Пятница, 11-10-24, 07.58

Приветствую Вас Гость | RSS
Село Буйское
Уржумского района
Кировской области

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Вятские заводы Мосоловых [4]
География [6]
Документы администрации и Думы села [35]
Здравоохранение [25]
История Буйского района [3]
История сельских Советов Буйского района [58]
История сельских Советов Уржумского района [27]
Исторические справки [10]
Жизнь села и округи [67]
Краеведам [22]
Марийцы [1]
Наши земляки [75]
Образование [39]
Почтовая связь [3]
Православный альманах [59]
Предприниматель [1]
Промкомбинат [5]
Промыслы и ремёсла [17]
Промышленность [8]
Реки, озёра, пруды и родники [14]
Родословная [20]
Род Мосоловых [11]
Сёла, деревни и починки [43]
Сельское хозяйство [2]
Совхоз "Буйский" [13]
Транспорт и дороги [0]
Флора и фауна [9]
Фонды Уржумского архива [29]
Ярмарки, базары, торговля [6]
Разное [2]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Разное

Прогулка от села Лопьял до села Мари-Билямор
Архипов Максим
 
Прогулка от села Лопьял до села Мари-Билямор
 
Здравствуйте, все кто будет читать это краткое описание, пешей прогулки от села Лопьял, что в Кировской области, Уржумского района, до села Мари-Билямор расположенного на территории республики Марий Эл.
Начну сие описание с краткой исторической справки. Вообще же, история Вятской земли и Уржумского района в частности, так богатых на различные события - полна пробелов. К сожалению подробных сведений, о времени становления села Лопьял в наличии нет. Так, что выкладываю, ту информацию, которая имеется. Само село Лопьял, раскинулось на левом берегу реки Уржумка. Оно уже отмечено на карте 1796 года в составе Вятского наместничества, Уржумского уезда, в атласе Российской Империи.
Архитектурной достопримечательностью села Лопьял без сомнения является Троицкая церковь, которая построена по проекту архитектора Рослякова Ф. М. в стиле так называемого "вятского барокко". В настоящее время церковь находится в плачевном состоянии, хотя и делаются потуги к её восстановлению.
Также село Лопьял связанно с именем великого русского художника Васнецова Виктора Михайловича 1848 г.р., который родился в данном селе, и где открыт музей его имени.
На этом краткий экскурс в историю села закончу и перейду непосредственно к описанию места куда прибыл.
...Я не правильно рассчитал время для начала своего прибытия, и в связи с этим, долго добирался до села Лопьял. От Мари-Билямора, до конечного пункта, я добирался уже на такси, т. к. если бы пошел пешком, то пришел бы уже ночью. А погода вроде как обещала дождь. Водитель авто, провез меня чуть дальше Лопьяла, практически до пруда. Там я увидел, находящийся недалеко от дороги лесок и попросил его остановится. Сойдя с дороги, по которой авто едут в Уржум и другие села и деревни, я двинулся в сторону увиденного мной леса, небольшой массив которого находится примерно в ста метрах от дороги. Обойдя лесок кругом, я выбрал место, для стоянки, близкое к берегу реки. В наступающих сумерках нашел и приготовил место для ночевки, используя тесак, в качестве серпа, скосил траву под палатку, которую поставил под раскидистыми ветвями черемухи, образовавшими нечто вроде арки.
Уже затемно, не разжигая костра, я залез в палатку, бухнулся в спальник и почти сразу уснул. Поздно ночью проснувшись от шума падающих капель дождя, на листья черемухи и полог палатки я с удовольствием и удовлетворением завернулся в теплый спальный мешок и проспал, уже не просыпаясь, до девяти утра...
Утро следующего дня, встретило меня прохладным ветром и быстро бегущими по небу облаками. Половина наступившего дня была посвящена поиску сухого топлива для костра (предыдущим вечером из-за усталости и темноты не обеспокоился заготовкой сухостоя), и последующей готовке пищи. Во второй половине дня, я позволил себе сходить в село Лопьял, в магазин. В центре села, у Троицкой церкви, заканчивается асфальтированная дорога, которая соединяет, Лопьял, близ лежащее село Ашлань, а также другие мелкие и большие населенные пункты с районным центром Уржумского района-городом Уржум. Эта единственная, асфальтированная дорога, проложена поверху дамбы пруда, живописно разлившегося между селами Лопьял и Ашлань. Из Лопьяла, асфальтированной дороги не проложено ни в один населенный пункт окружающий село. После визита в село, мной была предпринята прогулка по окрестностям с фотоаппаратом.
