В июне 1932 г. в Уржумский райисполком пришло письмо от Нижегородского крайисполкома (Уржум в те годы входил в Нижегородский край), в котором предлагалось выслать во ВЦИК, в Москву, дело о закрытии в Уржуме старообрядческой моленной. Так. ВЦИК в 1930-е годы проводил кампанию борьбы с религией, распространив ее по всему Союзу.
В приказном порядке, несмотря на протесты верующих, закрывались церкви, моленные дома, мечети, кирки, костелы. Докатилась эта волна и до Уржума. Признаки надвигающейся беды для старообрядческой моленной появились за пять лет до этого письма, еще в 1927 году, когда был заключен договор между горсоветом и группой верующих Поморского толка о принятии от горсовета в пользование моленную, помещающуюся тогда в деревянном доме по улице Свободы (теперь ул. Кирова, д. 76), с обязательством «беречь и хранить» народное достояние, с перечислением имущества, находящегося в здании этой общины. Второе здание моленной – каменный флигель во дворе — был уже отобран. В 1930-х годах здесь был спортзал, потом мастерские, кузница, потом клуб СПТУ-38, сейчас — склады. После получения этого письма из Нижнего Новгорода, еще год тянулось дело о закрытии, группа верующих протестовала, но в августе 1933 г. Президиум Нижегородского крайисполкома постановил ликвидировать моленную и передать здание в ведение Уржумского горсовета.
Оба здания моленного дома по ул. Свободы, ныне ул. Кирова, дома 76 и 78 были построены на средства уржумских купцов-старообрядцев поморского согласия (или толка), Ф. М. Стяжкина, издателя открыток г. Уржума, и П. Н. Шамова. Деревянное здание на каменном фундаменте было построено в 1901 г., большое каменное – в 1904-1907 и достраивалось уже после смерти П. Н. Шамова его сыновьями. Кстати, дом 80 также принадлежал моленной. Посещались эти моленные дома большим количеством верующих г. Уржума и приезжавших из деревень уезда. После того, как моленные дома были уже отобраны, имуществу их, убранству и инвентарю была сделана опись. Огромные ценности были сосредоточены в моленных домах старообрядцев. Были рукописные и старопечатные книги, богослужебные книги – 36 книг, древние иконы 17 и 18 веков, больших, средних и малых размеров, общим числом 131 икона. Были складни, было паникадило, кресты напрестольные и медные, киоты, аналои, подсвечники, лампады т. д. – всего 277 предметов. Все это какое-то время хранилось в складе на ул. Никитина, а потом большая часть была утрачена или уничтожена.
Община старообрядцев в Уржумском районе возникла в 18 веке. В конце 17 века, после того, как еще при царевне Софье были созданы указы против сторонников старой веры, после того, как на Руси были приняты нововведения патриарха Никона, начались их преследования, гонения и казни. Преследуемые начали скрываться в глухих местах России. Многие преследуемые побежали в леса на Волгу, близ Нижнего Новгорода, на р. Керженец. Здесь образовалось много скитов и монастырей. При Петре I началось разорение их. Сторонники старой веры бежали отсюда в пермские, вятские земли на р. Каму, часть поднялась по р. Вятке, образовав поселения и молитвенные дома, где сохранялись все обычаи, и драгоценные иконы старого письма, и книги.
Этот период гонения старообрядчества отразился в русском искусстве. Многим знакомы картина Н. Репина «Боярыня Морозова», опера М. Мусоргского «Хованщина», книги Н. Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». Наиболее же важным духовным пристанищем старообрядцев стало Рогожское кладбище в Москве, где и в настоящее время находится руководящий центр сгарообрядчества.
Основные поселения старообрядцев в Уржумском районе в прежние времена были Русский Турек, Шурма. Пиляндыш, деревни Шихали, Шишкино, Шорино, Варино, поч. Сборный, поч. Травянистый, с. Рублево, д. Сердеж (теперь Лебяжский район) и многие многие другие. В некоторых поселениях были моленные дома.
Наиболее энергичные и предприимчивые люди из старообрядцев в начале и середине 19 века стали разрабатывать леса за Вяткой, сплавлять древесину на Волгу, занялись торговлей, приобрели капитал, стали строить собственные дома в Уржуме, образовав здесь крепкую общину, в результате которой и были построены здания, о которых шла речь выше. История Уржума хранит фамилии Корчемкиных, Бушковых. Стяжкпных, С. Д. Шамова, П. Н. Шамова, М. Максимова, братьев К. и М. Максимовых, Лохтина, Овечкина, Егошина, Цепелевых, Грязевых. Богдановых и других.
В настоящий момент община старообрядцев г. Уржума хлопочет о возврате им деревянного здания на ул. Кирова, 76. Дом этот в 1938 г. заняла музыкальная школа, которая здесь была до 1960 г., а потом он был отдан детскому саду № 6. На сегодняшний день здание пустует после случившегося в 1994 г. небольшого пожара. Справедливо было бы на тех или иных условиях краткосрочной или долгосрочной аренды дать возможность старообрядческой общине иметь этот дом как моленную и как центр старообрядческого района. Это поддержит верующих, объединит их и укрепит моральный дух, что так нужно нам всем, какую бы религию мы не исповедовали.
Н. Пентина
Кировская искра. – 1994. – 26 июля (№ 86). – С. 3.
Источник: http://urzhumlib.ru/kraevedenie/trudy-kraevedov/natalya-borisovna-pentina/zabytye-stranicy/ |