Среда, 18-09-19, 04.55

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [52]
Краеведам [20]
Марийцы [1]
Наши земляки [54]
Образование [30]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [36]
Совхоз "Буйский" [11]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Словно дьякон взмахнул орарем...
Д. Н. Казаков
Словно дьякон взмахнул орарем…
 
Сегодня, когда в полуразвалившемся, доживающим свой век временном церковном здании п. Лебяжье служит всего один священник и ему подпевает несколько служек, с трудом верится в то, что полторы сотни лет тому назад здесь же стояла огромная белокаменная двухэтажная церковь, одна из самых великолепных во всем уезде, в которой служил такой же огромный причт – три священника, два диакона, шесть псаломопевцев, пономарь и две просфирницы. Пожалуй, в наши дни такой большой штат не в каждом и градском храме встретишь, не говоря уж о сельских…
Особенно притягивают к себе внимание фигуры диаконов – представителей очень красивого, но, увы, исчезнувшего в Лебяжье священнослужительского сана. Наверное, в наши дни начала CCI века, само словосочетание «лебяжский диакон» звучит не менее архаично чем словосочетания «Лебяжская пристань», «Лебяжский аэропорт», «Лебяжский райком». Напомню неискушенному в церковных понятиях читателю, что диакон это младший священнический сан после иерея. До революции по табели рангов диакон шел 14 –м классом, что соответствовало прапорщику в армии или коллежскому регистратуру в гражданской службе. Титулов он не имел, не имел права сам совершать богослужения и таинства, но прислуживал при них; даже награды от Епархиального начальства, в отличие от иереев, диаконы получали редко. Одним из красивых отличий диаконского облачения являлся орарь – длинная широкая лента, носимая на левом плече и символизирующая благодать Божию. Я говорю о лебяжских диаконах в прошедшем времени, как и подобает говорить о чем-то навсегда исчезнувшем…
 
Я увидел свое погребенье
Высокие свечи горели,
Кадил непроспавшийся дьякон,
И хриплые певчие пели.
 
