(Окончание)
А в родимом краю и березки другие… (Возрождение и гибель деревни Сюкся)
5. Возрождение и гибель деревни
Одарив весьма обильно Нашу землю, царь небесный Быть богатою и сильной Повелел ей повсеместно. Но чтобы падали селенья, Чтобы нивы пустовали, Нам на то благословенья Царь небесный дал едва ли!
Война осталась позади, но жить легче не стало. Восстановление хозяйства вновь, как и до войны, проходило за счёт сельского сектора экономики, то есть деревни. Все средства направлялись на восстановление электростанций, шахт, заводов. В интересах города проводилось снижение цен на продукты питания – в результате закупочные цены не могли оправдать даже затраты труда колхозников. Деревня задыхалась без техники, крепких мужских рук, гнулась под тяжестью займов и налогов. Кто мог, выбирался в город, вербовался на Север, демобилизовавшись из армии. Начался отток людей из деревни, но деревня пока держалась, жила. Такое же трудное время переживали и жители наших деревень. Изменение численности населения в деревнях по годам:
Населённый пункт |
Количество дворов |
Население |
1926 |
1952 |
1945 |
1964 |
1926 |
1952 |
1945 |
1964 |
Верхняя Сюкся |
44 |
22 |
|
15 |
175 |
99 |
108 |
77 |
Аленур |
|
|
|
9 |
|
|
91 |
32 |
Ташкем |
42 |
|
|
6 |
198 |
|
164 |
29 |
Нижняя Сюкся |
52 |
|
|
20 |
256 |
|
226 |
80 |
Чугуевский |
|
|
|
43 |
|
|
319 |
174 |
В 1945 году, в связи с образованием Буйского района Сюксинский сельсовет и колхозы стали относиться к Буйскому району. В послевоенные годы настолько было в этих деревнях беспросветно, голодно и тяжело, что люди видели один выход: «барахлишко» за спину - и куда глаза глядят. Остались старики, калеки, многодетные и одинокие, которых никто нигде не ждал. В 50-е годы вышло в свет Постановление правительства об укрупнении колхозов. Малые площади не позволяли организовать севообороты, да и чем крупнее колхоз, тем он крепче, выше производительность труда, тем больше правительство давало для него кредиты. В 1950 году объединились колхозы Сюксинского сельсовета Буйского района: 1. В колхоз имени Кирова вошли колхозы: Колхоз «У-Вий» (Нижняя Сюкся); Колхоз «Красный мариец» (Аленур); Колхоз им. Кирова (Чугуевский). 2. В колхоз "1 Мая" вошли колхозы: Колхоз «1 мая» (Ташкем); Колхоз «Шудор» (Верхняя Сюкся). В конце 1950 года все колхозы Сюксинского сельсовета стали одним большим колхозом, так как колхоз «1 Мая» вошёл в состав колхоза им. Кирова. В связи с упразднением Буйского района в 1955 году, образовалось несколько колхозов, имеющих одноимённые названия, что затрудняло учёт и отчётность. Поэтому колхоз имени Кирова Буйского сельсовета, по желанию общего собрания членов колхоза, был переименован в колхоз Мичурина. В 1959 году он вошёл в состав колхоза им. Фрунзе Буйского сельсовета Уржумского района. Как ни странно, самые тяжёлые времена в истории Сюкси начались тогда, когда жизнь жителей деревень начала налаживаться и все испытания, казалось, остались позади. В 1960 году проводится специализация сельского хозяйства. Создаются совхозы. Колхоз им. Фрунзе вошёл в состав вновь образованного совхоза «Буйский». На центральную усадьбу передаётся техника, скот, люди остаются без работы и вынуждены покидать деревни. 27 сентября 1961 года принят план сселения неперспективных населённых пунктов района до 1980 года. По решению Исполнительного комитета Уржумского района были сняты с регистрации как неперспективные населённые пункты:
Наименование деревни |
Год образования |
Год ликвидации |
Годы жизни |
Ташкем |
1830 |
1965 |
135 |
Аленур |
1830 |
1974 |
144 |
Верхняя Сюкся |
1830 |
1975 |
145 |
Нижняя Сюкся |
1830 |
1977 |
147 |
Как короток оказался век сюксинских деревень. 120 лет они жили, развивались и только за последние 20 лет пришли в упадок и исчезли. «Сняты с учёта» какая безликая фраза, но как грубо прошлась она по судьбам тех, кто жил в этих деревнях. Ведь за счет деревни жила наша страна: поставляла рабсилу на стройки индустриализации, воинов на фронт, была кормилицей и поилицей, полигоном для разного рода экспериментов, типа коллективизации. Душили ее бедную налогами, обирали, забирали последнее, взамен не давая ничего. С колхозами тоже перебор: то укрупняли, то в совхозы переводили, то упраздняли. Молодежь от бесперспективности и безнадёги старалась убежать в город на любую работу. Но, с кем бы мы ни беседовали по данной теме, все они жалеют разрушенную Сюксю, такую единую, и такую родную, потому что они не подразделяют её на разные деревни. Жалеют, что не пришлось доживать, любуясь родными местами.
