Пятница, 29-03-24, 16.00

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [24]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [37]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [58]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [1]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

Священнослужители, служившие в Уржумском уезде в 20 столетии.

Д.Н. Казаков

Синодик священнослужителей,
служивших в Уржумском уезде в 20 столетии.
 
Благочиния Уржумского уезда на 1915 год.
 
Городское (Уржумское) благочиние
 
Троицкий собор;
Казанско-Богородицкая церковь;
Воскресенская церковь;
Тюремная Александро-Невская церковь.
 
Первое (Уржумское) благочиние
 
Села: Актыгашево, Ашлань, Петровское, Билямор, Пустополье, Большой Рой, Решетниково, Вершинята, Рождественское, Космодемьянское, Русский Турек, Лазарево, Цепочкино, Михайловское, Шевнино, Лопьял, Шурминский завод, Юмочка.
 
Второе (Лажское) благочинение
 
Села: Байса, Кузнецово, Боровково, Кукнурское, Ветошкино, Лаж, Вотское, Лебяжье, Казанское, Высокая Мелянда, Кичма, Окунево, Красноярское.
 
Третье (Сернурское) благочинение
 
Села: Большой Шокшем, Верхоушнур, Елембаевское, Казаково, Куприян-Сола, Куракино, Куженерский женский монастырь, Мари-Сола, Новый Торьял, Русские Шои, Салтакъял, Сернур, Старый Торьял, Токтайбеляк, Толмань, Томьюмучаш, Юледур.
 
Четвертое благочиние
 
Буйский завод, Елеево, Черемисский Билямор, Илеть, Косолапово, Куршаково, Мамсинер, Манылово, Хлебниково, Шоры, Шанер,
 
Абашев Климент Васильевич : священник, служитель культа с 2 мая 1906 г. До 1919 г. – диакон церкви с. Шешурги Яранского уезда. 1 мая 1918 г. перемещен в с. Лебяжье, в 1919 г. – священник там же, в 1922 – 1923 г.г. – священник сел Синцово и Ветошкино, в 1925 г. – священник с. Большие Вершинята, в 1932 г. – священник с. Бутырки Нолинского уезда.
Абашев Иоанн Климентьевич : священник, сын Климента Абашева, с 1920 по 1925 г.г. – диакон Казанской церкви г. Уржума, с 1925 г. – священник с. Русский Билямор.
Авраамий ((Дернов Анатолий Иванович), епископ Уржумский. Родился 29 июля 1874 г.
Окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
В 1900 году пострижен в монашество.
Много лет был настоятелем Супральского Благовещенского монастыря Гродненской епархии (до 1917 г.), а затем архимандритом Александро-Невской Лавры.
3 сентября 1923 г. хиротонисан во епископа Уржумского.
С конца 1923 года по 1929 год епархией не управлял.
С 22 февраля 1929 г. управлял Глазовско-Вятской епархией.
В 1931 году по прошению уволен на покой.
9 мая 1935 г. назначен вторично епископом Глазовским.
7 января 1937 г. возведен в сан архиепископа.
С апреля 1937 г. епархией не управлял.
[Родился в 1874 г., г. Глазов, Вятская губ.; русский; образование высшее; б/п;
Епископ Уржумский.
Проживал: г. Вятка.
Арестован 6 марта 1925 г.
Приговорен: ОС КОГПУ 13 ноября 1925 г., обв.: 69, 121.
Приговор: Выслать на 3 г. в Зырянский кр.
Реабилитирован 10 июня 1992 г. Прокуратура Кировской обл.
Источник: Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург)

Приговорен: ОС КОГПУ 9 марта 1928 г.
Приговор: Лишен права проживания в 6 п. и Вятской губ.
Реабилитирован 10 июня 1992 г. Прокуратура Кировской обл.
Источник: Архив НИЦ "Мемориал" (Санкт-Петербург)

Родился в 1874 г., Удмуртия, Глазовский р-н, с. Парзи; русский; образование духовное;
епископ.
Проживал: г. Ижевск.
Арестован 10 мая 1937 г.
Приговорен: 4 ноября 1937 г.
Приговор: 10 лет.
Реабилитирован 27 апреля 1992 г.
Источник: Книга памяти Республики Удмуртия].

