Пятница, 20-09-19, 21.47

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [53]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [55]
Образование [30]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [36]
Совхоз "Буйский" [11]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Часовни Уржумского уезда: от Архангельского до Шурмы
Д. Н. Казаков
ЧАСОВНИ УРЖУМСКОГО УЕЗДА:
ОТ АРХАНГЕЛЬСКОГО ДО ШУРМЫ
 
с. Архангельское (ранее Буйско-Архангельское): на приходском кладбище, время постройки неизвестно, в последний раз перестраивалась в 1898 г. деревянная на каменном фундаменте, который, как отмечалось в 1915 г., начал разрушаться. Длина 14 аршин, ширина 8 аршин. Украшение составляли святые иконы в старинном иконостасе, в последний раз возобновлявшемся в 1883 г. Празднество бывало 20 июля в честь Илии Пророка. Разрушена. В 1907 г. рядом с селом возведена часовня на месте захоронения заводчика Садовеня. По местному преданию строили ее мастера – поляки. Построена из красного кирпича. Сохранилась [22].
д. Ашланская: в 5 верстах от г. Уржума, в приходе Троицкого собора. В 1915 г. отмечалось, что существует более 200 лет, деревянная, прочна, в длину 2 квадратные сажени. Внутри был небольшой иконостас с иконами старинного письма. Празднества были 9 мая в день Святителя и чудотворца Николая и 25 сентября в день преподобного Сергия Радонежского.
с. Байса. Из архивной справки: «Часовня при с. Байса на кладбище деревянная, время постройки неизвестно. В июне 1889 г. перестроена. Внутри находится ветхий образ Василия Великого, в вышину 1 сажень, в ширину и длину 2 сажени. Празднество и собрание прихожан бывает в Троицкую субботу для поминовения усопших в небольшом количестве» (1915 г.).
Еще в те времена, когда местные черемисы состояли прихожанами церкви с. Буйско-Архангельского, они 16 февраля 1760 г. просили словесно приезжавшего к ним миссионера Свияжского архимандрита Евмения о позволении построить им часовню, в которой они могли бы хранить усопших до погребения, поскольку «они в осеннее и весеннее время за заболоченностью лесной дороги и за дальностью расстояния от прихода своей церкви затрудняются перевозить оных». В том же году указом им было позволено разбить кладбище и на нем поставить деревянный крест и клеть для хранения усопших. Когда клеть эта была перестроена в часовню, неизвестно.
В 1848 г. отмечалось: «до существования в Байсе церкви, празднество в часовне отправлялось в первый день генваря в память Святителя Василия Великого. По построению же оной празднества и собрания при ней никакого не бывает и ныне она служит для помещения тел мертвых до погребения». Часовня несколько раз перестраивалась. В 1848 г. указывалось, что в вышину она имела 4 аршина, в ширину и длину 4 кв. аршина, внутри имелись 2 иконы – ветхий образ св. Василия Великого и Николая Чудотворца [23].
Разрушена в советские годы.
Еще одна часовня, выложенная из кирпича, стояла с 1890 г. в ограде церкви, на месте старой деревянной церкви. В советское время разобрана.
д. Безводная: в приходе с Кичмы, построена усердием крестьян в память избавления Государя императора Александра Николаевича от руки убийцы 25 мая 1867 г., освящена в честь обретения главы Иоанна Крестителя и в честь иконы Архангела Михаила. Деревянная, в длину и ширину достигала до 8 аршин. Украшение составляли несколько икон. Празднества 25 мая и 8 ноября.
На Белой речке: на Казанском тракту, расстоянием от Уржума в 2 верстах, в приходе Троицкого собора. Каменная с колокольней, прочная, в длину 12 сажень, ширину 3 сажени. В 1915 г. отмечалось, что существует более 200 лет, в 1891 г. ремонтировалась и расширялась с перекладкой алтаря и колокольни.
Внутри пред небольшим иконостасом был устроен Иордан, а над ним киот для икон. При крестном ходу из Уржумского собора сюда приносилась икона «Живоносный источник Богоматери».
Богослужения и молебны проводились в неделю всех святых при значительном собрании народа. К этому времени сюда собирались богомольцы со всего Уржумского уезда для служения водосвятных молебнов, числом от 6 до 10 тысяч человек.
