Суббота, 21-12-24, 20.40

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [25]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [39]
Почтовая связь [3]
Православный альманах [59]
Предприниматель [1]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [16]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [2]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Марийцы

Из истории марийского этноса
Из истории марийского этноса
 
Появился первый человек на территории нашего Уржум­ского района. Это была эпоха неолита и бронзы.
 
Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Эпоха неолита и бронзы.
 
Примерно четыре тысячи лет назад. Поселение Юртиф. В эпоху неолита и бронзы чело­век научился обрабатывать камень. Он обрабатывал камень. Научился даже делать подвески камнем. Часто встречается посуда с орнамен­том.
Ананьинцы, по преданию, предки марийцев современных и удмуртов. Ананьинцы, азелинцы - предки марийцев. Ананьинская культура сменяется азелинской.
Основным содержанием ананьинской эпохи является появление и внедрение, наряду с бронзовыми, железных орудий труда и оружия. Широкое распространение в лесной полосе железных руд болотного типа сделало этот процесс стабильным и постоянно нарастающим. Использование орудий труда из железа произвело революцию в производстве - появилась возможность расчищать лес на больших площадях, лучше обрабатывать почву и быстрее справляться с урожаем, строить более качественные жилые, хозяйственные и фортификационные сооружения. Оружие, сделанное из железа, стало более разнообразным и совершенным: появились железные длинные мечи, боевые топоры, улучшенные варианты наконечников копий и стрел. Стали более разнообразными и защитные средства: панцири, кольчуги, щиты, шлемы, поножи и др. Не удивительно, что ранний железный век -время широкого распространения войны как средства быстрого обогащения.
Изделия из кости и рога с ананьинских городищ и могильников составляют весьма многочисленную категорию материалов, отложившихся, начиная с XIX в. во многих музейных коллекциях Урало-Поволжья и центральных учреждений Москвы и Санкт-Петербурга. Но, исследователей до сих пор привлекала не его многочисленность, что, безусловно представляет значительную ценность, а, прежде всего, отдельные предметы резной кости, несущие информацию художественного порядка.
По объему и разнообразию коллекции ананьинской кости трудно сравнивать с чем-либо. Они включают сами изделия, изготовленные древними обитателями Прикамья, заготовки и обломки целых предметов, а также само сырье, в виде костей и рогов животных. Не случайно, ананьинские городища с момента первого знакомства с ними заслужили название "костеносных".  
С азелинской культурой пред­ставлен у нас Сабуровский могильник, Тюмтюмский могильник и Азелинский могильник.
 
Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Ананьинская культура.

При строительстве пищекомбината было обнаружено богатейшее захоронение марийской княжны. Бусы из халцедона, халцедоновые диски, подвески различные, монетообразные застежки. Существовал такой обычай. В знак скорби, если человек умирал, раскалывали этот халцедоновый диск: половину как бы оставляли себе на память о человеке, а половину диска бросали в могилу на захоронение.
Ошкинский могильник. Во время грозы вырвало с корнем дерево и вот под этим корнем нашли сундук вот с такими вещами, как брон­зовая застёжка также толстообразная, диски различные, которые при­шивались на грудь. И, видимо, в то время существовал культ живот­ных, и часто очень, например, в подвесках утиные лапки.
 
Экспонаты Уржумского краеведческого музея.
Тюм-Тюмский могильник.
Ошкинский могильник.
 
Марийцы как бы они делят себя на две этнические группы (так же, как удмурты делят себя на ватто и там калмеш, калмесь). Они делят себя на горных и луговых. Вот в числе луговых марийцев наша группа марийцев, вичеви тюрлак мари. Это наши вятские береговые марийцы, уржумские марийцы, то есть они живут только в Уржумс­ком районе. Это район Тюм-Тюм, Большой Рой, Собакино и Лопьял.
Ещё у нас есть другие марийцы. В числе луговых наши ви­чеви тюрлак мари, вятские береговые марийцы. А марийцы ещё на­зываются и по головным уборам. Допустим, саракан-мари, вот ши-макшан-мари, там допустим, и тюрюкан-мари.
И ещё марийцы делят­ся по месту их некогда проживания, то есть пу-мари, буйские марий­цы, пиля-мари, пилинские марийцы, кук-мари, допустим, вютля-мари.
 
Источник:
1. История Вятского края в преданиях, легендах и песнях. 
2. Предания и легенды из истории вятских мари, марийские богатыри.
3. Костяные изделия населения Вятского края в ананьинскую эпоху 
 
Категория: Марийцы | Добавил: Георгич (07-11-11)
Просмотров: 1987 | Теги: миарийцы, этнос | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024