ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА И ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
Бондарный и посудный промыслы
Бондарным промыслом в Уржумском уезде занимались издавна многие крестьяне. В 1876 году в уезде было более 100 бондарей. Промысел этот был распространен повсеместно. Но, пожалуй, более других в нескольких волостях. Из них Теребиловская и Большешурминская волости славились своими бондарями в округе.
Бондари изготовляли на заказ бочки, которые использовались на смолокуренных и винокуренных заводах уезда.
Работали бондари обычно с 5 сентября по 15 апреля. Доски для бочек изготовляли из соснового леса, а обручи - из березы. Опытные бондари за сезон изготовляли до 70 "фурных" (большого размера) бочек.
Ведерным и посудным промыслами в уезде к 1876 году занимались 117 человек. Промысел этот был распространен в Большешурминской, Шурминской, Мазарской волостях.
Ведерники и посудники изготовляли, главным образом, кадки и корыта, лохани и шайки, бочонки и ведра. Лесной материал, зачастую, был покупным. Так, например, посудники деревни Ешпаева Большешурминской волости, закупали липовый лес у владельца Лазаревского винокуренного завода Матвеева. На изготовление ведер, посуды шла липа, лиственница и ель. Из ели и липы делали кадки, из лиственницы - ведра. За год мастер мог приготовить до 300-400 кадок различных размеров. В течение недели - до 10-15 кадок "пудовок", а десятиведёрных - не более шести. В течение дня мастер мог изготовить два ведра.
Колесный, санный и тележный промыслы
Колесным промыслом в уезде занимались в 1876 году в Теребиловской и Большешурминской волостях 115 человек, В Мазарской волости - более 10 человек. В 1885 году в уезде насчитывалось до 240 человек - колесников. Причем 34 процента от общего числа мастеров, работали в Большешурминской волости, 10 процентов - в Теребиловской.
Колесный промысел в уезде был одним из самых старинных. Обычно мастерство передавалось от отца к сыну.
Колеса для телег изготовлялись из дуба. Работали мастера летом. Для приготовления колес оборудовали "парники". Помещения эти обустраивались в крутых берегах рек, в косогорах. Внутри "парника" сооружались печи, вровень с полом. Здесь и распаривали заготовки для колес, чтобы потом можно было легче придать им нужную форму. Обычно "парники" устраивались на 3-6 домохозяев. После распаривания ободья сгибали. 6-7 человек гнули дуб, чтобы придать заготовке необходимую форму. Орудиями производства мастеров были: топор, долото и стамеска.
Кроме колес мастера изготовляли и спицы к ним. Спицы продавались и в виде заготовок - дубовых поленьев. В губернской статистике за 1876 год приводится пример, когда один крестьянин Большешурминской волости заготовил для реализации на пристань, 20 тысяч дубовых спиц.
Санным промыслом в 1885 году занимались в уезде 84 человека. Из них 11 человек в Большешурминской волости, 7 человек в Мазарской волости, 3 человека в Пилинской волости.
Промыслом этим занимались в зимнее время. Полозья для саней также пропаривали в "парниках", а затем загибали. Сани изготовляли из дуба. Из одного дуба получалось до 10 саней. За неделю мастер мог изготовить двое саней. Тележным промыслом в уезде были заняты более 40 человек в конце XIX века. Работали тележники в Большешурминской, Пилинской волостях. За неделю мастер изготовлял одну телегу. За лето, в промежутках между сельхозработами, от 10 до 15 телег.
Лодочным промыслом в Уржумском уезде занимались немногие. К 1885 году насчитывалось 16 мастеров-лодочников. Из них 7 человек работали в Теребиловской волости и 4 человека в Большешурминской. Лодки изготовляли из досок, конопатили их. Лодки мастерили, в основном, весной. Чтобы изготовить лодку нужно было 7 дней.
Плетюшный, рогожный и другие промыслы
Плетюшным промыслом занимались в уезде до 45 человек, причем только в одной, Теребиловской волости, мастеров плетюшников было 35 человек. В Пилинской волости - 4 человека, в Большешурминской 3 человека (по сведениям статистики за 1885 год). Особенно было развито плетение в селе Цепочкине Теребиловской волости. Материалом для работы служили ивовые и черемуховые прутья. Промысел здесь возник где-то в средине XIX столетия и сохранялся долгое время, передаваясь от отца к сыну.
Обычно работы производились только членами семьи мастера. Кроме ножа и топора, других инструментов мастерами не использовалось. В день мастер мог сплести одну плетюшку. Свои изделия цепочкинские мастера продавали на месте и в Уржуме.
До 15 человек в Теребиловской волости занимались изготовлением рыбачьих корзин и морд.
Рогожным промыслом в уезде к 1885 году занимались более 60 человек. В основном промысел этот был распространен в волостях, которые впоследствии отошли к Марийской республике.
Рогожи изготовляли из мочала, работали рогожники кустарно, а также устраивали "заведения" по 5 и более станков.
Рогожный стан был несложным приспособлением. Состоял он из стоек, составляющих раму, двух железных колец, берда, иглы и затрепала. Работали рогожники в течение всей зимы, изготовляли кули и рогожи. Кули сбывались для набивки углем (угольные кули).
В Пилинской волости в селе Лопьял, в 1876 году существовала мастерская по изготовлению кулей и рогож. Работали в ней до 15 рабочих. В мастерской выделывали до 2400 кулей, 1500 рогож, 1060 цыновок. Мочало закупалось у частных лесовладельцев.
