, который, надеюсь, пригодится в будущем не одному исследователю истории гонений на Церковь Христову на Вятской земле.
Здесь впервые собраны воедино все факты, которые удалось найти автору этих строк об о. Василии, и объединены в смыслоемкий труд, который, надеюсь, пригодится в будущем не одному исследователю истории гонений на Церковь Христову на Вятской земле. Разделы: 3. Бессмертный подвиг мученичества.
Сегодняшний мой рассказ о малоизвестных ныне блаженных Уржумского района. Немало их Вятской земле подарило маленькое село Шурма, что находится на границе Уржумского и Малмыжского районов…
Акафист (греч. «неседальная песнь») Акафист (греч. akathistos, от греческого а — отрицательная частица и kathizo — сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь» ) — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов ("кондак” — краткая хвалебная песнь; "икос” — пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием "радуйся” а кондаки — "Аллилуйя” (на еврейском — "хвалите Бога”).