д. Блиново: Лебяжской волости, в приходе с. Окунево, в 4 верстах от села, деревянная, построенная в 1890 г. в память чудесного спасения жизней Их Императорских Величеств. Снаружи карниз был украшен резьбой, а внутри имелась купель и около передней стены внутри был устроен чан, в который через посредство желоба и прилегающей горы поступала ключевая вода. В длину имела 9, в ширину 7 аршин, а высота купола достигала 7 аршин. Празднества проводились с приходом крестного хода из церкви 17 октября в честь св. пророка Илии, 8 августа в честь одного из апостолов.
В августе 1925 г. предвик Лебяжской волости сообщал в адмотдел Вятского губисполкома об этой часовне следующие факты: «… часовня при д. Кирпики здешней волости состоит из сколоченных досок. По состоянию очень ветхая. Имущество в ней, за исключением нескольких старинных икон, не имеется. Означенная часовня ранее находилась в пользовании Окуневской религиозной группы; в настоящее время последняя за ветхостью часовни принять в свое пользование таковую отказалась» [24].
с. Большой Рой: деревянная, построена в 1892 г., в длину и ширину 8 ½ аршина, в высоту с крестом 5 саженей. Все убранство составляло несколько икон. Праздник устраивался 17 сентября в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
д. Большие Шоры: из архивной справки за 1915 г.: «Здание деревянное в приличном состоянии, прочное. Построено неизвестно когда. В длину 7, а в ширину 6 саженей. Кроме нескольких икон, украшений нет. Праздник – 16 августа, в день празднования Нерукотворного образа Господня». Находилась в приходе церкви с. Лебяжья.
А вот что рассказал об этой часовне старейший житель деревни А. А. Редькин: «Часовенка стояла на крутом обрыве на берегу Вятки, метрах в 300 от ободвориц, и напоминала обычную крестьянскую избу обшитую досками. Ее выдавал только купол с крестом. Одно окно со ставнями было обращено к обрыву, другое к деревне. Тамбур был обшит досками, внутри часовня тесана. Никакой мебели там не было. На стеллажах иконы стояли».
Открывалась раз в год, в праздник Спаса. Батюшке приносили подань: ржи в котомке, которую обязательно ставили открытой, баранью грудинку или стряпню. Тут же освящали яблоки и продавали. В советское время была разобрана и перевезена сначала на конный двор, а затем – на водогрейку [25].
 д. Буйлина: в приходе с. Кичмы, построена по указу Консистории № 13965 по обету крестьян той деревни в память избавления деревни от пожара, бывшего в 1864 г. Деревянная, в длину и ширину 9 аршин, освящена в честь иконы Божией матери, украшений кроме икон не было. Ежегодно 23 июня из храма с. Кичмы был крестный ход в часовню с водосвятным молебном.
Буйский завод: построена в 1848 г. заводовладельцем Мосоловым, каменная, крыта железом, по фасаду 4 сажени в длину и столько же в ширину. Внутри находился двухярусный иконостас столярной работы, «окрашенный светло-розовой краской с белой в прилегающих местах прокраской, иконы живописной работы безо всяких металлических украшений». Часовня была освящена в честь пророка Илии, 20 июня, день пророка Илии из храма с. Буйского в часовню совершался крестный ход, но празднество бывало лишь при собрании одних прихожан. Еще один праздник устраивался в Покров Божией Матери.
17 марта 1937 г. президиум Уржумского районного исполкома постановил «ввиду того, что здание Буйской часовни пришло в ветхость и разрушается, предложить Буйскому сельсовету передать эту часовню по акту Буйской МТС для использования на строительный материал» [26].
д. Буйский Перевоз (Буйское Городище): в приходе церкви с. Петровского, находилась в 5 верстах от церкви, на почтовом тракте в г. Нолинск, на берегу р. Вятки. Деревянная, «очень древняя», в длину 14, а в ширину 9 аршин. Внутри был устроен алтарь с резьбенным иконостасом с иконами в киотах. Празднества происходили в день Святой Троицы и Святителя Николая Чудотворца 9 декабря.
