Среда, 18-09-19, 04.58

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [52]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [54]
Образование [30]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [36]
Совхоз "Буйский" [11]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Первые храмы (деревянное зодчество)
Д. Н. Казаков
Первые храмы
(Деревянное зодчество)
 
В последней четверти XVII века Лебяжская сторона пополнилась еще двумя храмами во вновь основанных селах. Около 1678 г. основано было ясашное село Филипповское-Лаж (по одной из сохранившихся легенд — беглыми крестьянами из Владимирской губернии) с построением деревянной Филипповской церкви, принадлежавшее Кукарскому заказу, а в 1687 году далеко на западе от Лебяжья в излучине реки Вятки Кукарский Покровский монастырь основывает село Атары с построением в нем деревянной Спасской церкви. Собственно, как поселения эти населенные пункты уже давно существовали, основаны были лишь храмы в них, после чего они были возведены в положение сел; в ведении Цепочкинского монастыря эти села не находились, а подчинялись духовно Кукарским монастырям. Стояла еще до-Петровская, до-синодальная Русь, время, когда Вятские леса наводнили старообрядцы, бежавшие сюда из её центральной части, подальше от Никоновской «ереси» и царского гнета. Так давно это было.
В Лебяжье в 1670 годах была построена еще одна деревянная церковь, Ильинская. Интересно, что в документах за 1765 год упоминаются две лебяжские церкви — Николаевская и Ильинская, обе ветхие. Была ли это та Николаевская церковь, которая упоминалась у Толчанова и Фаворова? Очень возможно. Можно предположить, что одна церковь стояла на Городище, а вторая в центре села. К тому времени поселение «переместилось» с узкого пространства Городища, зажатого между крутым обрывом и валом, за черту последнего — в район нынешней улицы Советской, у спуска к пристани. Так Городище, с которого пошло Лебяжье, опустело. Старожилы ближайшей к нему улицы М. А. Бронников и Л. Ф. Якимова рассказывали мне, что еще в 1920-1930-е годы там было сравнительно мало домов, и то появившихся в начале ХХ века, а самой «густонаселенной» была часть нынешней улицы Советской, на которой стояло около 30 дворов. Напоминанием о когда-то существовавшем поселении на Городище будущим поколениям остался лишь земляной вал, безжалостно срытый в ХХ веке бульдозером.
Вот, наверное, почему понадобилось лебяжанам воздвигнуть в своем маленьком селе вторую церковь, уже на новом месте — чтобы была она поближе и к поселению, и к погосту. Возможно, могло быть и так, что одна церковь была теплой (зимней), а другая холодной (летней). Печное отопление с дымоходами появилось в церквях сравнительно поздно, а до этого в зимнее время службы старались проводить редко, так как при топке печей «по-черному» оседавшая копоть портила иконы и росписи на стенах. Вятский иконописец Иван Яговкин сообщал в 1759 году вятскому архиерею, что «некоторые церкви имеются черные наподобие черных изб». Это могло послужить еще одной причиной постройки в Лебяжье второй, более «модернизированной» церкви. Оба храма простояли до 1772 года, когда в Лебяжье началось строительство каменного храма. Интересно, что впоследствии сложилась легенда, будто бы Городищенская церковь ушла под землю, а другую деревянную церковь куда-то увезли.
А теперь попытаемся представить, как же могли выглядеть первые лебяжские храмы. Изображений их не сохранилось, но, оказывается, представить, какими они могли быть, не такое уж трудное дело, ведь на Вятке существовал только один тип деревянных церквей — клетские. На севере области строили еще шатровые храмы, но они не получили широкого распространения, и уже в середине 17 века были запрещены Церковью. Плотники русского севера, конечно, не видели ни каменных византийских храмов, ни храмов времен Древней Руси, поэтому свой поиск конструктивного решения православного храма они начали с самого простого, с того, что было перед глазами: с рубленой клети, которая была основой и деревенского дома, и хором знатного человека, и часовни. Так появился 3-х частный тип клетской церкви, получивший наибольшее распространение и ставший образцом для постройки многих и многих церквей: основная, более крупная и высокая клеть (молельный зал); прирубленная к ней с западной стороны вторая клеть (притвор, трапезная); третья клеть, прирубленная с востока (алтарь). Правда, в начале третья клеть имела прямоугольную форму, наиболее простую для срубов. И только позднее, когда форма этой части деревянной церкви стала копироваться с круглых алтарей каменных храмов, она изменилась на пятистенную, восьмигранную, наиболее близкую к кругу. «Круглый» прируб стал признаком принадлежности к церкви. Примерно такими были первые храмы в Лебяжье, Лажу и Атарах: 3-срубные, приземистые, с волоковыми окнами, с бревенчатыми охлупенями (коньками) на крышах. Службу в них старались проводить чаще всего, как уже говорилось, в летнее время года.
Со временем менялся облик деревянных церквей. Наверное, в свое время в Лебяжье это можно было видеть и сравнивать по двум церквям, поставленным в разные годы. Появились кирпичные печи с дымовыми трубами, округлые алтари, расширились окна. Одним из средств «преукрашения» мастера считали повышение высоты храмов. Сруб основной церкви постепенно приобретал квадратный план со стороной от 3 до 6 сажен и высоту до 25 сажен и при этом перекрывался на 4 ската «колпаком» или «шатром». С ростом численности прихожан менялись размеры трапезной: она становится шире даже основной церкви. В ней и ставились «черные печи». После окончания топки и выпуска дыма через волоковые окна, открывали двери в основное помещение и нагревали его за счет теплого воздуха из трапезной. Колокольни при русских церквях появились гораздо позднее; даже в середине XVIII столетия многие церкви ставили без звонниц, а прихожан собирали к службе ударами в «било», или колокола вешали на деревянные столбы под кровлей. Скорее всего, и над Лебяжьем колокольный звон зазвучал впервые только в конце XVIII века, когда была построена каменная церковь с колокольней.
Если от первых деревянных церквей Лебяжской округи не осталось ни изображений, ни письменных описаний, то от деревянных храмов более позднего времени (XIX-ХХ вв.), которые сооружались чаще всего из перевезенного материала от старых церквей соседних приходов, заменявшихся в свою очередь каменными храмами, дошло до нас и то, и другое, и теперь мы можем иметь более чем исчерпывающее представление о том, как могли выглядеть эти уникальные памятники старины. Особенно яркими примерами таких храмов являлись церкви сел Окунево и Вотского. В этом можно убедиться, если взглянуть на их изображения на снимках, в свое время найденных в краеведческом отделе областной научной библиотеки им. Герцена. На них прекрасно видно, что Окуневская церковь состояла из трех четко выделяемых частей («клетей»), а у церкви с. Вотского поражает своей красотой и оригинальностью её колоколенка.
Деревянные храмы позднейшего времени, хотя и сохраняли в своей основе принцип постройки клетского типа, ставились уже на фундаменте, у них имелись более увеличенные окна, наружная обшивка и железная кровля. Внутри эти церквушечки были оштукатурены и покрашены. Все это резко отличало деревянные храмы второй половины XIX века от храмов, например, XVIII века, а храмам в каменном исполнении они мало в чем уступали как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству.
 
Источник:
1. «Узрим свет…» - Православный краеведческий альманах по истории Лебяжского и Уржумского районов Кировской области. Выпуск №1. Частное (некоммерческое) издание краеведа – любителя Казакова Дмитрия Николаевича. 2005 г.
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (14-02-11) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 1256 | Теги: лебяжье, Уржум, Казаков, храмы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2019Яндекс.Метрика