Агафонников Василий Владимирович : священник, родился 5 марта 1885 года в с. Медяны Вятского уезда. Рукоположен в сан иерея и направлен в с. Высокую Мелянду 30 июля 1906 г. 2 июня 1907 г. выбыл в другой приход. 9 декабря 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. 12 мая 2002 г. постановлением священного Синода включен в Собор новомученников и исповедников Российских в чине священномученика.
Агафонников Василий Дмитриевич : священник, родился в 1877 году в с. Чудиново Орловского района. В 1930-е годы – священник с. Красное Лебяжского района. По воспоминаниям современников, был полуслеп. 14 октября 1939 г. сослан в отдаленный район Кировской области.
Академов Всеволод Николаевич : священник, родился в 1877 году в с. Красные Четаи Чувашской республики. В 1937 г. служил около месяца в с. Шурма, куда был переведен из с.Турма Яранского уезда. 18 октября 1937 г. осужден на 10 лет лишения свободы
Акишев Николай : священник, в 1917 г служил в с.Пиштанка
Акишев Сергий Арсентьевич : священник, родился в духовной семье. С 1903 по 1916 г.г. – священник Христо-Рождественской церкви с. Шурма, составил первое жизнеописание прозорливой Сашеньки Шурминской. Много лет был благочинным. 3 марта 1917 г. с особым чествованием духовенства вышел в за штат.
Александр (Чемеков Александр Петрович) : иеромонах, 1874 г.р., с 1925 по 1932 г.г. – псаломщик Казанской церкви г. Уржума, староцерковник.
Алексеев Александр Васильевич : священник, 1904 г.р., с 1920 по 1930 годы – священник с. Кичмы, с 1930 по 1931 годы – с. Лаж.
Алмакаев Флор :диакон, в 1917 г служил в с. Черемисский Билямор
Алпаков Иаков Иванович : 1905 г.р., упоминается как служитель культа и житель д. Сосновка Уржумского района в списках лишенцев за 1930 г.
Аммосов Александр Иванович : протопресвитер. Родился 16 августа 1883 г в семье диакона с.Сосновогорского. Окончил Вятскую духовную семинарию. 25 марта 1911 г рукоположен в сан священника, служил на приходах Вятской епархии. С 1923 г в обновленческом расколе. Служил в Пермской епархии, был благочинным церквей. В 1932 г возведен в сан протоиерея, 3 апреля 1943 г – протопресвитера. 11 января 1945 г принес покаяние патриарху Сергию, оставлен на прежнем месте в сане протоиерея, с правом ношения митры. С 1955 г за штатом. Отошел ко Господу в г Ирбит Пермской епархии в 1959 г.
Андриевский Диомид Андреевич: родился 15 августа 1872 года в с. Шевнино, в крестьянской семье. Окончил курс Центральной Вятской братской школы (1896г). Служил учителем братской школы в Глазовском уезде (1896г), псаломщиком в с. Белозерье того же уезда (1898-1904 и 1904-1907гг), с. Загарье Вятского уезда (1904г), диаконом в с. Ветошкино Уржумского уезда (1907-1909гг). Рукоположен в сан диакона 24 июня 1905 г,в сан иерея – 17 ноября 1909г. С 1912 г. служил в храме с. Елембаевского Уржумского уезда.Пользовался большим авторитетом у прихожан.За советом к нему крестьяне ездили за 40 и более верст. Арестован 6 октября 1929 г. 14 октября предьявлено обвинение в контрреволюционной деятельности в чем он себя не признал.19 февраля 1930 г.приговорен к расстрелу но в 1931 г.расстрел заменили ссылкой. 20.05.1931г. был репрессирован на 5 лет ссылки. Дальнейшая судьба не известна.
Андроников Василий : священник. В 1917 г служил в с. Толмань, в1918 г. служил в с. Куженер. Анисимов Константин Петрович : священник, служитель культа с 1927 года. В 1930 г. – священник с. Шурма. Упоминается в списках лишенцев за 1930 год.
Анисимов Николай Васильевич : священник, родился 21 мая 1879 года в семье священника. С 1904 по 1915 г.г. – священник с. Черемисский Билямор.
Анисимов Сергий Александрович : священник, родился 5 июня 1880 года в крестьянской семье. Служитель культа с 1900 года, в 1925 году – священник Нижней Шурмы.
Анцыгин Неофит Степанович : священник, родился 20 января 1856 года, священник с 30 марта 1882 г. С 1882 по 1885 г.г. – с. Марисолы, с 1894 по 1896 г.г. – с. Ст. Торьяла, В 1923 г. – священник Митрофаньевской церкви г. Уржума. На особом собрании прихожан 8 августа 1927 года был уволен из прихода как не поддерживающий Викторовскую ориентацию.
