Пятница, 29-03-24, 01.54

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [24]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [37]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [58]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [1]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Спасо-Преображенский монастырь. Село Цепочкино
В память о Спасо-Преображенском монастыре
 
  В 1624 году в селе Цепочкино был открыт Спасо-Преображенский мужской общежительный монастырь. Этому событию – 385 летию со времени открытия монастыря были посвящены чтения, которые организовала Цепочкинская сельская библиотека в конце 2009 года.
Собравшиеся узнали много интересного из истории Цепочкинского монастыря. Надо сказать, что селяне свято чтут местную историю. На месте, где располагался монастырь установлен поклонный крест. Сюда ежегодно совершается крестный ход из Уржума, который проходит через деревню Антонково – родину священномученика Алексия (Воробьева).
 
*   *   *
В. А. Ветлужских
 
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
с. Цепочкино
 
ВВЕДЕНИЕ
 
История Цепочкинского Спасо-Преображенского монастыря изучена недостаточно. Правда, документов сохранилось немало. Благодаря Грамотам и Актам Спасского монастыря можно узнать многое из быта и хозяйства монахов, очертить его границы и познакомится со взаимоотношениями монастыря и окружающим населением.
С самого начала существования монастыря он стал притягивать к себе крестьян, здесь было легче прожить, поэтомуу сюда нередко прибывали беглые из других уездов губернии крестьяне, спасавшиеся от нужды. Постепенно монастырь обрастал деревнями, которые появлялись на его землях. Крестьяне этих деревень были уже экономически связаны с монастрем, так как обязаны были платить туда оброк.
Значение монастыря для уезда и окружающего населения было большим. Особенная роль принадлежала монастырю в христианизации местного населения - марийцев (язычников).
Особенно это было актуальным тогда, в первой половине XVII столетия.Скорее всего это и было главной целью открытия на уржумской земле монастыря.
 
Основание монастыря. Его основатели.
 
В 1622 году с просьбой об устройстве в Уржумском уезде монастыря, к царю обратился старец Нифант. Он писал, что его стараниями приискано место у реки Вятки, выше Уржумского устья "...Чепочкиных гор”. Место это лежало между стрелецкой пашней и владениями детей боярских Мачехиных. "...То де место лежит впусте, не владеет им нихто, а в Уржумском де городе монастыря нет, и нам бы пожаловати ево старца, велети ему на том месте устроить монастырь”.
Казанские воеводы поручили уржумскому воеводе Серому Чеглокову обследовать обстоятельства этой просьбы, что и было сделано. Воевода Уржумский Серый Чеглоков сообщил в Казань, что в результате опроса уржумские попы, дьяконы, дети боярские, стрельцы, посадские люди и новокрещены (всего сто шестьдесят четыре человека) подтвердили, что вокруг Чепочкиных гор луга и дубняк раньше косили стрельцы, а теперь владеют теми лугами и дубняком два новокрещена, сдавая за это в казну оброк. Поляною за Сиком речкою владел раньше стрелец Пашка Дюков с товарищами, но после того как закончились "льготные лета” (по грамоте им была дана земля на 8 лет) и после "черемисские шалости” (волнения местных марийцев в 1616 году) земля эта оказалась свободной ("лежит впусте”). Свободным было поле и вверх по речке Сик. Вывод был таков: "...на том месте на Чепочкиных горах монастырю быть мочно, а черемисских деревень блиско того места нет...”.
Государь разрешил строительство монастыря. Старец Нифант "с братьею” начали возводить монастырь. Работы было много - расчистка заросших лесом "Чепочкиных гор”, возведение келий для монахов, церкви.
К 1624 году были завершены работы по обустройству монастыря. Было возведена деревянная церковь, которую освятили в честь Преображения. Тогда же в 1624 году монастырь был окончательно оформлен и территориально.
30 апреля 1624 года по наказу воеводы князя Василия Болховского (за приписью подъячего Василия Федорова) уржумец, сын боярский Назарий Немцов "... отделил в новую пустыню к боголепному Преображению землю ... от монастыря на низ подле Кинделетева луга дубник по сухой веретее прямо к озеру с правую сторону, а от озера от нижнего конца прямо к Вятке реке, а подле Вятки реки до лугов, что даны пану Ивану Дедюхину, всего по смете на одиннадцать верст, пашни паханые и перелогу и зарослей на пятнадцати чети[1].”
Таким образом дата основания монастыря - 1624 год.
 
