Четверг, 10-10-24, 03.31

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [25]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [39]
Почтовая связь [3]
Православный альманах [59]
Предприниматель [1]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [2]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Наши земляки

«Человек должен жить в красоте»

«Человек должен жить в красоте»


В починке Лебедевском Сергея Николаевича Семячкина знают все.
Да и не только в починке. О нем, как о хорошем резчике по дереву, настоящем мастере, знают и в Уржуме, и в районе, да и за его пределами.



Даже на интернет-сервисе YouTube выложен о нем ролик. Бывали и мы у него в гостях, пи­сали о нем в нашей газете. Прав­да, уже давно... А нынче реши­ли снова заглянуть. Ведь как го­ворит пословица, хорош гость, коли редко ходит.
Когда мы подъехали к дому, Сергей Николаевич занимался главным зимним занятием всех времен и народов — расчисткой территории от снега. Он человек веселый, гостеприимный, приглашает в дом, шутит, что были мы у него в прошлый раз тоже в год Тигра.



Кстати, сказать, возникает чувство, что в облике дома что-то изменилось. Все вроде бы на месте — наличники на окнах, ворота в резьбе и цветах, узор­чатый козырек над калиткой, даже особым образом украшен­ный скворечник на шесте... Ах, да! Нет «почетного караула» из трех медведей, которые всегда встречали гостей у входа. Мед­веди, помнится, были с музы­кальным уклоном, один с гар­мошкой, другой с балалайкой, третий с бубном. Куда исчезли, в спячку, что ли, залегли... Нет, оказалось, просто переехали под крышу и теперь встречают гостей на крыльце. К ним еще сова добавилась, лось и ежи­ки с иголками из зубочисток. И лисичка-сестричка, почти нату­ральная — сама из дерева, хвост из бывшего воротника...



«Тянет меня к этому делу»
Дом у Сергея Николаевича и его супруги Надежды Алексан­дровны обычный, деревенский — комната-гостиная, спален­ка, кухня и, конечно же, боль­шая русская печь. Обычный, да не совсем, зайдешь — ахнешь. Здесь настоящая выставка де­ревянных резных изделий. Тре­льяж под зеркало, комод, стулья, кресло - все покрыто резьбой. Вся эта мебель знакома нам с прошлого раза, но выглядит как новая. Да и что ей будет, если де­лал ее настоящий мастер, делал с любовью.


 
На стенах полочки под цве­ты, тоже, понятное дело, резь­бой покрыты. Часы настенные — в форме двуглавого орла. Даже комнатный термометр на резной подставке.