Аранович Николай Захарович : священник, родился в 1876 году в г. Тотьма Вологодской губернии. В 1920-е г.г. – священник одной из церквей г. Уржума. 15 октября 1925 г. осужден на 6 месяцев лишения свободы по месту жительства.
Архангельский Василий Гаврилович : священник , родился в 1870 г. Священник с 1927 г. в Тульской епархии. В 1933 был осужден за неуплату налога, с того же года иерей с. Синцово Лебяжского района.
Афанасьев Николай Афанасьевич : священник, из крестьян-марийцев, с 1897 г. – диакон церкви с. Юледур, рукоположен в сан иерея 7 июня 1898 г., с 1901 по 1903 г.г. – диакон и священник с. Куприан-Солы, с 9 мая 1903 по 21 февраля 1918 г.г. – с. Нового Торьяла, затем перемещен в с. Верхоушнур, где и скончался в 1935 г.
Афанасьев Павел Николаевич : священник, сын священника Николая Афанасьева, 1896 г.р., уроженец Уржумского уезда.
Баев Анатолий Павлович : священник, 1903 г.р. Служитель культа с 29 июля 1924 г., временно исправлял должность псаломщика в с. Рождественское. В 1927 г. лишен избирательного права. Упоминается как лишенец за 1930 г.
Балдаевский Александр : священник, в 1915 г. – служил в с. Томью-Мучаш .
Балдаевский Гурий Алексеевич : священник, из духовной семьи Казанской епархии, рукоположен в сан священника 29 июня 1910 г., с 8 мая 1910 по 1916 г.г. – священник г. Старый Торьял.
Балезин Симеон Андреевич : священник, родился в 1870 г. в слободе Кукарке, служитель культа с 1892 г. С 1914 по 1920-е г.г. – священник Троицкого собора г. Уржума, обновленец, был помощником викарного «архиепископа» Иннокентия (Копейкина), позднее – священник с. Байсы. 14 октября 1938 г. сослан в Афанасьевский район Кировской области ; по другим данным расстрелян
Барляев Николай Васильевич : диакон, родился 5 июля 1879 г. в семье чиновника. С 1892 по 1898 г.г. певчий Архиерейского хора, 11 апреля 1910 г. рукоположен в сан диакона в с. Лаж. Упоминается за 1918 г.
Басанаев Савва Варфоломеич :, упоминается как служитель культа и лишенец с. Шурмы за 1930 г. Бахтин Михаил Иванович : священник, родился в 1888 г. в д. Олени Ново-Торьяльского с/совета. Служил в Марийской епархии. 28 июня 1943 г. репрессирован.
Безденежных Андрей Митрофанович : священник, родился 26 ноября 1883 г. в крестьянской семье, рукоположен в сан священника 15 февраля 1909 г., с 1911 по 1918 г.г. – священник с. Большой Рой.
Белогусьев Георгий Спиридонович : священник, из крестьян Казанской губернии, рукоположен во священники 12 октября 1897 г., с 1902 по 1906 г.г. – священник с. Елеево, с 1906 по 1917 г.г. – с. Марисолы.
Белогусьев Симеон : запрещенный диакон, в 1917 г служил в с. Новый Торьял
Бельтюков Николай Николаевич : диакон, 1892 г.р. С 1922 по 1923 г.г. – диакон с. Лебяжье, за 1925 и 1926 г.г. упоминается как псаломщик
Беляев Алексий Александрович : протоиерей, родился 1 октября 1858 г. в семье псаломщика, рукоположен в сан священника 17 марта 1883 г., с 1914 по 1918 г.г. – священник с. Ветошкино. Бенедиктов Алексий Михайлович : священник, родился 21 февраля 1879 г. в с. Арбузово-Баран Казанской губернии в крестьянской семье. С 1900 по 1922 г.г. – священник с. Косолапово, с 1922 по 1929 г.г. – священник и благочинный Воскресенского собора г. Уржума, придерживался патриаршей ориентации, за что 1 декабря 1929 г. сослан в концлагерь на 3 года.
Бердников Аркадий Васильевич : протоиерей, родился 7 апреля 1904 г. в семье псаломщика в с. Суши Вятско-Полянского р-на. 4 октября 1931 г. посвящен в сан священника и служил несколько месяцев в Воскресенском соборе г. Уржума. Судим не был. Отошел по Господу 5 августа 1969 г. Некролог в № 1 ЖМП.
Березин Иоанн Афанасьевич: родился 27 января 1885г. в д. Малой Кузовошке Уржумской волости, в крестьянской семье. Закончил Казанскую учительскую семинарию (1904г). В сан священника рукоположен в 1923г. С 1923по 1926гг- священник с. Петровское, с 1926 по 1929гг- Воскресенского собора г. Уржума, придерживался патриаршей ориентации, за что 1 декабря 1929г. был репрессирован на 3 года лагерей. Дальнейшая судьба не известна.
