ОПИСАНИЕ ГОРОДА УРЖУМ
Город – крепость
До нас не дошло письменных источников с описанием города в первые годы его основания. Очевидно, Уржум представлял, из себя, укрепленное поселение. Это был город – крепость. Деревянный кремль, выстроенный первооснователями к 1647 году, пришел в ветхость, и возникла необходимость строительства новой крепости. Она в 1647 году была возведена.
Описание этой крепости сохранилось в одном из архивных документов ("Роспись государеву…городу Уржуму и городовым башням…”), который хранится в Государственном архиве Кировской области. Этот документ интересен еще и тем, что в нем упоминаются строители крепости.
Описание города начинается с наугольной башни, которая находилась (по современной стратиграфии) где-то в районе старой автостанции. Наугольная башня была длиной 4 сажени (сажень= 2,13 метра). Причем в документе указывается, что башня находилась "…от мельницы, за старою тюрьмой”.
Следующей была Водяная башня с воротами. На была меньше Наугольной – 3,5 сажени. Эта башня располагалась вблизи воеводского двора.
Третьей была – Тайнишная башня (блина 4 сажени).
Следующей была Спасская башня - главная в крепости. Она была с большими городовыми воротами. На башне были установлены колокола. Длина башни - 4 сажени.
Пятой по счету была башня Нового раската, длиною 3 сажени.
Следующей – шестой была башня с воротами, что располагалась "за разрядом” (за разрядной избой). Эта башня была также оборудована воротами. Длина башни – 3 сажени.
И последней была башня Старого раската (длиной 3 сажени).
Естественно, что башни были соединены между собой рубленой деревянной крепостной стеной. Длина этой стены между башнями колебалась от 17 до 19 саженей.
Всего крепостная стена по периметру была по современным меркам невелика где-то в пределах 190-200 метров. И укладывалась (если наложить на современную территорию) в районе Троицкого собора и горсада.
Среди строителей Уржумской крепости (как указывается в вышеназванном документе) были: монастырские (Спасского Цепочкинского мужского монастыря) и государственные крестьяне, новокрещены ( местное население – марийцы язычники, принявшие христианство), бобыли, лебяжские (русские) крестьяне, стрельцы и посадские люди. Участие в строительстве принимали также площаднные подьячие и крестьяне, принадлежавшие толмачам (переводчикам), пономарям и священникам ("поповы и пономаревы крестьяне”).
Итак крепость имела семь башен, трое городских ворот. Внутри крепости были старая тюрьма, воеводская изба, разрядная изба. Из источников конца XVII века известно, что существовала еще и бесприходная воеводская церковь (внутри крепости). За крепостью (на посаде) в начале XVII столетия была деревяннная Воскресенская церковь.
НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА
Стрелецкий город
Первыми поселенцами города были стрельцы. К сожалению письменных источников, о численности населения и его составе за первые годы, после основания, нет. Но уже в документах 1610 года в Уржуме упоминаются приказные люди Василий Вельяминов и Юрий Змеев. Приказные люди в то время были основной фигурой местных учреждений ("дьячея изба”). Они подчинялись Приказу Казанского дворца, что находился в Москве. Осуществляли эти приказные административное, финансовое и судебное управление городом.
Известно, что в 1611 году уржумцы участвовали в ополчении против поляков (под началом казанского воеводы В.Морозова), а в 1612 году – в Нижегородском ополчении, Минина и Пожарского.
В 1614 году сто уржумских стрельцов были направлены против одного из казачьих атаманов Заруцкого, который после убийства второго Самозванца, бежал с его женой Мариной Мнишек в Астрахань (где был пойман и казнен). В 1614 году впервые упоминается и уржумский караул – таможенная застава.
В 1625 году в Уржум из Арска переводят воеводу Хотунского. С ним прибывает постоянное войско. В то время в Уржуме было 20 конных служилых дворян, 200 стрельцов (вместе с ними стрелецкий голова и два сотника), 65 наемных солдат нового строя (из иноземцев), и 70 служилых людей (из новокрезщенов). Всего в Уржуме, тогда было 355 человек.
При воеводе Кирикрейском, в 1631 году, в Уржуме значилось 14 детей юоярских, 49 человек "…литвы и немец, и черкес, и выходцев”. Упоминаются к этому времени пушкари – 3 человека, толмачи – тоже трое, два воротника (сторожа у ворот крепости) и кузнец.
А по сведениям за 1646 год, Уржум уже имел посад с 9 дворами ("…да два двора бобыльских”), здесь была Воскресенская церковь, в которой служили два попа и пономарь.
