Пятница, 27-12-24, 02.36

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [25]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [39]
Почтовая связь [4]
Православный альманах [59]
Предприниматель [1]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [16]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [2]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Слово о стороже церковном
Д. Н. Казаков
Слово о стороже церковном
 
Известно, что на заре ХХ столетия при Лебяжской Николаевской Церкви работало несколько дворников и сторожей, получавших жалование из церковной казны. Работу дворников нетрудно представить: зимой они расчищали территорию от снега, а летом содержали ее в чистоте, следили за церковным садом и погостом. Жалование их было невелико: церковный староста выплачивал нескольким дворникам и сторожам 11 рублей в год. Для сравнения просфирница получала 14 рублей в год [1]. Одним из сторожей был звонарь Егор Гаврилович Хохлов, проработавший при храме с 1890-х годов и до самого его закрытия в 1935 г. Он же зажигал паникадила и отоплял Божий дом.
Работа церковного сторожа была небезопасной: безбожные тати могли позариться на церковную казну и богатую утварь из чистого злата-серебра и, ослепленные блеском последнего, не остановились бы и перед убийством сторожа, к тому же рядом под горой протекала Вятка, а за ней шумел бор – удобное место для бегства. Достоверно известно, что одно из ограблений Лебяжской церкви и убийство сторожа произошло незадолго до ее закрытия. Несколько отчаянных грабителей, вздумав ограбить сельскую церковь, подкараулили сторожа и коварно убили его прямо в палатке церкви, а затем без помех похитили церковные деньги. Когда занялось раннее утро, след их давно простыл. Первые прихожане застали в Божьем храме страшную картину; помощь подоспевшего фельдшера не пригодилась – убиенный давно отдал Богу душу. У меня есть мысль, что это было не ограбление, а обыкновенное убийство, поскольку оно произошло перед великим праздником Рождества Христова. Не рановато ли было совершено сие дерзкое ограбление? Однако, нельзя исключить версию ограбления церкви, т.к. незадолго до этого, в 1924 году, была разграблена могила Окуневского батюшки, но тут грабители крупно облажались- батюшка, скончавшийся после изъятия церковных ценностей, был погребен в бедных ризах с медными украшениями и стареньким Евангелием.
В актах Лебяжского ЗАГСа содержится любопытный факт, в котором речь идет, скорее всего, о произошедшем убийстве, и он позволяет пролить некоторый свет на это событие: «Митянин Филипп Матвеевич, 24 лет, крестьянин д. Симашонки Лебяжского района, в браке не состоял: 6 января 1930 года был зарезан в церковной палатке. Заявитель: Митянин Григорий (неграмотный). Акт смерти подтвержден. Справка выдана 7 января 1930 года». «Я видела, как уносили его, зарезанного, - рассказывает одна свидетельница того утра,- я испугалась и еле вышла из церкви».
Упоминание об одном еще церковном стороже публиковалось 27 марта 1934 года на страницах газеты «Вперед» в заметке под названием «Выгнать чужаков из Савинского колхоза». Вот что сообщал ее автор Тетерин, разумеется, далеко не в похвальных тонах:
«В Савинском колхозе, Лебяжского сельсовета, имеются расхитители социалистической собственности. К числу таких людей относится Теплых Яков Дмитриевич-бывший служитель культа. Профессию свою он переменил, приспособился к колхозу, и сейчас ведет работу тихой сапой, продолжая работать сторожем при церкви.
Дмитриевич является самым ярым врагом колхозного строительства. Он собирает массу колхозников, ведет агитацию против всех проводимых мероприятий и расхищает колхозную собственность: из колхоза увез обобществленный возок и спрятал на сарае в солому…».
Интересно, что один из последних сторожей Лебяжской церкви действительно жил в тех краях и после закрытия и разграбления ее (вот когда церковь не спас бы и десяток сторожей) смог спасти и сохранить уникальный кованый эмалированый крест с ажурными краюшками, когда-то венчавший церковную ограду. Долгие годы священная реликвия эта хранилась в семье этого человека в д. Золотавино, а затем вновь вернулась в Лебяжскую церковь, вновь построенную, в алтарь, где его и застало пламя страшного пожара. Так случилось, что спасенный из одной церкви, крест этот погиб в пламени другой. Видимо, Господу так было угодно…
 
Литература:
1. «Ведомость о приходе, расходе и остатке денежных сумм» Николаевской церкви за 1905 г. ГАКО Ф 237, оп 70, д 1525.
 
28.11.2004
пгт Лебяжье
 
Источник:
1. «Узрим свет…» - Православный краеведческий альманах по истории Лебяжского и Уржумского районов Кировской области. Выпуск №1. Частное (некоммерческое) издание краеведа – любителя Казакова Дмитрия Николаевича. 2005 г.
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (12-02-11) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 1001 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024