ЯРМАРКИ И БАЗАРЫ В УРЖУМЕ И УЕЗДЕ
«Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка». Это изречение, дошедшее до нас из глубины истории, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского происхождения.
Но его германские корни очевидны - jahr-markt - ежегодный рынок. Именно так с Х века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров.
Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в., но, скорее всего, они существовали и раньше. По В. И. Далю, «ярмарка - большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».
Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих «Записках о московских делах» он назвал этот торг привычным для себя словом «jahrmarkt» - «ярмарка».
До этого на северо-западе территории Древней Руси (XI—XII век) местом торговли служили погосты (в то время так назывались центры сельской общины), а также торжки, особенно монастырские, на которые стекались помимо жителей соседних деревень купцы из дальних городов и сел. Однако ни погосты, ни торжки, ни базары, привлекавшие к себе окрестное население возможностью покупок и продаж, не обладали еще в то время характерными особенностями ярмарочного торга. Ведь ярмарка, как более высокая по сравнению с перечисленными организационная форма периодической торговли, предполагала втягивание в свою орбиту уже не только близлежащих территорий, но и отдаленных областей. На погостах же и торжках торговля носила, как правило, местный, локальный характер. И только позже, с развитием более широких рыночных отношений, с вовлечением в торговый оборот продуктов сельского хозяйства и изделий городских ремесленников, расширяется зона действия и местных торжков, радиус их влияния. Значение их как торговых центров начинает простираться далеко за пределы данной местности.
Зачастую торжки разрастались и превращались в ярмарки.
Очень интересные материалы по ярмаркам и базарам Уржумского уезда даёт нам "Указатель ярмарок, торжков и базаров Вятской губернии", который представлен в "Календаре Вятской губернии на 1883 год”.
Ярмарки и базары в Уржумском уезда существуют с давних времен. В письменных источниках они упоминаются с XVIII столетия.
Одной из первых ярмарок была - Осенняя в городе Уржуме, которая обычно проводилась к моменту прихода Святых Икон в Уржумский уезд (Понизовый крестовый ход из города Вятки).
Впоследствии с развитием ремесла, хозяйства, связей между населенными пунктами и волостями - стали возникать ярмарки, базары и торжки и на селе.
Некоторые из них были древними. Так при заводах в Шурме и Буйском издавна существовали базары. В XVIII столетии появилась Тихвинская ярмарка в деревне Сарда.
Больше сведений о ярмарочной и базарной торговле в уезде падает на XIX век. Губернское земство в начале 1880-х годов предприняло попытку привести в порядок учет ярмарочной и базарной торговли, поручив уездным земствам составить списки всех существующих ярмарок, торжков и базаров. Чтобы упорядочить ведение торговли на ярмарках и базарах, наладить казенные сборы за этот вид торговли были затребованы сведения о времени разрешения губернским или уездным земством этих торжков. Списки в 1883 году были составлены. При составлении списков уездное земство учитывало традиционно сложившиеся места торговли в базарные дни и места проведения ярмарок. И разрешило, решением земского собрания, существующие и сложившиеся на протяжении ряда лет ярмарки, торжки и базары.
Организация ярмарочной и базарной торговли способствовала развитию промыслов, ремесел, а также хозяйственных и экономических связей между населением разных населенных пунктов и волостей.
В конце XIX - начале ХХ века городская Троицкая ярмарка стала местом проведения ежегодных конских выставок, выставок продукции сельского хозяйства, изделий учебных ремесленных мастерских. Сюда, да и на другие крупные ярмарки и торжки в уезде вывозились новое оборудование маслоделен и новые сельхозмашины.
Все это способствовало распространению прогрессивных технологий в сельском хозяйстве, пропаганде передового опыта и знаний среди населения уезда.
На ярмарки приезжали заезжие артисты и цирк, привозились для продажи книги, здесь можно было услышать и купить музыкальные инструменты. Стало быть, населения в какой-то степени приобщалось и к культуре.
Ярмарки и базары были неотъемлемой чертой экономического и культурного быта всех слоев населения уезда, они были событием в жизни города и сельских населенных пунктов.
Осенняя ярмарка в Уржуме
Самой старинной в Уржуме - была осенняя ярмарка в октябре. Ярмарка эта проходила в городе с 19 по 27 октября, во время прибытия в Уржум крестного хода со святыми иконами из города Вятки. Этот крестный ход упоминается в документах XVII века.