Плывут туманы белые над кружевом дубрав, И кажется особенным настой медовых трав, Как сладок воздух Родины: дышу - не надышусь, А в речке отражается ромашковая Русь.
Но историю не повернёшь. В настоящее время Сюкся - это: одиноко стоящие в 5 км по прямой дороге от Буйского, дома. Один полуразрушенный дом в Ташкеме, один в В. Сюксе.
6. Выводы
Можно бесконечно много говорить о патриотизме и любви к Родине, но мы думаем: Родина начинается с памяти о своих корнях, с бережного, трогательного отношения к памяти о своих предках. Следовательно, очень важно не быть Иванами, не помнящими родства. Для человека, у которого нет Родины, нет и истории этой Родины. А значит, он теряет невидимые нити, связывающие поколение с поколением, теряет часть себя, причём самую лучшую – нравственную, духовную. Таким образом, мы приходим к следующим выводам: 1. Чем дальше время уходит вперёд, тем меньше молодёжь знает о событиях прошлого, истории своей малой Родины. Молодое поколение мало знает историю той местности, где живёт, потому что не соотносит историю края, района, своей деревни и историю своей семьи с историей России, а ведь она была частью земли Российской, страдала, сражалась, побеждала, как вся страна. 2. Каждый человек в жизни делает свой выбор самостоятельно и осознанно, только очень многое не зависит от желаний отдельно взятого человека. 3. Историю делают люди. И мы думаем, какой будет история, всё же зависит от личности каждого из нас, от уровня воспитанности, образования и от представлений о патриотизме, чувстве гражданского долга и чести. 4. Каждое новое поколение будет воспринимать историю такой, какой она представлена в учебниках и произведениях литературы, поэтому важную роль играет чтение и уроки литературы. 5. Чаще только уроки истории и краеведения являются источником знаний о прошлом, поэтому мы намерены передать нашу работу учителю истории.
«Не сказано многое, а всё сказать невозможно. Речь, как ни складна она, всегда мельче мысли и того более – души. Скажу только: в каких местах ни бывал – живописных, цветущих, как морем ни восхищался – тёплым, лазурным, как ни задирал голову, озирая небоскрёбную высь, сердце всегда тянется к дому… ведь это Родина моя, Отчизна, здесь я родился, здесь я провёл счастливые дни детства…». К словам Альберта Лиханова присоединяемся и мы. Неважно, какой он, отчий дом, где стоит или, может, не стоит, разрушенный, снесённый беспощадным лезвием бульдозера. Даже не существующий, он есть вечно в твоём сознании, и будет, пока будешь ты…
Под зелёной волной, под голубой водой Деревенька моя… Не увижусь с тобой. И родному порогу не поклонюсь, По тропинке знакомой к реке не пройдусь…
Авторы: Детское объединение "Краеведение" буйской школы под руководством Питерских Надежды Петровны |