д. Бусоргино: из архивной справки: «Часовня при починке Бусоргино Лебяжского прихода, зданием деревянная. В длину и ширину три аршина. Построена неизвестно когда. Кроме нескольких икон, украшений нет. Праздник – 11 июля, в день св. Варфоломея». По воспоминаниям старожилов часовенка стояла на берегу речки.
д. Быкотепов: в приходе церкви с. Кичмы, построена в 1877 г. в память спасения Государя императора от гибели. Деревянная, в длину и ширину до 8 аршин, прочна, украшений кроме икон не имелось. Была освящена в честь иконы равноапостольских царей Константина и Елены и в честь иконы Покрова Божией Матери, празднества устраивались 21 мая и 1 октября.
с. Вершинята: построена неизвестно когда. 5 июля 1906 г. сгорела, весной 1915 г. была построена вновь. Деревянная, в длину 6, в ширину 5 аршин. Украшение составляло несколько икон. Празднество 15 августа в день Успения Божией Матери.
с. Вотское: находилась в ограде церкви, усыпальная, тесовая. По свидетельству местных стояла в селе еще долго после закрытия церкви.
д. Голбуева: в приходе церкви с. Кичмы, построена в 1906 г. в память рождения царевича Алексия усердием местных крестьян с разрешения епархиального начальства, освящена в честь Спасителя и в честь иконы св. Алексия. Деревянная, прочная, в длину и ширину до 9 аршин. Украшение составляло несколько икон. Празднества 1 августа и 5 октября.
д. Дубровино: в приходе церкви с. Лебяжья, из архивной справки: «Здание деревянное, в приличном состоянии, прочное, построено неизвестно когда. В длину, в ширину 6 саженей. Кроме нескольких икон, украшений нет. Праздник – 22 октября, в день празднования иконы Казанской Богородицы». Часовня стояла за ободворицами деревни, была небольшой по размерам, обшитой досками, с крестом на куполе, несколькими окнами и дверью с «крыльчиком».
Перед войной, когда в деревне построили скотный и конюшенный дворы, в часовне разместили конюховку – варили пойло для скота. Затем разобрали.
д. Захарово: в приходе церкви с. Лаж, построена в 1902 г. на средства местного жителя в память исцеления Государя императора от болезни, освящена во имя святого Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Деревянная, покрытая железом, восьмиугольная, в ширину и длину по 3 ½ сажени, в вышину 4 ½ сажени. Празднества 6 декабря и 27 сентября, но собрание народа бывало незначительным.
д. Изиморка: в приходе церкви с. Байса, время построения неизвестно. По местному преданию построена при самом начале восприятия черемисами Православной веры. При ней несколько лет существовало кладбище, упраздненное к 1840-м годам. В 1840 г. истреблена пожаром, в 1841 г. построена вновь с соблюдением прежних пропорций. Деревянная, в ширину и длину 4/2 кв. аршина, в вышину 3 аршина. Украшение составляли образ Божией Матери, образ чудотворцев Козьмы и Дамиана. Празднество 14 июля, в день этих святых. В этот день проводился базар, на который съезжался люд со всех окрестных деревень. В 1960-е годы разобрана на дрова для местного медпункта [27].
д. Ишалевая: в приходе церкви Верхней Шурмы, построена в 1832 г., освящена в честь Троицы. Деревянная, в длину и ширину 8 кв. аршин. Украшение составляло несколько икон. Праздник в день святой Троицы.
д. Ишеев (Сосновка): в приходе церкви Верхней Шурмы, существовала с давних времен, освящена в честь Преображения Господня. Деревянная, в длину и ширину 3 кв. аршина. В 1915 г. отмечалось, что ветхая. Празднество 6 августа в день Преображения.
д. Кокши: в приходе церкви с. Лаж, время основания неизвестно. В 1879 г. с разрешения Епархиального начальства перенесена на конец д. Кокши. В 1890 г. на средства крестьян Андрея Окулова и Михаила Быкова внутри оштукатурена, в 1914 г. перестроена. Освящена во имя великомученика Георгия Победоносца. Деревянная, обшитая тесом, покрыта железом, внутри оштукатурена, обнесена деревянной решеткой. Восьмиугольная, в длину 4 сажени, в ширину 2 ½ сажени, в вышину 9 аршин. В 1914 г. отмечалось, что ветха. Празднества свершались 23 апреля и 26 ноября; первое собрание народа было довольно многолюдным, а второе незначительным. В реке Кокшинке купали коней и их освящал священник [28].