Совершался этот ход в низовые города и населенные пункты. Кроме Уржума крестный ход проходил через село Петровское, Буйский завод и Байсу, где также проводились торжки. Правда, если в Уржуме Приходская ярмарка была по сроку - недельной, то торжки в Петровском, Байсе и Буйском были однодневными.
Осенняя ярмарка проходила в течение недели на соборной площади. Сюда приезжали торговцы со всего уезда. Изобилие товаров, стечение народа - привлекали сюда купцов из других уездов губернии, из Казани и Вятки. Продавались на этой ярмарке и скот, лошади.
Троицкая (Белорецкая) ярмарка
Базары в городе
Базары, вначале, проходили в городе по воскресным дням. Позднее были перенесены на Субботы. Тогда, в XVIII веке, базарных площадей было две - возле Троицкой (соборной) и Воскресенской церквей. На плане города 1856 года отмечены обе базарных площади.
Сведений о базарах за XVI-XVII века пока нет. Хотя и понятно, что с самого начала существования города Уржума торжки были неотъемлемой частью быта. Точно также с развитием сел, деревень стали появляться базары и в других населенных пунктах уезда.
В базарные дни в Уржуме на Воскресенской и Соборной площадях, останавливались для торговли немало местных и заезжих купцов и торговцев. Здесь порою было тесно от возов с зерном, мукой, шерстью, овчиной, кожей, куделей, мясом и другими сельхозпродуктами.
Вокруг Троицкого собора проходила каменная стена. В ней были оборудованы лавки, дверями, выходившие на соборную площадь и на главную улицу города. Через проходы к собору эти кирпичные лавки были отделены от лавок деревянных, которые тянулись вдоль улицы справа и слева от собора. Торговали в этих деревянных лавках железом, рыбой, мылом, москательными и другими товарами.
Через проход с правой стороны, с Воскресенской улицы в базарные дни горожане попадали в "обжорный ряд", который располагался параллельно главной улицы, за лавками. Чего здесь только не было! Торговали горячими и холодными кушаньями, пирогами, сладким квасом, кислыми щами.
С левой стороны от собора, с Воскресенской улицы, можно было пройти к мясным рядам, находившимся посредине площади, недалеко от сада устроенного на берегу Уржумки.
В конце XIX века, напротив городской тюрьмы (ныне райотдел милиции), появляется еще одна базарная площадь. Здесь по базарным дням шла оживленная торговля сеном, дровами, изделиями крестьянского обихода. Торговцы наперебой расхваливали свою продукцию: сани и телеги, лопаты и грабли, дуги и хомуты, лукошки и сита, много других незаменимых в хозяйстве предметов и вещей. Базар этот в простонародье именовался "деревянным". Здесь же продавали скот, шерсть, куделю.
В 1920-х годах на эту площадь был переведен базар с соборной площади. Стали продавать здесь и съестные припасы. А в 1960-х годах на этой базарной площади началось сооружение зданий. Базар был переведен на территорию бывшего Митрофановского кладбища, где находится и поныне.
Сельские ярмарки и базары
Кроме ярмарок и базаров в городе, проходили ярмарки, торжки и базары в сельских населенных пунктах уезда. Обычно они совмещались с большими храмовыми церковными праздниками в этих населенных пунктах.
Одна из самых старинных ярмарок в уезде проходила в деревне Сарда в Тихонов день. Деревня это неподалеку от села Рождественского. Сведения о ярмарке имеются с конца XVIII века. В деревне имелась деревянная часовня, основанная при постоялом дворе. Торжок проводился возле часовни. Можно было купить здесь лошадь, шорные изделия, крашеную упряжь, плетеную обувь и кузнечный товар. Тихвинская ярмарка упоминается на протяжении XIX века, правда , в виде однодневного торжка. В начале ХХ века торжок в Сарде вновь становится ярмаркой.
Сельские ярмарки и базары в XIX столетии
В Буйском заводе (так именовалось раньше село Буйское) проведение ежегодной ярмарки было разрешено губернским земским собрание 20 декабря 1868 года. Ярмарка здесь была трехдневной и проводилась она обычно с 25 по 27 января. На ярмарке продавались мануфактурные товары, железные и деревянные изделия, съестные припасы и изделия местных ремесленников и кустарей.
В октябре в Буйский завод съезжались торговцы на однодневный Покровский торжок, который было разрешено проводить решением уездного земского собрания в 1884 году. Проводился торжок в дни прихода в Буйское Святых Икон с крестным ходом из города Вятки.
Традиционными в селе Буйском были еженедельные воскресные базары, которые проводились здесь еще с XVIII столетия.