Бессонов Александр Стефанович: протоиерей, родился 9 июня 1877г. в с. Ветошкино в семье псаломщика, окончил Вятскую духовную семинарию. В 1901 г. рукоположен во диакона и священника. Служил в селе Токтай-Беляк Уржумского уезда, с. Русаново Орловского уезда, в с. Лаж-с 1911 по 1920е гг.; в 1912г. избирался депутатом на Нолинский окружно-училищный съезд духовенства. 31 августа 1937 г. расстрелян в г. Йошкар-Оле.
Бехтерев Александр : священник, служил в храме с. Томью-Мучаш в 1901 г.
Блинов Николай Васильевич : священник, родился в с.Слудка Орловского уезда от диакона 24 октября 1866 г, рукоположен во священника к церкви с.Решетники 17 сентября 1890 г. Служил до самой революции.
Блинов Сергий Михайлов : священник, родился 24 июля 1881 г., рукоположен в сан иерея 28 июня 1905 г., с 1905 по 1917 г.г. – священник с. Толмань.
Бобровский Александр Иванович : диакон, 1873 г.р., рукоположен в сан диакона в 1897 г., диакон в. с. Лаж в 1925 г.
Бобровский Валериан Дмитриевич : священник, родился в 1868 г. в г. Слободском, служил в с. Кичме, с 1916 по 1918 г.г. Затем в с. Салтакъял. Там привлекался к уголовной ответственности за контрреволюционную агитацию. Постановлением распорядительного заседания Вятского губревтрибунала от 8 февраля 1921 г дело производством прекращено на основании закона ВЦИК об амнистии. 27 марта 1930 г. был вновь арестован на 6 дней следствия.
Богданов Александр Алексеевич : священник, сын псаломщика с. Краснояра Чебоксарского уезда Казанской губернии, рукоположен в иерея 23 июня 1899 г., с 1903 по 1911 г.г. – священник с. Юледур, с 1911 по 1913 г.г. – с. Шанер, с 1913 по 1915 г.г. – с. Томью-Мучаш.
Болтушин Николай : диакон, в 1917 г служил в с.Русские Шои
Борков Александр Петрович : священник, из крестьян Казанской губернии, в 1915-1917 гг служил в с. Елеево.
Бородин А.,: священник, в 1927 г. был командирован Преосвященным Виктором Островидовым для служения в Митрофаньевской церкви г. Уржума, но прихожанами не был принят «как присланный по ложному заявлению».
Бугиновский Михаил Иванович : священник, 1885 г.р., рукоположен в сан священника в 1898 г. С 1920 по 1930-е г.г. служил в селах Синцово и Лопьял. В 1930 по 1931 г.г. – с. Лаж, поддерживал староцерковную ориентацию.
Букетов Филипп : священник, 23 июля 1918 г. как за штатный священник с. Адам-Уней Елабужского уезда перемещен в с. Новый Торьял.
Бушмакин Стефан Николаевич : священник, родился в 1829 г. в д. Большое Хлюпино Нолинского уезда, в 1924 г. рукоположен в сан священника, между 1932 и 1937 г.г. служил в с. Ветошкино, 7 декабря 1937 г. осужден на 10 лет лишения свободы, умер в лагере. Осужденный перед смертью находился в 9-ом отделении Нижне-Амурского ИТЛ НКВД, 5 января 1941 года поступил налечение в лазарет на станции Волочаевка-2. Умер через девять дней - 14января.
Бушневский Михаил Иванович : священник, в начале 20-х годов служил в с.Лопьял, придерживался тихоновского течения в Церкви.
Васильев Василий : диакон. Служил в церкви с. Лебяжье с мая 1916 по 1918 г.г. 26 марта 1918 г.вышел за штат.
Венцов Владимир Павлович : священник. До 1976 г служил в Ивановской епархии. По собственному прошению и указу Епархиального Архиерея был назначен 10 октября 1976 г. священником с. Рождественского и служил до 1978г.
Веприков Петр Васильевич : служитель культа, родился в 1892 г. В 1926 г. лишен избирательского права. За 1930 г. упоминается как житель поч. Елькеево Адовского с/совета в списках лишенцев.
Верещагин Виктор Петрович : священник, родился 24 декабря 1883 г. в семье священника, рукоположен в сан иерея 7 апреля 1907 г. Священник сел Куракино и Толмань с 1907 по 1917 г.г.
Вершинин Потап Тимофеевич : 1879 г.р., житель д. Большие Вершинята. Упоминается как служитель культа и лишенец за 1930 г.