Спасо-Преображенская церковь
 
Первая церковь в селе была выстроена в 1624 году. Была она деревянной, освящена была в честь Преображения Господня. В 1634 году случился пожар и церковь сгорела. Была выстроена новая, деревянная церковь, но и она в 1676 году сгорела. Снова была выстроена деревянная церковь.
В начале XVIII столетия был заложен каменных храм. Освящение престола нижней церкви (а она была двухэтажной)с состоялось в 1711 году. Освящен он был во имя Введения Пресвятой Богородицы. Верхний храм был освящен в 1718 году во имя Преображения Господня.
На освящение верхнего храма в монастырь приезжал митрополит Казанский Тихон. Еще в начале ХХ столетия в церкви села Цепочкина хранилась икона Владимирской Божьей Матери с надписью "Сий святой образ приисканием своим усердием от келейного своего прииждивения построил в милости Божией великий господин преосвященный Тихон, митрополит Казанский и Свияжский в обитель Боголепного Спасова Преображения, зовомую Чепочкин, что близ города Уржума в лето от миробытия 7127, а от Рождества во плоти Христа Бога в 1718... его архиерейством и храм сей освятися”.
Церковь была украшением монастыря. Нижний храм вмещал в себя довольно много отдельных помещений, которые были монашескими келиями и кладовыми.
Колокольня при церкви была выстроена гораздо позднее (в конце XVIII столетия) из игуменского дома и бывшей при монастыре башни.
Спасо-Преображенская церковь и после закрытия монастыря еще долго несла в себе следы от бывшего здесь монастыря. Многие церковные святыни, предметы утвари - были вкладами, дарами монастырю. От монастыря достались церкви серебряные: потир, дискос, лжица и звездица с украшениями и изображениями. На потире была надпись: "Сий потир в дом Божий в Уржумской Чепочкий монастырь москвитин Михаил Иванов сын Хомусовский при игумене Ефреме Богородицком весом лу (88) золотников”. Кроме сосудов, оставшихся от монастыря в церкви имелись напрестольные кресты. Один из них был восьмиконечным, серебряным и позлащенным, чеканным с частями животворящего древа и святых мощей. Была на нем надпись: "Миротворения 7112 году от Рождества Христа Бога Слова 1703 построися сей крест Господень по благословению великого господина преосвященнейшего Тихона митрополита Казанского и Свияжского во град Уржум в Спасский Чепоцкий монастырь подаянием благочестивых христиан при игумене Софронии”.
Долгие годы хранилось в храме массивное серебряное кадило. В церкви, как святыня сохранялся игуменский посох, простой работы - резной винтообразный, с железным наконечником.[2]
Были при монастыре и старинные книги, которые дают представление о монастырской библиотеке.До нас дошло упоминание о двух Евангелиях. Первое - издания 1662 года и второе 1694 года (последнее - дар монастырю Федора Павловича Кондратова). Среди реликвий церкви, доставшихся от монастыря был и Апостол (печатная книга 1666 года).
Еще в начале ХХ столетия при церкви в Цепочкине хранился монастырский синодик в котором было записано значительно число родов. Все роды, записанные в синодике для поминовения, оплачивались вкладами, которые давались деньгами или натурой.[3]
Церковь в селе Цепчкине существовала до начала 1960 годов, потом была разрушена. Она была последним свидетелем некогда действующего здесь монастыря.
 
Границы монастыря
 
Вначале владения монастыря были невелики, впоследствии хлопотами настоятелей монастыря владения эти значительно расширились. Появились у монастыря и сенные покосы и рыбные ловли, лесные угодия. Но не только благодаря милости государя прибавлял монастырь в земле. Пполнялись владения за счет вкладов (пожертвований). В одной из грамот царя Алексея Михайловича на Уржум (последняя четверть XVII столетия) воеводе В.Я.Аверлакову сообщается интересный факт: новокрещен черемисин Петрушка Турецкой, принявший монашество и имя Пимена, сделал монастырю земельный вклад, В земельные владения этого новокрещена наряду с другими входило и Жеребцово Поле (будущее село Петровское).
К 1646 году Цепочкинскому мужскому общежительному монастырю принадлежало в слободках и починках 64 крестьянских двора, да 28 дворов бобыльских. "...В них крестьян и бобылей 99 человек, да детей и братьеи 85 человек...”[4].
К 1669 году монастырские владения включали в себя уже несколько деревень. Деревни эти выросли за время существования монастыря на землях, отведенных ему. В девяти деревнях и починках (деревни: Малкова, Крюкова, Колыбаева, Запольская, Толоева, Попова, Новокрещенская, Дюкова Полянка, починок Чепаева Ключища) насчитывалось 54 двора в них проживали 195 человек кревтьян и членов их семей.
 
