Д. Н. Казаков Забытая святыня Уржума: Собор Воскресения Христова.
Воскресенские священники: 20-е годы.
При Воскресенской церкви был сравнительно небольшой причт – два священника, диакон и псаломщик. В начале ХХ века в этих стенах служили Господу люди удивительно интересных судеб, несколько из которых смогло достойно пострадать за Христа, будучи репрессированными, и в этом нет ничего удивительного – ведь в глазах властей все «воскресенцы» были ярыми «тихоновцами». Воскресенский собор никогда не переходил в руки обновленцев, чем мог бы гордиться его причт, если бы он действовал в наши дни…
Пожалуй, больше всех из этого синодика в начале ХХ века прослужил священник Павел Васильевич Сушков – целых три десятилетия! о. Павел появился на Божий свет в семье священника С. Талоключинского 12 октября 1870 г. В июне 1894 г. он закончил курс Вятской духовной семинарии с аттестатом 2 разряда и по правилам последней был направлен учителем в церковно-приходскую школу маленького села Ацвеж Котельничского уезда в декабре того же года. В листопадном сентябре 1895 г. учитель Сушков был рукоположен во диакона и направлен к церкви Вятского епархиального женского училища с приписанием к Александро-Невскому собору сверх штата.
14 августа 1896 г., на заре новой осени, в жизни Павла Васильевича произошло светлое событие – по предложению Преосвященного Сергия и Духовной Консистории он был определен на вакансию священника к Воскресенской церкви г. Уржума и спустя 4 дня торжественно рукоположен в иерея. Вместе с ним в Уржум прибыла его жена Зинаида Ивановна, дочь протоиерея. Интересно, что в с. Вотском того же уезда служил родной брат о. Павла – о. Петр Сушков. о. Павел же прослужил в Воскресенской церкви, можно сказать, всю свою жизнь до своего ареста в 1928 г.
о. Павел был очень уважаем и духовенством своей церкви, и других церквей города, и ценим епархиальным начальством, о чем свидетельствует огромный список должностей, которые он занимал до революции. Не считая исполнения должности заведующего и законоучителя 4 училищ (в том числе и ЦПШ при самой церкви), в разные годы он назначался помощником Уржумского противораскольнического миссионера по городскому благочинию, духовным следователем, председателем церковно-приходского попечительства при своей церкви, членом Уржумского уездного отделения епархиального училищного совета, депутатом от духовенства на Уржумских уездных земских собраниях, депутатом по избранию духовенства на епархиальный съезд и окружно-училищный съезд в г. Нолинске и, наконец, только за 1900-е годы отец Сушков назначался благочинным 4 раза по указу Вятской Духовной Консистории! Кроме этих должностей, он являлся почетным членом Вятского комитета Православного миссионерского общества и Вятского общества Святителя Николая, был наблюдающим чтений при Уржумском обществе трезвости, принимал во время Русско-Японской войны активное участие в деятельности Красного Креста, выразившееся в сборе средств на нужды армии и раненых солдат. За это о. Павел был торжественно удостоен серебряной медали. Кроме этого, он имел медаль в честь 25-летия церковной школы и наперсный крест с 1912 г. В семействе батюшки росли две дочери – Екатерина и Анастасия, и сын Николай. В 1915 г. дочери учились в Уржумской гимназии, а сын в начальной школе [12].
Здесь в Уржуме семью Сушковых и застало время великой смуты. Вместе с о. Павлом в это время в Воскресенской церкви служили священник о. Николай Попов (с 1915 г.) и диакон Иоанн Стефанов (с 1914 г.). В отличие от служителей соседнего Свято-Троицкого «воскресенцы» во время известного Степановского мятежа сохранили нейтралитет и потому смогли уберечься от скорой расправы с его участниками. Но впереди стояла новая беда – раскол.