Веселицкий Вячеслав : священник, в 1900 г служил в с.Марисола.
Веснин Иоанн Дмитриевич : протоиерей, родился в с. Горохово Верховинского района 4 января 1888 г. Окончил 2 класса семинарии. В сан священника рукоположен яранским архимандритом Сергием в 1923 г. С 1933 по 1939 гг служил в церкви с.Мелянды Лебяжского района ; там же по приказу властей работал на углублении реки Вятки. Отошел ко Господу в 1969г. Некролог в ЖМП № 12 за 1969 г.
Виктор (Островидов) : епископ Уржумский. Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика.
После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска.
С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища.
Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита.
В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви».
В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён.
В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии).
В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобождён.
За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению ГПУ сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах.
Святитель вернулся в Вятку, где имея большое влияние и авторитет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 года по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на три года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове.
С сентябре 1926 года ему было поручено также управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в синоде новоназначенного Вятского архиерея Павла (Борисовского), Владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией.
В конце августа — начале сентября 1927 года епископ Ижевский Виктор получил Декларацию 1927 года, предназначенную для оглашения её духовенству и верующим Воткинской епархии. Известно, что Владыка ещё в 1911 году пророчески писал митрополиту Сергию (Страгородскому, тогда ещё архиепископу), что тот потрясёт Церковь своим заблуждением. Будучи глубоко возмущён содержанием Декларации и не желая оглашать её, епископ Виктор запечатал её в конверт и отправил обратно митрополиту Сергию. Декларация была оглашена только в Вятской епархии, но её практически нигде не приняли, однако общения с правящим архиепископом Павлом не прервали. Вскоре за этим последовал указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Синода о разделении только что образованной Воткинской епархии на пять частей между соседними епархиями, и в октябре 1927 года епископ Виктор обратился к митрополиту Сергию с достаточно почтительным письмом, пытаясь его убедить изменить занятую им позицию соглашательства с богоборческой властью, требующей бесконечных компромиссов с совестью. Владыка предупреждал, что если митрополит Сергий не пересмотрит свою позицию, то «в Церкви произойдёт великий раскол»:
«Дорогой Владыко. Ведь не так давно Вы были доблестным нашим кормчим... И вдруг — такая печальная для нас перемена... <...> Владыко, пощадите Русскую Православную Церковь...».
В ответ из Синода епископу Виктору сначала было сделано предупреждение о том, чтобы он, как викарий Вятской епархии, «знал своё место» и во всём подчинялся правящему архиерею, а затем последовал указ о назначении его епископом Шадринским с правом управления Екатеринбургской епархией.
Поездка депутации к митрополиту Сергию с просьбой отменить указ Синода закончилась безрезультатно. Епископ Виктор отказался выполнить указ Синода и в Шадринск не поехал. В ноябре Владыка предлагает архиепископу Павлу Вятскому принести покаяние и отказаться от «Декларации», «как от поругания Церкви Божией и как уклонения от истины спасения». А в декабре он обращался с «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В своём письме Владыка Виктор предлагал пастве не быть «ночными чтителями Истины», но «пред всеми исповедывать истинность Церкви» и путём страданий хранить души в благодати спасения.