Замечательна и неповторима красота места, где расположилось село. Если подняться на правый - высокий, берег реки Уржумки, то с высоты откроется восхитительный вид на окрестности села. Практически до горизонта тянутся поля, окружающие Лопьял. От широты простора и его необъятности захватывает дух! Крупных лесных массивов по близости нет. Лесом порос только склон правого берега, на всем его протяжении. С данного склона, на плоскую часть, правого берега спускается грунтовая дорога, которая пересекает Уржумку по деревянному мосту с дощатым настилом. Другое замечательное и обращающее на себя место (где я разбил стоянку), находится в 2-2,5 км от Лопьяла, между дамбой пруда и рекой Уржумка. Это относительно небольшой (точных данных о размерах у меня нет) по своим размерам, лесок густо заросший: орешником, черемухой яблонями и кустами малины. Все это соединено между собой в единую, непроходимую зеленую стену... зарослями хмеля. Вьющиеся стебли которого, обвивают каждый ствол, каждый куст, произрастающий в этом лесочке. Со слов местных жителей, в селе Ашлань (расположенном примерно в пяти км от Лопьяла), до революции 1917 года, проживал помещик, который занимался пивоварением. В указанном селе у помещика было пивоваренное производство. И эти "плантации" хмеля соответственно давали ему необходимое для варки пива сырье. Впоследствии, после революции производство пива прекратилось. Помещения пивоваренного завода отдали под психиатрическую больницу. Посадки хмеля были заброшены, но не погибли, а невероятно разрослись...
В месте разбивки лагеря, русло реки изгибается, в сторону лесочка где расположился я со своим снаряжением. Берег практически по всей длине реки в пределах видимости и вплоть до Лопьяла, осыпавшийся. Целые пласты земли сползли в реку подмывающую берега, в связи с этим они обрывисты и круты. Для подхода к воде пологих спусков почти невозможно найти. Течение реки относительно быстрое. На протяжении всего времени моего нахождения в данном живописном месте, можно было видеть занимающихся ловлей рыбы деревенских мужичков и подростков. Воду для готовки и гигиенических нужд я брал из реки. Кипятил в котелке и заваривал чай. Также использовал, для мытья кухонно-походных принадлежностей.
К сожалению, у меня был ограниченный лимит времени, и я не посетил место под названием "Белая гора". Конечно в прямом смысле это не гора, а местность на правом берегу Уржумки в котором, по словам старожилов, был выход, на поверхность то ли известняка, то ли белой глины. Также хотелось произвести осмотр и фотографирование зданий психиатрической больницы (бывший помещичий пивзавод) в селе Ашлань. Но неотложные дела звали меня вернутся в Йошкар-Олу...
Вторая ночь под сенью гостеприимного леса, прошла также под шум легкого дождика. Проснувшись в шесть, утра я не стал ни чего готовить, соорудил из пустой консервной банки "печурку" и на плитках сухого горючего вскипятил воду и заварил чай. Наступивший день вообще не порадовал - шел мелкий, нудный дождь. Все кругом было мокро. Согревшись и взбодрившись крепким, горячим чаем я стал готовиться в обратный путь. Быстро свернул палатку, собрал экипировку и отправился к остановке рейсового автобуса, на развилке дороги, расходящейся от развилки в Лопьял и в сторону д. Унур. В 7ч в Лопьял должен был приехать рейсовый автобус, на котором я рассчитывал добраться до д. Унур, откуда у меня начинался пеший переход до села Мари-Билямор. Там я должен сесть на автобус и двигаться в сторону Мари-Турека. Все эти пункты плана были мной исполнены. И в 7 ч 30 мин. я уже двигался по раскисшей от дождя грунтовке, по околице д. Унур, стремясь удержать равновесие и закончить свой спуск с возвышенности, где расположилась деревня, в вертикальном положении, а не в горизонтальном, т.е. на "седалище". Из Унура, грунтовка буквально ныряет в овраг позади деревни и, пересекая небольшую и не глубокую речку поднимается на противоположный, такой же крутой склон оврага. Далее она тянется по полям до деревни Витля. Причем накатанные грунтовки в поле расходятся в разные стороны и, не видя из-за возвышенности местности саму деревню Витля, можно ошибочно пойти не в правильном направлении. Что со мной и произошло. На "перекрестке" полевых дорог я выбрал не то направление движения и практически стал оставлять Витлю по левую сторону. Хотя точно знал и помнил, что по "правильной" дороге я должен выйти к середине деревни, и к речке, на берегу которой она стоит. Пришлось возвращаться к "перекрестку" и пойти другой дорогой. Как оказалось верной. Двигаясь по ней, я вышел к Витле, пересек речку у деревенского пруда вброд, т.к. по дамбе пройти не было ни какой возможности, из-за сплошного месива из глины и камней.
