Пятница, 19-04-24, 01.40

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [24]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [37]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [58]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [2]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Сёла, деревни и починки

Деревенские предки и вятские запуки

Деревенские предки и вятские запуки

В Москве в издательстве «Водолей» в 2020 г. была издана книга А.Е. Самарцева «Самарцевский край». Один экземпляр автор подарил краеведческому музею.

Автор — москвич, но его отец родом из Самарцевского починка. А.Е. Самарцев по воспоминаниям родственников написал об основателях и заметных жителях «своего» починка.

Основателем рода Самарцевых в починке был Кузьма Матвеевич Самарцев. Он и его жена Зиновия рано умерли, оставив трёх сыновей и двух дочерей. Старший Демьян жил зажиточно. Он был не только крестьянином, но и мастеровым. Купил себе машинку «Зингер», приучил к делу двух младших братьев. Но в 1930-х гг. его, уже вдового, раскулачили и выслали в Сибирь. Он вернулся через несколько лет и доживал век в доме брата Василия.

Старший сын Георгий уехал с отцом в Сибирь, работал там бухгалтером в совхозе. Остался в Томске и второй сын Гавриил. Тихон же, младший, в Сибирь не поехал.

Он женился на дочери уржумского купца и жил в Уржуме, работал лесным объездчиком и погиб на фронте Великой Отечественной войны. Двое их детей выучились, стали профессорами. Дочь, Александра Демьяновна, была учительницей в Томске.

Второй сын Кузьмы, Василий (1878-1948), прошёл русско-японскую и первую мировую войны. Заслужил два Георгия. Был и бухгалтером, и портным. Заведовал в Самарцевском колхозной пасекой, да и свою держал до самой смерти. Это дед автора книги.

Николай Кузьмич Самарцев служил в армии 14,5 года. Тоже два Георгия, медали. После гражданской войны вернулся в Самарцевский, привёз жену из Белоруссии, из Бобруйска.

Он организовал в 1921 г. первую в истории починка новогоднюю ёлку. Организовал хоровой кружок, «летнюю сцену», драмкружок. Ставили даже пьесы А.Н. Островского, проводили Новый год, Масленицу. Организовал в Самарцевском добровольную пожарную дружину, одну из первых в уезде, и сам был вроде брандмейстера. Вместо рупора использовал трубу своего граммофона. Погиб на фронте в 1941 году.

Встреча братьев Василия (слева) и Николая (справа) на фронте первой мировой

Значительную часть своей книги А.Е. Самарцев отвёл вятскому фольклору, русскому и марийскому. Поверья и обряды у нас в старину назывались запуками.

Вот некоторые из них:

«Много вшей в голове — к богатству». «Чтобы клопы не кусались, необходимо пойманного клопа выбросить за окно».

«Средством истребления клопов и блох может служить и борона. А точнее, зубья от бороны. Только необходимо выйти с зубом вслед за уходящим из дома попом, бросить зуб ему вслед со словами: куда поп, туда и клоп».

«Для истребления тараканов в Уржуме отыскивали лапоть, садили в него пойманного таракана и везли лапоть к тому дому, в который желают переселить тараканов. При этом один человек везёт лапоть, а другой воет над ним, как над покойником».

«Нет сну — поглядеть сквозь свёрток берёзы на дёготь».

«Перемывать чайные стаканы и чашки каждый раз, как вновь наливать их - у пьющих чай деньги водиться не будут».

«Выпустится из голенища штанина — нажить две тыщи».

«Чтобы ребёнок скорее рос — выносят его под дождь».

«Надевать на голову решето — не вырастешь».

«На новолуние назём (навоз) не запахивают — силы в нём не будет».

«Долго смотреть на месяц — грешно».

«Перешагнёт через рыболовные снасти женщина — не будет рыбы».

«Напоить колдуна жидкостью из-под вымытой в ней онучи (портянки) — он потеряет силу, которой мог портить».

«Увидев в полночь сороку, разорвать на себе ворот на рубашке — перед разорвавшим предстанет женщина или девушка — кто превратился в сороку».

Есть загадки старых времён.

Летят две сороки, у них четыре хвоста (лапти).

Стоит Арина, рот разиня (труба на крыше).

В лавке пятак не вытянешь (сучок на доске).

Белое ест, чёрное роняет (лучина горит в светце).

Сама нагая, а рубашка в запазухе (свеча и фитиль).

Ударю булатом по белым каменным палатам, выйдет княгиня и сядет на пуховую перину (огниво, кремень и трут).

О, Россия, которую мы потеряли...

Есть в книге и рецепты марийских национальных блюд: туара, торык подкогыльо, мелна...

В общем, книга интересная. Да только нет её в библиотеке. Только в музее.

А. ИКОННИКОВ

Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 37, 12 сентября 2020 г.

Категория: Сёла, деревни и починки | Добавил: Георгич (12-09-20)
Просмотров: 383 | Теги: Уржумский район, Самарцевский починок, Буйское, кировская | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024