Идею «законного существования Церкви» через образование Центрального Управления, признанного властями и обеспечивавшего якобы внешнее спокойствие церкви, Владыка отвергал, называя такое объединение с богоборцами «уничтожением Церкви Православной», превращающей Её «из дома благодатного спасения верных в безблагодатную плотскую организацию» «какового греха не могут оправдать никакие достижения земных благ для Церкви».
Вскоре состоялось совещание Духовного Управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено епископом Виктором и 16 (29) декабря в третьем письме отправлено Заместителю Патриаршего Местоблюстителя.
Когда известия о событиях в Воткинской епархии дошли до Вятки, часть местного духовенства, оставшаяся на стороне митрополита Сергия, прекратила поминать за богослужением епископа Виктора. Однако большинство верующих города объединились вокруг пяти храмов, в том числе двух главных соборов, не принявших Декларации. В результате, как кратковременный визит архиепископа Павла в Вятку, так и его архипастырское послание от 1 (14) декабря с разъяснением положительных результатов для Церкви, достигнутых митрополитом Сергием и его синодом после легализации, оказались безуспешными. Владыка Виктор понял из разговора, состоявшегося с архиепископом Павлом, что «действуют они без благословения митрополита Петра».
Вернувшись в Москву, архиепископ Павел обратился в Синод с жалобой на епископа Виктора и Синод ультимативно потребовал от епископа Виктора немедленного выезда в Екатеринбургскую епархию.
2 (15) декабря 1927 года епископом Воткинским назначен Онисим (Пыляев) с поручением ему временного управления Вятской епархией. Паства епископа Онисима не приняла. Назначение на место епископа Виктора нового архиерея лишь ускорило окончательное отделение.
8 (22) декабря Духовное Управление Глазовской епископии (Вятской епархии) постановило признать епископа Виктора своим духовным руководителем. На протоколе епископ Виктор наложил резолюцию: «Радуюсь благодати Божией, просветившей сердца членов Духовного Управления в сем трудном и великом деле избрания пути истины. Да будет решение его благословенно от Господа...».
Владыка одним из первых среди епископата объявил об отделении и перешёл на самоуправление, возглавив оппозицию, названную его именем (викторианская) в Вятской и Вотской епархиях и объединив приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах.
23 декабря 1927 года определением Временного Синода он был запрещён в священнослужении. Однако Владыка не признал этого определения, говоря, «ведь и раньше нередко бывало... что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившимся их 6езумию».
Конечно, отделившихся архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному Главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому, память 27 сентября), находящемуся в заключении.
Уже в начале 1928 года Владыкой было налажено тесное общение с Петроградскими иосифлянами, и вскоре произошло практически полное с ними слияние.
В марте 1928 года Святитель пишет «Послание к пастырям», где снова повторяет свои мысли, выраженные в «Письме к ближним», предостерегая пастырей от принятия идеи насильственного соединения Церкви (путём превращения Её в политическую организацию) с организацией гражданской власти «на служение миру сему, во зле лежащему»: «Дело наше есть не отделение от Церкви, а защищение Истины», — так заканчивал своё послание Владыка.
Позиция же митрополита Сергия, по мнению Владыки, исключала подвиг исповедничества, так как он «в силу нового своего отношения к гражданской власти вынужден забыть каноны Православной Церкви, и вопреки им он уволил всех епископов-исповедников с их кафедр, считая их государственными преступниками, а на их места он самовольно назначил не признанных и не признаваемых верным народом других епископов».
Вскоре, 22 марта (4 апреля) 1928 года Владыка быль арестован в Глазове и приговорён к 3 годам лагерей. Перед отправкой в лагерь он передал свои приходы в управление священномученику епископу Гдовскому Димитрию (Любимову).
