Государственный архив Кировской области
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ (пособие по составлению)
РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ
«Ревизские сказки» – это перепись населения определенной волости, обязанного платить налоги и представляют собой именные списки населения Российской империи 18—19 вв., охваченного ревизиями (переписями).
Ревизские сказки составлялись помещиками или их управляющими, в селениях государственных крестьян — старостами, в городах — представителями городского управления. В ревизские сказки включались все жители данного селения с указанием возраста и семейного положения. Ревизские сказки содержали сведения не только о численности населения, но и о его географическом размещении, сословном и национальном составе. В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.
Всего в России с 1718 по 1858 гг. было проведено 10 ревизий : 1-я: 1718 — 1727 гг. 2-я: 1743 — 1747 гг. 3-я: 1761 — 1767 гг. 4-я: 1781 — 1782 гг. 5-я: 1794 — 1795 гг. 6-я: 1811 г. 7-я: 1815 г. 8-я: 1833 г. 9-я: 1850 г. 10-я:1857 — 1858 гг.
Документы 1, 2, 3, 4 ревизий хранятся в Российском государственном архиве древних актов (119817, г. Москва, ул. Б. Пироговская, д. 17).
Одним из главных источников для генеалогических исследований, позволяющим узнать необходимую информацию о предках, являются ревизские сказки — документы именной переписи податного населения Российской Империи, охваченного ревизиями XVIII — середины XIX вв. Возникновенние ревизских сказок, как особого вида исторических источников, непосредственно связано с реформой налогообложения, начатой при Петре I по указам 1718 и 1719 годов, когда подворное налогообложение было заменено подушным, т.е. подати отныне стали взыматься с «души мужского пола». Проведение реформы потребовало организации подушного учёта населения. Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать «сказки» о количестве душ в каждом населённом пункте. С этого момента берут начало ревизские сказки. История ревизий и история ревизских сказок, как вида исторических источников, настолько неразрывно связаны, что отделять их друг от друга не имеет смысла. Ревизские сказки, оформленные в виде книги или тетради, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, его географическому размещению, социальному и половозрастному составу, национальному и семейному состоянию, вопросам миграции населения. Генеалога в первую очередь должны интересовать сведения о составе семьи и родственных связях внутри неё, а также даты рождения и смерти, информация о браках, разводах и рождении детей.
В силу того, что ревизии задумывались с целью переписи налогоплательщиков, в первых из них мы не обнаружим ни дворян, ни священнослужителей. Но последующими указами производство переписей было распространено и на другие податные сословия[1]. В результате среди материалов четвертой 1782 года ревизии встречаем дела о священнослужителях.
Долгое время чёткого формуляра ревизской сказки не существовало: во время двух первых ревизий учитывались только лица мужского пола с указанием возраста; начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк сказки, начинает учитываться и женское население, увеличивается количество данных, которое обязательно должна сообщать сказка по каждому учитываемому человеку. Только с седьмой ревизии (1815 г.) формуляр складывается окончательно: вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит в себе следующие клаузулы: название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших, .), а также причины выбытия из тягла[2] (умер, отчислен, в рекрутах и т. п.), и итоговые данные «ныне налицо». В заключение стоят подписи ответственных лиц. В сказку записывалась одна семья за другой, на левой половине листа — мужчины, на правой женщины.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о достоверности сведений, содержащихся в ревизских сказках и других материалах ревизского учёта населения. Вполне естественно, что государство стремилось максимально увеличить количество «душ», облагаемых налогом. Так же как и подлежащие учёту слои населения (или их владельцы, если речь идёт о помещичьих крестьянах) были заинтересованы в обратном (особенно это касалось раскольников, обязанных платить двойной налог). Как правило, серьёзные искажения могут содержаться в информации о численности населения, учитываемого только для счёта (например, женского населения) и не обязанного платить налог. В учёте данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непоследовательно и небрежно.
Таким образом, ревизская сказка – это официальный документ, представляющий единовременный срез трех-четырех, иногда даже пяти поколений семьи. Анализ ревизских сказок позволяет почерпнуть необходимую информацию для генеалогического исследования: имена, даты рождения и смерти, сведения о социальном статусе и семейном положении, а также ряд дополнительных сведений о предках.
Для дополнения сведений, предоставляемых ревизскими сказками, зачастую используются другие документы церковного и административно-полицейского учёта населения. Однако в большинстве случаев ревизские сказки остаются единственным и самым информативным, самым значимым источником для генеалогических исследований по истории крестьянских и купеческих семей XVIII — середины XIX в.
В госархиве Кировской области (ГАКО) сохранились лишь единичные документы первых ревизий:
- Священнослужителей 1782, 1815, 1834 гг. ф. 176, оп. 2, д. 1
Воскресенского собора и 1850 г.