Быт и хозяйство монастыря
 
Монастырь полностью обеспечивал себя всем необходимым. Так как он был мужским общежительным, то естественно главным направлением было земледелие. Достаточные площади пахотных земель и сенокосов позволяли монастырю выращивать зерно и держать скот для нужд монастыря.
В 1643 году возникла необходимость в расширении лесных угодий. Скорее всего не в расширении даже, а в выделении вновь, так тех лесных угодия, что были выделены в 1624 году уже практически не было. "На монастырские строения, хоромного лесу имать негде, в нагорной стороне лыка и дров нет...” - сообщал в челобитной игумен монастыря. Государь поручил проверить просьбу монастыря. В результате этой проверки, проведенной уржумским сыном боярским Данилом Мачехиным и площадным подъячим Ф.Некрасовым выяснилось, что около монастыря на нагорной стороне "... хоромный и всякий лес был, и как около того монастыря поселились крестьяне и те леса на церкви Божии и на кельи и на монастырскую ограду и крестьяне на свои хоромы и на всякое дворовое строение высекли. И ныне монастырю и монастырским крестьянам около монастыря и на нагорной стороне хоромным лесом и дровами... гораздо скудно”.
Лес был выделен за рекой Вяткой. Монастырю разрешалось брать лес на строительство необходимых построек, на дрова, на лыко[5]. Однако интересен такой факт. В царском разрешении на пользование лесом была одна оговорка: монахам запрещалось рубить бортные[6] леса и охотиться за зверем и птицей в этих лесах.
Монастырю нередко приходилось отстаивать свои права на владение землей, деревнями от доносов и наветов. В одной из Грамот Казанских воевод в 1669 году[7] предписывается местням крестьянам, живущим на монастырской земле "...Уржумского Цепочкина монастыря игумена Геласия з братьею, или по нем хто иныне игумены...будут, слушали и пашню на них пахали и доход им в монастырь платили, чем они игумен з братьею кого пооброчат”.
Не только земля, покосы и пашни были предметом тяжб монастыря. Рыбные ловли за рекой Вяткой были также причиной обращений игуменов к государю. Так в 1674 году Грамотой царя Алексея Михайловича были подтверждены права Цепочкинского монастыря на владение рыбными ловлями на Озигаловском и Иванчевских озерах (на правах оброка).
В 1677 году по дозволению царя Федора Алексеевича (по просьбе игумена Авраамия) на реке Буй была выстроена монастырская мельница. Позднее царской грамотой было подтверждено право монастыря (причем безоброчное) на владение этой мельницей. Есть в этом документе и подробные сведения о мельнице "...На Кукарской дороге на ясашной земле села Петровского между деревень деревни Пестовы и деревни Бровцыны, Какуй тож, Спасского Чепоцкого монастыря на реке Бую построена колесная мельница...а в ней двои жерновы, да подле той мельницы поставлены две избы да клеть.”
 
Упразднение монастыря
 
Спасо-Преображенский мужской общежительный монастырь в Цепочкине существовал до 1764 года - 140 лет. В 1764 году монастырь был упразднен.
Монастырская церковь стала приходской - Цепочкинской Спасо-Преображенской церковью. Деревни и починки заселенные монастырскими крестьянами были отведены в разряд государственных крестьян, так произошла с упразднением монастыря и секуляризация его земель.
От монастыря долгое время сохранялось кладбище, что было подле церкви. Сейчас поверхность его неузнаваемо изменилась. Здлесь располагаются здания школы и библиотеки, кочегарка. Но при строительстве зданий, или рытье канав и траншей, на поверхности оказываются человеческие кости - это следы монастыря. Правда в последнее время землеройных работ на территории, когда-то занимаемой монастрем, не производится.
 
