Понедельник, 30-03-20, 22.27

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [21]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [59]
Краеведам [21]
Марийцы [1]
Наши земляки [55]
Образование [30]
Почтовая связь [2]
Православный альманах [57]
Предприниматель [0]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [9]
Сёла, деревни и починки [36]
Совхоз "Буйский" [11]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Православный альманах

В далёкий XVII век
Д. Н. Казаков
В далекий XVII век
 
В те годы, когда произошло предполагаемое основание Лебяжья — начало XVII века, Россия, как мы знаем, переживала период ужасной смуты: польская интервенция, голод, восстание Болотникова и народов Поволжья. Под влиянием крестьянской войны начались восстания и на юге Вятской земли, густо населенной черемисами, под знаменем борьбы против взошедшего на престол Василия Шуйского. И в пламени крестьянских мятежей прошел на Вятке весь XVII век.
В 1606 году произошло восстание в г. Котельниче.
В 1608 г. восстание захватило Яранский и Санчурский уезды. 27 января 1609 года в Котельнич прибыли два ярыжных из Кукарки, которые сообщили, что «с Уржума де две недели по се число, как пришли в Котельнич, а на Кукарке жили дни с четыре. А Уржум де и Малмыж, и Лаишево, и Арской и все пригороды около Казани и слободы, и около тех городов татаровя, и чуваша, и черемиса и по Казанской дороге, и до Кукарки служат и прямят государю царю и великому князю Василию Ивановичу всея Руси». Также прибывший в Котельнич в конце того же января из Жерновогорского Предтеченского монастыря чернец сообщал, что в их монастыре богомолье совершается по-старому, за Шуйского, а слобода перешла на сторону восставших, но пока занимала выжидательную позицию.
Вскоре после этого вспыхнуло восстание и в Кукарке. Восставшие русские и черемисские крестьяне напали на Жерновогорский монастырь, разграбили и сожгли его. Против восставших были посланы войска из Казани под руководством Истомы Хвостова, которые разбили мятежников, ворвались в Кукарку и сожгли ее, а «многих живых поймали». После этого восстание откатилось к Котельничу и Яранску, но под тем и другим городами восставшие были разбиты правительственными войсками.1
Одним из сторожевых постов, служивших для подавления различных народоволнений, являлось как раз Лебяжье. Об этом может свидетельствовать любопытный факт, дошедший до нас, благодаря царской грамоте от 11 мая 1677 года. В 1670-1676 гг., как отголосок восстания Степана Разина, проходили волнения крестьян Вятского Трифонова монастыря в Кырчанской вотчине (теперь Нолинский район). В феврале 1675 г. одна такая группа, пополнившаяся за счет беглых крестьян и избравшая своим предводителем Илью Рохина, начала движение, поводом к которому послужил отказ присягать новому царю Федору Алексеевичу, вступившему на Российский престол после кончины царя Алексея Михайловича, отца Петра I. В свою очередь послушно приняло присягу и Лебяжье, а вот Кырчанские крестьяне взбунтовались. «Собрался скопом и заговором большим, учинили бунт и мятеж великий», — сообщала царская грамота. Увещевать мятежников подчиниться и присягнуть на верность новому царю в Кырчаны лично прибыл из Вятки с небольшой свитой архимандрит Иоль, но совсем без охраны. Пастырское слово на мятежников, видимо, доведенных до последнего предела жадными монахами, не подействовало и они пленили Вятского Владыку вместе со всей свитой, собираясь их «побить кольем». Однако архимандриту повезло: на помощь ему подоспели из села Лебяжье приказной Михайло Скориков и подьячий Калина Кондратьев с ратными людьми и разбив мятежников, освободили Владыку.
В те времена и само Лебяжье служило прибежищем разного рода «беглых людей», особенно из-за реки Вятки, из бескрайних монастырских угодий, откуда бежать было от чего. В одной из царских грамот за 1673 год говорилось: «…В прошлых де годах сбежали они с Вятки, Микифорко (Редкин) с товарищи от наших Великого Государя податей и служб, и поселились в Казанском уезде, в селе Лебяжье».