В общем, когда смотришь на все это великолепие, кажется, что попал в наше рус­ское средневековье. Так, наверное, и выгляде­ли тогда хоромы, таким и было их внутреннее убранство. Ведь и в те времена, и сейчас чело­век стремился украсить свое жилище доступны­ми ему методами.
- Тянет меня к этому делу, - говорит Сергей Николаевич. - Летом, понятно, огород, пасека, да и других дел много. А зимой все дома, ни­куда не выйдешь. Скуч­но сидеть без дела. А так хоть потихоньку, помаленьку пойдешь в мастерскую, сделаешь что-то для дома. И дни пролетают незаметно. Обычно с утра ухожу и до обеда работаю. А если увлечет, то и до полночи засидишься. Жена смеется: ты при­ходи хоть меня проведать. Да она и сама та­кая же. Вяжет, вышивает, увлечется - не от­тащишь...
Самородок
По словам Сергея Николаевича, специ­ально резьбе по дереву он нигде не учил­ся. Его дед был плотником, да и отец тоже плотничал, баню, например, срубить проси­ли — не отказывал. А резьбой по дереву они не занимались, не до того было.
От них и научился Сергей Николаевич столярному и плотницкому делу. Был кол­хоз, работал там на пилораме. Потом — вах­товым методом. Ездил в Казань, другие го­рода, там бригадой дома ставили, в общем, любые заказы по плотницкой части. Да и не только на выезде работал. Например, в Ива­новском сеткой территорию огораживали, где потом олени и верблюды паслись. Бе­седки там - тоже его работа.
Делать мебель, украшать свой дом Сер­гей Николаевич начал сразу же после же­нитьбы. Тридцать пять лет живут вместе су­пруги Семячкины. Значит, тридцать пять лет у него творческого стажа.
Начал, как и положено, с простого — с та­буреток и полочек под цветы. Сначала сделал простые, без украшений. Вроде бы хороши получились, но чего-то не хватает. Попробо­вал покрыть резьбой — вот то что надо! И с той поры пошло, затянуло...
Но на чем-то одном зацикливаться не хо­телось, пробовал разное. Пробовал плести из лозы мебель. Вот, на кухне табуреты плете­ные, много лет уже пользуются ими хозяева.
Да и любые подручные материалы пу­скает мастер в дело. Многие из пластиковых бутылок пальмы делают. Вот и у Семячки­ных во дворе они тоже есть, стоят себе, соз­дают настроение.
Кстати, во дворе тоже все продумано, и тоже все красиво. Качели, чтоб внуки, как в гости приедут, покачаться смогли, беседка, чтоб выйти летним вечером, посидеть, чаю попить. Беседка, конечно, тоже резьбой бо­гато украшена.
Дальше дорожка расчищена к веран­де соседнего дома. Как оказалось, этот дом тоже принадлежит Семячкиным, пустовал он, вот и прикупили по случаю. Сергей Ни­колаевич пристроил веранду, и оборудовал в доме мастерскую.
«Пусть потомки знают...»
Кстати, мастерская у Сергея Николаевича не только мастерская. Она еще и небольшой краеведческий музей. Знаете, в школах ино­гда такие оборудуют. Выделят комнату, дети и родители натащат старых чугунков, корчаг, ухватов, в общем, утвари разной. Так вот, у Сергея Николаевича в музее экспонатов-то поболе будет. И редкие весьма. Например, действующий патефон. Такой, знаете, с руч­кой, которую покрутить вначале надо.
Дом сам по себе музейная редкость, ста­рой, не модной ныне, планировки. Из веран­ды вход в сени, справа клеть, неотапливае­мое помещение, где хранили продукты, раз­ное имущество зимой, а летом она использо­валась как спальня. Слева — вход непосред­ственно в избу, в жилое помещение.
В сенях и начинается экспозиция. На сте­не еще один редкий экспонат - черная ра­диотарелка, когда-то по таким репродукто­рам люди узнали о начале войны. На потол­ке — керосиновые лампы, на веревке сви­сает детская люлька, на стене висит раритет — старинные, еще с позапрошлого века, же­лезные весы, их ровесница — каска пожар­ного — занимает место на полке, а у стены обосновался ткацкий стан.
- Работал раньше на тракторе, - говорит Сергей Николаевич, - по деревням часто ез­дил. Увидишь что-нибудь, спросишь - отда­дут. Вот, каска пожарная валялась, я при­брал, лежит сейчас здесь. Не на металло­лом же сдавать, хоть память какая-то. Лам­пы керосиновые, я еще помню, как при них жили. У деда одного делал кры­шу, увидел, попросил. Он гово­рит — бери. Деньги предлагал, отказался. За ткацкий станок хочу деда с бабкой посадить, ну, куклы такие сделать. Бабка как бы ткет, дед рядом на гармошке играет, веселит. Наши же предки этим всем пользовались, пусть потомки знают, что и как было...
В клеть мы не пошли, а вот в избу, в саму мастерскую загля­нули. Здесь экспонатов меньше. Пара керосиновых ламп, бочо­нок, в котором когда-то держа­ли квас, медный блестящий са­мовар...
«Чтобы работать было приятно...»
Кстати сказать, свою мастер­скую Сергей Николаевич тоже украсил, чтобы работать было приятно. Сделал на окна новые красивые наличники, веранду покрыл элементами домовой резьбы. Это снаружи.
Внутри тоже есть на что по­смотреть. И посмотрев, сделать вывод, что красоту можно созда­вать буквально из всего.
Вот смотрите, простая бере­зовая ветка, сантиметров пять в диаметре. Что можно из нее сделать? Да просто, не замора­чиваясь, баню ими истопить. А можно напилить из нее кругляш­ков и выложить из них панно. А если они будут разного диаме­тра — вообще здорово. У Сергея Николаевича такое панно на сте­не над верстаком. А на нем уже развешан инструмент — стаме­ски, ножи-резцы. Многие масте­ра вешают инструменты над сво­им рабочим местом, чтоб удоб­нее было — протянул руку, взял нужный инструмент. Только ви­сят у них инструменты просто на стене. А здесь как бы явля­ются частью панно, ведь хозяи­ну просто удобства недостаточ­но, нужно, чтобы еще и красиво было. В этом же стиле украшены дверцы рабочего стола-верстака. И даже потолок, только здесь немного другая технология — элементами узора выступают не опилыши-кругляши, а 15-20 сантиметровые обрезки березо­вых нетолстых веток, расколо­тые вдоль. Вроде бы, все просто, незатейливо, но смотрится здорово. Может, не зря говорят, что все простое — гениально, а гениальное — просто...
- Человек должен жить в красоте, - говорит Сергей Ни­колаевич.
И, как мы видим, не толь­ко говорит, но и делает для это­го все.
Текст и фото
С. Коростелёва
Источник: «КИРОВСКАЯ ИСКРА» № 4, 22 января 2022 г.

Категория: Наши земляки | Добавил: Георгич (22-01-22)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024