В 1922 г., очевидно, священник Попов либо скончался, либо был переведен в другой приход, и на его место был назначен священник Алексий Михайлович Бенедиктов. Из сохранившихся анкет этого человека, которые обычно заполняли священники в 1920-е годы по указке властей, можно узнать, что он родился 21 февраля 1879 г. в с. Арбузово-Баран Казанской губернии в бедной крестьянской семье, окончил Казанскую духовную семинарию в 1900 г., проходил духовное служение в сане иереяв с. Косолапово Уржумского уезда, откуда и прибыл в Уржум вместе с женой Екатериной Владимировной и дочерями – Надеждой, Любовью и Параскевой. О двух последних сообщалось в одной из анкет, что они «выехали в Ленинград в надежде получить чем нибудь кусок хлеба» (1929 год). За время жизни в Уржуме семья Бенедиктовых сменила два адреса – улица Прокопьевская и Тургенева – 19 [13].
Как и все сознательное духовенство, о. Алексий не принял обновленчества, став его яростным противником. Сводка ОГПУ за октябрь 1923 г. сообщала:
«В Уржумском уезде 28 октября тихоновцы в лице местных священников В. Половникова и А. Бенедиктова повели окончательную борьбу с обновленцами. В соборе в этот день устроили самочинное собрание прихожан… В результате собрание постановило: удалить и не допускать к служению в церкви обновленческого протоиерея Домрачева и диакона Парфенова и отказать им от прихода и от должности» [14]. Вскоре обновленцы возвратили себе и приход и должность, «выжив» тихоновцев из Свято-Троицкого собора, а священник его Половников был репрессирован [15]. О. Алексий не был репрессирован, но его очередь была еще впереди. Возможно, он смог избежать участи отца Половникова, благодаря тому, что занимал должность благочинного [16].
В 1926 году первым из пастырей Воскресенской церкви был арестован священник Сушков. 15 октября он был осужден «за антисоветскую агитацию». Вместе с ним, видимо по одному делу были арестованы другой уржумский священник Аранович и иерей с. Пустополья о. Митрофан Сырнев. После суда священники Сушков и Сырнев были сосланы в далекий Ташкент на 3 года [17].
После ареста о. Павла, в Воскресенскую церковь был направлен священник с. Петровского Иоанн Афанасьевич Березин. Из его анкет за 1929 год, которые он заполнял перед самым своим арестом, мы можем узнать, что он появился на Божий свет 27 января 1885 г. в крестьянской семье д. Малой Кузовошке Уржумского уезда, окончил Казанскую учительскую семинарию в 1904 г., но в иерея был рукоположен лишь в 1923 году. В Уржум новый священник прибыл с матушкой Надеждой Николаевной и маленьким сыном Евгением, поселившись на улице Гоголя. В Уржуме в семействе Березиных родился еще один ребеночек – сын Александр. Произошло это за год до ареста его отца [18].
В один пасмурный день 1 декабря 1929 года были схвачены оба священника – сергиевца из Воскресенского собора – отцы Бенедиктов и Березин. Оба они особым совещанием при коллегии ОГПУ были этапированы по ст. 58 п. 10 УК РСФСР в концлагерь на 3 года [19]. Что сталось с ними в дальнейшем – неизвестность. Арестом этих замечательных пастырей советское руководство, очевидно, надеялось обезглавить Сергиевскую ориентацию в Уржуме. Но оно глубоко просчиталось – вместо выбывших руководителей – сергиевцев, им на смену пришли другие, не менее замечательные люди – священники о. Василий Юферев и о. Георгий Сбоев [20]. Последние священники сей церкви.
Больше двух десятков лет прослужил при церкви-соборе диакон Иоанн Стефанов. Из его анкет можно узнать, что он родился 26 сентября 1869 г. в священнической семье с. Ацвеж Котельничского уезда, в котором, как мы знаем, учительствовал один из священников Воскресенской церкви, и начинал свое духовное служение в с. Екатерининском того же уезда после окончания 1 класса ВДС в 1888 г., откуда прибыл в Уржум как диакон в 1895 г., а в 1914 г. был перемещен к Воскресенской церкви. Перед своим арестом диакон Стефанов был вдов, не имел даже детей, получал «вознаграждение» за службу в размере 30 рублей в месяц и жил в доме номер 46 по улице Гоголя [21]. В этот дом и ворвались в один из сентябрьских дней 1935 г. чекисты, предъявив о. Иоанну обвинение по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. Почти год пробыл он в тюрьме, пока постановлением уполномоченного СПО УГБ НКВД по Кировскому краю от 2 сентября 1936 г. «из-за недостаточности улик» следственное дело не было закрыто, а отец Стефанов освобожден [22].