Так поэтично описал церковную службу в1859 году поэт Константин Случевский. Увидеть такую картину как богослужение в сельском храме, с несколькими священниками, диаконами, псаломопевцами и певчими, до 1935 года можно было бы увидеть и в нашем маленьком Лебяжье. В истории Лебяжской церкви с 1856 по 1918 годы сменилось 10 диаконов. Казалось бы, это не такая большая цифра, однако настораживает другой исторический факт: редко кто из них прослужил в Лебяжье больше 10 лет. Это в отличие от священников, которых за тот же временной отрезок сменилось 16 человек; напомню, что в штате Николаевской церкви служило сначала по три, а потом по два иерея. До 1856 года и диаконов в штате церкви состояло два, но после кончины одного из диаконов вторая диаконская вакансия стала считаться упраздненной. Денежные доходы от нее стали распределяться таким образом, что одна половина отсылалась в попечительство, а вторая предоставлялась диакону Вятской Донской церкви Василию Огородникову, который имел, видимо, какое-то отношение к Лебяжью, а возможно, мог состоять в родстве с семьёй почившего диакона.
Хотелось бы сказать несколько слов о тех славных представителях исчезнувшего диаконского сана, которые служили Богу и когда - то в Лебяжье, к примеру, во второй половине CIC века. После кончины (или отъезда) второго диакона, в Лебяжскую церковь был определен диакон церкви с. Боровицкого Орловской округи (так тогда называли уезды). Михаил Иванович Зубарев, 30 лет. Сын сельского пономаря, он закончил в 1850 году богословский курс в Вятской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда и в погожий день 20 сентября 1853 года был посвящен в диаконы с. Боровицкого, в котором прослужил 7 лет. Отец Михаил единственным из всех последующих диаконов смог прослужить в Лебяжской церкви рекордное количество лет – 15. С собой в Лебяжье новый диакон привез свою жену, которая отошла ко Господу 2 июня 1850 года, не оставив после себя детей, и сестру-девицу Параскеву. «Говорит одну проповедь. Судим и штрафован не был. Очень хорошего поведения» - сообщалось в его «послужном списке» за тот далекий от нас 1859 год.
В Лебяжье о. Михаил обучал «безмедно» грамоте крестьянских детей: поначалу он проходил должность «наставника» в женской школе, а затем обучал детей поселянских грамоте в открывшейся церковно-приходской школе, открытой благодаря его старанию. Когда же эта школа стала непригодной из-за печного угара для занятий, он любезно предложил обучать детей в своем собственном доме, благо жил в нем одиноко, вместе с сестрой. Примеру диакона Зубарева последовали и другие служители Лебяжской церкви и тоже стали обучать детей крестьянских в своих квартирах. За сие благое дело в 1861 году о. Михаил был поощрен от Департамента уделов 25 рублями серебром. Произошло это еще до известных реформ 1860-х годов. И в те времена жили в Лебяжье прекрасные люди. В 1870 году о. Михаилу по ходатайству местного благочинного было объявлено от Епархиального начальства одобрение «за его скромность и трудолюбие по церкви» с выдачей грамоты об этом.
В солнечный день 27 марта 1874 года в Лебяжье приехало шумное и большое семейство другого Лебяжского диакона Аристиона Михайловича Овчинникова. Тоже, как и о. Михаил, он рано овдовел, но после кончины матушки, в семье его осталось пятеро детей: Василий, Сергей, София, Александра и Евлампия. Сам о. Аристион происходил из семьи священника и окончил высшее отделение ВДС в 1863 году. В прекрасный для него день 13 марта 1865 года Аристион Михайлович впервые одел стихарь и перекинул орарь через плечо, когда торжественно был рукоположен в сан диакона к Троицкому собору слободы Кукарки. Какой тогда это был, наверное, для него солнечный и счастливый день, когда в самой душе его играло солнце и хотелось любить, любить всех, как завещал Христос…
Проходя духовное служение в Кукарке, молодой диакон познакомился с причтами соседних приходов, но больше всего ему, очевидно, понравилась большая церковь маленького села Лаж, бывшая центром огромного соседнего благочиния, потому как подал прошение на перемещение его в означенный приход, что и произошло 30 ноября 1872 года, но прослужил он в Лажской церкви меньше 2 лет. При освобождении псаломщической вакансии в другом большом приходе, того же благочиния – Лебяжском, Епархиальное начальство посчитало полезным перевести туда диакона из Лажской церкви. Отец Аристион служил в Лебяжье в сане диакона, исполняя при том обязанности и простого псаломщика, по той причине, что псаломщики в те времена являлись народом довольно капризным и переходили из прихода в приход, меняя их как перчатки; потому-то и пришлось заменять диакону псаломщика. Прослужив в Лебяжье менее 10 лет отец Аристион, скоропостижно скончался в 1885 году, вызвав большое горе своих близких.
Вакансия псаломщика после кончины о. Аристиона была зачислена за его старшей дочерью Софией, но «оставалась праздною». Удивительно интересной сложилась история семьи Софии Аристионовны, которая оказалась неразрывно связанной духовными нитями с Лебяжьем, Лажем, Окуневом и селом Казанским. После кончины отца она вышла счастливо замуж за псаломщика Николая Зубарева, служившего в Лебяжской церкви с 1885 по 1886 гг., а с 1886 по 1895 годы – в открывшейся церкви с. Окунево. После смерти отца в семье Зубаревых в Окунево жили некоторое время Сергей, учащийся 2 класса Нолинского духовного училища, и Евлампия Овчинниковы. Их сестра Александра училась в Епархиальном женском училище г. Вятки, а брат Василий уволился в 1889 из 2 класса Нолинского городского училища. Когда к Зубаревым приезжали в гости брат и сестра Овчинниковы, их дом в Окунево словно оживал от их уже недетских голосов.
В 1896 году Николай Зубарев был рукоположен в сан диакона к церкви с.Казанское того же благочинного округа и прожил в нем с матушкой Софией всю свою жизнь. В 1912 году он был рукоположен в сан священника к той же церкви. Здесь же их застало и время великой русской смуты. В Казанском в семействе Зубаревых выросло и покинуло отчий дом 10 детей, но из 5 сыновей лишь двое – Михаил и Борис пошли по духовной стезе, оба стали служителями Церкви Христовой и оба были умерщвлены в ужасную годину гонений на Веру Православную.
В августе 1915 года о. Николай вновь приезжал в Лебяжье, в котором когда-то начинал свой духовный путь на похороны замечательного лебяжского священника и благочинного о. Константина Шишкина. Чтобы проститься с телом любимого всеми батюшки, о.Николаю пришлось проделать для этого огромный путь из Казанского – более 50 верст на лошадях, но в этом яблочном августе, обычно плохие лебяжские дороги, наверное, были в еще хорошем состоянии. Впереди стояла еще одна счастливая златокудрая осень.
 
Пгт.Лебяжье
24.01.05.
 
Источник:
1. «Узрим свет…» - Православный краеведческий альманах по истории Лебяжского и Уржумского районов Кировской области. Выпуск №1. Частное (некоммерческое) издание краеведа – любителя Казакова Дмитрия Николаевича. 2005 г.  
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (12-02-11) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2019Яндекс.Метрика