Всехсвятской церкви г. Вятки 1815 г. - Студентов Вятской духовной 1782 г. ф. 176, оп. 2, д. 6 а
семинарии и
священноцерковнослужителей
церквей Вятского наместничества 1784 г.
- Священноцерковнослужителей 1782, 1793 гг. ф. 176, оп. 2, д. 5,8
Глазовского, Нолинского,
Уржумского и Царевосанчурского
уездов 1782 г.
- Священноцерковнослужителей 1782 г. ф. 176, оп. 2, д. 3
Елабужского и Малмыжского уездов - Населения г. Котельнича и уезда 1720, 1782 гг. ф. 237, оп. 76, д. 3,
ф. 176, оп. 2, д. 2
- Населения г. Малмыжа и уезда 1782 г. ф. 176, оп. 2, д.4,
ф. 56, оп. 3, д. 4, 5
- Населения Слободского уезда 1762 г. ф. 170, оп. 1, д. 133 б - Населения Хлыновского уезда 1727 г. ф. 170, оп. 1, д. 133 а
- Ведомости о числе купцов и 1782 г. ф. 1325, оп. 1, д. 14
мещан Вятского, Кайского,
Котельничского, Малмыжского,
Орловского, Сарапульского,
Слободского, Уржумского,
Царевосанчурского и Яранского
городовых магистратов
Ревизские сказки 5, 6, 7, 8, 9 и 10 переписей населения представлены более полно. Основной комплекс документов сосредоточен в фонде Вятской казенной палаты: ф. 176, оп. 2, 8 (см. Указатель к фонду, ГАКО, 1974 г.).
В других фондах выявлены ревизские сказки семей священноцерковнослужителей по Вятской епархии и жителей г. Слободского и Малмыжского уезда:
Вятский уезд
- г. Вятка (Покровская) 1811 г. ф. 310, оп. 1, д. 7
- с. Усть-Чепца (Богородицкая) 1811, 1816 гг. ф. 363, оп. 1, д. 6
1834, 1850 гг.
Малмыжский уезд
- г. Малмыжа и уезда 1795 1858 ф. 56, оп. 3, д. 1, 2, 3
ф. 631, оп. 1, д. 20
Орловский уезд
- с. Верховино (Преображенская) 1834, 1850 гг. ф. 237, оп. 74, т. 1, д. 1725
- с. Истобенское (Николаевская) 1816 г. ф. 408, оп. 1, д. 19
- с. Русаново (Вознесенская) 1858 г. ф. 398, оп. 1, д. 10
Слободской уезд
- г. Слободской 1834 г. ф. 862, оп. 1, д. 824
- Холуницкий завод (Троицкая) 1811, 1816 гг. ф. 269, оп. 1, д. 2
1834, 1850 гг.
- с. Шестаково (Николаевская) 1850, 1858 гг. ф. 1102, оп. 1, д. 13
Яранский уезд
- с. Ишлык (Петропавловская) 1830, 1850, 1858 гг. ф. 1125, оп. 1, д. 22
В силу того, что металлургические предприятия Вятской губернии подчинялись Уральскому горному управлению, ревизские сказки рабочих и служащих этих заводов отложились в государственном архиве Свердловской области (ГАСО):
Глазовский уезд
- Залазнинский (Мосоловых) 1816, 1834, 1850, 1858 гг.
- Омутнинский (Осокина, Пастуховых) 1816, 1834, 1850, 1858 гг.
- Пудемский (Осокина, Пастуховых) 1816 1850, 1858 гг.
Елабужский уезд
- Бемешевский медеплавильный 1834 1850 гг. (Лебедева)
Сарапульский уезд
- Воткинский 1834, 1850 гг.
- Ижевский 1795 г.
- Камско-Воткинский 1834 г.
- Камский 1795 г.
Слободской уезд
- Холуницкие (Яковлевых, Пономаревой) 1816, 1834 1850, 1858 гг.
Уржумский уезд
- Буйский (Мосоловых) 1816 г. ф. 24, оп. 16, д. 1106 (Ревизскую сказку 1816 года можно посмотреть здесь) 1834, 1850, 1858 гг.
- Верхнещурминский (Мосоловых) 1858 г.
- Нижнещурминский (Мосоловых) 1858 г.
- Среднещурминский (Мосоловых) 1858 г.
- Щурминский (Мосоловых) 1811, 1816 1834, 1850 гг.
- Щурманикольский (Мосоловых) 1811 1816, 1834 гг.
_________________________________________________________
[1] Податные сословия – сословия, обязанные платить налоги. [2] Тягло – государственное прямое обложение, существовавшее для неслужилого населения, крестьян и посадских.
Источник: ГАКО, Фёдорова И. С., "МОЯ РОДОСЛОВНАЯ" (пособие по составлению), Киров, 1997 г. |