Главное — вырабатывать в детях уверенность в себе
На недавнем районном конкурсе «Самый классный классный» лучшим классным руководителем была признана Раиса Николаевна Питерских, учитель истории Буйской школы, одна из самых опытных педагогов района.
В молодости Раиса Николаевна, закончив свою Буйскую школу, работала после нее учителем и вожатой в Луначарском и Буйском, а после окончания заочно пединститута отправилась «по Советскому Союзу». 7 лет работала в союзных республиках — сначала в Белоруссии, потом на Украине недалеко от Киева. Языкового барьера не было — местные жители предпочитали говорить на русском языке. Тогда, в 1970-е годы, по ее воспоминаниям, жизнь в тех недавно еще разрушенных войной республиках очень разнилась с тем, как жили в российской провинции. Там - новые асфальтовые дороги, больше достатка у населения, в магазинах широкий выбор продуктов, у нас — бездорожье и пустые прилавки. Отправляясь в Буйское проведать родителей, она везла сюда сумки с колбасой и маслом...
Но в 1980-м году вернулась она в Буйское — надо было ухаживать за родителями. В родном селе пришлось одной растить двух дочерей - личная жизнь не сложилась. Может быть, от этой неустроенности личной жизни Раиса Николаевна всю себя и отдавала всегда работе в школе. Долго была организатором по внеклассной работе, потом стала классным руководителем. Хорошо, говорит она, что коллектив учителей в школе очень дружный, все друг за друга переживают в работе и все праздники отмечают вместе. Зимой женщины — учителя каждый день вместе выходили погулять по селу с 6 до 8 вечера — и для здоровья, и для разговоров. А еще Раиса Никалаевна - депутат сельской думы, постоянная ведущая разных сельских мероприятий, участник местной художественной самодеятельности...
- Вот ребята перешли в 5-й класс из начальной школы — у них ко всему новому огромный интерес, - говорит Раиса Николаевна о своем труде классного руководителя. - Начинаешь работать на свой авторитет. Если ты их заинтересуешь, полюбишь, и они тебя полюбят, то работа пойдет — тут и вечера, и экскурсии, и поездки, и походы. Постепенно даешь возможность проявить себя не только изначально активным. Детям надо общаться. Если ты с ними пропадаешь в школе, то они все равно тянутся к тебе. Не замечая твоего возраста, говорят: пошли в поход, пойдем в воскресенье на лыжах... В младших классах им надо помогать, а в старших главное - идею подать для дела.
Опыт работы Раисы Николаевны как классного руководителя на конкурсе «Самый классный классный» признали лучшим, так как работа ее не отрывиста — от мероприятия к мероприятию, а постоянна и обобщена в систему. При этом, как она говорит, «задействованы все ресурсы, какие есть в селе» и все возможности приложить детям с пользой свои силы. Помогал ее класс, например, сельской администрации выявить самую чистую улицу села, разбил цветники у церкви и школы и т.д. В системе этой работы — и «здоровые беседы», чтобы подростки учились противостоять соблазну вредных привычек, и многое другое. Ну а самое лучшее, что более всего запоминается из классной жизни и педагогу, и ребятам — ежегодные летние походы и экскурсии.
- Мы в последние годы и пешком ходили, и на велосипедах ездили в Мазары, Лебедевский, Чугуевский с ночевкой, исследовали деревни, беседовали со старыми жителями. В походах мы с ними говорим, бывает, дети откровенничают у костра. Вот один ученик в прошлом году так говорит о своей мечте: я вырасту - ни за что пить не буду, обязательно заработаю много денег и помогу окончательно восстановить нашу церковь. - говорит учитель.
В чем разнятся современные школьники с теми, кого учила Раиса Николаевна почти полвека назад? По ее словам, в душе они - такие же, так же называют главными ценностями дружбу и любовь. Конечно, современные дети куда более информированы, почти все имеют свой доступ в Интернет, знают свои права, «ленивее» в работе по дому, но летом стараются подзаработать. Хорошо, говорит учитель, что нынче нет того формализма в работе школы, какой был в давние годы. Тогда показательные комсомольские собрания и конференции для учеников часто проводили как спектакль, в котором заранее расписаны роли и слова. Сейчас и школьники, и учителя больше открыты в общении друг другу. Раиса Николаевна, по ее словам «никогда строгостью не отличалась», но стремилась увлечь школьников и на уроке и вне его чем-то интересным. И это постоянное общение с детьми в свою очередь помогает бодро смотреть на жизнь.
- Самое главное для того, чтобы дети смогли найти себя в жизни, — чтобы уверенность у них была, - считает она. - Надо вырабатывать в детях уверенность в себе — учить преодолевать препятствия, познавать себя, сравнивать себя с другими, свой идеал искать.
О. Суслопаров
Фото С. Коростелева
Источник: "Кировская искра", №59 от 17 мая 2012 года |