Персоналии настоятелей монастыря
 
Для нас небезинтересно узнать, кто был во главе монастыря на протяжении 140 лет его существования. К сожалению многие документы не дошли до нас, многие имена нам неизвестны. Тем не менее по разным источникам автору удалось восстановить имена игуменов монастыря.
В разных документах и в разное время они именуются по разному. Старец, Игумен, Строитель - эти разные названия имеют один смысл - настоятель, руководитель монастыря.
В 1622 - 124 годах - во главе монастыря был старец Нифант - основатель Цепочкинского монастыря. В 1645 - 1647 годах - монастырь возглавил старец Кирилл. Он упоминается и как "строитель” монастыря - Кирилл Мачехин.
В 1648 - 1649 годах - настоятелем монастыря был "черный поп” Самсон. Он упоминается и как "строитель черный поп Самсон”
В 1657 году настоятелем монастыря был игумен Тихон.
В 1669 году во главе монастыря был игумен Геласий.
В 1670 - 1677 году настоятелем монастыря был игумен Авраамий. В 1686 году настоятелем монастыря был игумен Ануфрий (при нем казначеем Пахомий).
В 1688 - 1694 годах во главе монастыря был игумен Макарий (упоминается в документах и соратник Макария старец Давыд).
В 1700 - 1701 годах настоятелем монастыря был Ефрем.
В 1702 - 1703 годах настоятелем был игумен Софроний.
В 1712 - 1721 годах - во главе монастыря стоял игумен Александр.
В 1724 году настоятелем монастыря был игумен Логин.
В 1734 - 1735 годах настоятелем монастыря был игумен Михаил.
В 1746 - 1751 годах монатырь возглавлял игумен Дорофей.
В 1756 - 1761 году во главе монастыря был игумен Никон.
 
ЗНАЧЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
 
С самого начала своего существования монастырь имел большое значение в жизни Уржумского уезда. Причем значение его тогда было весомым. Монастырь был не только политически значимым звеном в освоении уржумской земли русскими, он имел еще и большое культурное значение для местного населения.
 
Политическое значение монастыря
 
Монастырь на определенном этапе развития был политическим центром уезда. Монастырь был основным звеном в христианизации нерусского населения уржумской земли, которые были в то время язычниками. Этой главной задаче он и обязан был служить в первые десятилетия своего существования.
Еще в конце XVII столетия значение его как политического центра можно отследить по документам. Так в 1681 году в ведении монастыря "...у уржумского заказчика - игумена Спасо-Чепоцкого монастыря Софрония было в ведении 16 церквей” ("Православный собеседник 1896 год”).
Нельзя не учитывать и того, что монастырь концентрировал на первом этапе своего существования русское население. Именно здесь в XVI столетии появляются деревни и починки с русским населением.
После закрытия монастыря его церковь положила начало образованию прихода, села Цепочкино. Во второй половине XVIII столетия в уезде значилась Подгородне Цепочкинская волость. .
 
Культурное значение монастыря
 
Монастырь был культурным центром уезда. Именно здесь было сконцентрировано наибольшее число грамотных людей. Была при монастыре библиотека церковной литературы. При монастыре работала иконописная мастерская.
Кроме того наличие монастыря, разнообразие хозяйственнойй деятельности монахов, позволяли приобщить к прогрессивным способам обработки земли, научить новым ремеслам коренных жителей края.
 
Литература.
1. В.А.Ветлужских. ЦЕПОЧКИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. глава VI учебного пособия "Очерки истории Уржумского района” (на правах рукописи). 
 
__________________________________________________________________________________
[1] Четь - мера площади, составляла половину десятины. Десятина - 1,197 га. В тексте четями измеряется площадь пашни и перелога - то есть сельскохозяйственной земли.
[2] В настоящее время этот посох хранится в уржумском краеведческом музее. Судьба других предметов утвари, ценностей монастыря неизвестна.
[3] Вклады давались даже скотом, хлебом (зерном). Вкладами были и предметы церковной утвари: ризы на иконы, сосуды, облачения.
[4] Так было отмечено в переписной книге стольника Я.М.Толочанова и подъячего А.Фаворова, исполнявших перепись в 1646 году.
[5] Лыко - кора липы. Имеется в виду необходимость заготовки лыка для плетения лаптей. Обувь в то время у монахов и крестьян была одна - лапти.
[6] Бортные деревья - в то время пчеловодство было бортным. На деревьях развешивались ульи - борти, которые из себя представляли чаще всего липовые долбленки (часть ствола выдолбленная изнутри).
[7] Ввозная грамота, адресованная игумену Цепочкинского монастыря Геласию. 
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (21-02-11) | Автор: Ветлужских Владимир Алексеевич
Просмотров: 3133 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024