д. Конакова: в приходе церкви с. Кукнурского, построена в 1910 г. Деревянная, внутри устроен иконостас с 19 иконами и одним подсвечником. Празднества 12 августа в честь происхождения Древ животворящего креста Господня и второе в честь преподобного Серафима Саровского.
д. Костыли: в приходе церкви с Кукнурского, основана в 1793 г., стояла в поле. Деревянная с 5 иконами. Празднества по 9 неделе по святой Пасхе и в честь Великомученицы Параскевы.
д. Красный Яр: в приходе церкви с. Кукнурского, построена в 1904 г., деревянная, внутри имелось 14 икон и 2 висячие лампады. Празднества 8 ноября в честь Архистратига Михаила и 21 мая в честь равноапостольных царей Константина и Елены.
с. Лаж: время построения неизвестно, в XIX ст. находилась в упадке, восстановлена в 1885 г., освящена в честь святой великомученицы Параскевы, стояла в начале села, на дороге из Уржума на Яранск. Деревянная, круглая, пятиугольная, в ширину и длину по 2 сажени, в вышину 3 ½ аршина. Празднество было в 9-й пяток по Пасхе, по другим данным проводились службы в Троицу и Филиппов день. В советское время в ней располагался магазин, затем хозяйственный склад. Здание сохранилось и находится на территории ремпредприятия на улице Зеленой с. Лаж.
с. Лебяжье: по воспоминаниям лебяжан находилась на местном кладбище, хотя в документах не упоминается. Стояла часовня, сложенная из красного кирпича, в самом центре старого кладбища, ближе к дороге. Была она небольшая – три на три метра, без окон, вход с приступками был обращен к селу. Венчал часовню шпиль с крестом. Внутри находилось несколько икон. Служба проводилась в поминальные дни, прихожане оставляли подань священнику. В тридцатые годы была разобрана.
д. Мазары: в приходе с. Архангельского. Часовня упоминается в «Списке населенных мест Российской империи» за середину XIX века. Позднее, очевидно, была упразднена, т.к. более не упоминается.
д. Максинерь: В приходе церкви с. Нижней Шурмы, «существует с древних времен», освящена во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Деревянная, в длину и ширину 9 кв. аршин. Украшение составляло несколько икон. Празднества 17 апреля и 27 сентября. В 1915 г. отмечалось, что требует ремонта.
д. Малая Коныга: В приходе церкви с. Кичмы, построена усердием крестьян в память спасения Государя Александра Николаевича от руки убийцы 25 мая 1867 г. с разрешения Епархиального начальства, освящена в честь обретения Главы Иоанна Крестителя и в честь иконы св. пророка Божия Илии. Деревянная, прочна, в длину и ширину до 8 аршин. Празднества 25 мая и 20 июля.
д. Немдинская: в приходе церкви с. Кичмы, построена в середине XVIII ст. по благословению Вятского Владыки Луки, после чего здесь образовался приход, в честь иконы св. Архангела Михаила, по народному преданию явившейся пред сей деревней. Деревянная, в длину и ширину до 8 аршин, снаружи обшита тесом и окрашена, крыша железная, шпиль и крест обложены белой жестью и вызолочены. Ежегодно в ближайший к 1 мая субботний день был из храма Кичмы крестный ход в сию часовню с совершением молебна с водосвятием и чтением акафиста.
д. Онтонково: в приходе Троицкого собора, в 5 верстах от г. Уржума. В 1915 г. отмечалось, что «существует более 200 лет». Деревянная, в длину 4 сажени, в ширину 2. Внутри имелось несколько новых (для 1915 г.) икон средней величины и много старинных небольших. Празднества в день Преполовения, св. Троицы и Покрова Божией Матери, но отмечалось, что «молятся только жители д. Онтонково, а сторонних богомольцев не бывает».
д. Пижмарь: в приходе церкви с. Пустополье. Построена «в незапамятные времена». По Указу Вятской Консистории от 15 мая 1875 г. за № 404 перестроена в первый раз. Вторично перестроена в 1903 г. Деревянная, «строительный материал прочен», шириной 8 аршин, длиной 10 1/2 аршин, высота до крыши 4 1/2 аршин. Внутри имелась хорошая живопись, окаймленная малиновым манчестером, и 4 иконы. Празднество в честь св. Пророка Илии 20 июля с собранием только местных жителей.