Как видим, Уржум, к первой половине XVII столетия был стрелецким городком. Если сравнить количество жителей посада и войско, то увидим, что численность военной силы в десятки раз превышала число гражданского населения.
По подсчетам кировского историка А.В.Эммаусского к средине XVII века число жителей в Уржуме (обоего пола, вместе со стрельцами и их женами) составляло – 660 человек.
К концу XVII века в документах уже упоминаются уржумские и казанские посадские, два садовника, иконописец и иконник, торговый человек – москвитин и даже представители крупного московского купечества – именитый гость Шустов и два купца Гостиной сотни.
В 1680-е годы Уржум появляется на западноевропейских картах (атлас Ф.де.Вита, выпущенный в Амстердаме).
К концу XVII столетия окончательно сформировалась структура состава населения города: воевода и штат приказных людей, земское самоуправление – староста, сотники и десятники, войско – стрельцы, посадские – ремесленники, крестьяне и торговые люди.
Если говорить о национальном составе, то судя по документам того времени, большинство жителей Уржума составляли русские. В составе войска были иноземцы. Среди жителей Уржума были и новокрещены (марийцы-язычники, принявшие христианство). Скорее всего в Уржумской округе, марийцы составляли большую часть населения. В 1615 году для народного ополчения князя Дмитрия Пожарского было предписано привести из Уржума "…з головою Михайлом Шадеевым детей боярских – 4. Да новокрещен и тарханов 24. Да з земли Чуваши и Черемисы 439”. В 1636 году было предписано марийцам "…хаживать с трех дворов человек в Уржум” (на службу). А всего таких дворов насчитывалось в Уржумской округе 1235.
УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОМ.
ЗНАЧЕНИЕ УРЖУМА В XVI-XVII ВЕКАХ
Воеводское правление
Основным звеном местного самоуправления Российского государства в XVI-XVII веках – был воевода. Назначался он Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился город. Воеводы обладали широкими административными, финансовыми, военными и полицейскими полномочиями, а также осуществляли надзор за деятельностью выборных властей в уезде и в городе.
Особенностью воеводского правления в Уржуме, является его двойное подчинение: приказу Казанского дворца (в Москве) и Казанскому воеводе (в Казани).
До 1670 года существовала должность осадного головы, (которая совпадала с должностью городничего). В мирное время осадные головы руководили караульной, воротной и пушкарской службами, ведали о работе кузнецов, плотников и прочих "осадных людей”. Во время военных действий в поход отправлялся обычно первый воевода (если их было два), а командование крепостным гарнизоном поручалось осадному голове. Служба уржумских воевод была срочной ("годовой”). Лишь около трети сменялось через два года. В исключительных случаях – через три. Одной из причин этой частой замены воевод – была невозможность строгого контроля за их деятельностью со стороны центральной власти, а отсюда неизбежность злоупотреблений со стороны местных правителей – воевод, дьяков и других приказных людей.
Был в городе и земский староста, который ведал раскладкой и сбором местных налогов, защищал права и интересы горожан перед воеводой.
Приказные люди, или дьяки – начальники и письмоводители канцелярии ("дьячей избы”) были основной фигурой местных учреждений власти (после воевод). Ими обычно были выходцы из небогатых семей дворян и духовенства. Приказные люди в Уржуме, как и в других городах России, были подчинены воеводе.
Содержание аппарата управления было обязанностью посадских людей и крестьян. Они платили подворную подать, стрелецкий налог (на содержание войска), полоняничный (на выкуп пленных), ямской (на содержание дорожных станций и ямщиков), налоги с промыслов, торгов, сенокосов. Крестьяне обязаны были выполнять работы по строительству крепости, домов, церквей, нести военную повинность (давать ратников в ополчение).
Значение города
Таким образом, Уржум в XVI-XVII столетиях был стрелецким городом. Исходя из преобладания в составе населения стрельцов, учитывая двойное подчинение воевод (Москве и Казани) – можно сказать, что Уржум был пограничным (на границе с Казанью) городом-крепостью.
В то же время Уржум был административным центром округи, куда входили деревни и починки прилежащей территории.
Естественно, что как административный центр, Уржум являлся центром торговли и был культурным (идеологическим) центром территории. Именно в XVII столетии была проведена христианизация местного населения – марийцев язычников. Правда, она была продолжена и в следующем столетии. Но главная идеологическая задача была выполнена именно в XVII веке.
Литература.
1. В. А. Ветлужских. ОСНОВАНИЕ ГОРОДА УРЖУМА. Глава V учебного пособия "Очерки истории Уржумского района” (на правах рукописи). |