В заключении на Соловках (июнь 1928-1930 гг.) Святитель работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в тайных богослужениях — «рискуя быть запытанными и расстрелянными, Владыки Виктор (Островидов), Иларион (Бельский, память 18 августа), Нектарий (Трезвинский, память 26 августа) и Максим (Жижиленко, память 22 мая), не только часто сослужили в тайных катакомбных богослужениях в лесах острова, но совершили тайные хиротонии нескольких епископов. Совершалось это в строжайшей тайне даже от самых близких, чтобы в случай ареста и пыток они не могли выдать ГПУ воистину тайных епископов».
По воспоминаниям Д. Лихачёва, находившегося в лагере вместе с Владыкой: «Духовенство на Соловках делилось на «сергианское» и «иосифлянское»... . Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодёжь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодёжи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Виктор Вятский... Он был очень образован, имел печатные богословские труды. <...> От него исходило какое-то сияние доброты и весёлости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили... <...> Вышел приказ всех заключённых постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся наш Владыка без озлобления и страдание свое считал милостью ей...».
Все свои посылки с материка Владыка раздавал заключённым.
Весной 1930 года Святителя переводят на материк (командировка Май-Губа). По постановлению ГПУ по пересмотру дела он был приговорён к ссылке на 3 года в Северный край и, после освобождения из лагеря летом 1931 года, сослан в село Усть-Цильму Северного края.
Но через несколько месяцев в 1932 году его вновь арестовали, этапировали в г. Сыктывкар и приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую А.О. Там он проживал в селе Нерица Усть-Цилемского района в доме председателя сельсовета, помогая его семье в простых хозяйственных работах. В то время в селе жили сосланные старообрядцы. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы.
Святитель скончался 19 апреля (2 мая н. ст.) 1934 года от воспаления лёгких. В районный центр его не смогли отправить из-за разлившейся реки.
18 июня (1 июля н. ст.) 1997 года святые мощи Владыки были обретены нетленными на местном кладбище с. Нерица, несмотря на 63-х летнее пребывание их в болотистой почве. В момент обретения мощей бесновавшийся хулитель Имени Божия превратился в кроткого и тихого человека. Кроме того, попросили Крещения люди, шестьдесят лет не знавшие Церкви и Её таинств. Мощи Святителя были отправлены в Москву, а 2 декабря (н. ст.) 1997 года состоялось перенесение мощей в храм святого Александра Невского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря города Вятки, где они пребывают и поныне, источая благоухание и даруя исцеления.
Приняв подвиг борьбы за истину, Святитель решительно и бесстрашно встал на путь мученичества за неё. Он шёл на страдания за Христа радостно, как древние мученики, сохраняя дивное спокойствие духа. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
В Уржумском храме имеется 3 иконы святого, 2 иконы с частичей святых мощей.
Еще раз напоминаем, что мощи еп. Виктора из Макарья были перенесены в 2005году в г. Вятку (Киров) и находятся по адресу Динамовский проезд, 6. (Это около Центральной гостиницы, за стадионом, на берегу р. Вятка).
Викторов Нестор Дементьевич : диакон, 1877 г.р., уроженец и житель д. Боровково, диакон там же. 23 февраля 1938 г. осужден на 6 лет лишения свободы. Скончался 21 сентября 1941 г. в колонии г. Халтурина.
Вихарев Стефан Данилович : священник, родился в 1871 г. в крестьянской семье Нолинского уезда, с 24 апреля 1933 – священник с. Кузнецово.
Вихарев Стефан Михеевич : священник, родился в 1880 г. Служил 9 лет до 1933 г. в с. Мелянда.
 
(Продолжение следует)
Категория: Православный альманах | Добавил: nestor (17-02-11) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 3303 | Теги: синодик, Список, Казаков, священнослужители, Уржум | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024