Все двадцатые годы, а может и дольше, прослужил псаломщиком при Воскресенском соборе Брин Феодор Алексеевич, родившийся 29 мая 1876 г. в семье присяжного казначейства г. Спасска Казанской губернии и окончивший Казанскую школу слепых в 1900 году. В 1914 г. Брин впервые прибыл в г. Уржум, где стал известен как певчий Троицкого собора, а в 1919 г. перешел уже как псаломщик в соседнюю Воскресенскую церковь. В своей анкете за 1930 г. он сообщал, что получал вознаграждения от 15 до 25 рублей в месяц и жил вместе с женой Варварой Васильевной в доме номер 44 по Красной улице; детей у них не было [23]. Феодор Алексеевич никогда не подвергался репрессиям и, возможно, мог дожить до такого печального события как закрытие Воскресенского собора.
А он стоит и по сей день, выделяясь белизной своих стен на фоне серых городских улиц – воплотившийся в камне укор прошлых бездуховных лет, да и дней нынешних. Не потому ли так нелегко приходится сегодня российскому люду пока стоят во многих храмах трактора и магазины? И пока так есть, так будет по воле Божьей…
1 февраля 2005 года.
пгт Лебяжье.
Библиография
12. «Клировые ведомости церквей Уржумского уезда» ГАКО ф. 237 оп 70 д. 1535 ЛЛ 3-65 (1915 г.). В «Книге памяти жертв политических репрессий» сообщается, что Сушков Павел Васильевич уроженец с. Екатерина Котельничского уезда (т. 2, с. 318).
13. Здесь и далее – «Список служителей культа, проживающего на территории Уржумского района Нолинской округи» (1929 г.). «Дело о передаче имущества Воскресенской церкви». УАО ф 10 оп 1 д 61 ЛЛ 38-39.
14. Государственные информационные сводки ВГ отделения ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва) за 20-е годы по Уржумскому уезду. ГАСПИКО ф 1 оп 2 д. 469 № 90. Здесь имеется в виду Троицкий собор.
15. Указанная «Книга памяти…» т 3, с. 304 / 305.
16. В заявлении в Уржумскую районную милицию от 19.11.29. «временно исполняющий обязанности священника при Воскресенском соборе г. Уржума» протоиерей Юферев Василий Алексеевич просил зарегистрировать его в должности благочинного по V округу Уржумской (Нолинской) епископии «вместо бывшего благочинного протоиерея Алексия Бенедиктова» (УАО ф 10 оп 1 д 61 Л 34). Все же благочинство о. Алексия не спасло от репрессии…
17. «Книга памяти…» т. 3, с. 318, 320. Киров, 2001 г.
18. УАО ф. 10 оп. 1 д. 61 ЛЛ 38-39.
19. «Книга памяти…» т. 3, с. 265. Киров, 2001 год.
20. УАО ф. 10 оп. 1 д. 61 Л 40.
21. УАО ф. 10 оп. 1 д. 61 ЛЛ 38-39. В «Книге памяти…» сообщается, что «диакон Воскресенского собора» по фамилии Стефаков Иван Неофитович – уроженец с. Атовень Котлимблокского района (т. 2 с. 318), что разнится с данными из его анкеты.
22. «Книга памяти…» т. 3, с. 318. Киров 2001 год.
23. УАО ф. 10 оп. 1 д. 61 ЛЛ 38-39. В одной из анкет сообщается, что Брин перешел в Воскресенскую церковь в 1918 году.
Источник: 1. «Узрим свет…» - Православный краеведческий альманах по истории Лебяжского и Уржумского районов Кировской области. Выпуск №1. Частное (некоммерческое) издание краеведа – любителя Казакова Дмитрия Николаевича. 2005 г.
P. S. Сушков Павел Васильевич Родился в 1875 г., Кировская обл., Котельничский р-н, с. Екатерина, Екатерининский с/с; священник церкви в г. Уржуме.. Проживал: г. Уржуме. Приговорен: особое совещание при Коллегии ОГПУ 15 октября 1926 г., обв.: по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. Приговор: ссылка в Ташкент на 3 года. Реабилитирован 10 июня 1992 г.
Источник: Книга памяти Кировской обл. |