Кроме перечисленных промыслов, в уезде были и ремесла, которыми занимались небольшое число мастеров. В Большешурминской волости были специалисты, которые изготовляли из бересты бураки. Работали в уезде мастера, выделывавшие деревянные бороны, лопаты.
К концу XIX века в уезде насчитывалось 6 мастеров, изготовлявших берда. Бердовщики занимались приготовлением берд для ткацких станов. Обычно работали в течение двух месяцев. Для производства берда требовалась береза. А для рамки - ель. У бердовщиков был специальный станок - приспособление для расщепления заготовок (щепы) на мелкие зубья. В день бердовщик делал до 5 берд.
Токарный, столярный и самопрялочный промыслы
Токарный промысел в уезде начал распространяться в первой половине XIX века. Уже тогда в уезде значились токари, изготовлявшие на простейших станках изделия из дерева. В 1876 году в уезде насчитывалось токарей до 15 человек. В 1885 году в уезде токарным ремеслом занимались уже 39 человек. Тогда токари жили в Пилинской, Большешурминской и Мазарской волостях (от 2 до 7 человек).
Изготовляли токари в 1870-х годах хлебные чашки, деревянные тарелки, ступицы для колес, поставы (деревянные чашки - подставки под бочки для стока смолы), прялки, веретена, балясины и другие изделия. На изготовление этих предметов использовался липовый и осиновый лес.
Токарные станки делали сами токари. Инструментами мастера были: топор, долото, стамеска.
Первые станки были примитивными "с очепом" (длинным шестом, с помощью которого приводилась в движение рабочая часть станка).
Станок, приводимый в движение с помощью махового колеса и ремня, был внедрен в губернии где-то в 1860-1870 -х годах. Первым такой станок изготовил Егор Вачкин - солдат из Шурмы. Побывав где-то за пределами Вятской губернии, этот наблюдательный человек высмотрел конструкцию усовершенствованного токарного станка. Вернувшись в Шурму, он смастерил такой токарный станок.
Токари работали в особом помещении, вдвоем. Один приводил в движении станок, вращая маховое колесо, а второй - обтачивал, в это время, деревянные заготовки. На токарном станке два мастера могли за неделю изготовить до 100-150 чашек или столько же поставов.
В Сернурской волости были токари, которые выделывали деревянные курительные трубки, деревянные игрушки.
К 1901 году в уезде насчитывалось более. Кроме этого 14 мастеров занимались изготовлением самопрялок.
Самопрялочный промысел возник в уезде где-то в начала 1820-х годов. Тогда, первыми в Вятской губернии, к изготовлению самопрялок приступили токари из Шурмы и Буйского.
В книге "Вятские кустари" (изданной в г. Вятке в 1938 году) автор М. Н. Шатров приводит фамилии первых мастеров-самопрялочников. Один из них - М. П. Сипачев из Шурмы. Он увидел самопрялку у одного из горнозаводских крестьян, приехавших в Шурму из другой губернии. Будучи человеком смекалистым, Михаил Павлович Сипачев, работавший машинистом на Шурминском заводе - сделал сам такую же самопрялку. Причем, первая его самопрялка была сделана вручную. Уже позднее он сам смастерил токарный станок и с помощью его стал выделывать самопрялки.
В Буйский завод самопрялочный промысел был завезен из Каширского уезда Тульской губернии. Оттуда на завод в село Буйское приехали несколько семей горнозаводских рабочих, в их числе были хорошие столяры. Они - то и положили начало развитию самопрялочного промысла в Буйском. Самопрялки выделывали в уезде на протяжении многих десятилетий. В документах уездной земской управы неоднократно встречаются факты, касающиеся этого промысла. Речь шла о Шурминских самопрялочниках, изготовлявших изделия на продажу за пределы губернии, о необходимости создания склада кустарных товаров для того, чтобы можно было помочь самопрялочникам избежать услуг перекупщиков, которые наживались за счет мастеров.
Столярным промыслом в уезде в 1885 году занимались более 200 человек, из них 32 человека в Мазарской волости, 24 - в Малошурминской. Столяры чаще всего изготовляли оконные рамы. За неделю мастер мог сделать 20 рам. Некоторые мастера выделывали мебель: столы и стулья. В течение недели столяр-мебельщик мог изготовить два стола и 6 стульев.
Количество столяров в уезде увеличивалось. Если в 1876 году их было 80 человек, то к 1886 году столяров стало уже 226 человек. В начале XX века в уезде было уже 342 столяра. Кроме того 22 человека изготовляли оконные рамы. В начале XX века 154 человека в уезде занимались изготовлением тарантасов и экипажей, 82 мастера изготовляли ткацкие станы, 50 человек занимались производством сундуков и ящиков. Изготовлением деревянных ложек и вальков занимались в уезде 8 человек, 5 человек делали деревянные грабли и вилы. Особое место в промыслах, связанных с переработкой лесоматериалов, занимало плетение лаптей. В уезде в 1901 году насчитывалось более 350 человек, занимающихся этим промыслом. Число конечно явно незначительное. В каждой деревне, да почти в каждой семье умели плести лапти, которые в ту пору были основной обувью в крестьянском обиходе.
Источник:
1. В. А. Ветлужских. "Очерки истории Уржумского района”. Учебное пособие. Глава 14, "Промыслы и ремёсла”. |