Староверы
Три века их гнали, а они выжили
"Древлеправославная вера"... Какая-то загадочная сила звучит в этих словах. И вспоминается суриковская боярыня Морозова на розвальнях с торжествующим ее двуперстием. Вспоминаются грозные лики святых со старинных фресок. Сырой подвал с решетками Пафнутьев-Боровского монастыря, где некогда страдала за веру княгиня Урусова и куда с осторожным любопытством заглядывают ныне туристы. Кажется, все это было так давно...
Но вера жива. И огнеопального протопопа Аввакума слова "освятилась русская земля кровью мучеников" могут подтвердить на примерах многие из прихожан старообрядческой православной церкви, что открылась год назад на окраине Кирова, в селе Красном.
- Мой прадед был священником, дед - священником и брат тоже. Из детства помню, как прятали древние, доставшиеся от предков иконы, - рассказывает Зиновия Степановна. - Зимой иконы закапывали в снег. За старообрядцами следили, так прибегал предупредить простой, не нашей веры, человек, может, даже и атеист. Не было случая, чтобы выдали и моего деда - священника. Он скрывался, ходил от деревни к деревне, справлял требы, укреплял духовно паству.
Мы беседуем с Зиновией Степановной в самой церкви. Этот дом в Красном - бывший сельсовет. Убранство строгое, почти аскетичное: молельня, рядом деревом обшитая трапезная, кухня со свежепобеленной русской печью... Воскресный день. Только что закончилась служба. Еще горят свечи, и лица молодых прихожанок светятся в полумраке, кажутся прекрасными. Красива и их одежда: темных тонов сарафаны до пят с широкой горящей золотом полосой спереди, светлые кофточки с длинными рукавами и нарядные светлые платки, повязанные по-особому, - ниспадают на спину прямыми углами, как в нестеровской картине "Великий постриг". Правда, девушки эту дошедшую из дальних далей одежду, уходя домой, снимают, превращаясь во вполне современных студенток и работниц.
Из прошлого
Старообрядцы в России со времени Никоновых реформ - а это больше 300 лет - были почти всегда гонимы. Гнал их и тишайший царь Алексей Михайлович, и Петр I. Отрезали староверам бороды, позорно оголяя лицо, проклинали двуперстное знамение, налагали двойные налоги на "раскольщиков", рвали им ноздри, ссылали в каторгу.
Сопротивление реформам патриарха Никона было не менее жесткое: за двуперстным знамением, за внешней обрядностью стояли нравственные, корневые истоки веры, "любовь к отеческим гробам". Перед приходом карательных войск старообрядцы сжигали себя целыми деревнями, бежали на окраины России, в Сибирь и на Урал, в Литву, Польшу и Турцию. При матушке Екатерине вышло было послабление: царица даже издала указ, призывающий изгнанников вернуться на родину. И многие вернулись, чтобы заселить пустынные пространства Новороссии, укрепить границы государства, освоить земли, украсить их цветущими селами. При Николае I приверженцы старой веры вновь подверглись гонениям. Не жаловала их и советская власть: первыми подвергались репрессиям.
Табак и аборт под запретом
Новому старообрядческому приходу всего год. Он пока единственный в городе Кирове. "А без малого 100 лет назад в одной только Вятке было 13 старообрядческих приходов, - говорит председатель общины Петр Родионович, - всего же в Вятской губернии к 1907 году их насчитывалось 295. Среди них и те, что признавали священство, и так называемые "беспоповцы". Жили хорошо, семьи были большие, роды крепкие, села богатые.
Да это и понятно. Курить, например, старообрядцам вера запрещает: считается, что табак - это сорняк, выращенный на крови нечистого. Аборт считается даже более тяжким преступлением, чем убийство: ребенок в чреве матери некрещеный. Не работать у староверов почитается грехом, и плохо работать нельзя - тоже грех. Посты здесь соблюдаются строго, а пища простая, здоровая.