Как и на ярмарках, на торжках и базарах продавались самые разнообразные изделия из железа и дерева, мануфактурные и бакалейные товары, кожевенные товары и съестные припасы.
Две ярмарки ежегодно проходили в селе Шурма (Шурминский завод - так именовалось тогда село). Разрешение на проведение этих ярмарок было получено от Вятского губернского земского собрания в 1880 году. Перед Рождеством в Шурме проводилась трехдневная Рождественская ярмарка (с 24 по 27 декабря). Вторя ярмарка - Никольская проводилась весной - с 8 по 11 мая.
На ярмарках продавались меховые, мануфактурные, галантерейные, шорные и сапожные товары, железные и деревянные изделия, продукция сельского хозяйства.
Кроме того в Шурминском заводе еженедельно проводились по воскресениям базары. На них съезжались жители окрестных населенных пунктов. Привозили сюда также самый разнообразный товар, в том числе и изделия ремесленников - посуду, лапти, различные ткани. Торговали здесь съестными припасами - медом, маслом, хлебом, овощами.
Две ярмарки в течение года проходили в починке Михайловском Пилинской волости. Сретенская ярмарка проходила здесь с 1 по 4 февраля. Летом, с 22 по 25 июня проходила Ивановская ярмарка. Обе ярмарки были разрешены вятским губернским земством в декабре 1880 года.
На ярмарки в починок Михайловский привозили для продажи железные и деревянные изделия, съестные припасы и продукцию сельского хозяйства. Ремесленники и кустари торговали своими изделиями.
Однодневный Васильевский торжок регулярно проводился в селе Байса Мазарской волости 1 января. Еще один торжок проводился 25 сентября - Сергиевский. Третий торжок в Байсе проводился осенью во время прихода Святых Икон. Торжки эти были разрешены уездным земским собранием в 1884 году.
Кроме торжков в Байсе по субботам проводились еженедельные базары (разрешение уездного земского собрания было дано в октябре 1873 года).
В Байсу привозились Мануфактурные товары, деревянные и железные изделия, съестные припасы, бакалейные и разные мелочные товары, продукция местных ремесленников и кустарей. На торжках в день Вознесения Господня и по приходе Святых Икон продавали еще и лошадей.
В селе Лопьял Пилинской волости проводилась ежегодная ярмарка на 7-й неделе по Пасхе (с четверга до воскресенья). Разрешена эта ярмарка была губернским земством в 1883 году.
Проводились в Лопьяле и ежегодные торжки: 6 января - Крещенский, 9 мая - Никольский, 20 июля - Ильинский и 23 октября - Ивановский. А в День Святой Троицы проводился ежегодный большой базар. Разрешение на эти торжки было дано уездным земским собранием в 1884 году.
На ярмарки, базары и торжки в Лопьял привозили самые разнообразные мануфактурные товары, изделия из железа и дерева, товары производства местных ремесленников, съестные припасы и изделия кожевников.
Ежегодные торжки в селе Петровском (до 1888 года село входило в Сердежскую волость) проводились: Крещенский - 6 января, Петропавловский - 29 июня, Покровский - 1 октября. Торжки эти были разрешены уездным земством в 1884 году.
Кроме этого, в Петровском еженедельно проводились базары. Базарным днем по решению уездного земства (1868 год) в селе был Понедельник. Ежегодно, на торжок в Петровское, съезжались жители окрестных сёл ко времени прохода через село крестного низового хода.
Торговали в селе Петровском, как и в других населенных пунктах, мануфактурным и бакалейным товаром, одеждой, съестными припасами, посудой, изделиями из дерева и железа.
Три торжка в течение года проводились и в селе Рождественском Теребиловской волости. Богородицкий - 8 сентября и 26 декабря - на второй после Рождества Христова. Третий торжок проводился на 6 неделе Великого Поста. Все торжки были разрешены уездным собранием в 1884 году.
Для торговли в Рождественское прибывали торговые люди из соседних сел, из Уржума. Привозили сюда мануфактурные и бакалейные товары, съестные припасы и продукты сельского хозяйства. Местные ремесленники выставляли на продажу лапти, посуду, изделия из дерева.
Два ежегодных торжка проводилось в селе Пустополье Пилинской волости. 8 мая проходил Ивановский торжок и 16 сентября в честь церкви - Воздвиженский. Оба торжка были разрешены уездным земским собранием в 1884 году.
Торговали в Пустополье бакалейным и мануфактурным товаром, съестными припасами, изделиями из дерева и железа. Привозили сюда свою продукцию местные ремесленники - посуду, инвентарь, лапти, холсты.