Выйдя за Витлю, я спросил дальнейшее направление у местных мужиков, сидящих у большого ангара. Один из них махнул рукой в сторону поля, куда я и так направлялся, пояснив, что двигаясь в указанную сторону, я попаду в М. Билямор.
Но т. к. в указанную мужчиной сторону вели примерно две или три дороги, а точнее накатанных по лету направления, я пошел по тому, где были свежие следы автошин, полагая, что автомобиль приехал из М. Билямора, и следовал через Витлю. Двигаясь полем, я несколько раз встречал "полевые перекрестки" этих накатанных направлений. Всякий раз старался идти по следам шин, а также в сторону Билямора, крыши домов которого виднелись вдалеке... Но двигаться в сторону населенного пункта, даже и по накатанной дороге, это еще не значит идти по той дороге которая приведет в населенный пункт кратчайшим путем. Выяснил я это, упершись в лесок посреди поля, а наблюдаемые мной крыши М. Билямора остались от меня по правую руку. Таким образом я, двигаясь по следам от покрышек, отклонился от намеченного и нужного направления, постепенно забирая на восток и сделал крюк примерно в три км. и вышел к уже несуществующей в настоящее время деревне Казанцево. Посмеявшись над собой, я опять повернулся лицом к Мари-Билямору и оставив Казанцево за спиной, решительно пошагал в ту сторону. Отметив про себя, что и следы неведомого авто, также тянутся по выбранной мной дороге...
В итоге я вышел к М. Билямору в живописнейшем (по моему мнению) месте. Накатка огибала небольшой лесок, который поднимался со дна оврага, и выводила на склон высотки господствующей над речкой, и Мари-Биляморским прудом. Сама вершина высотки практически голая, не заросшая не то, что деревьями, но и даже высокой травой. Что за растительность покрывает высотку и её вершину, я не знаю, и не выяснял. Привлек её красноватый окрас. Под ногами сквозь верхний слой земли, повсеместно проступали крупные и мелкие обломки известняка. Я сделал несколько фотоснимков, при чем заметил и сфотографировал машину застрявшую в колее на дороге идущей через пруд по дамбе. Предвкушая дать скорый отдых своим натруженным ногам и возможность скинуть себя семнадцати килограммовый рюкзак, я потопал вниз по склону...
Преодолевая расстояние до Мари-Билямора по дамбе, я вволю помесил грязь уже и так насквозь промокшими "берцами". Потом, дошел до крайних домов и там уже сошел с грязного месива на более-менее сухую тропку. По сторонам потянулись разрушенные временем и бесхозностью (а возможно и безалаберностью) помещения свинарников и коровников от некоторых остались только остовы-все это признаки современности в нашем сельхоз-хозяйстве... к сожалению.
Мой путь по улицам Мари-Билямора закончился перед крепко накрепко заколоченными окнами и висячим замком на местной автостанции. Рядом на асфальтированной площадке, возвышался штабель бревен, где я и расположился, в ожидании рейсового автобуса до Мари-Турека, сбросив рюкзак и с удовольствием вытянув ноги.
Подводя итог этой прогулки, я могу сказать, что все пункты, которые я наметил, для себя к исполнению в этом мини походе, я выполнил. Попутно был проведен тест рюкзака, который брал с собой, вывод - в следующий раз его в дальнюю поездку брать не буду. Пока, что мой старый армейский вещмешок (привезенный с срочной службы) держит пальму первенства, по соотношению удобства и качества в походе рассчитанном на несколько дней, с ограниченным снаряжением. Тут же на бревнах, решил, что вернусь в эти края обязательно... И начну свой пеший маршрут с Казанцево.
До встречи, Уважаемые читатели!
Желаю всем легкой дороги!


Источник: http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=77b767f6-4cc6-4d88-8142-7d364d73b9b8
Категория: Разное | Добавил: Георгич (06-05-11) | Автор: Архипов Максим
Просмотров: 2671 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Форма входа


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • При копировании и цитировании материалов с этого сайта ссылка на него обязательна! © 2010 - 2024