Библиотеку Музея Казанской Иконы пополнило замечательное издание, посвященное семье старообрядцев-лесопромышленников Бушковых из села Русский Турек. В материалах разысканий читатель найдет немало интересных фактов из истории села Русский Турек и из истории старообрядческой династии Бушковых.
В январе 2019 года исполнилось 60 лет, как был уничтожен колхоз «Светлый путь» Лебедёвского сельского Совета. Колхоз был одним из лучших в Буйском и Уржумском районах и в Кировской области. Он был организован путём объединения колхозов им. В.И. Ленина (бывшие колхозы им. В.М. Молотова в поч. Алексеевский и «Культура» в поч. Рассановский), «Индустрия» (поч. Лебедёвский), «Красный ударник» (поч. Конюховский). Основой этого хозяйства были экономически крепкие колхозы им. В.М. Молотова и «Культура».
В июне 1932 г. в Уржумский райисполком пришло письмо от Нижегородского крайисполкома (Уржум в те годы входил в Нижегородский край), в котором предлагалось выслать во ВЦИК, в Москву, дело о закрытии в Уржуме старообрядческой моленной. Так. ВЦИК в 1930-е годы проводил кампанию борьбы с религией, распространив ее по всему Союзу.
Первые
упоминания о старообрядцах на уржумской земле связаны с городом Уржумом. Священник
Короваев, назначенный миссионером, сообщал: «...Раскольники, состоящие в
Уржумском благочинии, вообще содержат секту поморскую, называемую
беспоповщиною, даниловского, феодосиевского, филипповского и рябиновского
согласий...»
Главы из книги «Православная жизнь Уржумского уезда с 1918 по 1929 гг.» 8 августа исполнятся ровно 95 лет со дня т. н. Степановского мятежа – первого и самого крупного антисоветского восстания на юге Вятской земли...
В конце XIX – начале XX столетий в Вятке издавались Памятные книжки – календари. Это был своего рода ежегодник, в котором, наряду с другими материалами публиковались и сведения о чиновниках уездных земских учреждений, в том числе и Уржумского. Вот какие сведения были опубликованы в «Памятной книжке-календаре Вятской губернии за 1870 год» о чиновниках и служащих земских и иных учреждений Уржумского уезда.
Одно из первых упоминаний Уржума дошло до нас через Патриаршую (или Никоновскую) летопись. Датируется эта запись 1554 годом. Документ повествует о походе воевод на арских “изменников”. Поход этот был организован по указу царя Ивана IV.
Уржум, как и всякий старинный город строился не сразу, а создавался постепенно. Один из первых известных планов города относился к 1784 г., когда для планировки города на перспективу был составлен план существующей застройки.
В 1784 г. 13 августа были «Высочайшие конфирмованы», т. е. утверждены планы губернского г. Вятки и уездных городов Вятского наместничества, по которым отныне должна была производиться новая застройка городов.
Следующий этап в строительстве города наступил в 1840–1850 гг., когда в 1845 г. был утверждён план Уржума, по существу, ничего не изменивший в его планировке и размещении общественных зданий. До конца 1840-х гг. новые дома строились строго по примерным проектам, и некоторые образцы их можно увидеть и сейчас на наших улицах.
Проблема основания города Уржума в исследованиях местных историков поднимается уже давно. Тем не менее, до сих пор не установлено точной даты образования города.
Автор попытался собрать воедино разрозненные факты из истории Уржума в первое столетие со времени основания города.
На месте, где сегодня стоит город Уржум, уже в глубокой древности (полторы тысячи лет назад) жили люди. Открытый в 1965 году археологический памятник азелинской культуры тому яркое подтверждение.
До нас не дошло письменных источников с описанием города в первые годы его основания. Очевидно, Уржум представлял, из себя, укрепленное поселение. Это был город – крепость.
V В далеком 1552 году под натиском войск Государя Ивана Грозного пало, наконец, грозное Казанское ханство, многие годы разорявшее восточные окраины Руси, и после присоединения его территории к России, началась ее интенсивная колонизация русскими. Пришли русские и в низовья реки Вятки (хотя северная часть области ими была давным-давно освоена).