…Прошло 40 лет с «основания» Лебяжья. Давно кануло в лету Сибирское ханство, отшумело смутное время с небывалым голодом и польской интервенцией, местные язычники покорно платили ясак. Изменилось и Лебяжье: теперь его украшала новая красивая деревянная церковь, а у окраины поселения вырос большой погост; в будущем он вытянется в длину вдоль берега всего старого Лебяжья, от Городища до территории теперешнего элеватора. Прекратила свое разгульное существование и «вольница»: дети обосновавшихся здесь когда-то казаков занимались крестьянским трудом и несли Государеву службу. По переписи 1646 года Я. Толочанова и А. Фаворова в Лебяжье упоминалась деревянная Николаевская церковь и числилось 19 крестьянских дворов с 36 мужскими душами, которые находились во владении помещика Василия Дмитриевича Голохвастова. Об этом человеке известно только то, что он жил в деревне Ашланской, вблизи Уржума, и был крупным служебным лицом при Казанском воеводстве, часто ездил в Москву по казенным делам, улаживал межевые споры Вятки и Казани. Скорее всего, царь пожаловал Голохвастова Лебяжьем в награду за хорошую службу. А упоминающаяся у переписчиков Николаевская церковь была второй по счету, построенная взамен ветхой, и стояла она, предположительно, также на Городище у погоста.После смерти Голохвастова Лебяжье вновь обрело независимость от каких-либо помещиков, хотя по-прежнему было «удельным», «дворцовым» селом.
В 1673 году село наравне со слободою Кукаркою и городом Уржумом высылало своих представителей для установления границы между Вяткой и Казанью, ведь само оно подчинялось административно Казанскому воеводству.
Дворцовые земли составляли фонд дворцового ведомства русских царей, содержавшийся на вотчинном праве. Кроме Лебяжья в понизовой части Вятской земли было много других дворцовых сел и слобод: в Кукарке, Вятских Полянах, Сарапуле, в Уржумском и Яранском уездах. До 1728 года дворцовые слободы и села подчинялись приказу Большого дворца, а на местах управляли ими приказчики (позднее — управители). В XVII-XVIII вв. на дворцовых землях существовало свое самоуправление, осуществлявшее финансовые и некоторые административные функции. Дворцовые крестьяне были обязаны поставлять для царского двора хлеб, мясо, молоко и т. п., а также обрабатывать т. н. «десятинную» (государственную) пашню, подобно тому как делалась барская вспашка на помещичьих землях. С начала XVIII века большое значение приобретают денежные сборы, а с 1760 годов натуральный оброк был заменен денежным.
В 1624 году недалеко от г. Уржума был основан Цепочкинский Спасо-Преображенский монастырь, который, подобно Жерновогорскому монастырю около Кукарки, почти сразу стал мощным экономическим, политическим и духовным центром Уржумской «округи» (уезда). Монастырь владел обширными угодьями, пожалованными царем, с жившими на них крестьянами, концентрировал вокруг себя приходящее на местные земли русское население, вел активную христианизацию язычников, но самое интересное заключалось в том, что духовно ему подчинялись все местные церкви, которых было не так уж и много — до 1678 года на всей территории будущего Лебяжского района находилась только одна Лебяжская церковь; весь остальной край в большинстве своем был еще мало освоен русскими и густо заселен язычниками, а также староверами, которые нашли в здешней глуши надежное убежище от светских и духовных властей. В ведомости монастыря за 1681 год упоминалось, что у игумена Цепочкинского монастыря Софрония было «в ведении» 16 храмов.2 Весьма возможно, что в числе их была и Лебяжская Николаевская церковь — первая в округе. История любит парадоксы: минет 390 лет приходской истории, и Лебяжская церковь вновь будет единственной действующей в округе…
 
Источник:
1. «Узрим свет…» - Православный краеведческий альманах по истории Лебяжского и Уржумского районов Кировской области. Выпуск №1. Частное (некоммерческое) издание краеведа – любителя Казакова Дмитрия Николаевича. 2005 г.
Категория: Православный альманах | Добавил: Георгич (14-02-11) | Автор: Дмитрий Николаевич Казаков
Просмотров: 1149 | Теги: лебяжье, Уржум, Казаков | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2020Яндекс.Метрика