д. Поташево: в приходе церкви Нижней Шурмы, существовала с давних времен, освященная во имя Святителя и Чудотворца Николая. Деревянная, в длину и ширину на 6 кв. аршин. Празднество в четверг на седьмой неделе после Пасхи.
д. Редькино: из архивной справки: «часовня при д. Малое Редькино, зданием деревянном на каменном фундаменте, 1874 года постройки. Осьмигранная на 5 саженей во все стороны. Украшений, кроме нескольких икон, в часовне нет. Праздники – 10 октября в день Покрова, в пяток 9-й недели по святой Пасхе в честь Великомученицы Параскевы, 18 августа, в день святых мучеников Флора и Лавра».
По воспоминаниям старожилов часовня, находившаяся в приходе церкви с. Лебяжье, стояла на самом конце деревенской улицы. Это было большое рубленое по кругу здание с деревянным куполом, который венчал железный крест. Несколько небольших окон закрывались ставнями. В самом здании из убранства было лишь несколько икон и подсвечников. В часовне служили молебны в Троицу и перед выгоном скота, который освящали. Из Лебяжья приезжал священник, который по просьбам верующих проводил службы и на дому.
При советской власти в здании часовни был открыт маслозавод, затем в нем расположился склад, проводились вечерки. Позднее была разобрана на строительство крахмального завода. Ныне на ее фундаменте стоит жилой дом.
д. Сарда: в приходе церкви с. Рождественского, Тихвинская. По одним данным построена в 1440 г., по другим в 1770 г. при постоялом дворе [29] вошла в приход с. Рождественского во второй половине XVIII в. Деревянная, снаружи обита тесом, выкрашена на масле и обнесена оградой, в длину 7 аршин, в ширину 6 аршин. Внутри был иконостас столярной работы, окрашенный масляной краской. При празднестве 26 июня в честь иконы Тихвинской Божией Матери собрание верующих было малочисленно.
д. Толстик: в приходе церкви с. Атары. Время построения неизвестно. По местной легенде по Вятке плыл крест и пристал к берегу, рыбаки оттащили его от берега, пустив по реке, но он снова пристал к берегу. Тогда решено было поставить здесь часовню. Здание было деревянное, большое. В празднество собиралось огромное множество верующих, устраивалась ярмарка, на которую приезжали купцы из Котельнича. В советское время в здании был клуб. По некоторым данным оно сохранилось, хотя деревни не существует.
г. Уржум: здесь находилось две часовни в приходе Казанско-Богородицкой церкви. Одна из них была выстроена в 1887 г., каменная, покрытая железом, в длину и ширину по 3 сажени, в высоту также 3. Внутри был устроен небольшой иконостас с живописными иконами. Празднество 30 августа, в Вознесение.
с. Цепочкино: построена в 1890 г. в память чудесного события 17 октября 1888 г. по указу Духовной Консистории от 10 января 1890 г. за № 237 на добровольные пожертвования и частью на средства попечительства. Каменная, шириной 10 аршин в диаметре, а в высоту с крестом 7 аршин. Внутри был устроен иконостас с иконами тех святых, имена которых носили Августейшие лица царской семьи, спасшиеся во время крушения царского поезда. Празднества в день Святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев, в честь которых была устроена часовня, в октябре. Собрание верующих было значительным.
д. Часовня: в приходе церкви с. Лаж. Время основания неизвестно, перестраивалась в 1817 и 1870 г.г., а в 1889 г. перенесена на средства местного населения на ключ, что в полутора километрах от села Лаж, освящена во имя Святителя Филиппа, митрополита Московского. Деревянная, обшита тесом и покрыта железом, огорожена вокруг деревянной решеткой. Четырехугольная, длиной и шириной по 8 аршин. В 1914 г. отмечалось, что ветха. Празднество свершалось раз в год 3 мая, но собрание народа бывало небольшим. Из ключа у часовни брали воду на все церковные нужды.