Однодневный торжок проводился на Шумихе возле часовни, что была построена на реке Буй (недалеко от деревни Марчата). Возле часовенки сооружали ларьки и палатки. Съезжались сюда торговцы из Уржума, многих сел уезда, прибывали купцы из Нолинска, Казани и Вятки. Ярмарка здесь была приурочена к празднику Николы - вешнего (9 мая). Разрешен этот торжок был решением уездного земского собрания в 1884 году.
В селе Ашлани Пилинской волости в течение года проводились два торжка: 9 мая - Никольский и 25 декабря Рождественский.
В селе Козмодемьянском Теребиловской волости торжки проводились 1 июля и 1 ноября - оба Козмодемьянские.
Два торжка: 6 августа - Спасопреображенский и 21 ноября - Введенский, проводились в селе Цепочкино Теребиловской волости.
Разрешения на эти торжки в Ашлани, Козмодемьянском и Цепочкине уездное земское собрание дало в 1884 году.
На торжках этих продавались самые разнообразные мануфактурные и бакалейные товары, деревянные и железные изделия, продукция местных ремесленников, съестные припасы.
По одному торжку проводилось в селе Больше-Ройском (8 октября - Богородицкий) и селе Решетниковском (26 сентября - Дмитриевский). Оба села входили в 1880-х годах в Больше-Шурминскую волость.
Товары, привозимые сюда, были: изделия местных ремесленников, съестные припасы, мануфактура и бакалея, изделия из железа и дерева.
В селе Архангельском Мазарской волости проводилось три торжка. В сентябре (6 числа) - Михайловский , 4 октября - Гурьевский и 8 ноября - Михайловский. Торжки эти были разрешены уездным собранием в 1884 году.
Торговали в селе Архангельском, как местные ремесленники, так и заезжие продавцы. Привозили на торжки мануфактурные и бакалейные, мелочные товары, продукты питания и изделия местных ремесленников, торговали здесь деревянными и железными изделиями, посудой.
В начале XX века произошли некоторые изменения в традиционных сроках проведения ярмарок и торжков. Так, например, в Ашлани - однодневная ярмарка стала проводиться в мае - Никольская, в Буйском заводе - в январе - Афонская. Ярмарка эта была трехдневной. В январе однодневная Васильевская ярмарка проводилась в Байсе, в июле и ноябре в селе Козмодемьянском (обе однодневные). В сентябре однодневная - Воздвиженская в селе Пустополье.
Базары проводились в уезде не только в воскресные дни. В селе Петровском базарным днем был понедельник. Здесь на площади возле Петропавловской церкви были оборудованы в два ряда ларьки из кровельного теса. У церковной ограды ставились длинные со скамьями столы, с которых торговали разнообразными товарами.
Кроме того, в январе, июне и октябре в Петровском проводились ярмарки. Сюда приезжали жители Медведка, Аркуля, Ветошкина, Вотского, Вершинят, Рождественского и других населенных пунктов.
Из Медведка привозили на продажу дрова, смолу, деготь, колесную мазь, уголь, лыко.
Из Касьянова, Шмелят, Мысов, Сердежа и Сарды везли лапти. Вершинятские жители торговали овсом и мукой.
Зерно, мясо, веревки - привозили из Ветошкина и Вотского. А местные торговцы из села Петровского торговали рыбой (сушеной и вяленой), сушками, пряниками, сладкими петушками на палочке.
В селе Байса в день открытия торжка поднимался флаг. Торговля шла из ларьков и палаток. Накануне их строили из досок, которые выдавала церковь. Торговали здесь торговцы из Уржума, уржумского уезда, приезжали купцы и издалека.
К дням торжков обычно в Байсу прибывали артисты. В начале XX века сюда приезжал даже кукольный театр.
Таким образом, уже в XIX столетии в уезде сложились определенные объемы торговли на ярмарках и рынках, что способствовало развитию торговли, мелкого предпринимательства, а также и развитию ремесел и местных промыслов. Сложился местный рынок сбыта изделий кустарей и ремесленников.
Источник:
1. В. А. Ветлужских. "Очерки истории Уржумского района”. Учебное пособие (на правах рукописи). Глава 12, "Торговля и финансы в уезде в XVIII - начале XX веках”.
2. http://revolution.allbest.ru/history/00201330_0.html Реферат. Тема: Ярмарки и их роль в развитии торговли в России и Европе.
3. Указатель ярмарок, торжков и базаров Вятской губернии. "Календарь Вятской губернии на 1883 год", стр. 136-170. |