...После общей трапезы быстро все убрали, сели на лавки, покрытые домоткаными половичками, и начали петь духовные стихи. Это тоже давняя традиция.
Здесь, в церкви, у каждого из прихожан сборник духовных стихов. Поют их слаженно, с глубоким чувством.
Вот "Житейское море" - сложное, философское, а тема такая - от сумы да от тюрьмы не зарекайся. А вот публицистика - "Памяти Аввакума": "Он погиб за великое дело - за преданье родной старины"...
Эту старину староверы хранят бережно из века в век. Не забыли и древнее крюковое пение (вместо нот в тетрадях крючки). И долгие службы: вечерня, например, начинается в два, а заканчивается только в восемь часов.
Конечно, все это непривычно и воспринимается со стороны как некая экзотика. И сарафаны, и стремительные поясные поклоны, и энергичное размашистое двуперстие...
А потом приходит мысль: да так все и было! Именно так молились наши предки со времен Крещения Руси, а новой обрядности времен раскола - всего 300 лет. Историки и даже богословы теперь говорят, что и раскол-то был инициирован проклятым Западом, иезуитами и папством... Да что теперь поминать царя Алексея, соблазнившегося мифической византийской тиарой и возжелавшего константинопольского престола! Что спорить, ладно ли правили русские церковные книги "по греческому образцу"! Жаль только, что из века в век колошматили русские друг друга, жаль тех, что из века в век, спасая веру, вынуждены были уходить в изгнание. Не худшие это были люди - строгого нрава, крепкие, здоровые, работящие, еще и поэтому привечали их на чужбине.
Не надо далеко за примерами ходить, взять хоть наши малмыжские села, где жили старообрядцы. Каменные добротные дома, почти поголовная грамотность - с детства читали и на старославянском! Встречала там во множестве резные шахматные доски-столики - разумный досуг...
Помню отпевание женщины по старому обряду в одном из уржумских сел. В осеннюю непогодь через Вятку - на веслах! - выгребали сестры по вере, чтобы проводить ее в последний путь. С обветренными лицами, рослые, статные, в черных своих сарафанах, всю ночь стояли у гроба, читали молитвы и пели. И непонятно было, какое столетие на дворе.
Браки у староверов крепкие, родители пекутся о том, чтобы новобрачные были одной веры. И в нашей вятской общине уже обвенчали две пары. Приезжали, чтобы почтить жениха и невесту, братья по вере из Ижевска, Омутнинска, Кильмези...
В вятской общине есть и пенсионеры, и люди зрелого "рабочего" возраста, и молодежь - студенты, учащиеся. Большинство из старообрядческих семей сочли, что грех изменить вере, за которую претерпели их предки. Но есть и те, кто пришел к старообрядчеству долгим и трудным путем исканий, чтения и размышлений...
Они тоже пойдут на Великую
Отношения с официальной православной церковью складываются у старообрядцев ныне более мирно, чем в прежние века. Знаменитый церковный деятель русский философ о. Павел Флоренский назвал деятельность Никона "реакционной и антинациональной". А в 1971 году русская православная церковь на поместном соборе отменила свои проклятия века семнадцатого. Старые обряды были признаны "православными и спасительными". У нас в Кировской области уже возродились старообрядческие общины в Кильмези, Уржуме, Омутнинске. В Кирове "хождение по мукам", вернее, по инстанциям длилось полтора года. Но староверы - люди упорные, добились своего.
Собираются они нынче Крестным ходом и на Великую. 11 августа в день рождения святого Николы (по новому стилю) - в тот самый день, когда началось перенесение его святого образа от Вятки в Москву. Предполагается участие в ходе епископа Казанско-Вятского Андриана. Он пойдет рядом со своими сестрами и братьями по вере. Будут они петь молитвы и перебирать старинные лестовки (плетеные кожаные четки). А молиться у староверов принято не только за предков, но и за потомков аж до седьмого колена. Бог в помощь!
Светлана ШЕШИНА, "Вятский край" 7 июня 2002 от 07.06.2002 |