д. Чукша Верхняя: в приходе церкви с. Кичмы, построена в 1906 г. тщанием прихожан в честь рождения наследника царевича Алексея и освящена в честь иконы Вознесения Господня и в честь иконы Архангела Михаила. Деревянная, в длину и ширину по 9 аршин. Празднества в день Вознесения Господня и 8 ноября.
д. Шаваржаки: в приходе церкви с. Кичмы, построена в 1869 г. по обету, данному крестьянином Федором Глазыриным и освящена в честь Успения Божией Матери. Деревянная, в длину и ширину до 8 аршин. Празднества 15 августа и 26 декабря.
с. Шевнино: за 1915 год сообщалось: «построена с разрешения Епархиального начальства на собственные средства прихожан, в каком году неизвестно, но полагают, что она поставлена более 150 лет назад…» Деревянная, шириной 12 аршин кругом. Празднества в честь мученицы Параскевы Пятницы 28 октября и в честь великомученицы Екатерины 24 ноября.
д. Шои: в приходе церкви с. Кичмы, построена в 1913 г. местными жителями по их именному приговору и указу из Вятской Консистории, освящена в честь иконы Неопалимая Купина. Деревянная, в длину и ширину до 8 аршин. Празднества 4 сентября и в честь вышеназванной иконы.
При Шумской мельнице: в приходе церкви с. Рождественского, у д. Сарды, построена в 1884 г. по указу Вятской Духовной Консистории от 13 октября 1882 г. за № 7983. По местной легенде по р. Бую плыла икона, ее достали двое нищих, после чего и была построена часовня. Часовня стояла на реке, каменная, квадратная, с усеченными углами в диаметре 5 саженей, с деревянной главою, покрыта железом, снаружи выбелена и внутри оштукатурена. Внутри находился резной вызолоченный иконостас с 10 иконами.
Празднество 7, 8 и 9 мая в честь иконы Чудотворца Николая, которая, очевидно, и приплыла по реке, но хранилась в храме с. Рождественского, кроме этих чисел. К этим числам собирались на поклонение перед этой иконой богомольцы из Уржумского, Яранского и Малмыжского уездов.
А вот что рассказала об этой часовне уроженка тех мест: «на берегу Буя на возвышенном месте стояла часовня. Там каждый год в Николин день праздновалась Шумиха. Торговцы, главным образом из мари, окружали часовню своими товарами. Праздник был очень торжественным, площадь очень красивой. Вокруг деревья росли, а берега заросли ивняком. Вода здесь была целебная, которая исцеляла от болезней. Сюда привозили детей и больных, оставляли в дар деньги, шерсть, еду».
Разрушена в начале 1930-х годов [30].
с. Шурма Верхняя: существует с давних времен, отмечалось в 1915 г., освященная в честь иконы Смоленской Божией Матери. Деревянная, в ширину и длину на 3 кв. аршина. Празднество 28 июля.
с. Шурма Нижняя: существовала с древних времен, освященная во имя Святителя и Чудотворца Николая. Деревянная, на 6 кв. аршин. Празднество 9 мая. В 1915 г. сообщалось, что обе часовни требуют ремонта.
 
Источники и уточнения.
22. Краеведческий альманах «Уржумская старина» № 4, с. 47. Уржум, 1991 г.
23. ГАКО ф. 237 оп. 70, д. 1468, лл 187-188.
24. ГАКО ф. Р-2477, оп 1, д. 184, л 44.
25. Здесь и далее сведения о часовнях Лебяжского прихода: Д. Казаков «Часовни», газета «Знамя Октября», 27 апреля 2004 г.
26. Уржумский архив ф. 1, оп 1, д 58, протоколы Уржумского райкома. Протокол № 15 за 17 марта 1937 г.
27. ГАКО ф. 237, оп 70, д 1468, лл 187-188.
28. Здесь и далее сведения о часовнях Лажского прихода: В. Сюксин «Лажские часовни», газета «Знамя Октября» 25 мая 2004 г.
29. Краеведческий альманах «Уржумская старина» № 1, с. 28-29. Уржум, 1991 г.
30. Краеведческий альманах «Уржумская старина» № 1, с. 28-29. Уржум, 1991 г.
 
16 октября 2004 г.
пгт Лебяжье.
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (12-02-11) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 1368 | Теги: Казаков, Уржум, Часовни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2019Яндекс.Метрика